Урок знаний «Природа и мы – единое целое» (к Дню экологического образования)

Здравствуйте, дорогие друзья!

12 мая отмечается День экологического образования, цель которого – актуализация экологических знаний во всех науках и всех сферах человеческой деятельности. Праздник был учрежден в 1991 году и является международным событием, принять участие в котором может любой желающий, кому не безразличны современные проблемы глобальной экологии.

В этот день проводятся различные экологические акции, которые носят как просветительский, так и практический характер: проходят выставки, проходят различные съезды, семинары и научные конференции, посвященные экологии, круглые столы и встречи с отдельными известными экологическими защитниками.  В рамках этих мероприятий специалисты обсуждают экологические проблемы и ищут пути их решения. Общественные организации и активисты проводят марши и акции протеста, во время которых высказываются против потребительского отношения к природе, призывают остановить губительную деятельность человека и рассказывают о приближающейся экологической катастрофе; люди участвуют в природоохранных мероприятиях – очистке берегов рек и водоемов, уборке парков, озеленении территорий. По радио- и ТВ транслируют программы, посвящённые защите экологии. Во многих дошкольных учебных заведениях, школах, ВУЗах, библиотеках проводятся специальные уроки и часы экологии, конкурсы детского творчества на тему сохранения природы и другие мероприятия, на которых детям, подросткам и молодым людям объясняют, как именно деятельность человека влияет на природу и что делать, чтобы помочь сохранить нашу Землю.

Целью всех этих мероприятий является популяризация экологического образования, ставящая пред собой цель— так или иначе вовлечь каждого жителя нашей планеты в процесс восстановления естественного, оптимального баланса окружающей среды и не допустить дальнейшего сползания человечества к глобальной экологической катастрофе.

Важность экологического образования переоценить сложно. Именно экологические знания позволяют человеку осознать, к каким катастрофическим явлениям могут привести пагубные привычки в отношении природы; понять, как избежать подобных последствий. Высшая цель экологического образования – сформировать так называемую экологическую культуру. Экология (греч. «наука о местообитании») – это учение о взаимодействии людей с другими существами, окружающей средой. Также выделяют экологию человека, изучающую проблемы народонаселения, физического и психического здоровья и возможности человека.

Впервые озабоченность экологическими проблемами, к появлению которых ведет развитие научно-технического прогресса на планете, представители мировой общественности высказали в 1972 году – на международной Конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме. Через 20 лет, в июне 1992 года, в Рио-де-Жанейро собралась вторая подобная конференция, на которой в том числе поднимался и вопрос о необходимости распространения экологического образования.

Главы большинства стран мира, в том числе и России, приняли и одобрили Программу действий по реализации концепции устойчивого развития человечества, в которой экологическому образованию отводится важная роль.

Основная цель праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически.

На сегодняшний день в России экологическое образование является одним из приоритетных направлений. Знакомство с системой всеобщего комплексного экологического образования начинается еще с дошкольного возраста. Кроме того, экологические знания доносятся до населения через СМИ, а также при помощи различных проектов, которые реализуют музеи, библиотеки, природоохранные учреждения, спортивные и туристические организации.

В нашей стране действует федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором сказано: «Все граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». На законодательном уровне вопрос об экологическом образовании нашел отражение в статье 42 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии.

Российская Федерация.  Федеральный закон «Об охране окружающей  среды» : [от 10 января 2002 года №7-ФЗ : в ред. федеральных законов от 22.08.2004 №122-Ф3 … от  27.12.2018 №538-Ф3 : с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 №5-П]. — Москва : Омега-Л, 2019. — 74 с. — (Законы Российской Федерации). — ISBN 978-5-370-04617-9.

Элементарные знания экологии необходимы каждому из нас, чтобы научиться беречь окружающую среду. Человек считал себя частью мира, полностью зависел от стихий, поэтому был вынужден наблюдать за тем, что происходит вокруг, делать элементарные обобщения. Первые знания о происходящих в природе закономерностях не носили научного характера, но способствовали выживанию людей.

Повсюду нас окружает природа. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря. А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. Даже те из нас, кто все свое время проводит в шумных, пыльных городах, видит редкие деревца на бульварах, гуляет иногда по тихим зеленым скверам, любуется яркими цветочными клумбами. С каждым годом растет число людей, проводящих свой досуг на лоне природы, к сожалению, не всегда эти прогулки заканчиваются благополучно для природы: сбор больших букетов, не загашенные костры, сломанные и срубленные деревья, брошенный мусор. Находясь в лесу, на реке помните: вы у природы в гостях. Так будьте же благоразумными гостями. Любой вред, нанесенный вами природе, оборачивается, прежде всего, против вас самих.

