Тематический обзор русской и зарубежной классики «Глубокая души потребность» ко Дню социальной справедливости.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

20 февраля отмечается Всемирный день социальной справедливости. Этой важной концепции жизни людей, ее понимания философами и религиозными деятелями, описанием и осмыслением русскими и зарубежными классиками в художественной литературе посвящено наше сегодняшнее мероприятие.

Социальная справедливость – один из распространённых общественных общечеловеческих идеалов. 

Категория справедливости всегда стояла в ряду самых важных в сознании нашего народа. В древнерусском языке слово «справедливость» является однокоренным со словом «правда».  Первый русский закон именовался «Русской правдой».  Справедливость — это, по сути дела, попытка жить по правде, в соответствии с истиной.  Испокон веков для русского человека справедливость выше закона. Одно из первых произведений русской словесности — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского. Человек — прежде всего, моральное существо, а в основе морали лежат запреты, табу. Они действуют гораздо сильнее, чем любые юридические предписания. И вообще неписанные запреты гораздо сильнее писанных. Судить по справедливости — это значит вершить моральный суд, может быть даже ориентироваться на религиозные заповеди. 

Не случайно, во многих культурах и религиях за разрешением споров шли к старейшим, а значит и мудрейшим. В правовых системах многих стран тоже есть элементы милосердия — помилование, отказ от смертной казни, возможность прощения обидчика.

В греческой мифологии богиня справедливости — Астрея. По преданию, является дочерью Зевса и Фемиды, а также сестрой Стыдливости. Во времена Золотого века она жила на земле, среди людей. Однако с пришествием железного века люди стали жить грабежом и даже приязнь между братьями стала редкостью. Видя это, Астрея последней из божеств покинула землю и вознеслась на небо, где с ней связывается созвездие Девы. Её изображают с весами и венцом из звезд.

Идея социального равенства была всегда. Эта идея способна поднимать народ на подвиги и даже спровоцировать революции. Сама по себе мечта об абсолютной справедливости в социуме несет положительные эмоции и преследует только хорошие цели. К равным правам и возможностям стремится каждый человек и должно стремиться каждое правовое государство.

Справедливость всегда была важной темой для писателей и философов. Представляем вашему вниманию обзор литературных произведений русских и зарубежных писателей, в которых осмысляется тема справедливости не только как жизненный идеал или философско-религиозное понятие, но и как «глубокая души потребность».

Начнем наш обзор с литературы античности. Именно оттуда нам достались великолепные образцы трудов философов, которые первые дали человечеству такие понятия как справедливость и равенство, разделили эти понятия как «справедливость по природе» и «справедливость по закону».

Сенека, Луций Анней (ок. 4 до н. э.-65 н. э.).О милосердии [Текст] : [16+] / Луций Анней Сенека ; [перевод с латинского М. Браша и др.]. — Санкт-Петербург : Азбука, cop. 2018. — 346, [4] с.; 18 см. — (Азбука-классика. Non-Fiction).; ISBN 978-5-389-14508-5 : 4000 экз.
(Азбука-классика. Non-Fiction)

Сенека — выдающийся философ-стоик и государственный деятель Рима эпохи империи. Широко известны его «Нравственные письма к Луцилию», своеобразное руководство по морально правильной жизни. Собранные в настоящем издании трактаты важны для понимания философии Сенеки, в них непосредственно выражаются взгляды мыслителя на самые важные стороны человеческой жизни, важнейшими из которых является справедливость и милосердие. Написанные блестящим слогом, эти тексты неотделимы от обстоятельств жизни автора, подробно раскрытых во вступительной статье и примечаниях.

Со страниц этой книги на нас «смотрит» мир глазами стоика, жившего около 2000 лет назад, однако вот вопрос: «Претерпела ли человеческая природа серьезные изменения за два десятка веков?» Увы, люди все те же… Порицания Сенеки об обществе того времени удивительным образом соотносится и с современным обществом. Остается только удивляться как мало некоторые вещи меняются.

Мысли о времени, смерти, владении вещами, деньгах, взаимоотношениями с семьей и друзьями, милосердии и справедливости, как нужно переносить страдания и как выбрать свою философию — на эти вопросы вы получите точные и мудрые ответы.

