Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!
22 апреля 1908 года родился Иван Антонович Ефремов,один из самых известных советских писателей. Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем ему-советскому писателю-фантасту, геологу, ведущему учёному-палеонтологу, создателю тафономии, философу-космисту и общественному мыслителю. Что бы понять масштаб личности Ефремова мы собрали для вас литературно-биографическое досье, в котором в узнаете о научной и литературной деятельности этого удивительного человека — настоящего коммуниста на деле, а не на словах, выведшему отечественную фантастику далеко за пределы земной орбиты.
Согласно автобиографии и официальной биографии, Иван Антонович Ефремов родился 9 (22) апреля 1907 года в д. Вырица Царскосельского уезда. Однако, согласно записи в метрической книге церкви п. Суйда Гатчинского района Ленинградской области, значится дата 10 (23) апреля 1908 года – в юности Ефремов «добавил» себе год, чтобы раньше начать работать. Способности Ефремова проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть — познакомился с творчеством Жюля Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных, книги по биологии, зоологии и теории эволюции. Ваня рано остался без родительской опеки -в 1914 году семья переехала в Бердянск, где он поступил в гимназию. Во время Октябрьской революции родители Ивана развелись, и в 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умерла от тифа. Иван прибился к красноармейской автороте, с которой «сыном полка» дошёл до Перекопа. При бомбардировке Очакова Ефремов был контужен, с того времени начал немного заикаться. В 1921 году, демобилизовавшись, уехал в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, экстерном – за два с половиной года – окончил школу. Учёбу приходилось совмещать с заработком на жизнь: работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, затем шофёром в ночную смену.
В 1923 году Ефремов сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уехал на Дальний Восток, год проходил по Охотскому морю, а по возвращении в Ленинград, по протекции капитана Д. А. Лухманова, поступил на биологическое отделение ЛГУ . К палеонтологии Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги.
С середины 1920-х годов прошёл с экспедициями огромные просторы Евразии, во время которых были собраны замечательные палеонтологические коллекции. В 19 лет совершил первое открытие — обнаружил останки ветлугазавра и стал вторым человеком в мире, которому это удалось. По результатам находок, в соавторстве с А. П. Быстровым опубликовал монографию по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).
Иван Ефремов получил мировое признание сначала как ученый-палеонтолог, а уже после как писатель-фантаст. Он разработал основы целой новой отрасли знаний. Тафономия — это наука о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях геологических пород. Применяя на практике свою собственную теорию Ефремов стал знаменитым ученым по исследованию доисторических животных.
В первой половине 1930-х годов Ефремов участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку: в 1931 году — начальник отряда Нижне-Амурской, 1932 и 1934 годах — Олёкмо-Тындинской и Верхне-Чарской геологических экспедиций. Некоторые эпизоды этих экспедиций вошли позже в его рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный». В 1935 году Иван Антонович экстерном с отличием закончил Ленинградский горный институт.
В том же году, по совокупности научных работ, Ефремову была присвоена степень кандидата биологических наук — раздел «Палеонтология». В это время Иван Антонович жил уже в Москве, поскольку туда переехал Палеонтологический институт. В 33 года — в марте 1941 года — за работу «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР» Ефремову была присвоена учёная степень «доктор биологических наук».
С началом Отечественной войны, Иван Антонович был эвакуирован в Алма-Ату, а оттуда — во Фрунзе. В эвакуации перенёс тяжёлую форму лихорадки тифозного типа, которая надолго приковала Ефремова к постели и дала осложнение на сердце. Но именно вынужденное бездействие подвигло его к писательской деятельности. Впечатления о своих экспедициях Ефремов решил изложить уже не документально, в форме путеводного дневника, а в жанре рассказа, с сюжетом и элементами вымысла. Всего за год он публикует более десятка таких историй. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В это время вышли: «Последний Марсель» и «Звездные корабли», «Путями старых горняков» и «Обсерватория Нур-и-Дешт», «Озеро горных духов» и «Бухта Радужных струй». В них он предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. В «Эллинском секрете» речь шла о таком понятии, как генная память. Во «Встрече над Тускаророй» автор размышлял над проблемой накопления «тяжёлой» воды в океанских глубинах. «Олгой-Хорхой» посвящен поискам гигантского червяка в недрах монгольских степей. А небольшой повестью «Катти Сарк» Ефремов повлиял на судьбу знаменитого парусника, по его словам, способствовал спасению легендарного парусника от забвения – после публикации рассказа в Англии, корабль перевели в категорию музея, отреставрировали и поставили на берегу Темзы, о чем писателю сообщили британские читатели.