Все мы хотим дышать свежим воздухом, пить воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится все сложнее. Виной этому становится сильное загрязнение окружающей среды. А что такое окружающая среда? Это богатый и удивительный мир растений и животных, это наша родная природа.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весенний звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Студенческие работы

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Земля – это не только уникальная планета Солнечной системы. Это еще и благодатный дом для каждого живущего на этой планете человека. Каждый житель нашей планеты никогда не должен забывать о том, что, подстраивая окружающий мир под свои нужды, человечество бесповоротно губит природные богатства, меняет и уничтожает природу, делает наш общий дом непригодным для комфортной и счастливой жизни. Сегодня мы можем наслаждаться величественным видом гор, слушать веселящее душу и сердце пение птиц, любоваться морями, океанами, лесами и лугами, пользоваться всеми теми дарами, которые дарит нам планета Земля. Но если мы не прекратим уничтожать природу и загрязнять окружающую среду, то в ближайшем будущем нас ждет настоящая экологическая катастрофа! Пришла пора задуматься о том, какую именно планету мы оставим нашим детям и внукам. Будут ли представители будущих поколений наслаждаться природными красотами или же им придется расплачиваться за наши ошибки и жить среди мусора? Эволюция, которая должна была облагородить человечество и облегчить ему жизнь, «подарила» нам множество различных проблем, многие из которых мы не можем решить до сих пор.  

Около 200 – 250 тысяч лет назад на планете Земля появился человек разумный, который жил с природой в гармонии и согласии. Наши предки умели наслаждаться природными дарами и пользовались ими с умом. В древности человек был собирателем и охотником, но с развитием техники люди стали считать себя сильными, даже всемогущими. В начале девятнадцатого века быстрыми темпами начал развиваться научно-технический прогресс, который кардинальным образом поменял отношение человека к природе и её богатствам. Люди уже могли подчинять силы природы. Чтобы прокормить себя, одеться, человек использует земельные ресурсы. Но при неправильной обработке почвы разрушается верхний плодородный слой. Человечество ежегодно добывает из недр Земли более 100 млрд тонн полезных ископаемых, что приводит к изменениям в рельефе Земли и поэтому запасы полезных ископаемых уже почти полностью исчерпаны.

Атмосфера загрязнена. Загрязнителями являются продукты сгорания автотранспорта; радиоактивные элементы, попадающие в атмосферу при ядерных взрывах, авариях на атомных станциях; промышленные выбросы и торгово-коммунальные выбросы. В результате сжигания минерального топлива в атмосферу попадает около 20 млрд тонн углерода, сернистого газа, что становится причиной кислотных дождей. Наиболее яркий пример негативного воздействия человека — это возникновение озоновых дыр над Антарктикой и в других местах. Грозным предвестником катастрофы стал парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Если так и дальше будет продолжаться, то чистого воздуха на планете вскоре совсем не останется.

Ежегодно площади лесов уменьшаются на 2%, скорость уничтожения экваториальных лесов за последние годы составляет 20 гектар за сутки. По данным Всемирного союза охраны природы, с 1600 года на нашей планете вымерло более 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет, под угрозой исчезновения еще 1000 видов. Все эти животные погибли в основном по вине человека. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими и   внесены в Красную книгу.

Вода — самое ценное богатство. Без нее невозможна жизнь на планете. Вода является важнейшим веществом всех живых организмов на Земле. В современном городе только на бытовые нужды каждый день нужно 300-500 литров воды на одного человека. Но люди загрязняют воды: бытовыми и промышленными отходами; минеральными удобрениями, пестицидами и тому подобное. Антропогенные факторы загрязнения реки, моря и океана наносят огромный и невосполнимый вред флоре и фауне.

