Цикл мероприятий к Году педагога-наставника. Час-знакомство «Гуманист, педагог, мыслитель». (К 105- летию В. Сухомлинского) (в рамках проекта «Библиотека. Писатель. Наставник»)

Здравствуйте, дорогие читатели!

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.

Одним из самых известных советских педагогов с новаторскими методами работы был Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Сухомлинский — новатор в образовании, выступавший против наказания детей и за уважение личности ребенка. В Китае изучение его идейного наследия входит в программу школ и университетов. Большинство идей и мыслей Сухомлинского до сих пор актуальны. Он считал, что в школах мало учат настоящей жизни, а оценки по предметам вредят детям. Педагог был уверен, что со старшеклассниками нужно вести беседы о семье, любви и браке, поэтому в его школе был предмет, где детей учили взаимоотношениям.

Он писал не только для учительского сообщества и детей, но и для семей. В своем произведении «Родительская педагогика» он высказал удивительно новаторскую для того времени мысль о том, что отцы должны ухаживать за детьми в том же объеме, что и матери. Кроме того, Сухомлинский обратил внимание родителей на то, как важно не переставать заниматься своим развитием на протяжении всей жизни: «Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает».

Система Сухомлинского во многом построена на приобщении к природе. В хорошую погоду он проводил уроки в саду под голубым небом и вместе с учениками сочинял истории о муравейниках, листьях и облаках. С помощью окружающего мира педагог пробуждал в детях поэтическое творчество. В книге «Сердце отдаю детям» он писал: «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями». Вот лишь некоторые высказывания педагога: «Наука педагогика рассчитана не только для учителей, но и родителей»; «Детство, — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь»; «Без знаний человек не сможет прожить в этом мире»; «Вокруг подростков кипит сложная и противоречивая жизнь: часто они оказываются на перекрестке идейных влияний. Нужно не укрывать их от чужих идейных влияний, а сталкивать с ними, понуждать пытливую мысль к самостоятельному анализу жизненных явлений и ситуаций». 

Биография педагога полна любви и понимания к детям и трагическими событиями.  В юные годы будущий заслуженный учитель и герой социалистического труда пережил Великую Отечественную войну, которая оставила в его сердце напоминание в виде осколка от снаряда.

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Васильевка на Украине, в крестьянской семье, воспитавшей четверых детей (все стали учителями). Семья не отличалась особым достатком, но родители были людьми образованными и уважаемыми.

Отец мальчика до революции работал простым плотником и столяром. После революции приобщился к общественной деятельности, был корреспондентом, а после стал преподавателем труда в школе.  Мать сидела дома и шила на заказ различные изделия и одежду. Родители были дружными, не ссорились на глазах детей и растили их, не подвергая наказаниям. Помимо Василия в семье еще росли два сына и дочь. Семья старалась поддерживать другу друга, ведь это были трудные времена в стране. В 1933 г. Вася закончил школу-семилетку и поступил в Кременчугский педагогический институт. Парень хорошо ладил с одноклассниками и был одним из лучших учеников. В 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 41-м добровольцем ушёл на фронт. После тяжёлого ранения в 1942-м (осколки так и остались под сердцем), как ни рвался снова в строй, его демобилизовали и направили директором средней школы в Удмуртии.

Педагогическая деятельность

После освобождения Украины от фашистов Василий Александрович вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо. С 1948 года Сухомлинский — директор средней школы в посёлке Павлыш недалеко от Кременчуга, где проработал до конца своей жизни. Всю жизнь он жил школой и детьми, ежедневно встречая на крыльце своих учеников и учителей, и каждого приветствуя по имени.

