Литературный час «С любовью к сказке» (110 лет со дня рождения В.Г. Губарева 30 АВГУСТА)

Здравствуйте, дорогие читатели и посетители блога!

В 2022 году исполняется 110 лет со дня рождения замечательного писателя Виталия Георгиевича Губарева. Его произведения любимы многими поколениями детей. Повести-сказки В. Г. Губарева учат добру, взаимовыручке, дружбе, преданности. Они по-прежнему пользуются большой популярностью у юных читателей.

Виталий Губарев родился в Ростове-на-Дону, Область Войска Донского Российской империи (ныне Ростовская область России) в семье учителя (согласно официальным советским источникам). В действительности его отец, Георгий Витальевич Губарёв, был донским казаком, потомственным дворянином; он принимал участие в Гражданской войне на Дону в составе Донского 6-го казачьего полка и 2-й Сводной казачьей дивизии, в 1920 году эмигрировал в Польшу, а в 1951 — в США, где опубликовал десятки очерков по казачьей истории.

Мать, Антонина Павловна, была дочерью священника, одна воспитала Виталия и его младшего брата Игоря (впоследствии лётчика). Детство писателя прошло на хуторе Большая Козинка, где его бабушка заведовала начальной школой. Там он окончил девять классов средней школы.

Детство будущего писателя прошло на хуторе Большая Козинка, где бабушка по отцовской линии руководила школой. У Виталия очень рано проявилось литературное дарование — первая его пьеса под названием «Где ты, счастье?» была разыграна в Народном доме артистами-школьниками. А в 1926 году рассказ «Гнилое дерево» о дружбе городских и сельских ребят в пионерском лагере был опубликован в пионерском журнале «Горн». В последующие годы произведения: «Сын телеграфиста», «Красные галстуки», «В ночном» и другие печатались в журнале «На подъёме» и газете «Ленинские внучата». Виталий Георгиевич вспоминал, что первые гонорары он получил за рассказ «Ночная встреча» и повесть «Второступенцы», и это позволило ему купить себе костюм. А в шестнадцатилетнем возрасте он был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей.

Фото Виталий  Губарев

В 1932 году, еще будучи спецкором газеты «Колхозные ребята», участвовал в расследовании и в освещении убийства Павлика Морозова, и был одним из создателей легенды о нем. Летом 1933 года в газете «Колхозные ребята» была впервые опубликована статья об убийстве под названием «Один из одиннаоодиннадцати» (1933) (то есть из одиннадцати пионеров села Герасимовка Верхне-Тавдинского РАЙОН района Свердловской области), впоследствии переработанная им в повесть «Сын. О славном пионере Павлике Морозове» (1940), переработанную после войны в книгу «Павлик Морозов» (1947) и в одноименную пьесу (1952)…

В послевоенный период Губарев стал известен как драматург. На сцене театров страны прошли постановки его пьес «Королевство кривых зеркал» (1952), написанной в соавторстве с Андреем Успенским, «Павлик Морозов» (1953), «Барышня» (1954), фантастическая комедия «Великий волшебник» (1956), переработанная впоследствии в повесть «Трое на острове» (1959), «Встреча на далекой планете» (1962).

Наибольшую известность писателю принесли его повести-сказки «Королевство кривых зеркал» (1951), «Трое на острове» (1959), «Путешествие на Утреннюю Звезду» (1961), «Часы веков» (1965), «Преданье старины глубокой» (1970) и «В Тридевятом царстве» (1970), вошедшие в «золотой фонд» отечественной литературы для детей. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.

Что может быть чудеснее и интереснее сказки? Мы знакомимся с ними еще в раннем детстве, когда не умеем читать. Нам их рассказывали мамы, папы, бабушки и дедушки. И с каждой сказкой нам открывался прекрасный сказочный мир, где добро всегда побеждало зло, где сильный защищает слабого, где торжествует справедливость и счастье.

Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал», переработанная в 1952 году в пьесу и экранизированная по сценарию В. Губарева в 1963 году режиссером Александром Роу. У многих народов есть свои сказки о зеркалах. Писал о волшебном зеркале А. С. Пушкин.

