Добрый день, уважаемые читатели и посетители блога!
Сегодня мы представляем вам мероприятие, посвященное роману Алексея Николаевича Толстого » Пётр 1″. Эта книга не просто очередная талантливая вещь- в нашей литературе по счастью таких немало. Это книга — «явление». Данному роману выпала честь стать основой русской школы исторической прозы, стиль и содержание которой с тех пор стали диаметрально отличаться от европейских литературных традиций этого жанра. Вместо легенькой приключенческой истории на фоне «малобюджетных» исторических декораций советский автор предложил читателям настоящий научно-художественный труд.
Имя Петра I известно каждому с детских лет. Он, пожалуй, самая часто упоминаемая личность в русской истории, а полемика, разгоревшаяся вокруг его роли в российской государственности уже давно, не ослабевает и поныне. Самое же значительное произведение русской литературы ему посвященное– это несомненно роман Алексея Николаевича Толстого с одноименным названием. Тема великого русского царя всегда увлекала писателя хотя бы потому, что один из его предков Петр Толстой был виднейшим сторонником Петра.
Подготовка к написанию романа и погружение в петровскую эпоху началось у автора с написания в 1918 году небольшого рассказа «День Петра». Именно в нем были выведены первые наброски будущего шедевра, определена во многом языковая палитра и концептуальная основа произведения. Работа над романом началась в 1929 году. Автор тратил много времени на поиск нужного для написания книги материала и его работа сравнима с трудом настоящего историка. Чтобы усилить яркость и емкость языка своих персонажей, автор, отвергая громоздкие церковно-славянские обороты, которые якобы показывали колорит эпохи, использовал вместо них записки и дневники современников царя, написанные простым и понятным читателю языком.
О сути своей работы автор сообщает так: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна, прежде всего, композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это, прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Такой по научному серьезный подход делает огромную честь Толстому и конечно результат, выразившийся в создании великолепного исторического произведения, вышедшего даже за рамки жанра выглядит при таких условиях вполне закономерным.
Не вдаваясь в подробные описания, автор емкими, яркими штрихами дает нам полноценное представление о русской жизни давно ушедшего столетия. В приведенных ниже отрывках не уделяется внимания чертам персонажей и не так подробно говорится о виде их одежды, а между тем благодаря мастерству писателя мы видим их как будто наяву.
Такое поразительное авторское мастерство всемерно характеризует Толстого как талантливейшего рассказчика и художника. Не одна сторона русской жизни не обойдена им в своем романе. Жизнь и быт духовенства, крестьянства и купечества в рамках одного либо двух персонажей отражает сущность общественного класса. Сам царь раскрывается с очень разных сторон. Это одновременно и великий государь и просто человек, не лишенный недостатков и пороков, что лишь способствует его сближению с читателем на протяжении чтения романа. Руководствуясь теми же принципами, Толстой рисует перед нами и образы сподвижников царя Александра Меньщикова, Алексея Бровкина и конечно Франца Лефорта. Все они захвачены реформаторскими настроениями царя, а он, почитая оных как ближайших друзей, просит их указывать ему на свои ошибки. Это замечательная галерея образов сопровождает читателя, и мы можем живо проследить путь их развития.
Ближе к концу романа Петр становится полновесным правителем великого государства, Алексей Бровкин сыном богатого купца, а Алексашка Меньшиков его ближайшим советником. Мораль концовки произведения очевидна: каждый из персонажей нашел свое место в жизни, чего автор между строк желает и самому читателю.
К сожалению, Толстой не успел завершить свой гениальный замысел. Последнее что он успел написать была шестая глава третьего тома. Подводя итог разговору о романе, Петр I необходимо заметить, что он является классическим представителем жанра исторического романа без модной сегодня приключенческой составляющей.
Наше сегодняшнее мероприятие- это совместное мероприятие читателей и сотрудников библиотеки им. И.В. Мичурина, которые приняли участие в эстафете чтений вслух этого замечательного романа. Предлагаем вашему вниманию громкие чтения наших участников, которые записали видео с любимыми отрывками из этого произведения!
Начинает эстафету Сергеенко Валентина Витальевна, наш давний читатель и волонтер.
Этот видео- ролик представляет Аракелова Марина Альбертовна-заведующая детским сектором библиотеки.
Библиотекарь 1й категории Корсун Ирина Леонидовна приняла эстафету чтений вслух -отрывок «Бедняга Монс».
Этот отрывок нам прислал постоянный читатель нашей библиотеки Грицаев Виталий.
Сегодняшнюю эстафету чтений вслух завершает Евгения Нестерова, наша давняя читательница и активная участница мероприятий библиотеки!
Роман «Пётр Первый» охватывает время после смерти Фёдора Алексеевича — сына Алексея Михайловича и практически до взятия русскими войсками Нарвы. Роман максимально приближен к реальным историческим событиям. Стрелецкий бунт, коварная царевна Софья, её любовник, князь Василий Голицын, Лефорт, Меншиков, Карл XII, Анна Монс — все эти исторические личности присутствуют здесь. Пётр Первый обладает упорным характером и бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми военачальниками. Если вы хотите понять, что же такое исторический роман вам следует прочитать именно эту книгу. А если у вас появится желание прочесть отрывок из романа и продолжить читательскую эстафету, то ждем ваши видеоролики! Мы с удовольствием добавим их на наш блог!
Спасибо за внимание!
Эстафета громких чтений на этом не заканчивается. В следующем году мы продолжим эстафету и всегда ждем вас в нашей библиотеке, что бы вы не только взяли и прочитали или перечитали грандиозный роман А.Толстого и другие книги, посвященные интереснейшей эпохе великого русского царя, но и снова приняли участие в громких чтениях!
Филатова Е.А.