Юбилей артиста «Андрей Миронов: жизнь, творчество, судьба» (80 лет со дня рождения А. Миронова)

Здравствуйте, наши дорогие читатели!

7 марта исполняется 80 лет со дня рождения одного из самых любимых российских актёров —  Андрея Миронова, и наше сегодняшнее мероприятие — Юбилей артиста «Андрей Миронов: жизнь, творчество, судьба»» посвящается этому талантливому актеру.

Андрей Миронов родился 7 марта 1941 года в Москве, в семье известных эстрадных артистов Александра Семёновича Менакера и Марии Владимировны Мироновой. В то время в СССР развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом», имевшая антисемитский характер, вследствие чего родители Андрея приняли решение сменить сыну фамилию с отцовской на материнскую. Андрей с детства любил сцену, участвовал в школьных постановках, а с братом Кириллом любимым развлечением было изображать джаз-банд: Кирилл играл на рояле, а будущий актёр — на кухонных принадлежностях. В старших классах он записался в театральную студию при Центральном детском театре. Летом 1958 года окончил школу и поступил в Училище имени Бориса Щукина при Театре им. Е. Вахтангова. В 1960 году получил роль в своём первом фильме «А если это любовь?» режиссёра Юлия Райзмана.

В 1962 году Андрей Миронов с отличием окончил театральное училище. Он мечтал играть в Театре имени Вахтангова, но туда актера не пригласили. Был принят в труппу Московского театра сатиры, где проработал четверть века. Вскоре Миронов получил небольшую роль в спектакле «24 часа в сутки». Затем в 1963-м он сыграл Присыпкина в постановке пьесы Владимира Маяковского «Клоп». Этой его роли была посвящена целая статья в журнале «Театральная Москва». В ней говорилось: «Присыпкин в исполнении Миронова… сыгран по Маяковскому — яркими сатирическими красками, со множеством неожиданных гротескных граней. Впереди у Андрея Миронова новые роли, новые встречи со зрителями, и хочется думать — новые творческие победы». Еще через год Миронов сыграл финансиста Тушканчика в водевиле «Женский монастырь». После успешной премьеры актеру стали давать главные роли — Дон Жуана в постановке «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Хлестакова в «Ревизоре», Чацкого в «Горе от ума».

В начале 1960-х Андрей Миронов снялся в фильмах «Мой младший брат», «Три плюс два», «Год как жизнь». В 1965 году режиссер Эльдар Рязанов пригласил его в свою картину «Берегись автомобиля». Актер сыграл продавца комиссионного магазина Диму Семицветова. В том же году он снялся в ленте «Сказки русского леса».

В 1969 году Миронов исполнил роль Фигаро в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Кроме него в этой постановке играли Валентин Гафт, Вера Васильева и Нина Корниенко. Спектакль стал очень популярен у зрителей.

Известность Андрею Миронову принесла комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). https://youtu.be/B-iVfLX2tvY

 В ней артист сыграл контрабандиста Гешу Козодоева. В картине он исполнил песню «Остров невезения». Изначально Гайдай не хотел включать ее в фильм — не хватало хронометража. Но Юрий Никулин уговорил его добавить эпизод с песней в итоговую версию картины. Премьера «Бриллиантовой руки» состоялась в апреле 1969 года. Картина стала лидером кинопроката за 1969 год и вошла в пятерку самых популярных советских фильмов. Ее посмотрело более 76 млн зрителей. А песни из ленты фирма звукозаписи «Мелодия» выпустила на отдельной грампластинке.

В 1970-х Миронов снялся более чем в 20 фильмах. В 1971 году он сыграл бывшего учителя фехтования по прозвищу Маркиз в картине Владимира Бычкова «Достояние республики». В этой роли артист исполнил «Песенку о шпаге». В том же году Миронов вновь сыграл в фильме у Эльдара Рязанова — в комедии «Старики-разбойники».

В 1973 году режиссер пригласил артиста на главную роль в картине «Невероятные приключения итальянцев в России», на роль капитана милиции Андрея Васильева. Актер сам исполнял сложные трюки — прыгал с разведенного моста, спускался с шестого этажа по ковровой дорожке. Он снимался без дублеров и в эпизодах со львом. В 1973 году Андрей Миронов попробовал себя в роли театрального режиссера. Вместе с Александром Ширвиндтом он поставил пьесу Аркадия Арканова и Григория Горина «Маленькие комедии большого дома». В следующие несколько лет он работал над спектаклями «Феномены», «Бешеные деньги», «Прощай, конферансье» и другими.