Так Иван Антонович начал свой путь в литературу. В те годы он создает свои первые масштабные произведения — историко-приключенческие повести с элементами фантастики «Путешествие Баурджеда» и «На краю Ойкумены», объединённые общим названием «Великая дуга». На материале Древнего Египта и Древней Греции, он ставит перед читателем вопросы морально-этического характера, трактуя с гуманистических позиций проблемы взаимоотношений власти и общества, войны и мира, науки и религии.
Ефремов, Иван Антонович (1907-1972).
На краю Ойкумены : [повесть] / И. Ефремов. — Москва : Изд-во АСТ, 2005. — 382, [1] с.; 21 см. — (Мировая классика).; ISBN 5-17-030031-X
Интересный факт! Повесть «На краю Ойкумены» была написана Иваном Ефремовым в 1949 году, а потом «Путешествие Баурджеда» в 1953-м, то есть на четыре года позже. Но по хронологии событий именно второе произведение идет первым, таким образом писатель, обнаружив, что первая повесть пользуется успехом, просто решил написать к ней приквел.
Одновременно Иван Ефремов продолжал работать и как палеонтолог. Он разрабатывает новую отрасль знания, тафономию — учение о закономерности сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. По сути, это гибрид двух наук, которым Иван Антонович посвятил всю жизнь – палеонтологии и геологии. Рукопись «Тафономия и геологическая летопись» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950 году. Академия наук разрешила публиковать «Тафономию» Ефремова лишь после того, как его экспедиции в Монголию принесли богатейший материал – несколько железнодорожных вагонов костей динозавров. Об экспедиции была написана документальная повесть «Дорога ветров».
За свою научную работу в 1952 году Ефремов был удостоен Сталинской премии II степени.
Документальная книга И. А. Ефремова «Дорога Ветров» рассказывает о трех палеонтологических экспедициях в Южную Монголию, которые состоялись под руководством автора в 1946–1949 гг. и позволили открыть в труднодоступных северных районах полупустыни Гоби обширнейшее «кладбище драконов» – ископаемых ящеров мезозойской эры. Созданное в жанре путевых заметок, повествование Ефремова изобилует картинами экзотической гобийской природы и, в частности, древних караванных дорог, давших название книге; однако путешествие, о котором ведется рассказ, совершается не только в пространстве, но и во времени – благодаря способности писателя проникать воображением в далекое прошлое и множеству научных сведений о давних геологических эпохах
В пустыне Гоби, в той экспедиции за «костями дракона», у Ефремова родился замысел произведения о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой жителями в цветущий сад. Таким стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, коммунистическое — без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.
Философско-утопический роман о коммунистическом будущем цивилизации Земли. С началом Холодной войны и все возрастающим напряжением между двумя сверхдержавами Ефремов решил обратиться к проблеме управления обществом, воспитанию нового человека-творца, борьбе с ядерной гонкой, переходу от закрытого социализма к подлинному, мировому социализму и коммунизму.
Наибольшую известность и признание принес Ефремову этот роман. Описание коммунистического общества будущего потрясало воображение читателей. Книгу экранизировали, и фильм оказал глубокое влияние на кинофантастику XX века. К примеру, имя Дар Ветер перекочевало в космическую оперу Джорджа Лукаса, трансформировавшись в имя главного злодея. «Туманность андромеды» оказала огромное влияние на развитие отечественной фантастики и, по сути, обеспечила ее первый расцвет в 1960-х годах.
Ефремовское мышление особенно не только в силу строгой научности. Он был диалектиком — стремился рассматривать все проблемы, учитывая контекст их проявления. Ефремов считал себя воспреемником таких представителей русского космизма, как Константин Циолковский, Александр Чижевский и Владимир Вернадский. Вместе с этим он глубоко интересовался философским наследием семьи Рерихов — изучал книги «Живой Этики». Многие ее идеи легли в основу «Туманности Андромеды» и «Часа Быка».