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…

В прошлом веке английский писатель Л. Кэрролл написал сказку о зеркале, с помощью которого маленькая англичанка Алиса попадала в забавный мир каламбуров и несуразиц.

Но ни у одного автора до Виталия Губарева герой сказки не встречался с собственным отражением в зеркале и, так сказать, «не видел себя со стороны». И ни в одной сказке автору не помогали зеркала с такой уничтожающей силой разоблачать мир насилия, ханжества и угнетения человека, как в «Королевстве кривых зеркал».

Работа над ней шла долго. В 1951 году сказка была опубликована издательством «Молодая гвардия» и вскоре переведена на болгарский, немецкий и чешский языки. «Литературная газета» откликнулась на появление книги хвалебным отзывом. Звонили из театров с предложениями поставить сказку. Первым позвонил руководитель Театра кукол Сергей Владимирович Образцов, потом позвонили из Театра юного зрителя. Писатель отдал сказку в более близкий подросткам ТЮЗ и в 1952 году переложил её для сцены.
Талантливая, блестяще написанная сказка, в которой не потускнело ни одно слово, и сейчас нужна нам и нашим детям так же, как и тогда, в 1951 году, при первом своем издании. В 50-е годы она триумфально шла по стране в драматических театрах, ставилась в виде балетных спектаклей и оперетты, и наконец, лучший режиссёр-сказочник А. Роу снял по этой повести великолепный фильм… Однако главная причина её бессмертия – в самой природе сказки, написанной талантливо и ярко, в созданных Губаревым сказочных метафорах, иносказаниях, что выразили сущность самой жизни. В те годы, когда ещё никто не помышлял о сломе тоталитарной системы, появилась сказка о короле Топседе VII – Деспоте. Его министры придумали зеркала, в которых он отражался умным правителем, бесправные же и голодные труженики видели себя толстыми и сытыми.

Королевство кривых зеркал | Губарев Виталий Георгиевич  #1

Пионерка Оля, попадающая в это королевство вместе со своим отражением, потрясена увиденным. Порядки и обычаи этой ужасной страны несовместимы с моралью и совестью честного человека. Девочка, в обычной жизни не отличавшаяся никакими особыми качествами (больше того, в ее характере было немало различных недостатков, которые она легко разглядела в собственном отражении), – эта девочка становится настоящей героиней, когда чувствует, что в ее помощи нуждается угнетенный мальчик Гурд.

Рискуя жизнью, пройдя через труднейшие испытания, Оля, наконец, побеждает Зло и спасает Гурда от смерти.

Без преувеличения можно сказать, что «Королевство кривых зеркал» стала одной из самых любимых книг детей. Многие имена «имен наоборот», как Яло, Гурд, Аксал, Нушрок, Топсед, Абаж, Анидаг» стали нарицательными.

В одном из читательских отзывов об этой сказке-повести В. Губарева говорится: «Повесть научила меня критике и самокритике, она научила меня почаще смотреть на себя со стороны.»

Еще одна фантастическая повесть Губарева «Путешествие на Утреннюю Звезду» посвящена дальнему космическому полету трех подростков к созвездию Волосы Вероники при помощи аппарата «мыслеплана» для мгновенных перемещений в межзвездном пространстве. Она написана сразу после первого полета человека в космос и олицетворяет мечты человечества о покорении Вселенной. Наивно? Несомненно. Но как же не хватает подобных книг сегодня! Ведь без таких сказок и мечтаний жить скучно и неинтересно

Путешествие на утреннюю звезду | Губарев Виталий Георгиевич  #1

«Трое на острове» – это веселая повесть-шутка о мальчике Борисе, который не любил работать и однажды увидел, что получится, если все без исключения желания исполняются без всякого труда.