То, что Земля в наши дни испытывает серьезные проблемы, грозящие гибели всего живого, человек слышит каждый день. Однако часто слова остаются лишь словами. Мало кто всерьез задумывается над тем, что, оставив один пакет на улице или выбросив пластиковую бутылку на берегу моря, он наносит вред экологии. Ежегодно миллионы людей делают то же самое. Как следствие, загрязняются лес, водные источники. Деятельность человека, направленная на расширение ареалов своего обитания, ведет к иссушению болот, рек, вырубке лесов. Каждый год из-за этого гибнут животные, рыбы. Человек нещадно эксплуатирует ресурсы планеты, добывает полезные ископаемые, забывая при этом заниматься рекультивацией, оставляя разрытую почву. Не меньший урон планете приносят испытания новых видов вооружения, технологии, связанные с ядерной промышленностью. Опасное производство ведет, в случае аварии, к гибели всего живого за много километров вокруг. Такая безответственная хозяйственная деятельность человечества привела к нарушению природных экосистем. Загрязнение воздуха выбросами автомобилей и фабрик, загрязнение водных ресурсов сливами канализационных стоков и промышленными отходами, истребление животных и птиц, бесконтрольная добыча полезных ископаемых, вырубка лесов – все это превращает нашу планету в бесплодную и непригодную для жизни пустыню. Люди, убивая Землю, забывают о том, что они являются биологическим видом, который неразрывно связан с природой. Когда мы используем природные ресурсы, то не задумываемся о будущем. Будет ли оно у нас и наших потомков? Ведь мы стоим на пороге экологической катастрофы.

В числе главных экологических проблем сегодня ─ наводнения и цунами, связанные с перераспределением воздушных потоков и с вырубкой лесов, деградация почв, деградация вечной мерзлоты, загрязнения атмосферы, вредные выбросы CO2 и, конечно, так называемая мусорная катастрофа. В свою очередь ООН сообщает, что общее количество отходов в мире составляет сегодня 4 миллиарда тонн в год, и этот показатель неуклонно растет. В период пандемии COVID-19 горы мусора пополнились миллионами одноразовых масок и перчаток.

ООН объявила о новой инициативе по борьбе с морским мусором и очистке мирового океана. В рамках нового проекта будет проверено наличие в достаточном количестве мусороприемных сооружений в портах бедных стран, кроме того, будут проведены информационно-просветительские мероприятия для работников секторов судоходства и рыболовства. Планируются меры по обеспечению маркировки рыболовных снастей с тем, чтобы можно было определить их владельца, если они были утеряны или выброшены в море. В последние годы во всем мире набирают популярность пляжные уборки: очистка прибрежной территории от мусора силами местных жителей. Волонтеры собираются группами или же собирают мусор поодиночке. Причем таким занятием не пренебрегают и многие знаменитости, публикуя результаты своих трудов в соцсетях.

Периодически природа напоминает о себе и собственной важности, превосходстве над всем человеческим родом катаклизмами и, как следствие, сотнями унесенными жизней. Так она хочет достучаться до нас — создателей и одновременно жертв процесса урбанизации. Впрочем, есть люди, которые каждую секунду помнят о необходимости поддержания естественной окружающей среды в первозданном состоянии и защиты ее от негативного влияния человеческого фактора. Это экологи. В мире существует немало праздников, призванных донести до общества идею совместной охраны природных ресурсов. Для решения глобальных экологических проблем в мире созданы Экологические организации мира: Гринпис (Greenpeace), Всемирный фонд дикой природы, Международный социально-экологический союз (МСоЭС) Международная экологическая организация «Беллона», Международная ассоциация «Зеленый крест», Всемирный союз охраны природы (МСОП).

Хотя иногда мы можем думать, что ничего изменить нельзя, но все же каждый отдельно взятый человек должен в полной мере осознавать, что и он вносит свою лепту в спасение или уничтожение живой природы. Загрязнение водных ресурсов, воздуха, бесконтрольное истребление птиц и животных – это реальная международная проблема, которая с каждым годом становится все масштабнее и с катастрофическими последствиями которой человечество   сталкивается уже сегодня. День экологического образования призван в привлечении внимания всех жителей планеты к экологическим проблемам, имеющим глобальный характер.

Каждый из нас должен понимать, что все мы вносим свою лепту в уничтожение природы. Поэтому загрязнение воздуха, рек, морей и мировых океанов, истребление животных и птиц – это огромная общая проблема, которая уже принесла необратимые последствия для Земли. И если мы не прекратим свою варварскую деятельность, то вскоре станем жертвами всемирной экологической катастрофы. Пока ученые бьются над решением проблем экологии, каждый может внести свой вклад сохранение планеты: прекратить загрязнять окружающую среду, остановить истребление всего живого и сохранить нашу Землю. Помните, судьба нашей планеты зависит от всего человечества и от каждого из нас.

А сейчас рекомендуем посмотреть познавательный фильм «12 мая — День экологического образования».

Представляем вашему вниманию обзор литературы «Природа. Экология. Человек»

В заключение предлагаем поучаствовать в игре-викторине «Экологический экспресс»

Спасибо за внимание!

Куликова Н.В.