Здравствуйте, дорогие читатели!
13 января 2021 исполняется 90 лет со дня рождения писателя Аркадия Вайнера — одного из самых известных мастеров детективного жанра советской эпохи. Вместе с братом — Георгием Александровичем Вайнером — он написал множество детективных произведений, сюжеты которых зачастую были взяты из собственной криминалистической практики. Предлагаем вашему вниманию Час биографии «Мэтр детектива», посвященный Аркадию Вайнеру.
Аркадий родился в Москве 13 января 1931 года в обычной московской семье: мама работала учительницей, отец – водителем и механиком. Не знавший толком грамоты, так как окончил всего один класс, отец тем не менее был прекрасным рассказчиком. Позже братья Вайнеры использовали его многочисленные истории в своих романах.
Своим сыновьям родители привили качества, которые очень помогли им в жизни. Самое главное наставление отца: в любых ситуациях всегда оставаться человеком. В семь лет у Аркадия Вайнера появился младший брат Георгий. Надо полагать, что в детстве братья были дружны, ведь много лет спустя, став уже взрослыми людьми, они смогли работать вместе – оба стали писателями, трудились над одними произведениями, были равноправными партнерами и единомышленниками.
В детстве Аркадий Вайнер занимался музыкой – учился играть на аккордеоне, хорошо пел. Увлекался мальчик и спортом, особенно полюбилась ему вольная борьба – Аркадий даже стал мастером спорта.
После окончания средней школы Аркадий стал студентом Московского авиационного института. Там юноша проучился всего один год, после чего перевелся в Московский государственный университет на факультет юриспруденции. В 1953 году Вайнер стал выпускником этого ВУЗа. В 1957 году вступил в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).
В жизни Аркадий был настойчивым и целеустремленным: школа с золотой медалью, затем юридический факультет столичного вуза, работа следователем в московской милиции. Позднее Вайнер занял должность начальника следственного отдела. За отличную службу получил около 40 наград.
На вопрос: «Как Вы стали следователем?» в одном из интервью он ответил: «Мне понравилась эта работа. Понимаете, человека в принципе влечёт всякая тайна, detective, и в следственной, уголовно-разыскной работе этих тайн, наверное, не меньше, чем у учёных, которые исследуют секреты мироздания. Поскольку Бог не наставил меня на учёный путь с микроскопом, а скорее – по линии наблюдения психологии человеческих поступков (мне всегда это было интересно), то я выбрал именно эту работу».
По службе Аркадий Вайнер занимался расследованием самых разных дел: от мелких краж до жестоких убийств, и каждое из них он доводил до справедливого решения. Взятки не брал, угрозы на него не действовали. За принципиальность его трижды исключали из партии, что в СССР считалось смерти подобно.
В одном из интервью ему был задан вопрос: «Вы помните какие-то громкие дела, связанные с вашими расследованиями?» В ответе Аркадия Вайнера проявилась не только позиция сотрудника органов внутренних дел, но и позиция сопереживающего за судьбу своих соотечественников человека: «Тогда я десятки преступников вывел на чистую воду и представил их к заслуженному наказанию. Ведь от их преступлений страдало не только государство, но и обычные люди. Например, мясные продукты фальсифицировали по категории и, пользуясь дефицитом мяса в стране, продавали его по завышенной цене. При этом мясо очень часто было опасно низкого качества. То же самое было и с овощами. Списывали свежие, только что прибывшие фрукты и овощи как гнильё, а гнильё продавали по самым высоким ценам. Или подмешивали гнильё к свежим фруктам. В те времена, скажу откровенно, меня не волновали сильно убытки государства, поскольку я всегда понимал, что государственное достояние – это совершенно платоническая идея. Но то, что обычные люди теряли значительную долю в их и без того нищих бюджетах, вот это мне было ненавистно!»
В милиции Аркадий Александрович работал на совесть, старался быть справедливым. Из органов уволился в феврале 1968 года. Он ушёл в отставку по ограниченному состоянию здоровья, в звании капитана милиции.
Писать Аркадий начал в конце 1960-х годов вместе со своим братом Георгием. Многим, разумеется, интересно, как двое писателей могут работать над одним произведением. Вот как создавались шедевры Вайнеров. Сначала братья проговаривали идеи и записывали их на магнитофон. Конечно, случались и споры, но Аркадий и Георгий умели договариваться. Братья были разными по характеру, но имели схожий взгляд на мир. Оба были талантливыми писателями, но каждый в своей сфере: Аркадию хорошо давалось выстраивание сюжетной линии, а Георгий отлично описывал происходящее, подбирал правильные слова и красивые обороты. Известно, что идеи для некоторых книг Аркадий Вайнер почерпнул из своего опыта работы в МУРе. Аркадий Вайнер был главным в литературном тандеме, хотя братьев Вайнеров невозможно было представить пишущими по отдельности.
