Портрет писателя «Шотландский чародей» ( к 250-летию со дня рождения Вальтера Скотта)

Здравствуйте, дорогие наши читатели!

15 августа исполняется 250 лет со дня рождения Вальтера Скотта. Сэр Вальтер Скотт — всемирно известный британский писатель, шотландец по происхождению, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат. Считается основоположником жанра исторического романа. Портрет писателя «Шотландский чародей» мы посвящаем памяти этого замечательного писателя.

Литературным Колумбом 20 века назвал Вальтера Скотта В. Белинский. Он же определил причину его огромной популярности в начале века: «Дать историческое направление искусству 19 века – значило гениально угадать тайну современной жизни». Конкретность и верность «натуре» — вот что прежде всего отличало исторические романы Вальтера Скотта от современных ему романтиков. Одновременно Скотт всегда подчеркивал необходимость сочетания в романе исторических фактов с вымыслом, ибо первая задача романиста, по глубокому убеждению писателя, — развлекать. «Дайте мне факты, а воображения мне хватит своего…» — восклицал В. Скотт. И он подавал историю так, что она становилась интересна самому широкому читателю. «Шотландским чародеем», «волшебником» называли его восторженные читатели.

Вальтер Скотт появился на свет 15 августа 1771 года в Эдинбурге – столице Шотландии. Он рос и воспитывался в семье юриста Уолтера Скотта и его супруги Энн Ратерфорд . Уже в раннем возрасте ребенок отличался живым умом и феноменальной памятью. В детстве жил на ферме деда. Именно там услышал рассказы и баллады о шотландских разбойниках, хозяйничавших здесь в прежние времена. В полугодовалом возрасте Вальтер заболел параличом, вследствие чего его правая нога перестала двигаться. По этой причине он до конца жизни останется хромым. У Вальтера Скотта были все основания стать великим историческим писателем. И по отцовской и по материнской линиям род восходил к вождям старинных шотландским кланам. Прошлое родины с раннего детства стало вызывать острый интерес у Вальтера. Этому способствовал и сам древний Эдинбург. Будучи ребенком, он с восхищением слушал рассказы о героических сражениях шотландцев за свою независимость.

Детство его тесно связано с областью Шотландского пограничья, где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо. Несмотря на свой физический недостаток, уже в раннем возрасте поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью. Еще в раннем детстве Скотт поражал родителей и знакомых высоким интеллектом и способностью запоминать большие объемы информации.

Вальтер Скотт в возрасте 6 лет.

Когда ему исполнилось 8 лет, родители отдали сына в школу, по окончании которой он поступил в Эдинбургский колледж. В школе Вальтер был лучшим учеником, переводил стихи римских поэтов, писал свои. В колледже изучал право, математику, иностранные языки. Несмотря на хромоту после детского паралича, увлекался альпинизмом, верховой ездой, силовой гимнастикой. Кроме этого, вокруг него всегда собиралось много людей, поскольку он был прекрасным рассказчиком. Вальтер много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии и даже вместе с единомышленниками основал в колледже «Поэтическое общество». Тогда же он начал учить немецкий язык, что позволило ему читать немецких писателей в подлиннике.

В 21-летнем возрасте Скотт успешно сдал экзамен на звание адвоката и стал специализироваться в области права. Много ездил по Шотландии, коллекционировал древности и предметы быта, собирал песни и легенды о шотландских героях. Женившись на француженке Маргарите Шарлотте Шарпантье, В. Скотт поселился в Эдинбурге.

Эдинбург. Дом № 39 по Северной Замковой улице

Позднее, получив наследство после смерти отца, он купил участок земли на берегу реки Твид, привез туда коллекции оружия, другие реликвии шотландской старины и построил замок Эбботсфорд, который со временем стал музеем средневекового прошлого Шотландии, гостеприимно открывшим свои двери для многочисленных посетителей.

Эбботсфорд

С этого времени он становится почтенным человеком с престижной профессией и имеет собственную юридическую практику, но увлечение книгами не оставил и по-прежнему много времени посвящал чтению. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни. Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Все, что его интересовало, навсегда запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объем знаний позволял ему писать на любую избранную тему.

