Краеведческий десант «Во славу Отечества» (ко Дню казачьей славы)

Здравствуйте, дорогие наши читатели!

18 октября – День памяти войсковой казачьей славы. Это памятная дата, отмечаемая в России ежегодно 18 октября, начиная с 2000 года, по решению правления Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское». В Российской империи эта дата традиционно отмечалась казаками Донского и Кубанского казачьих войск до 1920 года, как день памяти предков-казаков, павших за Родину.

Считается, что этот день начали отмечать в честь победы в крупнейшем сражении с армией Наполеона в 1813 году под Лейпцигом, сражении, которое было названо «Битвой народов», и в котором важную роль сыграли казачьи подразделения. Именно казаки участвовали в захвате французской батареи, именно Лейб-гвардии казачий полк под командованием полковника Ивана Ефремова и Черноморская гвардейская сотня не позволили коннице Мюрата прорваться в тыл союзных войск, и своей контратакой против наполеоновских кирасир предотвратили захват в плен командования и трех монархов (русского, австрийского, прусского), наблюдавших за схваткой. А казаки особого корпуса атамана Матвея Платова взяли в плен около 15 тысяч человек. Французы проиграли бой, это стало крахом наполеоновской империи. И эта победа стала одной из самых славных страниц в истории казачества.

Сражаться казаки умели. Не зря они были предметом зависти многих европейских монархов. Сам император Наполеон однажды сказал: «Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». В Отечественной войне 1812 года казаки, «в которых сидит сам черт», стали его кошмаром. В честь победы под Лейпцигом был установлен полковой праздник Лейб-гвардии казачьего полка и Черноморской гвардейской сотни. Хотя официально понятия «войсковой праздник» не существовало до 1890 года, до подписания Александром III приказа по казачьим и регулярным войскам о введении войсковых праздников для казачьих войск.

Казаки всегда верой и правдой служили Отечеству, видели в этом главный смысл своего существования, и, благодаря своей боевой подготовке и военным традициям, были серьезной силой в войнах, которые приходилось вести России. День памяти войсковой казачьей славы – дань уважения им, беззаветно храбрым и верным воинам, до конца исполнявшим свой долг.

Лев Толстой сказал: «Казаки создали Россию». И только в России мог появиться такой народ, земледелец и воин, народ, в котором слились в одно целое представители самых разных национальностей, относящиеся к самым разным классам и сословиям, но выполняющие одну общую задачу – защищающие Отечество, не щадя своей жизни.

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый.

И не даром на Руси

Всем знакомы казаки.

Кто же они такие, казаки? Откуда взялись, почему так называются? Казачество – это совершенно уникальные люди, это русская, славянская история, неповторимая часть славянского этноса. В старину казаками называли вольных людей, проживающих преимущественно в степных регионах Украины и России. Происхождение их не известно и до сих пор вызывает массу вопросов. Но впервые слово казак появляется в 14 веке в значении «охранник». Вероятно, казаками в то время считались вольные люди Уральских земель и Поволжья. Это были люди, не подчинявшиеся никакому государству, которые жили по своим древним обычаям. В дальнейшем в жизни казачества возникали некоторые перемены: если раньше они слыли бунтарями и поднимали восстания, то уже после стали главными защитниками государственности, гвардией императора, лучшими солдатами и офицерами русского войска. Сам Наполеон отмечал, что казачья гвардия сравнима с его лучшими гвардейцами, покорившими практически всю Европу.

Донские казаки в Отечественной войне 1812 г.

История казаков – это история свободолюбивых бунтарей, первопроходцев и первооткрывателей новых земель, хранителей российских рубежей. Они не были просто завоевателями, с народами осваиваемых земель они предпочитали договариваться и вступать во взаимовыгодные отношения, но когда схватка была неизбежна, то, победив противника, они его не истребляли, а вовлекали в свою жизнь и деятельность. И таким образом, становились межкультурным и межэтническим мостом между Российским государством и порубежными народами. А еще казачья вольница привлекала множество обездоленных, обиженных, беглых крестьян, ищущих справедливости и свободы людей.