Трое ребят при помощи волшебного платка попадают на необитаемый остров. Вначале им там даже нравится. Но как же, оказывается, скучно ничего не делать! В конце концов, разговор с пиратом по кличке Кошачий Зуб на многое открывает Борису глаза. Пират говорит мальчику: «Ах, сэр, все мы живем для того, чтобы работать поменьше, а иметь побольше! Для этого один человек всегда пожирает другого. Вот, например, мой родной дядя… Он раньше был пиратом, сэр! Он убил и ограбил сто восемьдесят два человека и стал миллиардером! А теперь дядю знает вся страна, и его охраняет полиция! Обратите внимание, сэр, мой дядя сейчас ровным счетом ничего не делает и только ходит по воскресеньям в церковь, чтобы помолиться Богу. На него работают другие, и уж, будьте уверены, он дерет с них три шкуры, сэр! А разве это не тот же разбой?»

Изумленный этим рассказом Борис невольно спрашивает: «Значит, миллиардеры – это одно и то же, что разбойники?»

Жаль, что сегодня эту книгу мало кто перечитывает. Пожалуй, она была бы даже актуальней, чем несколько десятков лет назад…

Трое на острове | Губарев Виталий Георгиевич #1

По мотивам повести «Трое на острове» снят мультфильм (режиссер Юрий Прытков, 1986 г.)

https://youtu.be/xFY-3co8hdc

Еще одна замечательная повесть-сказка «Часы веков» вышла в свет в 1965 году.

После зеркала ещё одно удивительное изобретение человечества – часы – обнаружило свою чудодейственную силу. С их помощью школьница по прозвищу Муха попадает в доисторические времена. Вновь у писателя привычный предмет обнаруживает историческую сущность и вырастает до всеобъемлющей метафоры. Маленький старичок-часовщик по фамилии Великанов, открывший дверку в другие века и тысячелетия, наставляет Машу-Муху: «Величие человека – в уме и добром сердце». О впечатлении, которое произвела эта повесть, мы можем судить по читательскому письму, хранящемуся в архиве писателя. Этим внимательным и чутким читателем был философ и богослов Александр Мень:
   «Книга Виталия Губарева, автора хорошо знакомого и любимого детьми, не совсем обычная. В ней жанр занимательно-фантастический, приключенческий переплетается с жанром научно-популярным. Сразу можно сказать: книга читается с увлечением. Её с удовольствием прочтут и взрослые. А это один из признаков удачи писателя. В «Часах веков» перед читателем развёртывается красочная картина прошлых эпох. Герои её, кстати, очень живые и симпатичные, как всегда у Губарева, становятся свидетелями борьбы среди доисторических животных и наблюдают первые попытки обезьян употребить орудия.»

Часовых дел мастер Великанов починил часы, цифры на которых показывают века и даже целые тысячелетия. Через заднюю дверцу, находящуюся за маятником этих волшебных часов, героиня повести отправляется в доисторическую эпоху — сначала к мамонтам и саблезубым тиграм, а потом и к первобытным людям.

Часы веков

Виталий Георгиевич хотел оживить волшебством воображения Русь XV века, Великий Новгород. Археологические раскопки, проводившиеся в Новгороде в 1951–1957 годах, открыли миру берестяные грамоты – памятники деловой и частной переписки. К 1961 году их число достигло 400. Всех потрясли расшифровки берестяных грамот мальчика Онфима, сделанные археологом А. В. Арциховским. Виталий Георгиевич как журналист и детский писатель не мог пройти мимо этого культурного события. Так, последним его произведением для детей стала историческая повесть «Преданье старины глубокой» (1970).»

Игорь и Таня оказываются в прошлом во времена князя Олега и его племянника князя Игоря. Советские дети оказываются в 9 веке, встречают князя Олега, перед его походом на Киев, знакомятся с будущим Киевским князем Игорем, переживают покушение и благополучно возвращаются домой. Никакой жестокости, насилия, грязи свойственным тому времени, нам не покажут. Нам покажут дружбу, некоторый быт и язык того времени.

Родители, прочитайте своим детям, приучите их к истории с детства.

Умер Виталий Георгиевич Губарев в 1981 году, читая режиссёру только что написанную пьесу. А свет его книг продолжает светить нам. Повести-сказки Виталия Губарева по-прежнему пользуются большой популярностью у читателей и регулярно переиздаются.

Дорогие, любимые наши читатели! Приглашаем вас в библиотеку познакомиться с творчеством Виталия Губарева  и почитать его книги.

Спасибо за внимание!

Аракелова М.А.