Писательской деятельностью Аркадий и его брат Георгий начали заниматься случайно. В 1967 году их приятель Норман Бородин в ходе возникшего спора на тему «кем труднее работать: следователем либо журналистом» предложил написать небольшое произведение, за которое пообещал отличный гонорар. Братья приняли предложение и спустя месяц представили роман «Часы для мистера Келли».
Произведение в несколько сокращённом варианте сразу же было опубликовано в двух журналах – «Советская милиция» и «Наш современник». К изумлению писателей-новичков, оба журнала приняли текст к публикации, сократив ее ровно вдвое. Удивительным было то, что сокращенное в одном журнале было опубликовано в другом и, соответственно, наоборот. Большое количество материала, накопленное Аркадием за время работы следователем, и огромный опыт Георгия, работавшего журналистом, побудили обоих на создание целого ряда прекрасных произведений. В 1971 году Вайнер стал членом Союза писателей СССР.
По рассказам самого Аркадия Вайнера, работу над очередным романом братья всегда начинали с плана, а потом просто решали, кто какую главу пишет. При этом, по оценке Аркадия Вайнера, у Георгия лучше получались главы «про войну», а у него самого – «про любовь». Всего в период с 1970 по 1990 год ими было создано и опубликовано более десяти романов. Наиболее известные произведения писателей — «Ощупью в полдень» (1968), «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» (1972), «Эра милосердия» (1976), «Я, следователь» (1972), «Гонки по вертикали» (1974). «Не потерять человека» (1978), «Город принял!» (1980), «Карский рейд» (1983), «Объезжайте на дорогах сбитых кошек и собак» (1986), «Телеграмма с того света» (1988), «Двое среди людей» (1990), «Петля и камень в зеленой траве» (1991), «Завещание Колумба» (1991), «Евангелие от палача» (1991), «Нелюдь. Киноповесть» (1996).
Пожалуй, самым успешным произведением братьев за всю их писательскую карьеру стал роман «Эра милосердия». Именно он лёг в основу художественного фильма «Место встречи изменить нельзя», ставшего впоследствии культовым не только благодаря режиссёрскому таланту Станислава Говорухина, а также работам не менее талантливых актёров, но и лихо закрученному сюжету, вышедшему из-под пера братьев Вайнеров. Первоначально фильм планировалось назвать так же, как и книгу, но чиновникам кинематографии категорически не нравилось «несоветское» слово «милосердие», и название было изменено. Роман был опубликован в 1976 году, а фильм вышел на экраны три года спустя.
Говорухин настолько сильно проникся материалом, что ещё до положительного решения авторов об участии в постановке фильма выучил текст романа наизусть и мог цитировать его буквально с любого места. Владимир Высоцкий, тоже едва прочитав роман, стал одержим идеей сыграть роль Глеба Жеглова.
И вот, в 1979 году фильм вышел на экраны. Его показ приурочили ко Дню милиции. Во время демонстрации фильма улицы городов буквально вымирали, прекращался расход коммунальной воды. К тому времени братья Вайнеры уже считались маститыми писателями, но после выхода на экраны «Места встречи…» на них обрушилась поистине всенародная любовь.
Многие эпизоды, вошедшие в книгу «Эра милосердия», а затем в сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя», Аркадий Вайнер списал с реальных уголовных дел, о которых получил информацию в период своей службы в милиции. Писательский талант авторов бестселлера позволил этим историям заблистать новыми гранями.
Например, основной элемент сюжетной линии книги и киносценария – банда «Чёрная кошка». Существовала ли она на самом деле? Или это чистой воды вымысел? Изначально версия о существовании банды под таким названием старожилами Московского уголовного розыска категорически отвергалась. Но в начале 2000-х в прессе появилась информация, что такая банда в послевоенной Москве всё же была. Да вот только членами её являлись не матёрые уголовники, как это описано в романе братьев Вайнеров, а подростки-беспризорники. И руководил бандой семиклассник Володя Колганов.
Ещё один эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов и Шарапов задерживают в театре вора Ручечника с напарницей, когда те завладевают шубой жены английского посла. В основу этого фрагмента был положен реальный случай из служебной практики сотрудника МУРа Григория Григорьевича Пушкина, кстати сказать, правнука великого русского поэта. Подробный рассказ о жизни Григория Пушкина публиковался в журнале СМВД «Содружество» (№ 2, 2014 г.). Так вот, эпизод с задержанием вора-карманника по фамилии Ручников – не выдуманный факт. Только в реальной жизни Ручечника задерживал именно Пушкин.
