Познавательная программа «Русские народные промыслы»(2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ)

Здравствуйте, дорогие читатели и посетители блога!

2022 год объявлен в России годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, это следует из указа, который подписал президент страны Владимир Путин. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ».

Народные художественные промыслы и ремесла – это неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощён опыт многих веков эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России. Произведения прикладного искусства отражают миропонимание и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Промысел, как особая форма творчества, в жизни русского народа занимал важное место с незапамятных времен. Это производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад и земля русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Мастерство передавали «из рук в руки» отцы сыновьям, а матери дочерям. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое. Различно происхождение промыслов. Зарождение одних связано с бытом крестьян, изготовлением праздничных и повседневных предметов: вышивка, узорное ткачество. Другие промыслы берут начало от деревенских ремесел: плотничество, гончарство. Некоторые появлялись благодаря заказам: великоустюжская чернь, холмогорская резьба. Многие промыслы стали визитной карточкой России, а кустарное производство перешло на промышленную основу. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы пользуемся в быту. Мастера стремились создать не только практичные, но и красивые предметы. Приемы и способы художественной обработки, формы изделий с течением лет оттачивались, приобретали свой особый стиль. В орнаменте изделий отражается видение мастера окружающего мира, его представление добре и зле, связанные с историей народа. Мастера народного декоративно–прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных природных материалов: дерево, глина, кость и другие. Художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство – в местах залежей глин. Производство металлических изделий характерно для районов с месторождениями руд черных и цветных металлов. Эскимосы, ненцы, чукчи издавна занимались обработкой кости морских животных, а жители гор обрабатывали камень. Видов художественных промыслов великое множество: художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё, гравирование, чеканка и др. и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДРЕВЕСИНЫ

Россия самая лесная страна в мире – 45% ее территории покрыто лесом. Неудивительно, что во многих районах страны получили развитие народные промыслы с использованием древесины: Берестоплетение, Абрамцево-кудринская рельефная резьба по дереву, Хохлома, Волховская роспись по дереву, Богородская игрушка, Капокорешковый промысел, Матрешка.

Берестоплетение

Художественные изделия из бересты — оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность. Береста — это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор. Исторические и археологические сведения подтверждают, что с давних пор береста использовалась в качестве писчего материала. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России.  Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию, как простой материал береста использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой.

картина на бересте

В старину главным источником света в доме служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. Но было у березы еще одно очень важное дело — дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло… В такой «упаковке» все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, веселыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина.

Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей! Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. Для красоты в ажурное кружево вставляли цветную фольгу. О белоствольной красавице березе сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды.

Письмена сохраняла от лжи береста

И служила художнику лучше холста.

К белизне этой нежно щекою прильну,

Уносясь от реальности в ту старину.

Береста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других изделий.

Богородская игрушка

Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века, получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные: забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; и подвижные игрушки, самыми известными деревянными скульптурами из них являются композиции: «Кузнецы», «Пильщик», «Курочки», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь – лакомка». Фигурки подвижных игрушек крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась. 

«Медведь – лакомка»

«Курочки» — это игрушка-долгожитель. В нее играли еще во времена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Она представляет собой полянку, на которой замерли пять хохлаток, но при наличии балансира, одном лишь движением руки, птички оживают и начинают весело двигаться и клевать зернышки.

«Курочки»

Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем «Кузнецы», где крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковаленке. Возраст этой игрушки превышает несколько сотен лет.

«Кузнецы»

Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Хохлома

Хохлома – художественный народный промысел, который представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди служишь Отчизне!

Нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома, это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. В конце 19 века хохломской посудой пользовались члены царской семьи, украшала она и крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души…

Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Деревянная расписная посуда – «золотая хохлома»: ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; яркие, сочные сочетания красок черного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов.  Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре и стиль ее больше нигде в мире не повторяется.

Сверкающая золотом, пламенеющая киноварным узором посуда и мебель пользуются всемирной известностью, живет  в быту современных людей, привнося в дом радость и красоту. Произведения Хохломы украшают выставки прикладного искусства, работы хохломских мастеров многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.