В Павлышской школе книге придавалось огромное значение. Личная библиотека самого Сухомлинского составляла 19 тысяч томов. Ею могли пользоваться и учителя, и ребята. Традиционный Праздник Книги, на котором принято было дарить друг другу книги, проходил в Павлышской школе 31 августа, накануне начала учебных занятий. Сухомлинский высоко ценил роль сказки в личностном развитии ребёнка и был уверен, что в каждом ребёнке дремлет поэт, сказочник, надо только пробудить его. В его школе ребята 6-8 лет сочиняли сказки, 8-9 лет – поэтические миниатюры, 10-11 – миниатюры прозаические. В 12-14 – создавали сочинения на заданную тему, в 15-17 – сами выбирали темы для своего эссе… Более тысячи сказок написал сам Сухомлинский. Сочинённое школьниками собрано в нескольких десятках томов. Традиционным стал в школе Праздник сказки…

Работая директором школы в Павлыше, Сухомлинский всю свою жизнь посвятил написанию работ по детскому воспитанию и педагогике, цитаты и выдержки из которых актуальны и известны до сих пор. В Павлышской школе педагог занимался исследовательскими проектами по психологии детей под названиями «Школа радости» и «Школа под голубым небом». Кроме этого, проводил педагогические семинары.  Со старшеклассниками проводились отдельные факультативные занятия, обучающие детей этике и семейной жизни. Для родителей учеников устраивал специальные собрания, которые вскоре переросли в создание школьного родительского клуба. Педагог считал, что учебный процесс должен приносить удовольствие и ученику, и учителю. Чтобы заинтересовать детей, Василий Александрович разработал программу «Воспитание красотой». Она основывалась на сочинении рассказов и сказок для детей. Василий Александрович разработал множество новаторских идей по работе с детьми и их воспитанию. Все свои силы он отдавал юным воспитанникам, рассказывая им о добре, верности своей Родине и народу, важности с уважением относится ко всему живому.

В своей итоговой статье «Чем лечить мозг — мыслью, трудом, творчеством — или лекарствами?» педагог-новатор рассказал о своей работе с необучаемыми детьми. Они почти не разговаривали, не смеялись и плохо запоминали. На прогулках «под голубым небом» педагог-гуманист концентрировал их внимание на красоте природы. И спустя время дети начинали сочинять миниатюры о солнце, каплях росы и листьях деревьев. В итоге все 107 детей, которые пришли в Павлышскую школу малоспособными, стали умными и образованными людьми.

Основные принципы работы педагога были следующие: обучение ребенка без давления; доверие к чаду; воспитание без угроз и наказаний; прививание моральных ценностей; взаимопонимание и согласие на общую работу учителя, родителя и ученика; способность ученика самому выбирать норму поведения и образ жизни, а также уметь самостоятельно отвечать за этот выбор. Именно такая система идей, по мнению Сухомлинского, способна вырастить из маленького человека настоящую устоявшуюся личность.

Радость познания: это один из ключевых принципов педагогической системы Сухомлинского. Он хотел, «чтобы все воспитанники были влюблены в науку, в школу, чтобы книга, интеллектуальные богатства стали главной страстью и главным интересом человека, сидящего за партой». В Павлышской школе работало около восьмидесяти кружков и объединений, которые вели учителя. Сухомлинский постоянно повторял: «Ученики — увеличительное стекло незнания учителя». И всячески поощрял стремление учителей учиться. Выпускники Павлышской школы поступали в самые престижные учебные заведения.

В те годы, когда королевами наук были физика и математика, Сухомлинский одним из первых заговорил о важности гуманитарного образования. «Очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами, – это, на мой взгляд, проблема номер один и в школьном, и в вузовском воспитании. «Век математики» — слышишь на каждом шагу, «век электроники», «век космоса». Все это неплохие крылатые выражения, но они не отражают всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека – вот что главное…» Сухомлинский всегда говорил, что не надо стыдиться быть тонким, впечатлительным, отзывчивым: «Учиться на человека надо всю жизнь.  Пусть стыдятся те, у кого душа «окаменела в нечувствии».

Сухомлинский считал, что природа – могучий источник мысли и чувства. «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, — обращался Сухомлинский к учителям в своей книге «Сердце отдаю детям», — и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Природа даёт ребёнку возможность остаться наедине со своими мыслями и чувствами. «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное… Среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать».

