Информ-досье «Философия лучших миров» к 90-летию Б.Стругацкого.

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!

15 апреля 2023 года исполняется 90 лет со дня рождения одного из самых известных советских и российских фантастов — Бориса Натановича Стругацкого.

Сегодня мы провели первое мероприятие из цикла «Фантастические недели в библиотеке Мичурина» — к нам пришли ученицы 9-х классов МБОУ школа 68, чтобы ознакомиться с информ-досье о Борисе Стругацком и его творчестве, которое неразрывно связано со старшим братом Аркадием.

Писатель. Сценарист. Переводчик. После окончания Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина по специальности «звездный астроном» в 1954 году несколько лет работал в Пулковской обсерватории. Создал несколько десятков произведений современной научной и социальной фантастики. Учредитель премии «Бронзовая улитка». Главный редактор журнала фантастики «Полдень, XXI век». Лауреат и член жюри многих российских и международных литературных премий.

Большую часть своих литературных произведений Борис Стругацкий создал в соавторстве со своим братом Аркадием. Их никогда не воспринимали поодиночке, всегда говорили просто – братья Стругацкие. Из этих двух таких разных людей получился один писатель, но какой! Библиография Стругацких очень обширна, они написали и издали примерно три десятка повестей и романов, и свыше двадцати рассказов. Произведения братьев воодушевили многих режиссеров — Александра Сокурова, Андрея Тарковского, Алексея Германа. Они знакомили читателя с другим, вымышленным миром, таким необычным и интересным. Однако, куда бы не заводила их фантазия, центром повествования всегда оказывался человек, со своими достоинствами и недостатками.

Оба начали писать еще в школьные годы. Их совместная работа началась довольно тривиально: в один прекрасный день два молодых ученых поспорили с супругой Аркадия, что смогут написать фантастическую повесть и в итоге выиграли спор.

Начало творчества братьев Стругацких велось в соответствии с канонами соцреализма. Но уже тогда авторы наделяли своих персонажей характером и индивидуальностью. Главные герои Стругацких – интеллигенты, гуманисты, отважные исследователи, которые желают развивать мир и двигать научно-технический прогресс. Помимо этого, герои выделяются своеобразным языком, и благодаря этому нехитрому, но действенному приему, они получались реальными, и узнаваемыми, как будто жили в соседнем дворе. Рождение этих героев пришлось на то время, когда люди жили надеждой на улучшение жизни и продвижение научно-технического прогресса.

В 1958 году вышли первые опубликованные произведения братьев «Извне» и «Спонтанный рефлекс», а через год увидела свет их дебютная книга «Страна Багровых Туч». Широкая известность пришла к Стругацким после публикации их первых научно — фантастических рассказов «Шесть спичек», «Испытание «СКИБР», «Частные предположения».

Аркадий и Борис Стругацкие. 1965 год.

С середины 1960-х годов Борис Натанович становится профессиональным писателем. Но Стругацкие пишут не просто фантастику, их произведения не укладываются в рамки традиционных жанров. Юмористическая повесть «Понедельник начинается в субботу» продолжена «Сказкой о Тройке», в которой авторы высмеивают бюрократический казарменный социализм.

Многие произведения Стругацких стали классикой отечественной и мировой научной фантастики. Среди них «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике». В конце 1980-х годов тиражи книг Стругацких в СССР побили все рекорды: вышли не изданные ранее «Град обреченный», «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне», и новые «Волны гасят ветер», «Хромая судьба».

Юные читательницы рассказали, какие произведения братьев-фантастов им уже знакомы, а какие хотели бы почитать.

Помимо сочинения произведений братья, печатаясь под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин, занимались переводом с английского фантастики А. Нортона, Х. Клемента, Д. Уиндэма и других известных писателей.

Особенность братьев-соавторов состояла в необычно широком культурном кругозоре, который с самого начала сильно отличался от кругозора среднего советского писателя. Стругацкие хорошо знали языки: оба — английский, а Аркадий — еще и японский. У них обоих был выраженный интерес к западноевропейской литературе и культуре, далеко выходящий за пределы профессионального обращения к образцам иноязычной фантастики. Кроме того, они вообще были людьми нетривиально любознательными и думали о феноменах, которые не объяснялись позитивистской наукой. В мемуарной книге «Комментарии к пройденному» Борис Стругацкий вспоминал, что еще в школьные годы узнал об экспериментах по трансформации сознания с помощью пейотля (обрядовый напиток индейцев из определенного вида кактусов). Все эти «неправильные» познания подтачивали изнутри любую возможную привязанность писателей к готовой идеологии. И в конце концов подточили: первые работы Аркадия Стругацкого были еще идеологически совершенно советскими, но потом в написанных в соавторстве произведениях они уже стали все больше и больше эмансипироваться от советских стереотипов.