Матрёшка

За долгие века существования русского государства народная мудрость закрепилась в пословицах, поговорках. Русский народ славится своей выдумкой, фантазией, трудолюбием. У русского народа золотые руки. Эти руки сотворили игрушки, которые и поныне живут в наших домах.

Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,

Разноцветные флажки, расписные сундучки.

Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.

И живут они друг в дружке – это русские подружки.

Матрёшке чуть больше 100 лет. Биография её начинается с одного незначительного случая. Есть в Подмосковье старинное село Абрамцево. В 18 веке усадьбу купил богатый человек, которого звали Савва Мамонтов. Он организовал мастерскую художников, музыкантов, артистов. И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла — фукурума. Это была фигурка мудреца. Но кукла эта была не простая, она раскрывалась, а в ней находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились всем, и они послужили прообразом нашей матрёшки. В России было игрушечное царство, а находилось оно в Троице-Сергиевском Посаде. И вот оттуда был призван лучший мастер игрушечных дел. С большим старанием вручную, изготовил он первую модель. Вот так явилась миру новая игрушка. Окрестили её матрёшкой. Затем она появилась на базаре. Она привлекала внимание покупателей своей оригинальностью, стала пользоваться популярностью и спросом.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Такое удивительное зрелище завораживало не только детей, но и взрослых. И тому есть объяснение. В 1904 году приходит заявка на изготовление и продажу матрёшек для Парижа. С этого момента начинается массовый вывоз русских матрёшек за границу. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выполнена 48 – местная матрёшка. Игрушку полюбили всюду, она стала символом нашей страны.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ГЛИНЫ

Наряду с игрушками из дерева, соломы и ткани, в России были широко распространены игрушки из глины. Создавались они в основном детскими руками из остатков глины, используемой для изготовления посуды. Русские народные промыслы, представленные глиняными игрушками: Старооскольская глиняная игрушка. Абашевская игрушка. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Романовская игрушка.

Дымковская игрушка

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Красочная нарядная глиняная игрушка из слободы Дымково (ныне окрестность г. Кирова) имеет многовековую историю. Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. Сами фигурки высотой в среднем  15 – 25 см. Кроме древних образов (свистулька, женская фигура, птица, животное), каждое новое поколение мастериц вносило свое понимание  в отражение конкретной действительности, а также обращалось к прошлому.

Лепка изделий — процесс творческий и тонкий. Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками, растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись. Игрушки создают радостное настроение. Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек.

Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей и продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами.

Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Среди фигурок людей в ассортименте игрушек заметно преобладают женские персонажи — няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы — дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках.

Дымковская игрушка – искусство рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна и единственна. Промысел игрушки едва ли не единственный вид народного искусства, который можно проследить на протяжении полутора столетий через смену поколений и династий мастеров. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и в специальных статьях и очерках, и в книгах. Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом непреходящая ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени. Нарядная поделка стала символом земли вятской и всего русского народного искусства.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени. Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж — полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

«Двухголовой конь«

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.

Каргопольская игрушка на сегодняшний день является сувенирной продукцией, отличающейся природным своеобразием, и несущим в себе богатейшую историю северных народов. В настоящее время Каргополь по-прежнему остается центральным городом изготовления игрушек. Опыт многих поколений художников дает нам сегодня возможность погрузиться в сказочный мир народной игрушки.

Гжель

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов. Происхождение слова «Гжель» краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды.

Продукция Гжели – это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Все украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников характерны для этого ремесла. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души. Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор.

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой, и продукция Гжели известна во всем мире.

ПРОМЫСЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАЛЛА

Обработка металла издавна развивалась на Руси. Литье было освоено еще в 6-8 вв. В Новгороде, Киеве, Владимире и Москве ремесленники изготавливали браслеты, пряжки и поясные накладки. Использовали бронзовые сплавы, золото, серебро. Литье часто сочеталось с эмалью, чеканкой, филигранью. Самого высокого уровня художественная обработка металла достигла в Костроме, Вологде, Ростове, Калуге, Великом Устюге. Русские народные промыслы с использованием металла: Каслинское литье. Тагильский поднос. Жостовский поднос. Великоустюжское чернение по серебру. Мороз по жести.