Платон (ок. 427-ок. 347 до н. э.). Государство [Текст] : [16+] / Платон ; [перевод с древнегреческого А. Н. Егунова]. — Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, cop. 2018. — 473, [3] с.; 18 см. — (Азбука-классика. Non-fiction).; ISBN 978-5-389-14105-6 : 4000 экз.
(Азбука-классика. Non-fiction)

«Государство» (360 г. до н. э.) — диалог древнегреческого философа Платона, в котором философ конструирует идеальную форму государственного устройства. Как и в других диалогах Платона, главным действующим лицом произведения «Государство» является учитель автора — Сократ, который, беседуя и споря с Главконом, Фрасимахом и другими героями, рассказывает свою формулу построения идеального государства со всеми его основными институтами. Начинается диалог с постановки вопроса о справедливости. Именно от неё и отталкивается Сократ, создавая своё государство. В книге рассматриваются темы, связанные с устройством общества, сословиями, правителями-философами, формами правления.
Платон в попытке найти идеал, создает свое идеальное государство. При этом надо помнить что идеал возможно создать только тогда, когда имеешь примеры неидеального. Чем собственно Платон в своей книге и занят. Он перебирает различные варианты государственного устройства.

В книге содержатся различные комментарии и примечания, а также вступительная статья современных учёных, исследователей Платона.

Кропоткин, П. А. Анархия и нравственность [Текст] : [сборник : 12+] / П. А. Кропоткин. — Москва : Изд-во АСТ, cop. 2018. — 605, [2] с.; 18 см. — (Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения) (Эксклюзив: Русская классика).; ISBN 978-5-17-111121-2 : 4000 экз.

Русский революционер-анархист, географ и геоморфолог Пётр Кропоткин внёс большой вклад как в географию, историю, так и в философскую, социальную мысль. Миру он открыл глаза на существование ледниковых периодов в прошлом. А в России, помимо успехов в прикладных науках, прославился как анархист. Данный сборник наполнен следующими работами Кропоткина:

-Этика (1921 г.)
-Справедливость и нравственность (1888 г.)
-Нравственные начала Анархизма (1906 г.)
-Моральный выбор Л.Н.Толстого (1901 г.)
-О смысле возмездия (1887 г.)

П.А. Кропоткин — это серьёзный интеллектуал, учёный, человек принципов, сильная личность. Это человек, который сделал серьезный и осознанный шаг от сознания монархического, дворянского, к свободе, равноправию и самоорганизации. Кропоткин — это мыслитель, который верит в человечество. Он твёрдо стоит на том, что человек свободен от природы, что в своей основе, самой природой заложена самоорганизация, взаимопомощь. Его труды были величайшим прорывом своего времени. Основная мыслью данного сборника является мысль, что взаимопомощь и самоорганизация — это естественное состояние человеческого общества, что никакой «войны всех против всех» не существует, а одними из важнейших факторов развития общества являются наука и просвещение. Будучи учёным, Кропоткин не терпит религию и религиозный взгляд на мир. Но кроме науки в его работах большое внимание всегда уделяется культуре и искусству. 

 Гуманистическая ценность идей Петра Кропоткина заключается в обращении к сознанию человека и этическим ценностям как к естественной духовной силе, способной объединять поколения.

Кант, Иммануил (1724-1804). Метафизика нравов / И. Кант ; [пер. с нем., примеч. С. Я. Шейнман-Топштейн и Ц. Г. Арзаканьяна]. — Москва : Мир кн. : Литература, 2007. — 399 с.; 19 см. — (Великие мыслители).; ISBN 978-5-486-01153-5 (В пер.)
(Великие мыслители)

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» ( И. Кант).

В своих трудах И.Кант затронул самые важные вопросы мироздания и человеческого общества, ввел многие основополагающие понятия, в том числе «категорический императив». По мнению Канта, категорический императив — это главные правила, которыми должны руководствоваться как отдельные личности, так и общество в целом, и никакие внешние воздействия, так называемые «объективные причины» не должны мешать выполнению этих правил.
В книге «Метафизика нравов» приводятся работы философа о нравственности, истоках добра и зла в душе человека, а также об императивных законах, нарушение которых ведет к деградации личности. Интерес к этическим проблемам, трудности, встающие при их решении, антиномия свободы в первую очередь  сделали заслуги Иммануила Канта в этике не менее великими, чем в гносеологии. В фундаментальном труде «Метафизика нравов» философ конкретизирует понятие долга, выделяя следующие его виды:

1)Долг человека по отношению к высшим существам (если они есть)

2) Долг человека перед низшими существами (например животными)

3) Долг человека перед человеком.. На этом виде долга, собственно нравственного,он останавливается наиболее подробно, разделяя его на две части- долг человека перед собой и долг перед другими людьми. А также говорит о широте понятия закона нравственности, его распространенности на все без исключения разумные существа. 

