Экология — наука будущего, и, возможно,
само существование человека на планете
будет зависеть от ее прогресса.
Филипп Дрё
Здравствуйте, дорогие друзья!
Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ. Именно познания в области экологии дают человеку возможность осознать огромную ценность окружающей среды и свою тесную связь с природой, понять законы, по которым живут экосистемы, развить практические навыки по бережному и эффективному взаимодействию с природой, выработать поведение, которое бы способствовало улучшению качества окружающей среды.
Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества. Ее решением был учрежден День экологического образования.
Результаты всех усилий по оздоровлению окружающей среды будут недолговечными, если не заниматься формированием экологической культуры, которая обеспечивает гармоничное сосуществование человеческого общества и окружающей среды. Экологическое образование (экологическое просвещение) направлено на формирование у людей экологической культуры и распространение знаний по охране окружающей среды и грамотному природопользованию.
Ежегодно, начиная с 1992 года, этот день посвящается популяризации знаний об охране окружающей среды, причем участвуют в мероприятиях, приуроченных к празднику, как взрослые, так и дети. Дело не ограничивается только лекциями и конференциями, посвященными экологии, ─ 12 мая принято также проводить природоохранные мероприятия: очистку берегов рек и водоемов, уборку мусора в парках и лесных зонах, озеленение территорий.
В числе главных экологических проблем сегодня ─ наводнения и цунами, связанные с перераспределением воздушных потоков и с вырубкой лесов, деградация почв, деградация вечной мерзлоты, загрязнения атмосферы, вредные выбросы CO2 и, конечно, так называемая мусорная катастрофа.
Общее количество отходов в мире составляет сегодня 4 миллиарда тонн в год, и этот показатель неуклонно растет. В период пандемии COVID-19 горы мусора пополнились миллионами одноразовых масок и перчаток.
В апреле этого года ООН объявила о новой инициативе по борьбе с морским мусором и очистке мирового океана. В рамках нового проекта будет проверено наличие в достаточном количестве мусороприемных сооружений в портах бедных стран, пишет ООН. Кроме того, будут проведены информационно-просветительские мероприятия для работников секторов судоходства и рыболовства. Планируются меры по обеспечению маркировки рыболовных снастей с тем, чтобы можно было определить их владельца, если они были утеряны или выброшены в море.
Существуют законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании», «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», это важные документы для обеспечения воспитания экологической культуры.
Экологическое образование подразумевает конечный результат, итоговую сумму знаний по экологии, которой должен овладевать человек на каждом этапе обучения. Но само по себе образование не гарантирует реального природосообразного поведения человека.
Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения.
Экологическая культура – реальное каждодневное поведение человека в природе. Важной составляющей экологической культуры является культура взаимоотношения людей и понимание значимости сохранения чистоты окружающей природы.
Основными составляющими экологической культуры человека являются:
— знания человека о природе, ее взаимосвязях, о влиянии деятельности человека на природные объекты, о способах сохранения и восстановления природной среды;
— интерес к природе, к живым и неживым объектам природы, к проблеме ее охраны;
— потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
— умение видеть красоту в окружающей природной среде;
— позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду.
В настоящее время, очевидно, что деятельность человека стала глобальным фактором, видоизменяющим облик нашей планеты. Ещё в середине прошлого века это вызывало чувство восхищения. Однако в течение последних лет всё переменилось. Последствия научно-технического прогресса обходятся очень высокой ценой. Природа не может защитить себя от равнодушного, потребительского, порой – варварского к ней отношения, чрезмерного вмешательства человека в ход естественных процессов, которое вызывает гибель растений, животных, загрязнение окружающей среды…Не столь далека и проблема исчерпания природных ресурсов.
Одним из важнейших направлений разрешения этих проблем является осознание причин этих бед: экологическая безграмотность населения, необходимость формирования и совершенствование экологической культуры.
Экологическое воспитание начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребёнка, его понимание добра и зла, плохого и хорошего. Здесь, особенно важное значение, имеет позиция семьи, детских учреждений, средств массовой информации и главное – привлечение самих детей к уходу за растениями и животными, воспитание у них ответственности за чистоту окружающей территории и, несомненно, наглядный положительный пример самих взрослых. Ведь не секрет, что дети обычно перенимают поведенческие навыки у взрослых. К сожалению, в настоящее время, население России имеет низкий уровень экологического сознания.
Экологическая культура может и должна формироваться на протяжении всей жизни человека. И прежде всего – в системе образования: в детских садах, школах. Только грамотное экологическое поведение в быту, на отдыхе, в процессе любой деятельности каждого человека сможет стать экологически безопасным и целесообразным.
Формирование ответственного отношения каждого гражданина к окружающей среде продолжительно по времени и связано с изменением потребительского отношения к природе. Мы, люди – только часть природы. Но в наших силах хотя бы что-то изменить. Только совместная системная деятельность природоохранных учреждений, средств массовой информации, учреждений культуры и образования по формированию экологической культуры в обществе, изменение экологического поведения каждого человека постепенно может привести к положительным результатам.
Под экологической культурой мы понимаем часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой, которая проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека. В библиотеках ЦБС представлено большое количество книг с экологической тематикой как для детей, так и для взрослых. Вот некоторые из них:
И в заключении предлагаем собрать пазл по теме мероприятия
Спасибо за внимание!
Аракелова М.А.