Жостово

Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел – расписные металлические подносы. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения цветочной росписи на лаковой основе металлических кованых подносов. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Любопытно, что изначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше. Но после того как местные мастерские стали выпускать кованые металлические подносы, промысел вышел на новый уровень. Жостовские мастера последовали примеру тагильцев, которые рисовали цветочные композиции на железе еще с середины 18 века. Оба промысла живы по сей день, и отличить их непрофессионалу сложно. Но есть одна особенность: в Жостово помимо цветов рисуют коней.

Главная тема украшения жостовских кованых подносов — букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают. Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки. Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц. Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам. Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна. Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции.

Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.

Огромна популярность декоративной росписи жостовских подносов во всем мире. Кажется, что украшенные жостовской росписью металлические подносы подсвечиваются изнутри. Сложно не залюбоваться рисунком из полевых трав и садовых цветов, мелким золотым узором по краю. Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества.

Чеканка

Кузнечное дело получило широкое распространение на Руси в 17-18 веках. Издавна оно было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога  Сварога и могли врачевать болезни, ворожить и отгонять нечистую силу. Мастера выполняли чеканки, заказы для сельского хозяйства, оружие и другое. Чеканка представляет собой способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят изображение в виде неглубокого рельефа, выполненное с помощью специальных инструментов, имеющих наконечники различной формы. Искусство чеканки было известно человечеству с древнейших времен, когда искусные мастера делали удивительно красивые чеканные браслеты, чаши, подносы, а также пояса из чеканных пластин. Но постепенно чеканку заменили другими, более простыми в изготовлении изделиями. И только в середине XX века началось возрождение этого старинного декоративно-прикладного искусства. До наших дней сохранились удивительно красивые изделия древних мастеров, которые заложили основы оригинальной техники чеканки.

ЧАША. Россия, 1631 г. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Вклад неизвестного в Вознесенский монастырь

Среди всего разнообразия изделий, украшенных чеканным изображением, можно назвать следующие: картины на металле, элементы декора интерьера, чеканные подносы, художественные тарелки, панно из чеканки и др. Тематика чеканных изображений может быть самой разнообразной, и затрагивать самые различные сферы жизни и деятельности человека.

Объемная чеканка по металлу

В СССР тысячи чеканщиков на протяжении многих десятилетий по заданию государства усердно трудились над созданием величественных памятников и монументов, посвященных Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и достижениям Советской власти. Результаты их работы до сих пор можно воочию увидеть в сотнях населенных пунктов в России и странах бывшего Союза. И в XXI веке чеканка остается популярнейшей техникой художественной обработки металла. На аукционах искусства шедевры древних мастеров неизменно вызывают огромный интерес у потенциальных покупателей, а работы лучших современных художников продаются за огромные деньги коллекционерам из разных стран.

Самовар

Тула — один из старейших промышленных центров России. В 17 веке возникли первые в России железоделательные заводы. В 1712 г. по указу Петра I в Туле был основан государственный оружейный завод. Оружие русских мастеров славилось не только в России, но и за её пределами. Тульский кузнец Никита Демидов построил две домны и молотовые мастерские. Вслед за Демидовыми металлургические заводы в Тульском крае основали также и другие тульские кузнецы. Тула стала центром ремесла.

Тульский самовар — один из символов России, так красочно описанный во многих произведениях. Казалось бы: подобный предмет быта могли изобрести только в нашей стране. На самом деле еще древние римляне пили чай из аутепса, который имел абсолютно схожий принцип действия с самоваром. В Россию самовар попал из-за рубежа. Говорят, что этому поспособствовал Петр I. Хотя историки считают что это не так: самовар появился несколько позже. Первые упоминания 1740 года говорят, что самовар начал производится в посёлке Суксун Пермского края, в документах сообщается о 16-ти фунтовом медном самоваре, произведенном на суксунском заводе. В Туле же самовар стал производится только в 1746 году на заводе Демидовых, но не исключено, что завод в Суксуне также принадлежал им. Так зародились первые истоки, из которых позже вышел знаменитый тульский промысел. Само «самоварное дело» родилось на Урале, производство началось там, где активно добывали металл — медь и латунь. Почему же в историю вошло название «тульский»? Случилось это благодаря человеческому ресурсу: лучшими мастерами в обработке металла на то время считались тульские оружейники. Вот поэтому производство постепенно перекочевало в Тулу. Также это было удобно с точки зрения торговли: основной сбыт продукции шел через Санкт-Петербург и Москву.

