Онлайн-беседа «Мы пришли в театр» ( 27 марта – Международный день театра)

Здравствуйте, дорогие читатели!

«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры», — небезосновательно утверждал В. Шекспир в комедии «Как вам это понравится». Что же, каждый из нас действительно играет в этой жизни свою определенную роль. И от нашего таланта, мастерства и профессионализма зависит не так уж и мало. Именно поэтому День театра — это не только всемирный, но и общечеловеческий праздник, не знающий, ни национальных, ни религиозных границ. Отмечается он сегодня, 27 марта. «День театра» — профессиональный праздник работников театра: актёров, театральных режиссёров-постановщиков, продюсеров, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций и даже билетёров и гардеробщиков — ибо, как ещё 23 января 1933 года, в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ, писал великий русский театральный режиссёр и преподаватель актёрского мастерства Константин Сергеевич Станиславский: «…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…».

Поздравляем с Днем театра! - Новости - Красноярский государственный театр  оперы и балета
С.Маршак
«В ТЕАТРЕ»
Народу-то! Народу! Куда ни кинешь взгляд, -
По каждому проходу идет волна ребят.
Сажают их на стулья и просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье, куда залез медведь.
Из длинного колодца - невидимо для глаз -
То флейта засмеется, то рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы, настала тишина,
И впереди за рампой раздвинулась стена.
И увидали дети над морем облака,
Растянутые сети, избушку рыбака.
Внизу запела скрипка пискливым голоском -
Заговорила рыбка на берегу морском.
Все эту сказку знали - о рыбке золотой, -
Но тихо было в зале, как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал, когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол, ладонью о ладонь.
И занавес трепещет, и лампочки дрожат -
Так звонко рукоплещет полтысячи ребят.
Ладоней им не жалко... Но вот пустеет дом,
И только раздевалка кипит еще котлом.
Шумит волна живая, бежит по всей Москве,
Где ветер, и трамваи, и солнце в синеве.

Мы с вами тоже очень любим театр, и много о нем знаем. Есть театр, где все истории рассказывают пением – опера, есть театр, где артисты танцем ведут рассказ – балет.  Театры бывают в больших и маленьких городах. А там, где нет здания театра, есть клуб со сценой и там показывают спектакли. А как называются люди, которые показывают спектакль? (актеры)  Расскажите мне, как называются театры, где актеры – куклы?  (Это кукольные театры, где есть спектакли и для детей, и для взрослых). Правильно. Давайте посмотрим это на экране. Просмотр видео отрывка: опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского, кукольный спектакль – «Необыкновенный концерт» театр Образцова

Слово «театр» — в переводе с греческого означает «место, где происходят зрелища». Театральное искусство возникло более 2,5 тысяч лет назад. В Древней Греции представления шли по несколько дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях. Само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. 27 марта в Древней Греции проходили великие праздники, они сопровождались весёлым шествием, на котором было много ряженых. А с 1961 года в этот день во всём мире стали отмечать Международный.

Театр играет огромную роль в жизни человека. Помогает в формировании его личности, его взглядов на жизнь, восполняет человеческую потребность в прекрасном. Сергей Дягилев, Анна Павлова, Владимир Немирович-Данченко, Федор Шаляпин, Олег Ефремов, Михаил Ульянов, Юрий Любимов…. Можно перечислять до бесконечности фамилии и имена людей, которые считаются гордостью России, которые сделали наш театр самым лучшим в мире и являются кумирами миллионов.

Всемирный день театра отмечается 27 марта - Парламентская газета

Театр  —  зрелищный  вид  искусства,  представляющий  собой синтез различных  искусств  —  литературы,  музыки,  хореографии, вокала,  изобразительного  искусства  и  других.  Существует множество  видов  театра:  драматический,  балетный,  оперный, кукольный,  театр  пантомимы,  театр  одного  актера,  эстрадный, детский,  авторский,  театр  зверей,  театр  песни,  теней  и  др.  К театральным  жанрам  относятся  трагедия,  комедия,  драма, трагикомедия, пародия, фарс, мелодрама и многие другие. Часто бывает  так,  что  один  вид  театрального  искусства  очень  трудно отделиРусский театр ведет свое начало с древности. Его истоки — это обряды, праздники, связанные с языческой культурой славян. Они сопровождались магическими действиями, песнями, плясками, заклинаниями. В представлениях принимали участие ряженые, которые изображали вымышленные мифологические существа, языческих богов и т.д. В истории русского театра принято выделять несколько этапов. Первый этап начинается с формирования родового общества и длится до XVII в. Второй этап завершается созданием постоянного профессионального театра в середине XVIII в. Следующий период — с конца XVIII в. до начала XX в., который ознаменовал появление режиссерского театра и новых эстетических концепций.