В начале 20-го века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В начале 20-го века казачество составляло 4,4 миллиона человек, владело 53 миллионами десятин земли. По достижении 17 лет каждый казак получал пожизненно земельный пай. В истории казачества главную роль играют три ветви, параллельно развивающиеся на разных территориях. Это Запорожская Сечь, Донское казачье войско и Уральское казачье войско.

Судьба казачества была не простой. Многие казаки погибли или были вынуждены бежать после Октябрьской революции и Гражданской войны. Многих репрессировали в советские годы. Казаки принимали активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие сложили головы на поле боя, многие стали Героями Советского Союза. Пережившие трагические события двадцатого века потомки казаков сохранили свои традиции. В конце 20-го века казачество вновь возродило многие из них.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай.

И готов любой казак

За Россию постоять.

Постоянные тревоги и частые войны приучали казаков не привязываться ни к чему земному, ценить истинных друзей и верность долгу, а в самые отчаянные минуты уповать на Бога и Богородицу. С другой стороны, всегдашняя бранная жизнь порождала у них беспримерную удаль и бесстрашие, сознание своей силы и ловкости и уверенность в конечном успехе. Чистота нравов была по нынешним временам невероятная – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею. Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны. Казаки слушали христианское слово, получали отпущение грехов, благословение на браки, отпевали усопших, крестили младенцев. Основное воспитание, конечно же, происходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно. Для казачества всегда были важны вопросы веры, православия. Они были главным способом поддержания воинского духа и всей военной системы казачества.

Ю. Коссак. Донские казаки. 1877

Казачье сословие дало России целую плеяду великих личностей, иногда это были целые династии. Больше десятка генералов Войска Донского вышли из семьи Иловайских. Многие географические открытия были сделаны казаками. Казаками были Ермак и Поярков, Дежнев и Атласов. Благодаря своей отваге и бесстрашию казаки смело шли покорять и открывать новые, неизведанные территории. И зачастую им сопутствовала удача. Генерал Матвей Платов, легендарный казачий атаман, герой множества сражений, поразил английского писателя Вальтера Скотта своим знанием истории. Многое из разговоров с Матвеем Ивановичем В. Скотт использовал потом в своих произведениях. Н. Лесков сделал атамана одним из героев своей знаменитой повести «Левша». Говорят, что накануне вступления французских войск в Москву, Наполеон присылал к атаману Платову курьера с предложением присоединиться к его армии, обещая казакам деньги, почести и славу. Но еще совсем юным командиром Матвей Иванович произнес слова «Честь дороже жизни», которыми и руководствовался до конца своих дней. Можно представить, какой ответ получил Наполеон. Историк и исследователь Сибири и Средней Азии, крупный ученый Григорий Потанин, художник Василий Суриков, Верховный главнокомандующий России в Первой мировой войне Лавр Корнилов – все они принадлежат к славному казачьему сословию. А первым казаком в народных преданиях назван Илья Муромец, хранитель рубежей Русской земли. Перечислять имена можно еще очень долго. Но лучше прочесть книгу А. Шишова «Сто великих казаков».

Книга военного историка и писателя А.В. Шишова повествует о жизни и деяниях ста великих казаков, наиболее выдающихся представителей казачества за всю историю нашего Отечества — от легендарного Ильи Муромца до писателя Михаила Шолохова. Казачество — уникальное военно-служилое сословие, внесшее огромный вклад в становление Московской Руси и Российской империи. Это сообщество вольных людей, создававшееся столетиями, выдвинуло из своей среды прославленных землепроходцев и военачальников, бунтарей и иерархов православной церкви, исследователей и писателей. Впечатляет даже перечень казачьих войск и формирований: донское и запорожское, яицкое (уральское) и терское, украинское реестровое и кавказское линейное, волжское и астраханское, черноморское и бугское, оренбургское и кубанское, сибирское и якутское, забайкальское и амурское, семиреченское и уссурийское…

Шишов, А. В.  Сто великих казаков / А. В. Шишов. — Москва : Вече, 2007. — 473 с.: ил., портр. — (100 великих). — ISBN    978-5-9533-1851-8.