Несмотря на то, что самовар в Туле уже пробовали изготовлять, но еще не в масштабном производстве, родоначальниками промысла принято считать братьев Лисицыных, которые в 1778 году изготовили первый, истинно тульский самовар. Чем же он отличался от ранних небольших производств? А именно, разнообразием форм, чеканкой и фирменной гравировкой, яйцеобразной и круглыми формами, ручками-петельками и кранами-дельфинами. А вот в промышленных масштабах выпускать их стали только спустя 25 лет. В 20-х годах 19 века в Туле уже было 28 таких фабрик, которые выпускали около ста двадцати тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. Для мастера-самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью. В производстве использовались только качественные металлы. Первые аксессуары изготавливались из чистой меди и мельхиора. И только спустя некоторое время, для удешевления стоимости, начали применять латунь. В истории известны случаи использования самоваров из чистого серебра и даже золота. Считалось, что чем тяжелее этот предмет, тем он лучше и дороже. Самовар был не только востребованным, но и дорогостоящим предметом быта.

Настоящий тульский самовар должен был выполнять ряд функций. Поскольку климат в России славился своей суровостью, то в холодное время года люди согревались горячими напитками. Самовар помог решить эту проблему: он хорошо держал тепло. Поэтому не только давал возможность длительное время наслаждаться теплым чаем, но и частично обогревал помещение. В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, чаем трапезу заканчивали.

Б. Кустодиев. «Осень в провинции. Чаепитие» (1926 г.)

Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Сегодня самоварный промысел переживает новое возрождение как часть истории и сувенирной продукции. Самовар — символ домашнего уюта, семейного очага.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ: РОСПИСЬ

Узоры резьбы и росписи в художественных промыслах России имели определенное символическое и магическое значение. Отличительной чертой старинных художественных промыслов является использование натуральных красителей: сажи, соков растений, глины, отваров коры деревьев, ягод и корней. Народные промыслы с росписью: Мезенская роспись. Федоскинская миниатюра. Палехская миниатюра. Городецкая роспись. Борецкая роспись.

Городецкая роспись

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. В 1870 году в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое. На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации. В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка. Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы- шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

Фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву. Замечательный русский промысел возрожден, есть мастера, которые несут в своем сердце искру любви к народному творчеству, которые не просто возрождают его, но и развивают, обучая молодых художников. Городецкая роспись — яркая, самобытная, символичная и немного наивная, но такая солнечная и добрая. Познакомившись или даже хоть раз увидев эту роспись, вы более никогда ее не спутаете ни с одним другим промыслом, настолько она запоминающаяся.

Палехская миниатюра

Палехская роспись берет свои истоки из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи, но в послереволюционный период в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки. Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться. Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак. После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом. Затем занимаются приготовлением темперных красок, для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса или хлебного кваса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи. Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло. В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого. Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа.

ПРОМЫСЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТКАНИ

Одним из распространенных видов народного искусства на Руси было ручное узорное ткачество. В 16-17 вв. в Москве располагалось несколько ткацких слобод, где делали льняные полотенца и узорные скатерти для бояр. Узорами украшали передники, сарафаны, рукава и подолы рубах. Ткани изготавливали на ручных станках, а ткать и прясть девочки учились с малых лет. Считалось, что вышивка играет роль оберега. Промыслы с использованием ткани: Вологодское кружево. Елецкое кружево. Оренбургский пуховый платок. Павлопосадский платок. Древнерусское лицевое шитье. Крестецкая вышивка.

Павло-Посадские шали

На Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным полотенцем с вышивкой – убрус, который постепенно уступает место разноцветному платку. Слово «платок» исконно русское, «плат» – кусок ткани. А спустя еще 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок. Шали, привезенные из Индии, стоили баснословно дорого. И эта дороговизна вполне объяснима: над обычной шалью три ткача трудились несколько месяцев, а сложную, с замысловатым узором, ткали от полутора до четырёх лет.

