Гурман-вечер любителей детективного жанра «Поиск истины». Ко дню рождения детективного жанра.

Добрый день, уважаемые читатели!

20 апреля весь мир отмечает день рождения детектива. Именно в этот день в литературе началась новая эпоха – эпоха детектива.

Именно 20 апреля 1841 года был опубликован рассказ Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг», считающийся «первой ласточкой» детективного жанра в литературе. Завоевавший с тех пор невероятную любовь читателей, детектив и сегодня остается одним из самых востребованных жанров.

Уилки Коллинз.

Вскоре после рассказов Эдгара По детективный жанр завоевал популярность в Англии. Этому способствовал выход романов Уилки Коллинза, часто именуемого «дедушкой английского детектива» – «Женщина в белом» и «Лунный камень». Коллинз любил в свои логические, последовательные
детективы вставлять романтические моменты. Кроме того, его фирменной «фишкой» стало повествование от имени различных персонажей. Автор внимательно относился к тонкостям психологии своих героев.

В конце XIX – ХХ веках Англия упрочила свое положение «столицы» детективного жанра благодаря произведениям Артура Конан Дойла.

Артур Конан Дойл.

Никакой другой литературный персонаж детектива не является столь узнаваемым во всем мире, как Холмс. Ничьи романы не имели стольких вариантов экранизаций, которые пользуются успехом у зрителей до сих пор.

Агата Кристи.

С подачи Агаты Кристи было создано «10 заповедей детективного романа», которых придерживаются классики жанра до сих пор. Среди авторов детективов немного женщин, тем более столь успешных. Роман «Десять негритят», вероятно, знаком всем. Сложно найти книгу о Пуаро, которая не была бы экранизирована до нашего времени. Эркюля Пуаро в большинстве фильмов блистательно играет Дэвид Суше. Не обошлось и без детективного сериала по теме — отзывы также весьма хвалебные.

Гилберт Кит Честертон.

Другую линию в английском детективе определил Гилберт Кит Честертон. Расследователем его детективных историй выступает католический священник, цель которого не изобличить преступника, а наставить его на путь истинный.

Жорж Сименон.

Мастер детектива второй половины века – Жорж Сименон. Его книги об инспекторе французской полиции Мегрэ начали выходить с конца 1920-х. Главный герой большинства его историй — комиссар Мегрэ, был, пожалуй, одним из самых положительных персонажей детективного жанра: примерный семьянин, справедливый и честный, пользуется уважением не только коллег, но даже криминальных элементов. 

Джеймс Хейдли Чейз.

Еще один известный мастер детективного жанра- Джеймс Хейдли Чейз, который прославился на просторах Советского Союза во время перестройки, когда в СССР устремился обильный поток зарубежной литературы.

Помимо Сименона, европейский детектив представлен сочинениями Джон Ле Карре, Себастьяна Жапризо и других авторов, произведения которых отличаются от американского детектива некой ностальгической грустью и практически отсутствием иронии.

В 1920-х одним из первых сочинений детективного жанра в России стал «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Николаевича Толстого.В годы советской власти детективный конфликт между добром и злом рассматривался в русле классовых противоречий, что привело к более «чистой» форме жанра – шпионскому роману, в котором писали братья Вайнеры, Аркадий Адамов, Юлиан Семенов.

У каждого автора есть свои «запрещённые» или недопустимые ситуации, которые мастера данного жанра стараются избегать при написании своих книг.

Некоторые из известных писателей поделились своим мнением на этот счет в интервью издательству «Эксмо».

В детективе недопустимы такие способы установления истины как спиритические сеансы, гадание, чтение чужих мыслей и прочие мистические методы. Расследование, в котором замешаны потусторонние силы, обречено на поражение, считает Татьяна Гармаш-Роффе, писательница, одна из ведущих авторов жанра психологического детектива.

Татьяна Гармаш-Роффе.

«Детектив состоится лишь в том случае, если мотор сюжета — расследование. А расследование держится на чём? На логике! Логика сыщика против логики преступника. В отличие от всех остальных приключенческих жанров, детектив — это ода интеллекту. В нём проблемы решает не сила мышц, не меткость оружия, не быстрота машин, — а сила мышления. Откуда и вытекают основные табу жанра: в нём не должно быть ничего потустороннего. Никаких предчувствий, гадалок, привидений, инопланетян. Всю работу по вычислению преступника взваливает на себя исключительно интеллект сыщика».

По мнению Татьяны Устиновой, автора детективных романов, сценариста, переводчика, телеведущей, номинанта на премию «Русский детектив», преступник должен быть обнаружен дедуктивным путем: с помощью логических умозаключений, а не благодаря цифровым технологиям.

Татьяна Устинова.