В фильме есть и такой эпизод, где Жеглов говорит: «Эх, сейчас бы супчику горяченького, да с потрошками». И это не случайно. Оба брата любили хорошо поесть. Вот, что об этой общей их «слабости» рассказывала в одном из интервью дочь Аркадия Вайнера, тележурналист Наталья Дарьялова: «Оба Вайнера обожали покушать, знали толк в еде, поэтому во всех книгах вы найдёте описания вкусной, но не очень здоровой пищи. Я помню, как мы приходили с какой-нибудь гулянки из роскошного ресторана, садились на кухне и ещё долго продолжали семейные беседы. Часа в два-три ночи папа говорил маме: «Соня, свари мне макароны с сыром». Или просил пшённую кашу. Папа любил блюда простые: селёдку с картошкой и луком, кашу, макароны, борщ. Но он так вкусно ел, что мы все к нему присоединялись, пусть даже была глубокая ночь».
Несмотря на бешеную популярность фильма, снятого по роману «Эра милосердия», сами Вайнеры воспринимали это произведение как «ребёнка-урода», остро и болезненно любимого. Им гораздо важнее и ближе были два других романа, стоящие особо в их литературной работе и судьбе. Речь идёт о книгах «Петля и камень в зелёной траве» и «Евангелие от палача». Остросоциальные, политизированные, откровенно антисоветские…
Роман «Петля и камень в зеленой траве» братья Вайнеры считали своей самой сильной и важной работой. В произведении писатели подняли сложную тему гонений евреев в сталинскую эпоху. Этот роман вызвал большой резонанс в западном обществе. Читательская аудитория этих романов резко отличалась от зрительской аудитории «Места встречи…». Их смогли напечатать только на пике перестройки и гласности, хотя написаны они были задолго до этого периода.
Уже состоявшийся классик детективного жанра с энтузиазмом продолжал работать, в частности, трудился над кинолентой «Место встречи изменить нельзя – 2». Сценарий, по словам писателя, был уже готов, оставались только «кое-какие технические детали». Сюжет фильма строился вокруг расследования убийства Глеба Жеглова из-за предательства сослуживца. Предполагалось, что в роли Жеглова, который появлялся только в начале фильма, зрители опять увидят Владимира Высоцкого – Вайнер намеревался использовать материалы, не вошедшие в 1979 году в фильм Говорухина.
Кроме того, Аркадий Вайнер писал театральные пьесы, сценарии для кино и телевидения. По романам братьев Вайнеров снято множество фильмов. В качестве сценаристов братья Вайнеры работали над фильмами: «Я, следователь» (1971), «Ночной визит» (1974), «Свидетельство о бедности» (1977), «Лекарство против страха» (1978), «Город принял» (1979), «Гонки по вертикали» (1983), «Потерпевшие претензий не имеют» (1986), «Визит к Минотавру» (1987), «Вход в лабиринт» (1989), «Сатана» (1990; в итоге Вайнеры отказались от авторства сценария к этой картине из-за конфликта с другим сценаристом), «Нелюдь, или В раю запрещена охота» (1990), «Следователь Тихонов» (2016).
Аркадий Вайнер и сам дважды снялся в кино – в эпизоде фильма «Нелюдь» (1990) и в документальной ленте «Место встречи изменить нельзя. 20 лет спустя».
Последние четыре года братья Вайнеры писали большой роман, который, по словам старшего брата, должен был стать своеобразной русской «Сагой о Форсайтах». Известно, что действие романа, описывающего жизнь московской патриархальной семьи, разворачивается в 1913 году. Книга предварительно была названа «Ночные темы» и в течение ближайшего года должна была быть закончена.
К концу 1990-х общий тираж романов братьев Вайнеров превысил миллион экземпляров. Успех произведений, которые сами авторы именовали психологической прозой с криминальным сюжетом, нельзя объяснить одной лишь любовью публики к впечатляющим погоням, громким перестрелкам, захватывающим интригам. Здесь имеет место нечто более глубокое: человеческие отношения, которые гораздо важнее лихо закрученного сюжета. Действительно, братьям Вайнерам удалось поднять жанр детектива на высоту настоящей литературы.
Писатель упоминал, что детективный жанр существует в литературе еще со времен Библии. «Уже там детективные сюжеты разворачиваются полным ходом. Когда Каин убил Авеля, Ева перехитрила Адама, и так далее. Потом на протяжении истории человечества к этой теме неоднократно возвращались. Тот же Эсхил обожал детективы, а потом Шекспир, Достоевский, Лев Николаевич Толстой тоже не брезговал».