С середины 19 века, в России начинают массово производить шали с набивным рисунком, которые были гораздо дешевле тканых. И тогда шаль становится достоянием всего народа, прочно войдя в быт всех слоёв русского общества. Теперь ею обладают не только дворянки и богатые купчихи, но и мещанки, и крестьянки. Большой популярностью пользовались изделия из города Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии. Рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами. Шали были чудом ремесла. Наши русские шали в начале 19 века по сложности узора, изысканности расцветки и качеству ничуть не уступали европейским образцам, а порой превосходили их.

Город Павловский Посад

Славен мастерами,

Знают люди: стар и млад

О платках с цветами.

Надо заметить, что история ремесла набивки на Руси довольно давняя. Этот способ декорирования ткани был известен нашему народу еще в 11-12 веке, ткани окрашивали и по цветному фону набивали узоры. Старинная русская набойка делалась масляной краской по льняному холсту. Из набивной ткани шили не только одежду, но и церковное облачение, занавески, шатры и знамена. Так как узор наносили на холст резными досками (а для того чтобы краска лучше впитывалась в ткань, по деревянной форме били молотком), – возникли термины «набойка» и «набивка».

Павлопосадский платок покупают не только в качестве сувенира из России, но и используют его по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный элемент гардероба. Рисунки платков самые разнообразные. Сегодня стиль павлопосадского платка характеризует объемное изображение цветов (георгин, роз, и других). Они могут быть собраны в гирлянды, букеты или разбросаны по полю платка. Иногда рисунок дополняет орнамент и стилизованные растительные элементы. Черные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, венки, россыпи цветов — Павлопосадские шали из чистой шерсти известны во всем мире. Причудливые узоры и орнаменты, яркие цветочные и растительные композиции как нельзя лучше отражают всю глубину души русского народа, его колорит и яркую самобытность.

Кружева

Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. В старинных русских летописях есть упоминание, что мастерство кружевного плетения встречалось еще в 8 веке. Кружевные фабрики, основанные на труде крепостных мастериц, славились своими изделиями и далеко за пределами нашей Родины. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью кружева является изысканность, легкость, воздушность. Кружево мастерицы плели на коклюшках (деревянных палочках), сплетая узор, также на спицах и крючком.

Известное во всем мире вологодское кружево, отмеченное множеством золотых медалей – достояние Русского Севера. Здесь кружевоплетением занимались с 16 века. Первые образцы вологодского кружева были сплетены из льняных нитей, отбеленных либо суровых. Впоследствии их заменили на более тонкие, хлопковые. Сегодня к ним могут добавляться примеси из синтетических нитей, которые придают кружеву эластичность. Для нарядного и праздничного кружева в ажурные ленты вплетались нити золотистого либо серебристого цвета. В нынешнем виде вологодский промысел появился в 19 веке. Кружевоплетение было организовано в мастерских при усадьбах, где над ним работало 40 000 мастериц. Затем в 1928 году появилась профессионально-техническая школа и в 1930 году Вологодский кружевной союз. Сегодня действует объединение «Снежинка», организованное в 1960 году. Здесь сохранены старинные технологии, изготавливаются уникальные кружева по эскизам художников для выставок, а также обычные кружевные занавеси, покрывала и салфетки.

Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества. Работы русских кружевниц славятся во всем мире.  Вологодские кружева являются одним из самых знаменитых художественных промыслов России.

Далее в нашей программе — видео-рассказ «Народные промыслы России»

А теперь предлагаем вашему вниманию обзор литературы «Культурное наследие России»

В заключение нашей познавательной программы — викторина «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям мастеров. В современной России проживает более 100 различных народов. Численность и территория каждого народа различны, но культура, обычаи, обряды и праздники даже самого малочисленного народа – это часть культуры общечеловеческой и знание культурных особенностей помогает людям лучше узнать друг друга, что в области межнациональных отношений особенно актуально. Русские народные промыслы – часть национального наследия и самобытной культуры российского народа. Неповторимые художественные изделия народных промыслов любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами и визитной карточкой отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Спасибо за внимание!

Куликова Н.В.