Час-знакомство «Жизнь свою посвящаю детям». К 145-летию Януша Корчака (в рамках проекта «Библиотека. Писатель. Наставник»).

«Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают всю жизнь» Я. Корчак.

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Наша библиотека подготовила цикл мероприятий об известных педагогах. Сегодняшнее наше мероприятие расскажет вам о Януше Корчаке.

В мировой педагогике Януш Корчак, так же, как и Макаренко, является знаковой фигурой. 

Корчак написал более двадцати книг, в которых не было банальных советов «по уходу и воспитанию», а также рекомендаций по «выращиванию послушных гениев». Его педагогическая концепция сводилась к одной простой истине: уметь слушать свое сердце и любить детей. Поэтому часто педагогику Януша Корчака называют педагогикой сердца, а его книги «Король Матиуш Первый» (для детей), «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение», написанные в начале прошлого века, актуальны и сегодня.

Януш Корчак в детстве.

Родился Хенрик Гольдшмит 22 июля 1878 года в Варшаве, в обеспеченной еврейской семье. Его отец – Иосиф Гольдшмит был известным адвокатом в Варшаве, имеющим высокий доход. Маму мальчика звали Цецилия Гембицкая. Родители Хенрика жили не очень дружно, зато богато, имели многочисленных влиятельных родственников, поэтому входили в число уважаемых варшавских евреев. Финансовое положение семьи позволяло пользоваться услугами кухарки и няни, в обязанности которой входил уход за детьми. Кроме Хенрика в семье подрастала младшая дочь Анна, дети росли в достатке.

В те годы обеспеченные семьи предпочитали начинать обучение детей дома, приглашая разных педагогов. Но Гольдшмиты решили отступить от правил, и отдали семилетнего сына в частную подготовительную школу Августины Шмурлы, в которой железная дисциплина поддерживалась использованием розг. В детской памяти мальчика навсегда остался страх перед наказанием, он страдал от одиночества, насилия и беспомощности перед властью педагога.

После окончания учебы в этой школе, он продолжил обучение в восьмилетней Пражской гимназии, располагавшейся на улице Бруковой. Учебное заведение было русскоязычным, все предметы читали на языке Пушкина и Толстого. Мальчику не нравилось учиться, поэтому и оценки соответственно, были достаточно посредственными. Больше всего он любил литературу, он так пристрастился к чтению, что проводил за книгой любую свободную минуту. Позже он вспоминал этот период, говорил, что в 15 лет начал читать, как сумасшедший. В это время для него не существовало ничего, кроме книги.

1889 году у отца Хенрика, успешного адвоката Юзефа Гольдшмита обнаружили душевную болезнь. Отец так и не вылечился, чтобы помогать маме и маленькой сестре Хенрик начинает подрабатывать репетитором в 11 лет. В 1898 году решает стать врачом и поступает в Варшавский университет на медицинский факультет.  В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с различными воспитательными учреждениями. Общение с детьми доставляет ему огромное удовольствие, во враче — Гольдшмите просыпается педагог. Хенрик твердо решил: да, он будет лечить, но не тела, а души.

Еще когда он посещал мужскую гимназию, он пробовал свои силы в написании статей, которые рассылал в разные издания.

Творческий дебют молодого человека начался в 1896, когда его юмореска «Гордиев узел» была напечатана в сатирическом еженедельнике.

Окрыленный первым литературным успехом, Хенрик продолжил совершенствование своего мастерства. Взял себе псевдоним Януш Корчак, позаимствовав имя главного героя из произведения Крашевского «История о Янаше Корчаке и прекрасной дочери меченосца».

Весной 1905 года Януш получает диплом медицинского вуза и начинает свою трудовую биографию в варшавской еврейской детской больнице. Он был так называемым местным врачом, поэтому в его обязанности входил круглосуточный уход за больными, консультационные приемы в амбулатории и посещение больных на дому.

В 1906 году он выпускает книгу – «дитя гостиной», которая приносит ему славу популярного и востребованного педиатра.

С 1905 по 1906 год Корчак участвовал в русско-японской войне, приобретая опыт работы военным врачом.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает в Варшаве своеобразную  детскую  республику —  «Дом сирот» для еврейских детей, которым руководил до конца жизни. Этот дом выделялся из числа себе подобных.  Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты и настоящим домом не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака.  Корчак говорил: Нет детей – есть люди, но с иным   масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.          