Дети, которых учил Сухомлинский, пережили трагедию войны, у многих были личные, семейные трагедии. Он мечтал «выпрямить согнутую горем, несчастьем, страданием, злом, невежеством родителей душу ребёнка, сделать её несгибаемой». И учитель каждое утро стал водить ребят в лес, в степь встречать рассвет. Он был убеждён, что природа лечит душу. «В тихое майское утро собрались мы в школе. До восхода солнца пришли на опушку леса. Это был мой любимый уголок, с этого места открывается чудесный вид на большой пруд, в зеркале которого отражается вся игра красок рождающегося дня. Сели на траву. С волнением я ожидал, как откликнутся детские сердца на изумительную красоту утренней зари. Я рассказал детям сказку, родившуюся в моей голове здесь же: «Где-то далеко, за горами и морями, живёт Волшебник. Он – Творец Красоты. Он счастлив только тогда, когда его красоте радуются люди. Он добр. Каждую ночь он вспахивает большое поле и сеет на нём маки. К рассвету маки расцветают. Огромное, безграничное поле маков – вот что такое розовое небо, которое вы видите, дети. Видите, как играет, трепещет солнечный луч на каждом маковом лепестке…». Дети слушали, затаив дыхание…». Какой поэтичный (и духовный, хотя сам Сухомлинский тогда об этом, конечно, не думал) образ! И как раскрывается в этом эпизоде сам Сухомлинский – человек с глубокой, нежной душой поэта.

До 1967 года профессиональная судьба Сухомлинского складывалась благополучно: директор сельской школы, писатель, которого признавали в Москве и печатали в прессе. Это вызывало зависть у коллег. Однако его знаменитая книга «Сердце отдаю детям» шла к читателю целых семь лет, продираясь через бесконечные идеологические правки. Всего его произведения бесконечно и беспощадно редактировали. Страницы в книге, где описывалось, как педагог гулял с детьми и беседовал о природе, правили на разговоры о курсе партии.

Май 1967 года подкосил здоровье педагога. В «Учительской газете», где вышла статья «Нужна борьба, а не проповедь», раскритиковали его гуманные взгляды. Сухомлинского обвинили в мелкобуржуазности и «абстрактном гуманизме»: идея любви к ребенку просто так, вне классовых и политических принципов, была не допустима в коммунистической стране. Выйдя из больницы, где лечили его больное сердце, он снова оказался там.

В 1970 года всеми любимого учителя, директора и педагога не стало. Похоронили Василия Александровича на территории школьного двора в поселке Павлыш. За свой вклад в педагогику и добросовестный труд в обучении детей Сухомлинский получил награды: «Заслуженный учитель школы»; «Государственная премия Украинской ССР»; «Герой Социалистического Труда».

Предлагаем вашему вниманию просмотр документального фильма о В. А. Сухомлинском «Сердце, отданное людям».

Труды В. А. Сухомлинского

Сухомлинский — автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках. Основная часть его трудов посвящена  детскому воспитанию и психологии. Предлагаем вашему вниманию обзор литературы «Любовь к человеку».

Самой известной работой считается «Сердце отдаю детям» — трилогия о становлении личности ребёнка. В этом произведении автор проводит анализ взаимоотношения учеников и учителей, детей и родителей. На основе этого приводит наиболее эффективные приемы обучения и воспитания детей. В работе Сухомлинский призывает ценить и понимать душу ребенка, помогать распознавать добро и зло, уделять время на его воспитание.  Книга посвящена воспитательной работе с дошкольниками и учениками начальных классов, но не является пособием по педагогике, а служит в первую очередь духовному развитию воспитателей и учителей, взращиванию любви, чуткости, ответственности. В основе гуманистической педагогической системы автора — неразрывность воспитания и образования, нравственно-эстетического, физического и трудового развития в становлении гармоничной личности. Книга помогает понять, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к людям и родной земле.

Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Москва : Концептуал, 2019 г. – 320 с.