«Героям я не разрешаю пользоваться цифровыми технологиями, в том виде, в котором они существуют сейчас, потому что дальше мне становится неинтересно. Я и фильмы такие не люблю смотреть, когда вся работа детектива заключается в том, что он следит по камерам, в какую именно подворотню зашёл преступник или негодяй, в какой именно он сел автомобиль. Поэтому зачастую действия моих романов происходят в забытых богом заброшенных местах, где интернета нет в принципе. Мои герои живут так, как будто его вообще не существует. Например, персонаж ходит на горку звонить — на мой взгляд, так интереснее и читателю, и мне, и герою».

Также писательница уверена, что сколько бы ни совершалось в романе преступлений, зло в итоге не должно победить.

«На мой взгляд, табу любого детективного автора — это торжество зла и беззакония над добром и правосудием. Такого быть не может, детективы так писать нельзя. Детектив априори создан так, что добро всегда побеждает, в любой форме. Беззаконие и зло никогда не торжествуют».

Сергей Литвинов, автор остросюжетных романов, номинант на премию «Русский детектив», тоже признался, что в своих романах никогда не допустит победу зла над добром.

Сергей Литвинов.

«В мире примерно каждая третья издающаяся книга — это детектив. Детектив, по моему мнению, ­— это род современной сказки. А сказки, в моем понимании, кончаются хорошо. Мы с моей сестрой Аней написали более 70 детективных романов, и все они кончаются хорошо. Добро побеждает зло. Положительный герой торжествует над отрицательными. Для нас это основное в работе».

Случайность и совпадения — непростительная ошибка авторов детективного жанра, считает американский писатель Майк Омер. Задача сыщика собрать улики, которые послужат ключом к разгадке, и построить цепь умозаключений, а не надеяться на «счастливый случай».

Майк Омер.

«С точки зрения рассказчика я делаю всё возможное, чтобы не опираться на странные совпадения в своих сюжетах. Одно совпадение — это хорошо, но более — я начинаю чувствовать себя неуютно».

Морализаторству и дидактичности не место в детективном романе, отмечает Дарья Дезомбре, писательница, автор детективных романов.

Дарья Дезомбре.

«Для меня единственным табу при написании истории является дидактичность. То, что Николай Гумилёв называл „пасти народы“ и упрекал в этом Льва Толстого, имеющего склонность учить жизни читателей. Я знаю множество авторов детективов, которые тоже „погорели“ на этой теме. Так что, дай мне Бог удержаться от морализаторства и ощущения того, что я умнее своего читателя».

Тема жестокости часто встречается в литературе. В большинстве остросюжетных романов можно найти пример жестокого отношения, однако у описания этих сцен есть жёсткие границы, считает Татьяна Полякова, писательница, автор произведений в жанре «авантюрный детектив», номинант на премию «Русский детектив».

Татьяна Полякова.

«Описание кошмарных казней и прочего насилия, например, как в фильме „Законопослушный гражданин“, у меня не будет никогда. У меня шок от того, что нам предлагается в картине. Пострелять у меня могут, а всякие маньячные страсти — это точно не моё. Ведь это же надо всё представить и пережить. Мне это абсолютно ни к чему, поэтому для меня это табу».

Писатель и сценарист Алекс Михаэлидес убеждён, что дискриминация по признаку расы и цвету кожи недопустима ни в жизни, ни в литературе. Поэтому герои его романов никогда не столкнутся с этой проблемой.

Алекс Михаэлидес.

«Я избегаю всего расистского или женоненавистнического. И то же самое касается моих персонажей».

Детективный жанр можно назвать самым популярным среди всех остальных. Детективами зачитываются люди всех возрастов. Запутанные сюжеты, расследования и различные авантюры полностью захватывают читателя и увлекают в таинственный мир. К тому же, детектив можно выбрать на любой вкус — будь то исторический, романтический, ироничный или политический.

Сложнейшие загадки и не дающие покоя тайны, колоритные герои и неожиданные сюжетные повороты: хороший детектив никогда не заставит вас скучать.

Классические истории о расследованиях строятся по строгим канонам, один из которых — предоставить читателю все факты для того, чтобы он сам мог завершить «дело», так что детективы — это не только хороший способ провести время, но и интеллектуальная разминка.

Детектив — признанный лидер среди жанров современной детской литературы. И хотя со всех сторон его теснят фэнтези, комиксы и ужастики, детский детектив продолжает бурно развиваться.

Среди создателей детских детективов есть и вполне известные писатели. Например, Эрих Кёстнер — автор повести «Эмиль и сыщики», Астрид Линдгрен, написавшая книги про супер сыщика Калле Блумквиста, Анатолий Рыбаков с его знаменитым «Кортиком».

Среди авторов современного детского детектива – Валерий Роньшин, Екатерина Вильмонт, Антон Иванов, Анна Устинова, Сергей Силин, Валерий Гусев и другие.

Поздравляем всех любителей жанра с праздником и ждем в нашей библиотеке!

Корсун И.Л.