Это был блок философских произведений о справедливости, милосердии и нравственности.

Переходим к блоку художественной литературы, который откроет один из самых известный русских писателей — Федор Михайлович Достоевский, который своими произведениями представляет пример экзистенциальной прозы, раскрывает глубокие проблемы психологии, философии, политики и религии, неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души для читателей всего мира.

А. З. Штейнберг писал: «„Подвиг познания добра и зла“ — вот чем, говоря словами самого Достоевского, представляется автору весь жизненный путь национального философа России».

Достоевский не стал создателем собственной законченной философской системы с точки зрения формального подхода западного представления о философии. Для этого писатель не обладал ни узкоспециальным образованием, ни желанием, поскольку главным жизненным поприщем избрал литературу. Тем не менее, художественные произведения и публицистика писателя содержат основополагающие философские идеи, ставшие фундаментом русской классической философии, оформившейся во 2-й половине XIX века.

«Преступление и наказание» — социально-психологический и социально-философский роман. Замысел  и центральная тема, связанная с идеей главного героя об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях созревали у Достоевского в течение многих лет.

Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание [Текст] : роман / Ф. Достоевский. — Санкт-Петербург : Азбука, 2011. — 667, [2] с.; 18 см. — (Азбука-классика).; ISBN 978-5-389-02279-9
(Азбука-классика)

«Преступление и наказание” – роман из шести частей и эпилога – был написан Ф. М. Достоевским в 1865-1866 гг. и посвящен жгучим вопросам социальной жизни пореформенной России, когда происходила ломка старых патриархально-нравственных устоев и складывались новые, буржуазные общественные отношения, основанные на всевластии денег, капитала. Трагедия человеческой личности в этих социальных условиях – в центре внимания писателя-гуманиста. С трагической мощью автор показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманные отношения между людьми, страдающий за “униженных и оскорбленных”. На протяжении всего романа автор неустанно задается вопросами: что есть правда? как защитить бесправных? где справедливость?

Поиски справедливости характерны для героев Достоевского, которые ведут горячие политические и философские споры, размышляют над “вечными” проблемами общества. Всей образной системой романа Достоевский убедительно доказывает, что нет и быть не может оправдания насилию, убийству, какими бы благородными целями их не аргументировали.

Писателю удается раскрыть внутренний мир героев, связать его с реальностью, своими мыслями. Весь роман построен на противоречиях, которые порой заводят нас в тупик, но всегда приводят к размышлениям, переносят нас в реальную жизнь, иногда жестокую и страшную. В романе изображено много “маленьких” людей, задушенных бедностью. Они жертвуют собой ради благосостояния близких. Мир, в котором живут герои Достоевского – это мир “униженных и оскорбленных”, “тех, кто погиб, и тех, кто будет гибнуть”. Они сознают, что находятся в безвыходном положении.

Достоевский убеждает, что оставаясь в этом обществе, принимая его законы, невозможно найти выход. И обнадеживает нас словами: “Уже подрастает поколение, которое будет гуманно, человечно и великодушно”.

Некрасов, Н. А. Кому на Руси жить хорошо [Текст] : поэма / Н. Некрасов. — Санкт-Петербург : Азбука, 2012. — 283, [2] с.; 18 см. — (Азбука-классика).; ISBN 978-5-389-03136-4
(Азбука-классика)

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, прозаик, публицист. Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, трагедии крестьянства. Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание и даже нередко в ущерб художественным качествам.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке. Это некрасовское произведение по праву можно назвать “энциклопедией русской жизни”. По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни и поисков справедливости в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом. Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и “счастие родного уголка”. Автор выражает абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Гоголь, Н. В. Шинель [Текст] : [сборник : 12+] / Н. В. Гоголь. — Москва : АСТ, 2014. — 380, [1] с. : ил.; 21 см. — (Русская классика).; ISBN 978-5-17-085263-5
(Русская классика)

Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» — это протест против социального неравенства. Главный герой повести, Акакий Акакиевич Башмачкин, простой писарь в департаменте, не владеет собственной судьбой — он слишком мелок для этого. У даже почти нет чувств, кроме любви к своей шинели. Когда ее похищают, он умирает. Но история, рассказанная о нем, абсолютно банальна. Именно в этом и главная сила повести – в том, что описанное запросто могло случиться с любым из простых людей. 