Первый этап — самый длительный в истории русского театра. Ни один праздник на Руси не обходился без театрализации. Сначала это были простые представления, в которых принимали участие целые деревни, позже они превратились в народные драмы. Магический элемент уже терял свою силу и значение — зарождались элементы коллективного творчества. Первоначально представления были хороводного типа, в них преобладала монолитность драматического и хорового действия. Все это сопровождалось диалогами и монологами, песнями, которые наполняли представления нужным смыслом. Известны так называемые русалии, которые проводились при встрече весны и представляли собой действа с участием ряженых в бесов и другую нечистую силу. Они существовали вплоть до XV в., когда смысл «русалий» существенно поменялся.

На Руси, как упоминается в летописях, существовали скоморохи — бродячие певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты. Многие связывают становление театра на Руси именно с появлением скоморохов. Отношение к ним было неоднозначным: с одной стороны, их воспринимали как носителей языческой культуры, с другой — как шутов с налетом светскости. Скоморохи были талантливыми и разносторонними исполнителями. Они умели играть на инструментах, исполнять песни, разыгрывать сценки, изображать зверей и птиц и т.д. За ними прочно закрепилась слава острословов и насмешников — представления, в которых принимали участие скоморохи, всегда искрились юмором или сатирой, создавали у зрителей веселое настроение. Выступления скоморохов были неотъемлемым элементом любого праздника: их приглашали выступать во дворах князей, бояр, они давали представления и на улицах, площадях, ярмарках, вовлекая в действо зрителей. Позже скоморошество подверглось преследованиям и гонению, так как церковь приравнивала их к язычникам и карала наравне с ведьмами и колдунами.

Первым профессиональным театром в России стал общедоступный театр в Ярославле, созданный актером-любителем и знатоком драматургии, театра и театральной машинерии (совокупность театральных механизмов), купцом Ф.Г. Волковым (1729-1763). В 1752 г. театр по изволению императрицы сыграл свои спектакли в Царском Селе («Хорев, Синав и Трувор», «Гамлет» А. Сумарокова и «Комедия о покаянии грешного человека» Д. Ростовского); актеров во главе с Волковым отдали в шляхетский корпус на обучение играть трагедии, а через четыре года, в 1756 г., опять-таки по указу императрицы, ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром».

Посещение театра в XIX веке: наряды, поведение и прочие шалости

Домашний же театр появляется в России только в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче.  Царь, жаждавший новых увеселений, создал в своей резиденции театр по образцу европейских, где драматическое искусство развивалось не в пример быстрее нашего. Первый же спектакль в новом театре имел огромный успех — несмотря на то, что шел он целых 10 часов, зрители досмотрели представление до конца и остались очень довольны. Новая царская забава быстро стала популярной среди знати: многие бояре устраивают у себя крепостные театры, формируя труппы из талантливых крестьян. Впрочем, сами владельцы далеко не сразу стали участвовать в представлениях — поначалу лицедейство полагалось занятием, не подходящим для знатного человека. Однако понемногу и сами дворяне включаются в игру: сначала появляются балы-маскарады, потом — семейные спектакли на религиозные (Рождество, Пасха) или светские темы. Сценарии для домашнего театра писал, например, Лев Толстой — причем в его сценках роли царские и боярские отдавались крестьянам, а простой люд играла барская семья. К концу XIX века домашние театрализованные сценки стали привычным способом проведения досуга для образованных дворянских семей.

Почему же домашний театр приобрел такую популярность в дворянской среде? Они разглядели в нем то, что увидели раньше древние греки: большие возможности для воспитания души и ума, для нравственного роста, культурного развития. Ведь театр и взрослых, и детей приобщает к огромному миру литературы и музыки, развивает тонкий вкус, художественное мышление, умение сопереживать, уверенность в себе — те качества, без которых невозможно представить себе психологически здорового и культурного человека.

КАКИЕ БЫВАЮТ ТЕАТРЫ?

Драматический.

Театр оперы и балета.

Театр сатиры.

Кукольный театр

Театр юного зрителя.