В 1975 году на телевидении был показан водевиль «Соломенная шляпка», где он играл Фадинара. Критик А. Демидов писал, что актёр создал в этом фильме одну из лучших своих ролей и, наверное, впервые сыграл Фадинара грустным; в 1976 году — «Небесные ласточки» — советский двухсерийный музыкальный комедийный телефильм, где Миронов сыграл Селестена (он же «Флоридор» —  преподаватель пения в пансионе и тайный композитор театра).

В 1976 году Миронов снялся в экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Режиссер Марк Захаров предложил актеру роль авантюриста Остапа Бендера. В ленту добавили больше музыки и песен. Их написали композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким. В картину вошли композиции «Белеет мой парус…» («Песня Бендера»), «Рио-де-Жанейро», «Танго Остапа» («Странствуя по свету, словно птица…») и «Билет на пароход» в исполнении Андрея Миронова.

Захаров пригласил Миронова в свой следующий фильм — трагикомедию «Обыкновенное чудо» (1979) по одноименной пьесе Евгения Шварца. В ней актер сыграл министра-администратора. В картине он вновь исполнил несколько музыкальных композиций — в том числе «Песню о бабочке» и «Финальную песню» («Давайте негромко, давайте вполголоса…»). 4 мая 1979 года состоялась премьера фильма «Трое в лодке, не считая собаки» по одноименной повести Джерома К. Джерома.

В 1980-х Миронову давали в основном комедийные роли. В это время он сыграл в фильмах «Будьте моим мужем», «Назначение». Миронов снимался и на телевидении. Он участвовал в программах «Голубой огонек», «Кинопанорама», «Вокруг смеха». Также актер ездил с гастролями по СССР и давал концерты. На них артист исполнял песни из фильмов «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Соломенная шляпка». 14 ноября он был награждён медалью «За трудовую доблесть», 18 декабря 1980 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Андрею Миронову присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР».

В 1984 году актер снялся в фильме «Блондинка за углом» и в картине Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», где сыграл писателя Ханина. Эта роль стала одной из немногих драматических в фильмографии артиста.

Последней ролью Миронова в кино стал миссионер Джонни Фест в вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Режиссер несколько месяцев уговаривала актера сыграть в этом фильме. Она не хотела, чтобы главную роль в ленте исполнял кто-то, кроме Миронова. Композитор Геннадий Гладков, который написал музыку для «Человека с бульвара Капуцинов», вспоминал: «Андрей тогда был грустным, уставшим, часто нервничал, был недоволен съемками. Переживал и мучился из-за роли с заранее запрограммированным концом. Поэтому и сыграл свою роль в этом фильме серьезно и с большой душевной болью». Картина заняла второе место в прокате за 1987 год — ее посмотрело почти 40 миллионов зрителей.

Летом 1987 года Андрей Миронов вместе с труппой Театра сатиры отправился на гастроли в Ригу. 14 августа, прямо во время спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», актер потерял сознание. Через два дня, 16 августа 1987 года Андрея Миронова не стало. Похоронили артиста на Ваганьковском кладбище в Москве. 1 ноября 1988 года Народным артистом России Рудольфом Фурмановым был основан Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.

Яркий советский актер Андрей Миронов, всенародный любимец, запомнился зрителю своими неповторимыми искрометными образами и комичных персонажей, и лирических героев. Он был необыкновенно талантлив, выкладываясь в роль на 100 процентов. Мастер импровизаций, Андрей Александрович одним голосом, взглядом умел удивить публику, заразить своим жизнелюбием, увлечь песнями… То благородный, то циничный, то ироничный, то задумчивый. В его творческой копилке разноплановые роли, и даже откровенные жулики в его исполнении прекрасны, и сердиться на них не хочется. Необыкновенное обаяние, искренность, тонкий юмор и внутреннее изящество, огромная энергетика артиста делали каждую его роль яркой и незабываемой.