Через образ Башмачкина нарисован быт Петербурга, низших его слоев. Из окон здесь выливают помои, а чтобы накопить денег и позволить себе новую шинель, нужно жестко экономить. Над Башмачкины смеются товарищи, а он обижается и не понимает, что где-то возможна другая жизнь.

Чтобы справить себе новую шинель, Башмачкин жертвует всем. Момент получения ее — это момент высшего счастья и когда однажды, по дороге из гостей, шинель похищают на улице, жизнь его идет под откос. Башмачкин пытается искать ее, но ему отказывают, т.к. для таких мелких людей справедливости нет – никому не интересны их проблемы, никто не хочет им помогать. Очевидно, что если бы несчастье случилось у человека влиятельного и обеспеченного, отреагировали бы по-другому. Акакий Акакиевич же натыкается лишь на стену равнодушия. Но в финале мы видим, что несчастья могут происходить со всеми, независимо от статуса или сословия. После смерти Акакий Акакиевич начинает метаться призраком по улицам, срывая шинели со всех прохожих, вплоть до значительного лица. Таким образом он добивается высшей справедливости – возмездие, даже со стороны маленького человека, может настигнуть кого угодно.

Впоследствии «Шинель» станет отправной точкой для целого литературного направления («натуральной школы»), которое решит описывать именно жизнь мелких, рядовых людей. Многие писатели второй половины XIX века потом говорили, что «все мы вышли из гоголевской «Шинели». 

Горький, Максим (1868-1936).На дне [Текст] : пьесы : [16+] / Максим Горький. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — 250, [2] с.; 18 см. — (Азбука-классика).; ISBN 978-5-389-03077-0
(Азбука-классика)

Жанр пьесы Максима Горького «На дне» можно определить как философскую драму. В этом произведении писателю удалось поднять множество проблемных вопросов о человеке и смысле его существования, справедливости и милосердии. Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным экономическим кризисом, в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться. Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. Это Барон, ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский. И именно среди этого упадка и нищеты задаются ключевые извечные вопросы жизни. А в основу конфликта лег спор о правде . Эта философская проблема давно стала неразрешимой для русской литературы, за нее брались Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие. Однако Горького нисколько не испугало это положение дел, и он создал произведение, лишенное дидактизма и морализаторства. Читатель сам вправе сделать свой выбор, выслушав различные точки зрения, которые высказывают герои. Горький не дает четкого разрешения этого вечного спора. Определить, кто прав, должен каждый читатель для себя. И все же, финальный монолог Сатина слышится одновременно гимном человеку и призывом к действиям, направленным на изменение ужасающей действительности.

Хемингуэй, Эрнест (1899-1961).В наше время : рассказы : [перевод с английского] / Эрнест Хемингуэй. — Москва : АСТ, 2009. — 158, [1] с.; 17 см. — (Классическая и современная проза).; ISBN 978-5-17-059532-7 (Изд-во АСТ)
(Классическая и современная проза)
В порту Смирны ; Индейский поселок ; Доктор и его жена ; Что-то кончилось ; Трехдневная непогода ; Чемпион ; Очень короткая история ; Дома ; Революционер ; Мистер и миссис Эллиот [и др.]

Эрнеста Хемингуэя  при жизни уже воспринимали как классика. Он был рано награжден славой, и, начиная с первых публикаций, едва ли не все, что выходило  из-под его пера, стремительно расходилось, переводилось, вызывало международный резонанс. Ее в начале пути, в 1920-е годы, Хемингуэй нашел свой     стиль, свою писательскую дорогу, которая воплотилась в сборнике рассказов «В наше время». Этот сборник состоит из 16 самостоятельных эпизодов, из которых первые семь посвящены войне, шесть – бою быков и три – репортерская хроника. Миниатюры отличаются лаконичностью, отточенностью формы и напоминают стихотворения в прозе.