Получивший мировую известность благодаря литературным трудам, Скотт отдавал много времени юридической, политической и общественной деятельности. Работал секретарём сессионного суда (с 1806 года), заместителем шерифа округа Селкерк. Постоянный член консервативной партии, был активным членом Общества высоких земель. В 1820—1832 годах был Президентом Эдинбургского королевского общества, в 1827—1829 был Вице-президентом Общества антикваров Шотландии.

В жизни был образцовым семьянином, человеком хорошим, чувствительным, тактичным, признательным; любил своё имение Эбботсфорд, которое перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу.

Свой собственный творческий путь будущий романист, тем временем, начал с поэзии. Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов XVIII века: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году — перевод драмы И. В. Гёте «Гец фон Берлихинген»

Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтическая баллада «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор. Баллады далеко не зря привлекали Скотта. Ещё в 1578 Лесли, шотландский священник, писал, что песни шотландцев, которые они сочиняют про деяния своих предков, доставляют «великое удовольствие» образованному слушателю.

В декабре 1799 года его назначают на должность шерифа Селкершира или, как он обыкновенно говорил, Этриккского леса. В этом лесу ему довелось найти много материала для своего сборника. Люди в этой местности даже век спустя в конце 19 века напоминали шотландских горцев прошлого своими нравами и обычаями.

В 1800—1801 собирание и редактирование баллад становится главным занятием Вальтера Скотта, и в 1802 году издал двухтомный сборник «Песни шотландской границы». В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество переработанных южношотландских легенд.

«Песни шотландской границы», Национальный музей Шотландии.

Третий том сборника вышел в 1803 году. Всю читающую публику Великобритании более всего покорили не его новаторские по тем временам стихи, и даже не столько его поэмы, сколько первый в мире роман в стихах «Мармион». Романтические поэмы 1805-1817 годов принесли Вальтеру Скотту славу величайшего поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, которая совмещает драматичную фабулу Средневековья с живописными пейзажами и лирической песней в стиле баллады: «Песня последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813) и др. Скотт стал подлинным основателем жанра исторической поэмы.

В сорок два года писатель впервые представил на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Вальтер Скотт обязан многим авторам «готических» и «антикварных» романов, особенно его захватывала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которой отображена ирландская история. Но Скотт искал свой собственный путь. После продолжительных поисков Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа. Здесь Скотт идёт следом за Шекспиром. Историческая хроника Шекспира постигала национальную историю, но на уровне «истории королей». Вальтер Скотт перевёл историческую личность в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на судьбу которых влияет изменение эпохи. Таким образом, Вальтер Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, сама народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Вальтер Скотт стремился к точности в изображении исторических реалий, потому считается, что он разработал явление «исторического колорита», то есть искусно показывал своеобразие определённой эпохи.

Предшественники Скотта изображали «историю ради истории», демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает её с современной проблемой, показывая, как подобная проблема находила своё решение в прошлом. Следовательно, Вальтер Скотт — творец жанра исторического романа; первый из них — «Уэверли» (1814) — появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как произведения автора «Уэверли»). В центре романов Скотта лежат события, которые связаны со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них — «шотландские» романы Скотта (которые написаны на основе шотландской истории) — «Гай Мэннеринг» (1815), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Легенда о Монтрозе» (1819), «Пертская красавица» (1828). Наиболее удачными среди них являются «Пуритане» и «Роб Рой».

 «Пуритане» (1816) – роман о восстании 1679 года, которое было направлено против восстановленной в 1660 году династии Стюартов. После жизни под железной дланью аскета-пуританина Кромвеля в Англии наступила оттепель. Снова в моде яркие плюмажи, «нечестивые» танцы в парах и бравые кавалерийские смотры с веселыми пирушками под занавес. Не устояв перед искушением, молодой пуританин Генри Мортон оказывается в ненужном месте в ненужный час. Дальше — больше. Горячее сердце, острый глаз и отцовская шпага делают свое дело, и все летит в тартарары. Мир вокруг юноши вдруг стремительно завертелся. И уже слышится где-то за спиной: «На коней, ребята, на коней! В погоню! Голова этого злобного пса стоит обещанного за нее золота!».

Скотт, Вальтер. Роб Рой : роман / Вальтер Скотт ; [перевод с английского Надежды Вольпин]. — Москва : Эксмо, 2019. — 509, [1] с.  — (Зарубежная    классика) (Всемирная литература). — 16+. — ISBN 978-5-04-104559-3.