«Рождение гражданина» — продолжение трилогии о становлении личности ребёнка, её начало — «Сердце отдаю детям», заключение  — «Письма к сыну». Книга посвящена сложным вопросам формирования личности подростка. Как воспитать интерес к знанию, как научить трудиться с радостью, пробудить и развить стремление к красоте, вызвать желание стать настоящим человеком — человеком высоких нравственных идеалов — и, главное, как воспитать духовную несгибаемость, качества гражданина, живущего по нравственным законам, — эти непростые и острые проблемы встают со страниц книги. Она проникнута глубокой думой о человеке будущего и не является пособием по педагогике, а служит в первую очередь духовному развитию воспитателей и учителей, взращиванию любви, чуткости, ответственности.

Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. — Москва :  Концептуал, 2017 г. – 346 с. – (Образование, воспитание).

«Письма к сыну» — завершение трилогии о становлении личности ребёнка — «Сердце отдаю детям» и «Рождение гражданина». Книга является органическим продолжением мыслей педагога о воспитании гармоничной личности молодого человека. Написанная в своеобразном жанре, она содержит беседы отца и сына-студента о смысле жизни, роли труда, личностном и профессиональном развитии, о гражданском, нравственном и физическом становлении молодого человека, о восприятии им окружающей жизни, о роли отца и матери в семье — и многих других проблем и вопросов, которые волнуют молодёжь в любые времена. Этот глубокий педагогико-публицистический труд будет интересен и полезен для широкого круга читателей.

Сухомлинский, В. А.  Письма к сыну : книга для учащихся / В. А. Сухомлинский ; [предисл. Г. Медынского]. — Москва : Просвещение, 1987. – 120 с.

В основу «Книги о любви» положена до сих пор еще не опубликованная рукопись известного советского педагога В.А. Сухомлинского. Достоинство предлагаемой работы состоит в целостном освещении проблемы любви, в тесном увязывании ее с актуальными социальными и идеологическими вопросами, с животрепещущими педагогическими проблемами, с необходимостью формирования активной жизненной позиции молодого человека. Книга рассчитана на читателей разных возрастов, особенно на юношество.

Сухомлинский, В. А. Книга о любви / В. А. Сухомлинский . — Москва : Молодая гвардия, 1983. — 191 с.

В книгу «Мудрость родительской любви» вошли произведения из педагогического наследия В. А. Сухомлинского, известного советского педагога, подвижника, отдавшего всю свою жизнь, все свое сердце самому благородному делу на Земле — воспитанию человека. Семья — основа всего человеческого и основа нашего общества. Забота о семейной педагогике всегда волновала учителя, не отделявшего школьное воспитание от семейного и считавшего, что «нет сложнее мудрости, чем отцовская и материнская мудрость воспитателей человека». Как воспитать настоящего человека — вот главный вопрос его творчества.

Сухомлинский, В. А. Мудрость родительской любви / В. А.  Сухомлинский. Москва : Молодая гвардия, 1988. — 304 с. — (Библиотека для родителей).

Книги Василия Александровича Сухомлинского давно стали золотым фондом отечественной педагогики. Его беседы о добре и зле, о совести, о любви к детям, о том, как воспитывать родителя в себе – вопросы, о которых мы забыли на гребне 90-х – 2000-х, но которые мощным колоколом звучат сегодня. Как сохранить человека в себе и как вырастить его в своем ребенке – вечная тема, отраженная Сухомлинским просто и мудро в книге «Родительская педагогика». В ней автор помогает родителям понять своих детей и воспитать их правильно.

Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. — СПб : Питер, 2017. – 207 с. – (Родителям о детях).

В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. Причём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленность учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создаёт для другого. Задание педагога — не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. — Москва : Советские учебники, 2021. – 270 с.

Помимо педагогических работ, Сухомлинский писал рассказы и сказки для детей: «Оскорбительное слово»; «Лепесток и цветок»; «Обыкновенный человек»; «Жадный мальчик»; «Жизнь птиц зимой»; «Зайчик и месяц»; «Как белочка дятла спасла» и др.