Это и своеобразные интерлюдии, которые свидетельствовали о войне, насилии, напоминали о военной  теме, когда сами рассказы не содержали  в себе военного контекста. Это и рассказы, в которых ощущаются последствия военных действий, особенно в психологическом и нравственном состоянии героев, раскрывается жестокость мира, насильственная смерть, поэтому даже мирное время омрачается трагическими ощущениями. Это и новеллы, повествующие о частных конкретных эпизодах, которые включаются в общий социальный контекст современности. Получился не просто сборник новелл, а новеллистический цикл в котором писатель показывает не только новое “потерянное” поколение, но и предлагает читателю широко осмыслить мировые события, взятые в связях и закономерностях, точно отмечает в сборнике круг интересующих его тем и общественных явлений.

Уже в своем первом сборнике Хемингуэй выступил как сформировавшийся мастер —  новатор, сказавший свое слово и в  американской, и в мировой  литературе. В полной мере цельной художественной природе сборника способствовал предыдущий журналистский опыт  и определение нравственно-философской и идейно-эстетической концепции писателя. Своим первым собранием коротких рассказов, как и знаковыми романами, последовавшими вслед за ним, Хемингуэй шокировал приверженцев традиционного повествования своей резкой, беспощадной и неприкрашенной прозой, в которой рассказывается о людях, которые живут с осознанием несправедливости мира, в котором искупление – потрепанный флаг, который лучше не разворачивать.

Фолкнер, Уильям. Авессалом, Авессалом! = Absalom, Absalom! / Уильям Фолкнер; [Пер. М. Беккер]. — М. : Гудьял-Пресс, 1999. — 342 с.; 20 см. — (Собрание).; ISBN 5-8026-0048-9

Последняя книга данного обзора — «Авессалом, Авессалом!» Уильяма Фолкнера. Это история трех семей американского Юга. В нем, как и во многих других романах Фолкнера, просматривается второй философско-аллегорический план, а его содержание представляет собой своеобразную переработку библейского сюжета. Название произведения отсылает к библейской легенде об Авессаломе — сыне царя Давида, который попытался свергнуть отца, что стоило ему жизни.

В романе прослеживается жизненная история бедняка Томаса Сат- пена, который благодаря темным махинациям становится богачом, плантатором и рабовладельцем. Эта история изложена несколькими рассказчиками, главный из которых Квинта Компсон.

Фолкнер — художник-гуманист. Он ставит в центр романа нравственно-этические проблемы. Движущими мотивами сюжета, как он полагает, являются «любовь, деньги и смерть». Насилие и преступления, обильно присутствующие в этом и других его романах, вызывают его осуждение. Писатель не может мириться с нарушением норм человечности, дает понять: справедливость торжествует, а зло влечет возмездие.

Задаваясь вопросом, является ли Томас Сатпен «совершенно извращенным человеком», или его нужно жалеть, писатель отвечает: «На мой взгляд, его надо жалеть. Он не извращенный человек — он аморален, он жесток, он абсолютно эгоцентричен… Нам надо жалеть каждого, кто игнорирует человека, кто не верит, что принадлежит к семье человеческой. Сатпен не верит в это… Человек должен принадлежать к семье человеческой, должен нести свою часть ответственности за семью человеческую».

«Авессалом, Авессалом!» не зря считается вторым по значимости романом Уильяма Фолкнера после «Шума и ярости». Именно за эти два романа Фолкнер стал обладателем Нобелевской премии по литературе. 

Конечно, кроме вышеупомянутых классиков, великое множество литераторов обращались к теме социальной справедливости, правды и милосердия в своих произведениях. Это и Чехов, Булгаков, Лесков, и Дж.Лондон, Голсуорси. Список можно продолжать бесконечно. Современная литература также не чужда «поискам справедливости» в своих сюжетах.

Социальная справедливость не сводилась и не сводится только к идее преодоления общественного неравенства.  Дефицит справедливости воспринимается даже болезненней, чем экономическое неравенство. Борьба с несправедливостью заложена в нас с детства. Нас учили давать сдачи, не спускать с рук обидчику. Победа в этой борьбе рождает в нас чувство морального удовлетворения. История человечества — это поиск все более сложных и дифференцированных форм борьбы с ней — от кровной мести к правовому возмездию, от закона Талиона — «око за око, зуб за зуб, глаз за глаз», к праву, побуждающему нас устранять причиненную нами несправедливость. Каждый наш выбор, сделанный в пользу справедливости, делает мир хоть чуточку более справедливым.

Спасибо за внимание! Ждем вас в нашей библиотеке! Здесь вас ждет разнообразная литература классиков и современных писателей на заявленную тему и много другой литературы на любой вкус!

Филатова Е.А