Театр зверей

Драматический. в этом театре ставятся пьесы по произведениям писателей, главное средство – слово. Не случайно драматический театр называют иногда разговорным. Слово «драма» — по – гречески обозначает «действие». Драмой или пьесой называют особый текст, который написан для показа зрителям, публике в театре.

Театр оперы и балета. В этом театре актеры поют и танцуют. А музыку к этим спектаклям пишут композиторы. Есть театр оперы и балета, где в спектакле главное – музыка. В опере (музыкально – драматическом спектакле), например, оперные артисты не говорят, а поют арии.

Есть театр оперетты. Оперетта – весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами. Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Слово «балет» происходит от латинского «танцевать».

Театр сатиры. В этом театре ставят спектакли, высмеивающие пороки и недостатки людей.

Кукольный театр. В этом театре играют куклы, которыми управляют актеры-кукловоды. На современной сцене кукольного театра куклы могут играть вместе с актёрами. Это замечательный театр, и куклы там бывают самые разные. Есть верховые перчаточные куклы (их артист надевает как перчатку на пальцы, а сам прячется за ширмой), есть куклы на нитках (кукловод управляет ими сверху, дёргая то за одну ниточку, то за другую. Главным театром кукол в нашей стране стал Центральный театр кукол в Москве, его создатель и руководитель – Сергей Владимирович Образцов.

Портал:Куклы и кукольный театр — Википедия

Театр юного зрителя . В этом театре ставятся постановки для детей

Театр зверей.  Там выступают звери. Роли в спектакле исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны..

Театральное здание – дом для волшебных представлений.

Сцена – главная часть театрального здания, площадка для игры актёров.

Рампа – граница между сценой и зрительным залом. Вдоль неё по самому переднему краю сцены устанавливаются осветительные приборы, невидимые зрителям (это лишь часть осветительной аппаратуры современного театра).

Перед сценой оркестровая яма. Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Дирижёр необходим для того, чтобы оркестранты играли стройно, в нужном темпе и ритме, как единый ансамбль. Иногда во время спектакля на сцене поют птички, шумит ветер. Это не оркестр, а работа звукооператора. Он включал запись – фонограмму. В театре есть целое собрание – фонотека всяких звуков. Можно включить шум дождя, рокот волн, гул толпы, свист ветра…

Сцена оборудована сложной осветительной аппаратурой: рампа (нижний свет), подвесные софиты (верхний свет), выносной свет (из зрительного зала), контражурный свет (из глубины сцены), местный свет, скрытые подвесы, световые эффекты, отдельные светильники. Специалисты по свету – осветители

А теперь поднимемся на подмостки. Это ещё одно название площадки, на которой происходит театральное действие. Заглянем за краешек занавеса. Кто – то что – то приносят, уносят, расставляют. Это рабочие сцены должны успеть поменять декорации для следующего действия. Избушка в лесу, дерево, скамейка – это всё декорации.

Артисты выступают на сцене. Перед ней оркестровая яма, за ней – партер. В партере самые удобные места. А потом пол поднимается горкой – это амфитеатр. Над амфитеатром – бельэтаж, над ним ярусы, дальше галёрка, дальше ложи и балкон.

Прежде, чем зрители пойдут в зрительный зал, они попадут в фойе. Здесь можно погулять и во время перерывов в спектакле. Часто в фойе на стенах висят фотографии артистов театра, фотографии сцен из спектаклей. В театре есть свои правила, например, если спектакль хороший, то зрители хлопают актёрам. А если зрители хотят увидеть спектакль ещё раз, они хлопают и кричат «Бис!», «Браво!»

В театре нельзя шуметь, особенно во время представления. Аплодировать можно после спектакля или в начале, если понравилось оформление сцены. Если в спектакле занят известный артист, его приветствуют аплодисментами, можно похлопать и после окончания действия.

Художник – постановщик – очень важный человек в театре, один из создателей спектакля, его художественного оформления. Декорация – оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия.

Реквизит происходит от латинского слова, которое в переводе на русский язык обозначает «необходимый». Так называют подлинные и бутафорские вещи, необходимые по ходу спектакля: портфель, велосипед, веер, очки, посуда, лампы и многое другое. Это необходимо, чтобы зритель лучше представил себе обстановку и время действия персонажей. бутафория – итальянское слово, означающее хлам. Бутафория – предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения, оружие, части костюма, люстры, подсвечники…Они по виду не отличаются от настоящих, но делаются из более лёгких и дешёвых материалов: из картона, папье – маше, дерева, гипса, холста… В дело идут фанера, жесть, проволока, пенопласт, пластилин. А большие бутафорские предметы делаются разъёмными. В театре работает много людей, профессии которых очень важны и интересны: осветитель, звукооператор, музыканты, гримёры, сотрудники театральных цехов…

Над спектаклем работает много людей. Кто же самый главный?