В многочисленных интервью Аркадий Вайнер часто подчёркивал, что не только не писал по общепринятым писательским трафаретам, но даже не имел учителя, которому можно было бы подражать. Да и подражать не имело смысла: огромный опыт в уголовном розыске давал автору мощную основу для будущих романов. Аркадий Вайнер не считал кого-либо из писателей своим учителем или кумиром. Единственное исключение он делал для Александра Сергеевича Пушкина, который, по его мнению, «вообще неземного происхождения». Среди писателей-детективщиков отмечал Акунина, Пронина, Корецкого. К современным детективным «женским» романам Вайнер, по его признанию, относился «довольно глухо».
Аркадий и Георгий были истинными писателями-гуманистами: постоянно отвечали на письма из мест заключения, по мере возможностей помогали арестованным и даже сумели добиться освобождения нескольких незаконно осуждённых людей. Позже Аркадий стал заниматься вопросами заключённых в более официальном статусе, состоя в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. «За свою жизнь я контактировал с тысячами преступников и с полной ответственностью заявляю: счастливых людей среди них нет», – признавался в одном из интервью писатель.
Полный огромных планов на жизнь, Аркадий Вайнер – мастер, обладавший глубоким гуманизмом и настоящим писательским талантом, не успел их полностью реализовать: помешала болезнь, затяжная и серьёзная. Своё пошатнувшееся здоровье Вайнер скрывал от всех.
В апреле 2005 года, будучи на стационарном лечении, Аркадий покинул больницу, чтобы принять участие в открытии VII Международного фестиваля фильмов детективного жанра DetectiveFEST. Со сцены знаменитый автор обратился к многочисленной аудитории со словами об уважении: к Закону, окружающим и самому себе, одним словом, о достоинстве. Через три дня после его пламенной речи, 24 апреля 2005 года, Аркадия Вайнера не стало. Он умер от сердечной недостаточности и был похоронен на Востряковском кладбище в Москве. Младший брат Георгий пережил его всего на четыре года.
После них осталось богатейшее литературное наследие. Книги братьев Вайнеров, общий тираж которых по разным оценкам составляет около трехсот миллионов экземпляров, публиковались более чем в 40 странах мира.
Исполнитель главной роли Глеба Жеглова, поэт и актер Владимир Высоцкий, в свое время написал такое «посвящение» братьям:
Извини — я иду по Аркаде:
МУР и «зря ты душою кривишь» —
Кончен ты! В этом месте, малыш,
В сорок пятом работал Аркадий.
Не сочтите за лесть предложенье моё,
Не сочтите его и капризом,
Что скупиться, ведь тут юбилей, ё-моё! —
Всё, братьями моими содеянное
Предлагаю назвать «вайнеризмом»!.
Аркадий Вайнер – лауреат премий Союза писателей СССР и МВД СССР, премий Союза писателей РСФСР и Уралмашзавода имени Героя Советского Союза Н. Кузнецова, а также обладатель Ордена Дружбы (1996) и Ордена Почета (2001). Произведения мэтра детектива уже много лет пользуются большой популярностью, и в фонде библиотек МБУК РГЦБС вы можете найти следующие издания:
Вайнер, А. А. Визит к Минотавру : / А. А. Вайнер, Г. А. Вайнер. — Москва : АСТ : Жанры, 2015. — 412 с. — (Собрание сочинений А. и Г. Вайнеров). — ISBN 978-5-17-086672-4.
Вайнер, А. А. Гонки по вертикали : / А. А. Вайнер, Г. А. Вайнер. — Москва : АСТ : Жанры, 2015. — 348 с. — (Собрание сочинений А. и Г. Вайнеров). — ISBN 978-5-17-086671-7.
Вайнер, А. А. Карский рейд : / А. А. Вайнер, Г. А. Вайнер. – Москва : Детская литература, 1983. – 206 с. – (Библиотека приключений и научной фантастики).
Вайнер, А. А. Лекарство против страха : / А. А. Вайнер, Г. А. Вайнер. – Москва : Сов. писатель, 1986. – 493 с.
Вайнер, А. А. Место встречи изменить нельзя. Эра милосердия. Ощупью в полдень : / А. А. Вайнер, Г. А. Вайнер. — Москва : АСТ : Жанры, 2015. – 700 с. — ISBN 978-5-17-082721-3.
Вайнер, А. А. Ощупью в полдень : / А. А. Вайнер, Г. А. Вайнер. — Москва : АСТ, 2013. — 254 с. — ISBN 978-5-17-077895-9.
Вайнер, А. А. Телеграмма с того света / А. А. Вайнер, Г. А. Вайнер. – Москва : Советская Россия, 1988. – 352 с. — ISBN 5-268-00523-5.
Вайнер, А. А. Я, следователь… / А. А. Вайнер, Г. А. Вайнер. — Москва : Астрель, 2012. — 252 с. — ISBN 978-5-271-43243-9.
Приходите к нам в библиотеку, у нас есть много интересного!
Спасибо за внимание!
Куликова Н.В.