Герой «Роб Роя» — народный мститель, «шотландский Робин Гуд». Действие одного из лучших романов Вальтера Скотта разворачивается в Шотландии начала XVIII в. Судьба сталкивает главного героя Фрэнсиса Осбалдистона с Роб Роем Мак-Грегором, благородным разбойником, прозванным шотландским Робин Гудом, и юноша оказывается вовлечен в якобитское восстание. Перипетии исторические и любовные на фоне величественных шотландских гор ставят книгу в один ряд с достойнейшими образцами жанра.

В 1818 году появляется том «Британской энциклопедии» со статьёй Вальтера Скотта «Рыцарство».

Вальтер Скотт в 1818 году. С портрета работы Эндрю Геддеса

После 1819 года тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к давним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенилворт» (1821), «Вудсток» (1826).

Роман «Квентин Дорвард» (1823) посвящён событиям во Франции времён правления Людовика XI. Местом действия романа «Талисман» (1825) становится восточное Средиземноморье эпохи крестовых походов.

Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особенный, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Шотландии, Англии и Франции, в течение нескольких веков, с конца XI до начала XIX века. Как правило, сюжет каждого романа Вальтера Скотта связан с каким-нибудь важным историческим событием – восстанием, гражданской войной, мятежом.

В творчестве Скотта 1820-х годов, при сохранении реалистичной основы, имеет место существенное влияние романтизма (особенно в «Айвенго» — романе из эпохи XII века). Особенное место занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанские воды» (1824). В критических тонах показано дворянство, сатирически изображается титулованная знать. В 1820-х годах был опубликован ряд произведений Скотта на историческую и историко-литературную тему: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» (1829—1830), «Смерть лорда Байрона» (1824). Книга «Жизнеописание романистов» (1821—1824) даёт возможность уточнить творческую связь Скотта с писателями XVIII века, особенно с Генри Филдингом, которого он сам называл «отцом английского романа».

Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны — от пуританской революции XVI века до разгрома горных кланов в середине XVIII века и более позднему времени: «Уэверли», «Гай Маннеринг», «Эдинбургская темница» (1818), «Пуритане» , «Ламмермурская невеста» (1819), «Роб Рой» (1817), «Монастырь» (1820), «Аббат», «Сен-Ронанские воды», «Антиквар» и др.

В этих романах Скотт развёртывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоёв, но преимущественно горожан, крестьянства и бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, в котором немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах — они главные герои, в «Эдинбургской темнице» героиня — дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII века делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время даёт более живые образы. Но чаще все же главные герои — это условно идеализированные молодые люди из высших классов.

Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно Средним Векам: «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823), «Кенильворт» (1821), «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» (1829) и др. Здесь Скотт особенно развёртывает своё исключительное чутьё прошлых эпох, заставившее Огюстена Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времён». Историзм Скотта — прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Каждый его роман основан на определённой концепции исторического процесса в данное время.

«Айвенго» — ключевое произведение в цикле романов В. Скотта, которые переносят нас в средневековую Англию. Юному рыцарю Айвенго, тайком вернувшемуся из Крестового похода на родину и волей отца лишенному наследства, предстоит отстоять свою честь и любовь прекрасной леди Ровены… На помощь ему придут король Ричард Львиное Сердце и легендарный разбойник Робин Гуд.

Скотт, Вальтер.  Айвенго : роман / Вальтер Скотт ; [перевод с английского Е. Бекетовой]. — Санкт-Петербург :  Азбука : Азбука-Аттикус, 2020. — 589 с. —  (Мировая классика). — 12+.  — ISBN 978-5-389-10946-9.

Роман  «Айвенго» стал настоящим открытием нового мира. С романом «Айвенго» (лучшим историческим английским романом всех времен) Вальтер Скотт взлетел на пик прижизненной славы и получил титул баронета. В Лондоне художник Лоренс по заказу короля написал его портрет для галереи в Виндзоре, а скульптор Чантри создал его бюст. Все эти годы подвиги героя романа, мытарства и достойные деяния тревожили сердца юных читателей. Конечно, сегодня образ доблестного и благородного рыцаря Айвенго значительно поблек на фоне героев многочисленных фэнтези о раннем Средневековье. Но именно ему по праву принадлежит слава первого среди равных рыцарей исторических романов. Айвенго всегда остался в представлении читателей воплощением духа рыцарства, вольности, благородства и чувства долга. За всю свою многолетнюю историю роман был переведен на все литературные языки мира и выдержал столько изданий, что их практически невозможно счесть.