Главный человек в театре – режиссёр. От него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актёры, как прозвучит пьеса. Режиссёр выбирает пьесу, назначает на роли актёров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как спектакль будет выглядеть внешне, какими будут декорации, следит за подбором света, грима, звука, за декорациями, костюмами, музыкой. Режиссёр проводит репетиции с актёрами, объясняет им, как правильно двигаться, когда сделать паузу, какие слова произносить громче, тише. Репетиция в переводе с латинского – повторение.

Искусство актёра – искусство создания на сцене образа человека, героя пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре.

Амплуа – театральное понятие. Раньше театральный актёр выбирал себе роль одну на всю жизнь – амплуа: смешные роли или роли злодеев, роли героев или простаков.

Гримёрные – комната, где актёры переодеваются, отдыхают, готовятся к выходу на сцену. В комнате большое зеркало, лампа, перед зеркалом много баночек, коробочек с красками, гримом, кисточки. Актёры сидят перед зеркалом, а гримёр накладывает грим – раскрашивает лицо. Гримёр – интересная театральная профессия. Опытный гримёр может до неузнаваемости изменить внешность актёра – может использовать накладные усы, бороды, брови, носы…; из молодого сделать старичка – нарисовать морщины, приклеить бороду… В театре постоянно пользуются гримом.

В театральном ателье можно найти много костюмов и обувь. В театре есть и обувная мастерская.

Художник нарисует костюм, портные подберут ткань. Можно даже выкрасить ткань – этим занимаются художники по росписи ткани.

Прежде чем купить билеты в театр, нужно выбрать спектакль, который мы хотим посмотреть. Нам поможет в этом знакомство с репертуаром театра. Репертуар – список, перечень спектаклей, идущих в театре в данном сезоне. Поможет нам и театральная афиша – яркое, красивое объявление. На ней написано название спектакля

Слово «премьера» означает «первый» – спектакль совсем новый. Вот надпись «Касса». Над ней табличка «Аншлаг» — все билеты на спектакль проданы. Это слово происходит от немецких слов «афиша», «объявление». Так называют специальное объявление у кассы о том, что все билеты на спектакль проданы. Слово «аншлаг» можно употреблять и для обозначения полного сбора – вместо того, чтобы говорить «зал был полон». Значит, спектакль хороший.

Театральный спектакль делится на части – действия, или как их ещё называют – акты. В разных спектаклях разное количество действий. Антракт – перерыв между действиями, актами. Это слово происходит от французских слов, означающих в переводе «между» и «действие». Первое значение термина – перерыв между актами или действиями спектакля, концерта или представления. Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декораций. Но так же называется и небольшая музыкальная пьеса (музыкальный антракт). Она исполняется перед началом очередного действия в опере или спектакле с музыкой.

Пьеса делится на акты,

Между актами – антракты.

Но вот звенит первый звонок, второй. Спектакль начинается после третьего звонка.

В театр приходим     за 10-15 минут    до начала представления.

Форма одежды – торжественная, праздничная.

В театр всегда ходи опрятным,

Причесанным и аккуратным!!

Самые маленькие читатели могут познакомиться с театром в книге Театр. Рока Н.

Что такое искусство?! Театр. Рока Н.

 Рока, Нуриа. Театр /Нуриа Рока . — Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. — 35с. — 0+. — ISBN 978-5-222-22376-5.

Чтобы сыграть пьесу, нужно совсем немного: просто изобразить кого-то или что-то. Например, вспомни, какое у тебя выражение лица, когда ты грустишь или кто-то ласково тебя обнимает. Ты и твои друзья могут придумать тысячи историй и разыграть по ним пьесу. Попробуй, тебе понравится!

Теперь предлагаем всем желающим ознакомиться с правилами поведения в театре

В каждом театре наступает такое время, когда спектакль подходит к концу. И всем становится немного жалко расставаться с полюбившимися героями смешных и грустных историй. Подошла к концу и наша беседа. Мы попрощаемся друг с другом, но будем ждать новых встреч с волшебным миром театра.

Спасибо за внимание!

Аракелова М.А.