Детство – это ключевой период жизни любого человека, когда ребенок познает окружающий мир, он впитывает, как губка все, что происходит с ним и вокруг него – это период интенсивного формирования мозга и интеллектуальных способностей. В этот важный период жизни проявляются черты его характера и закладывается мировоззрение и ценности, что определенно влияет на дальнейшую судьбу ребенка. Именно в раннем детстве возможна наиболее полная реализация интеллектуального потенциала, который дарован каждому из нас от рождения. Вот почему в наше время такое огромное значение придается раннему развитию.

Василий Александрович Сухомлинский говорит о том, что в этот период детства  важно заложить в ребёнка правильные ценности и воспитать (посеять) в нём положительные качества. Самый эффективный способ воспитать своего ребенка добрым, умным и сильным это сделать так, чтобы он сам захотел стать такой личностью. И чем сильнее ваш ребенок этого захочет, тем большего добьётся в жизни.

“Добру должна учить детская книга. Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души.” 

И именно сказка – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений, который захватывает все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю.

Сухомлинский писал:

“Без сказки нельзя представить детства…Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка”.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости, о добре и зле. Воспитывайте детей правильными сказками! 

Рассказы и сказки этого величайшего человека учат человечности, раскрывают понятия нравственности и красоты. В них можно найти ответы на многие важные вопросы; они повествуют о лучших человеческих качествах: доброте, справедливости, благодарности.

О Сухомлинском и его детище – уникальной школе – можно говорить долго. О том, что всё в его школе, от мастерских, лабораторий до метеостанции и пасеки, — построено руками ребят и учителей. О культе Матери и вообще женщины, царящем в этой школе. О его принципе «воспитание без наказания». О воспитании добрыми делами, когда с первоклассниками они выкопали куст цветущей розы и ночью тайком посадили у хаты старой женщины, у которой четыре сына погибли на фронте. Когда накачали первый свой гречишный мёд, то первую чашку мёда дети понесли старейшему колхознику, столетнему дедушке. Потом угостили инвалидов-фронтовиков. «С чашечками, наполненными мёдом, мы ходили от хаты к хате, и чем больше мы отдавали, тем богаче становились души детей». — говорил Василий Александрович.

Взгляды и идеи гуманиста-мыслителя до сих пор можно назвать современными и актуальными. Выдающийся педагог-новатор В.А. Сухомлинский посвятил всю свою жизнь детям, став для них не только учителем, но и добрым наставником, проницательным и чутким другом. Любовь и забота о детях, их будущем пронизывает всю его деятельность и творчество. За недолгую свою жизнь педагог успел очень много. Писал книги, выходившие миллионными тиражами. Защитил диссертацию и стал членкором Академии педагогических наук СССР, получил звание Героя Социалистического труда. Воспитал, помимо тысяч учеников, двоих собственных детей (дочь Ольга – педагог, хранительница наследия своего отца). Его рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался поздно вечером. Об энциклопедичности его знаний ходили легенды. Василий Сухомлинский, будучи преподавателем украинского языка и литературы, самостоятельно изучил всю школьную программу и без труда мог заменить любого учителя в любом классе… Василий Александрович писал, что школа становится настоящим очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги, культ родного слова: «Из любви к природе родного края вырастает чувство любви к родине. А это – самое чистое и самое тонкое, самое возвышенное и самое сильное, самое нежное и самое беспощадное, самое ласковое и самое грозное чувство. Тот, кто по-настоящему любит Родину, — во всех отношениях настоящий человек…».

Заслуженный педагог В. А. Сухомлинский был несомненно внимательным, умным, чутким, образованным и терпеливым человеком, сумевшим найти общий язык с детьми и внесшим огромный вклад в детскую педагогику. Вся жизнь этого замечательного человека была отдана детям, а вся педагогическая система Сухомлинского – это воспитание любви к человеку.

Спасибо за внимание!

Куликова Н.В.