Концепция «Айвенго», где центральным фактом для Англии конца XII века выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для истории, как науки, — она была толчком для известного французского историка Огюстена Тьерри. Кроме того, именно с этого романа начался или, по крайней мере, усилился современный виток популярности Робин Гуда, изначально — героя английских народных баллад, который в качестве заметного персонажа второго плана появляется в романе «Айвенго». Писателя интересовали собратья по перу, он написал множество биографий классиков и современников, со многими из которых дружил и переписывался.

Роман «Квентин Дорвард» даёт не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но и вскрывает сущность его политики.

Скотт, Вальтер. Квентин Дорвард : [роман] / Вальтер Скотт ; [пер. с англ. М. А. Шишмаревой]. — Москва : Вече, 2016. — 478, [1] с. : портр.  — (Всемирная  история в романах). — 12+. — ISBN 978-5-4444-5069-7.

XV век, Франция. Квентин Дорвард, молодой шотландский солдат-наемник из погибшего в кровавой распре дворянского рода, оказывается на службе у короля Людовика XI. Хозяин Квентина — стратег отменный, все люди вокруг него — пешки в сложной политической игре. До поры гордый шотландец готов это терпеть, но когда будут затронуты его сердце и честь — тут уж извините. Каждый за себя. В своем бессмертном романе сэр Вальтер Скотт легко и красиво, как устрицу, вскрывает суть уходящей эпохи — «Осени Средневековья». Выход в свет «Квентина Дорварда» встретил горячий прием сначала во Франции, а потом уже и на родине В. Скотта.

Не меньшим восторгом читатели и критики всей Европы приняли романы «Кенилворт», «Вудсток», «Анну Гейерштейн». Много душевных и физических забрала у него девятитомная «Жизнь Наполеона Бонапарта». Помимо еще нескольких романов Скотт опубликовал четыре выпуска «Рассказов дедушки» — историю Шотландии для детей.

Вальтер Скотт, при своём слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

С 1830 года у писателя начались проблемы со здоровьем, он перенес апоплексический удар, и у него отнялась правая рука. Правительство предложило ему для оздоровительного путешествия фрегат «Барэм». Писатель посетил Мальту и Неаполь. Вернувшись домой, он сказал: «Я многое повидал, но c моим домом ничто не сравнится».

Скотт умер 21 сентября 1832г. и был похоронен в аббатстве Драйбурга. Шотландские и английские газеты вышли с траурными знаками, как при объявлении о смерти коронованных особ. После смерти писателя был объявлен конкурс на проектирование памятника. Создание статуи Скотта было поручено скульптору Джону Стилу, в 1846 он был установлен, и сейчас это одна из достопримечательностей Эдинбурга. Сегодня в Эдинбурге на Принсес-стрит как свидетельство огромной любви и признательности соотечественников стоит шестидесятиметровый монумент, посвящённый писателю. Он устремляется ввысь подобно готическому собору. Внутри, сквозь арки, видна беломраморная статуя писателя: он изображен сидящим в кресле с книгой на коленях. У его ног лежит собака, это верный Майда, который никогда больше не расстанется со своим хозяином. В нишах каждого этажа помещены статуи, изображающие героев произведений писателя.

Статуя Скотта на Принсес-стрит

Каждый роман классика был основан на конкретной концепции исторического процесса в данное время. Для шотландцев Вальтер Скотт больше, чем просто писатель, он стал настоящим героем, который открыл Шотландию всему миру, и в первую очередь — для Англии. До него в Англии, особенно в её столице Лондоне, шотландской историей почти не интересовались, считая горцев «дикими». Он возродил историческую память народа Шотландии, рассказав о ее истории, культуре и традициях. Произведения Скотта, появившиеся сразу же после Наполеоновских войн, в которых шотландские полки покрыли себя славой, заставили образованные круги Великобритании в корне изменить своё отношение к этой бедной, но гордой стране.

Книги Вальтера Скотта вы сможете найти во всех библиотеках МБУК РГЦБС г. Ростова-на-Дону. Приходите к нам в библиотеку, у нас есть много интересного.

 Спасибо за внимание!

Куликова Н.В.