Вечер-портрет «Мастер света и портрета» к 180-летию Пьера Ренуара.

Добрый вечер, уважаемые читатели и посетители блога!

25 февраля свой день рождения отмечает один из известнейших представителей импрессионистского течения в живописи Пьер Огюст Ренуар. Огюст был родом из бедной семьи, но с детства отличался выраженным художественным дарованием. Это был человек со сложной судьбой, который пронес любовь к искусству через всю жизнь. 

Оригинальный взгляд на искусство сделал его едва ли не воплощением всего течения импрессионизма. Произведения Ренуара выставляются на всеобщее обозрение во множестве картинных галерей по всему миру. За все время он создал больше тысячи полотен.

Ренуар мог и не стать художником. Мальчиком пел в церковном хоре, и преподаватель всерьез настаивал, чтобы его отдали учиться музыке. Однако когда родители заметили, как красиво их сын рисует углем на стенах, то они отправили его в подмастерья. Он расписывал фарфор в мастерской господина Леви. 13-летний Ренуар работал невероятно быстро и качественно. Хозяин мастерской не знал, радоваться ему или огорчаться. «Мальчишка! А зарабатывает такие деньги!» — вздыхал он. Господин Леви и понижал ставку юному дарованию и переводил его на сдельную оплату, но все равно Пьер Огюст работал с такой скоростью, что в скором времени заработал столько денег, что их хватило на покупку дома для родителей.

Автопортрет. Пьер Огюст Ренуар, 1876 г.

На исходе 1862 года, Огюст Ренуар осуществил своё заветное желание и поступил на обучение в парижскую Школу изящных искусств. Там он попал в мастерскую художника Шарля Глейра, придерживающегося академического стиля. Молодой человек уже имел солидный опыт, но добросовестно посещал все занятия и учился академическому рисунку. Однако Глейру сразу же не понравилось, как Ренуар работал с цветом: уже тогда художник использовал сочные яркие краски, что не приветствовалось в академической среде. Однажды учитель даже высказал опасения, как бы его вольнолюбивый ученик не стал вторым Делакруа – ведущим представителем французского романтизма, прекрасно работавшим цветом и являющимся настоящим кумиром Ренуара, но в глазах художников академического толка бывшим «отступником». Огюст был не единственным молодым художником в мастерской Глейра, пытавшемся бунтовать против академической манеры и найти свой собственный новый путь. Он очень скоро подружился с Клодом Мопсом, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем, которые имели очень близкие взгляды на живопись и горячо обсуждали возможности её возрождения, под которым понимали освобождение от оков академизма. Немного позже к ним присоединился и Камиль Писсарро. Обучение длилось не долго, всего через год Ренуар был вынужден покинуть школу живописи, поскольку больше не мог её оплачивать. Занятия в мастерской он заменил работой на пленэре, вместе со своими новыми друзьями, которые вскоре также неожиданно завершили художественное образование из-за того, что мастерская Глейра была закрыта.

В 1866 году Ренуар пишет одни из своих ранних натюрмортов «Натюрморт с большой цветочной вазой» , написанный в духе голландских натюрмортов и рождающий радостное впечатление своими яркими, но нежными и одновременно сочными цветами.

«Натюрморт с большой цветочной вазой» 1866г. (Художественный музей Фогта, Кембридж)

В этом же году он создает картину «Трактир матушки Антони» . В отличии от цветущих натюрмортов, колористическая гамма этой работы довольно темная, с доминирующим чёрным цветом. Визуальная выразительность построена на контрасте: чёрные костюмы посетителей трактира подчеркивают белоснежность скатерти на столе, а также резко контрастируют со светлыми пятнами белых воротничков, передника прислуживающей женщины, светлой широкополой шляпы одного из героев и разлегшейся у него под ногами белой собаки.

«Трактир матушки Антони» 1866 г. ( Национальный музей, Стокгольм)

Произведение ярко демонстрирует мастерство и принципы Ренуара в построении композиции с помощью света и цвета: белоснежная скатерть как бы заключена в кольцо, состоящее из чёрных фигур, которым не дает сливаться в общую массу вкрапление белых аксессуаров. Особую гармонию распределению цветов придает нанесение белых пятен буквально «в шахматном порядке». Картина характеризует художника, как прекрасного портретиста, и великолепного мастера натюрморта: вся сервировка стола выписана с большим мастерством, остатки еды и посуда необычайно реалистичны.

Несмотря на то что в разные периоды творчества Ренуар кардинально пересматривал многие свои приёмы, особенностью его письма всегда была эмоциональность, лёгкая мимолетность. Он делал быстрый живописный набросок, создаваемый по первому впечатлению. Именно к этому всегда стремились в своих исканиях импрессионисты.

Когда Огюст Ренуар оказался в доме Рихарда Вагнера, он сумел написать портрет прославленного композитора всего за 35 минут.