На фоне других советских писателей их выделяло стремление постоянно задаваться вопросами: «Если мы оптимисты, то на каком основании? Во что именно мы верим? Что такое „светлое будущее“, к которому мы должны прийти? Какие отношения будут между людьми в это время?» Иначе говоря, их вера в прогресс была отрефлексированной. Именно это стремление ответить на «последние вопросы» долгое время вызывало огромный читательский интерес.

В чем же незаурядность фантастики братьев Стругацких? Писатели пытались преодолеть каноны технической фантастики, не выходя за пределы этих же канонов, — писатели-братья фонтанировали: рождались фантастические изобретения, придумывались звездолеты и породы скота, системы подвоза продуктов и школьного образования и Бог знает что еще. Стругацкие действительно создали свою державу, фантастический вариант суперсюжета, охватывающий тринадцать романов и повестей. Привычные научно-фантастические условности включают в себя противостояние человечества и инопланетных форм жизни, конфликт между человеческими ценностями и техническим прогрессом, противопоставление общества прошлого и общества будущего.

Обсудили с участницами мероприятия- какие идеи из произведений братьев Стругацких использовали в своих сценариях и кинофильмах известные российские и зарубежные сценаристы и кинорежиссеры, а так же разработчики компьютерных игр и гейм-дизайнеры.

Аркадий и Борис Стругацкие очень хорошо ориентировались во многих сферах науки и культуры. В их произведениях можно встретить описания нестандартных физико-химических процессов, которые привлекают читателя своими фантастическими явлениями. В повести-сказке «Понедельник начинается в субботу» таких примеров довольно много. Научные сотрудники института НИИЧАВО без особых усилий могут перемещаться в пространстве, а такое явление, как быстрое появление разнообразной пищи на столе, после разговора с неодушевленным предметом становится совершенно обыкновенным. Такое спокойное отношение к этим явлениям в повести говорит о том, что им, как и многому другому, можно научиться. Это сложные физико-химические процессы, реакции и превращения, в которых человек и его действия играют роль одного из компонентов, а среда их происхождения – это материальное пространство.

Их фантастика – символ веры в будущее: надежда на творческих людей.

Произведения Братьев Стругацких привлекают нас своей фантастикой, а некоторая традиционность тем и сюжетов компенсируются вниманием к психологии и интеллектуальной жизни героев, стремление к индивидуальности характеров, достоверностью, «реалистичностью» деталей фантастического мира и также юмором реальности.

Девушки зачитывали отрывки из произведений Стругацких, предложенных библиотекарем и делились мнениями- кто и как понял основную идею и философские размышления авторов. Сравнивали впечатления от лично прочитанных романов и советовали друг другу, что почитать.

Герои Стругацких не решают научные проблемы, не выбирают, в сущности, даже между жизнью и смертью – только между правдой и ложью, долгом и отступничеством, честью и бесчестием.

Утопическая земля, которую они нарисовали в своих книгах, строится вокруг работы, на ней живут творческие люди, для которых работа – именно потребность, естественная, как дыхание.

Стругацкие ничего не навязывают нам, читателям. Дело писателя – задать тему и разбудить воображение читателя, дальше он будет думать, и чувствовать сам, выуживать ответы из второго, восьмого слоя книги.

Фантастические картинки XXII или любого другого века в книгах Стругацких, детали этих выдуманных времен и мест – скорчеры, пустышки, Комиссии по Контактам – не более чем декорации, на фоне которых разыгрывается подлинное действие: «Тот пикник, где пьют и плачут, любят и бросают». Не всем удаётся прорваться в глубинные слои этих книг .

На самом деле Стругацкие не пишут о будущем. Они философски размышляют о лучших мирах, о том, как надо жить — здесь и сейчас!

Спасибо за внимание! Ждем вас в нашей библиотеке на фантастических неделях!

Следующее информ-досье будет посвящено Ивану Ефремову — советскому палеонтологу, писателю-фантасту и социальному мыслителю.

Филатова Е.А.