Приют зависел от помощи меценатов, а их становилось все меньше из-за экономических проблем. Антисемитизм в Польше оставался настолько серьезной проблемой, что Корчак подумывал переехать в Палестину, где укреплялись еврейские поселения.

Корчака призвали в армию в 1914 году. Вначале он руководил отделением в полевом дивизионном госпитале, потом оказался в приюте для детей-сирот из Украины, располагавшемся недалеко от Киева.

Книгу под названием «Как любить ребенка» Януш начал писать в военные годы. В 1919-м он выпустил первую трилогию, которая получила название «Ребенок в семье». В 1920-м она появилась из печати в полном объеме. Эта книга – своеобразное педагогическое кредо Корчака, в котором он объявил о праве каждого ребенка на смерть, на жизнь и возможность оставаться самим собой. Впоследствии он постоянно отстаивал эти права детей, это стало частью его жизни и профессии.

 В Варшаве Корчак вел радиопередачу о педагогике под псевдонимом Старый Доктор. Однако в Польше многие считали, что еврей не должен учить, как воспитывать детей. В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Радиопередачу закрыли.

  Главная цель, которую преследовал этот «Дом сирот» в годы оккупации Польши, заключалась не в том, чтобы помочь детям выжить, а в том, чтобы научить их жить. Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты.

Януш Корчак с детьми.

Несмотря на весь ужас, происходивший в гетто, Дом сирот продолжал жить обычной жизнью. Строго соблюдались чистота и порядок, шли уроки, выпускалась газета, действовали детский сейм и товарищеский суд. Вот только лица детей становились все печальнее, а одежда все свободнее.

«Час субботнего взвешивания — час сильных ощущений», — запишет Корчак в дневнике. Только по ночам, в дневнике, который 63-летний доктор начал вести за три месяца до гибели, он мог выразить свою боль и отчаянье. Этот период – время величайшего героизма Януша Корчака.

Когда на территории города появилась уродливая стена, отгородившая еврейское гетто от остального мира, Януш Корчак остался со своими сиротами.

Старый Доктор отклонил все предложения вывести его из гетто.

К лету 1942-го у Корчака уже не было никаких сомнений в том, какое будущее ждет его и его детей. Он, конечно, не знал о директиве штурмбанфюрера СС Германа Хефле, предписывавшей начать “выселение на восток” (то есть в концлагерь Треблинку), но по происходившему вокруг понимал, что немцы начали методичную и планомерную работу уничтожения. Летом 1942 года поступил указ о депортации «Дома сирот». Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом , другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку.

Последний марш детей «Дома Сирот» по платформе к вагонам, увозившим их на смерть, превратился в грандиозное трагическое шествие, бросавшее вызов. Дети шли по четыре вряд. Впереди Корчак.

  6 августа, эта дата смерти Корчака в концлагере Треблинка, директору «Дома сирот» в последний раз предложили спастись, однако Корчак категорически отказался. Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких детей и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Трижды десять раз искушаемый Януш Корчак, не оставил своих обездоленных учеников. Мы до сих пор не знаем — и никогда не узнаем, — что он говорил своим детям в этот день. С какими словами одевал самых маленьких, что говорил старшим? Сказал ли он им правду? Вся педагогика старого доктора — педагогика, сохранившаяся в его книгах, — построена на том, чтобы не врать ребенку.  Скорее всего, он не обманывал детей и в этот раз. Наверное, он поддерживал их не столько словами, сколько собственной уверенностью и спокойствием. Великий педагог и мыслитель умер вместе со своими детьми, которым посвятил всего себя. Он до последнего хранил веру, что детей гитлеровцы не тронут, что у них просто не подымется на это рука. Но, благородный детский писатель приписывал благородство тем, кто его не имел. Януш Корчак погиб, не оставив своих воспитанников даже в последние минуты их короткой жизни. Именно таким он и вошел в историю – гуманным, справедливым, дарящим добро…

Сегодня в Треблинке на предположительном месте смерти Корчака стоит мемориальный камень с выбитой надписью: «Януш Корчак и дети».  

В разных городах Польши, в Азербайджане, Израиле, Белоруссии и других странах установлены монументы Януша Корчака. Поляки и белорусы ежегодно 23 марта запускают в воздух бумажного змея в память о великом гуманисте. Его именем называют школы и улицы, а в России проходит ежегодный педагогический конкурс, посвященный великому учителю — Янушу Корчаку.

«Дом сирот», созданный Янушом Корчаком находится в Варшаве и действует до сих пор.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Корсун И. Л.