Блестящий артист, чья игра поражала филигранной техникой и импровизационным блеском, остроумный, тонкий и удивительно светлый человек, которого обожала вся страна, Андрей Миронов по-прежнему как будто пребывает где-то среди нас. Созданный им образ веселого симпатичного парня (иногда – ловкого милого прохвоста), не может уйти из жизни, ибо он – сама жизнь. Театральные работы в Театре сатиры (Фигаро – «Безумный день, или Женитьба Фигаро», Хлестаков – «Ревизор» и др.); фильмы «Бриллиантовая рука» Л. Гайдая, «Берегись автомобиля» и «Невероятные приключения итальянцев в России» Э. Рязанова, «Блондинка за углом» В. Бортко, «12 стульев» М. Захарова принесли артисту всенародную славу.

Личность Андрея Миронова знаковая в отечественной культуре. Многие считали Андрея Миронова баловнем судьбы, беззаботным и радостным, создающим атмосферу непрекращающегося праздника. Он вел свою партию с азартом и блеском, словно и сам был на сцене и на экране тем самым Фигаро, который сегодня тут, а завтра там. «Лицо советского актерского искусства. Таких больше нет, и заменить его некому», – так говорят коллеги об Андрее Миронове. – «Такие артисты, как Андрей, рождаются, наверное, на век один раз». Андрей Миронов – актер с огромным драматическим потенциалом, не раскрытым до конца. Он стал выразителем своего времени, свободным человеком в несвободной стране. После его смерти одна из зрительниц написала письмо: «Говорят, Андрей Миронов за свою короткую жизнь вдоволь наигрался. Может это и так. Только мы, зрители, не насмотрелись». Нет такого человека, который бы не знал его имени. Его любили все… Люди смотрят его фильмы, слушают его песни, читают о нем. Он присутствует в наших домах, в наших умах, в наших сердцах.

«Он родился на сцене — и он умер на сцене,

нам оставив на память грустный взгляд, песни, смех.

Четверть века прошло — не одно поколенье,

а его Фигаро не теряет успех».

Михаил Мазель

В нашей библиотеке вы можете найти книги о жизни и творчестве замечательного артиста Андрея Миронова:

Егорова, Т. Н. Андрей Миронов и Я  / Т. Н. Егорова. — 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Эксмо, 2008. — 622 с. – ISBN  978-5-699-30412-7.

Это откровенный роман о любви, о времени, о театре. О любви страстной, романтической и выстраданной. Татьяна Егорова — актриса театра и кино, журналистка и писательница. В своей автобиографической драме Татьяна Николаевна делится историей непростых взаимоотношений с кумиром миллионов – актером Андреем Мироновым. Татьяна Егорова выразительно передала атмосферу театра с его бесконечными интригами, фальшивыми улыбками, завистью, борьбой за лучшие роли и место под софитом. В этой книге вы встретитесь с личностями яркими и неординарными, которых судьба ставила в сложные, порой неоднозначные ситуации. Татьяна Егорова дополнила книгу комментариями, которые написаны с полным доверием к читателю.

Бондаренко, В.В. Сто великих российских актеров / В. В. Бондаренко. – Москва : Вече, 2014. — 415 с. — (100 великих). – ISBN  978-5-4444-1642-6.

Наши прославленные мастера сцены и экрана давно признаны во всем мире, а вклад их в мировую сокровищницу культуры настолько значителен, что без русских имен европейский театр двухвекового периода, а вместе с ним кинематограф XX века представить невозможно. Достаточно вспомнить Михаила Щепкина, Марию Ермолову, Веру Комиссаржевскую, Василия Качалова, Фаину Раневскую, Николая Хмелева, Ростислава Плятта, Иннокентия Смоктуновского и еще десятки блистательных имен, каждое из которых могло бы составить отдельную страницу в истории мирового актерского искусства… Очередная книга серии знакомит читателей со ста самыми знаменитыми российскими актерами, один из которых — Народный артист РСФСР Андрей Александрович Миронов.

А теперь приглашаем всех желающих поучаствовать в викторине «Знаете ли вы творчество          А. Миронова?»

И закончить наше мероприятие хотелось бы словами великого артиста: «Жизнь – великое благо. И она у человека, как выясняется, очень недлинная. В ней хватает и несчастий, и горя, и драматизма, сложностей, неурядиц. И поэтому надо особенно ценить мгновения счастья и радости – они делают людей добрыми. Когда человек улыбается, смеется, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше…»

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Куликова Н.В.