«Портрет Вагнера» 1882 г. ( музей д’Орсе , Париж )

Художник, живо интересовавшийся жанром портрета часто писал своих друзей – импрессионистов, изображая их в привычной обстановке за повседневными занятиями, совмещая таким образом портрет с жанровой живописью и создавая документальные источники, рассказывающие нам о жизни этих людей. Ренуар, оптимист по натуре, через все своё творчество пронес любовь к отображению праздника жизни, танцующих или отдыхающих дам и кавалеров. Художник старался не обращать внимания на темные стороны бытия, он искренне считал, что искусство должно дарить людям прекрасные мгновения наслаждения, а не выполнять роль назидания или скучного поучения.

«Завтрак гребцов» 1880- 1881 гг. ( Собрание Филлипса, Вашингтон )

 Пьер Огюст Ренуар часто повторял, что ничего не смыслит в живописи, его интересуют только женщины, дети и розы. Более того – любые разговоры об искусстве нагоняли на него тоску, а порой и вовсе приводили в бешенство. В своих картинах Ренуар показывал человека в неожиданных жизненных ситуациях, при общении с близкими и родными, в единстве с красотой природы. Мастер стремился показать праздничную сторону жизни горожан. На его работах мы видим безмятежные сцены отдыха, пестрых героев, динамичные прогулки, балы с танцами.

«Бал в Мулен де ла Галетт» 1876г. (Музей Орсэ)

Классическая академическая живопись существовала лишь в контексте узкого спектра мифологической, религиозной и исторической тематик, не признавая изображения современной эпохи. Предметы и вещи на натюрмортах, пейзажах и портретах изображались идеализированными, а не такими, какими их видит человеческий глаз на самом деле. Мечтой импрессионистов было вернуть живописи настоящую жизнь. Молодой Ренуар, вслед за Моне стал писать на пленэре, так как только такой метод позволял добиваться передачи естественного солнечного освещения, придавая картине ту непосредственность, которая необратимо утрачивается при работе в мастерской по памяти. Именно свет стал основным «действующим лицом» его картин. Однако, в отличие от Моне, Огюста Ренуара больше интересовала человеческая фигура, помещенная в эту волшебную свето-воздушную среду, чем природа сама по себе.

Портрет своего друга и коллеги Клода Моне Ренуар выполнил в темных тонах, сделав его почти монохромным. Тем не менее, образ друга художника получился очень живой, он показал Моне именно таким, каким сам видел его каждый день: в шляпе, со свежей газетой и дымящейся трубкой в зубах.

«Моне читает» (1872 год, Музей Мармотен, Париж)

Ренуар изучает эффекты освещения, обыгрывает высветленные и затененные участки лица Моне и газеты в его руках. Виртуозно разбавляя общий темный колорит полотна теплыми оттенками на кистях рук, лицеи спинке стула, а также белым цветом газеты. Так художник добивается гармоничной композиции, выстроенной цветом. Ткань костюма почти смешивается с темным фоном, будто поглощается окружающим полумраком. Именно этого эффекта и добивался живописец, для передачи атмосферы позднего чтения, при слабом освещении.

Ренуар неслучайно считается мастером светского портрета. Художник наделял изображения толикой сентиментальности, вызывающей расположение зрителей. В своих картинах Ренуар показывал человека в неожиданных жизненных ситуациях, при общении с близкими и родными, в единстве с красотой природы. Несмотря на то что в разные периоды творчества Ренуар кардинально пересматривал многие свои приёмы, особенностью его письма всегда была эмоциональность, лёгкая мимолетность. Он делал быстрый живописный набросок, создаваемый по первому впечатлению. Именно к этому всегда стремились в своих исканиях импрессионисты.

«Женщина с розой в волосах» 1876г. (Музей Вальрафа-Рихальца )
«Девушка расчесывающая волосы» 1876г. (Национальная галерея искусства)
» Портрет мадам Шарпантье » 1876-1877гг. (Музей Орсэ)
«Портрет Эжена Мурера» 1877г. (Метрополитен-музей)

Работы Ренуара прекрасны, воздушны. Особенно сам художник любил изображать женские портреты. Эти портреты пронизаны светом и огромной любовью к изображаемым моделям. Он лелеял, воспевал женскую красоту, делая это искренне, с восторгом. Его полотна завораживают. Художник играючи расставляет цветовые и световые акценты по полотну холста. «Мастер света и портрета»- так заслуженно называют Ренуара по сей день.  

В заключении предлагаем вам перечень книг , в которых рассказывается о жизни и творчестве Пьера Огюста Ренуара- художнике, который рисует свет.

«Великие художники. Альбом 14. Ренуар.»
Дарья Перова.
«Ренуар» Лилия Байрамова.
«Жизнь Ренуара» Анри Перрюшо
» Ренуар. Жизнь и творчество в 500 картинах» Сьюзи Ходж
«Ренуар» Жан Ренуар.


А наш замечательный вечер с великим художником подошел к концу. Спасибо за внимание!

Ждем вас в нашей библиотеке! Там вы всегда можете выбрать интересную литературу, посвященную культуре и искусству!

Филатова Е.А.