Есть предание, основанное на Гребневской летописи, о том, как малоизвестный «народ христианский, воинского чина» живущий где-то на Дону, передал Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы свои чудотворные иконы, сейчас известные как Гребенская (Гребневская) икона Божией Матери и Донская икона Божией Матери. Все казачьи праздники обязательно соотносились со значимыми христианскими событиями. Правилом казачьей жизни было хранение боевых знамён в храмах, откуда их торжественно выносили перед отправлением казаков в поход, традиционными были молебен и напутствие священника перед походом, и, конечно, торжественная встреча с богослужением вернувшихся из похода казаков.

Наша малая родина — Донской казачий край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк — писатель Михаил Александрович Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».

Донские казаки или донцы, донское казачье войско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи и первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. С исконных времён Донское войско делится: казаки «верховые» и «низовые». Войсковой праздник 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы. Войсковые круги Донского войска 1 января, 6 мая, 25 мая, 30 августа и 5 октября. Штаб Донского казачьего войска располагается в городе Новочеркасск. Донское войско появилось на территории, называвшейся Областью Войска Донского, которая занимала современные Ростовскую и Волгоградскую области, север Краснодарского края Российской Федерации, а также части Донецкой и Луганской областей Украины. Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря).

Пиратский К. К.  Донские Казачьи полки и артиллерия. 1867 г.

С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки — это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Донское казачье войско всегда имело хорошие отношения с Российским государством, помогая осваивать и колонизировать новые земли. Долгое время оно было независимым, и отношения с русской администрацией велись через послов. Присягнули донские казаки на верность русскому царю лишь в 1671 году. Пятьдесят лет спустя их подчинили военной коллегии, была создана типичная для тех времен администрация. Донские казаки стали охранять южные и восточные границы Российской Империи.

Казачьи атрибуты: шашка, нагайка, погоны, лампасы.

Войсковые символы: Древним гербом Войска Донского был олень, пронзённый стрелой. В 1704 (1709) году Пётр I пожаловал донцам печать с изображением голого казака в папахе, c мушкетом и саблей, сидящего на бочке, рядом с которой лежала чарка. Композиция печати должна была выразить мысль, что казак, даже если он горький пьяница, не пропьёт папаху и оружие. 10 марта 1732 года донцам была дарована печать с изображением двух сабель и казачьего рога.

С 30 мая 1775 года на печати войска стали изображать государственный герб. В Войске Донском войсковая печать вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы. Также символом атамана являлась Медаль — личный знак атамана (или почётного судьи). Носилась на шее, на ленте или цепи, выпускалась на кафтан. На лицевой стороне надпись — «Атаман станицы» и государственный герб или портрет государя. На обороте — имя атамана. По окончании срока оставалась атаману на память.

Войсковые святыни казаков (ими являлись различные награды войска, в ознаменование тех или иных его подвигов, в том числе) : Знамёна простые, Знамёна Георгиевские, Знамя с надписью «Верноподданному Войску Донскому, в ознаменование подвигов, оказанных в последнюю Французскую войну, в 1812, 1813, 1814 годах». Пожаловано в 1817 году.   

Славься, Дон! И в наши годы,

В память вольной старины,

В час невзгоды честь свободы

Отстоят твои сыны!

Предлагаем вашему вниманию обзор литературы «Страницы Казачьей славы».

https://youtu.be/6J2LZt80LPI

День памяти войсковой казачьей славы — не праздник, а памятная дата, выпадающая на 18 октября, которую нужно помнить и которой стоит гордиться. Как и славными людьми – казаками, без которых Россия не была бы такой, какой является сейчас.

Народ широкий, мощный, вольный,

Всегда, во всем вы хороши:

Вы терпите, когда вам больно,

И веселитесь от души;

Вы зорко бдите честь державы –

Лицом бить в грязь вам не с руки!

С Днем войсковой казачьей славы!

Спасибо, братья-казаки!

В фонде нашей библиотеке есть литература о казачестве и его славном боевом прошлом, книги о природе и истории  родного края, произведения писателей Дона.

Приглашаем в библиотеку всех любителей чтения, у нас вы найдете много интересного.

Спасибо за внимание!

Куликова Н.В.