Это удивительно, но признанный патриарх всей советской научной фантастики Иван Ефремов написал всего две фантастические книги – это утопия «Туманность Андромеды» и антиутопия «Час Быка».
Ефремов, Иван Антонович (1907-1972).
Великое кольцо [Текст] : [весь цикл под одной обложкой!] / Иван Ефремов. — Москва : Эксмо, 2013. — 669, [2] с.; 25 см. — (Гиганты фантастики) (Золотой фонд мировой классики).; ISBN 978-5-699-66008-7
Действие романа разворачивается на далекой планете Торманс, много тысячелетий назад приютившей землян, покинувших Землю на грани катастрофы. Цивилизация Торманса замерла на стадии тоталитарного «государственного капитализма», безысходного и безнадежного. Волею случая там оказывается космический корабль с новой Земли. Через столкновение двух мировоззрений автор высвечивает многие сложные проблемы и противоречия развития человеческого общества.
Социально-философский роман «Час Быка» — одно из основных произведений Ивана Ефремова. Роман оказался совершенно не ко двору для тогдашнего руководства страны, однако запретить его при жизни Ефремова не решились, и только после смерти Ивана Антоновича в 1972 году он был запрещен к выдаче в библиотеках. Роман сочли антисоветским и долгое время он не переиздавался. Однако, в итоге жизнь его оказалась даже более долгой, чем, вероятно, предполагал автор.
В «Часе Быка» сведены воедино утопия и антиутопия, предупреждающая мир об опасностях, таящихся в стремительном прогрессе безнравственной цивилизации. Земляне эры Встретившихся Рук сталкиваются с жестокой диктатурой на планете Торманс. Описание и вскрытие природы тоталитарного общества были столь ярки и проницательны, что власть имущие обнаружили в романе «клевету на советскую действительность». Однако, рисуя планету с нарушенной экологией, людей с трагическим перекосом сознания, Ефремов критиковал далеко не только советский или китайский строй, но и западные либеральные ценности. По сути, идеальные герои писателя смотрят со стороны на наш мир. Роман становится лабораторией по исследованию природы человека и тех причин, которые толкают его на саморазрушение.
Наступит ли Час Быка на Земле? Вот мнение самого Ефремова, изложенное им через год после выхода романа в письме американскому коллеге-палеонтологу: «Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй и государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. […] Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих двадцати лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах».
Однако Ефремов не только констатировал грустную действительность, на чем останавливались многие до него, но и наметил пути ее преодоления. Первым шагом подъема из безысходности инферно (так писатель назвал общественный строй Торманса) должно стать насыщение ноосферы светлыми образами и создание соответствующего образа человека. Второй шаг — создание критического количества таких людей. Третий — качественное переустройство общества. Сам Ефремов своим творчеством и своей жизнью дал образец первых двух шагов. Должен их пройти и каждый человек, заинтересованный в наступлении светлого будущего.
Между книгами о прошлом и будущем есть и своеобразный мостик — роман «Лезвие бритвы». В нем автор утвердил свою эстетику и представления о красоте как наивысшей мере целесообразности, впервые в русской литературе заговорил о йоге. «Лезвие бритвы» Ефремов написал в 1963 году, через шесть лет после «Туманности Андромеды». До сих пор многие читатели называют его странным, но самым интересным в творчестве писателя. Это своего рода литературная сюита, в которой соединено большое количество самых разных тем и переплетается множество жанров – и приключенческих, и исторических, и бытовых, и военных, и восточных мотивов с очень сильной философской накачкой, и даже детективная линия прослеживается. Фантастики в чистом виде в романе нет, она скрывается под покровом тайны, и это очень правильное решение писателя – какой читатель не любит читать о тайнах? Правда, чаще всего тайны эти лежат в области научных открытий, которые еще предстоит сделать. Тем не менее, роман цельный, хотя все описанные в нем действия напоминают огромный калейдоскоп.
Ефремов, Иван Антонович (1907-1972.).
Лезвие бритвы : [роман : для ст. шк. возраста] / Иван Ефремов ; худож. Ю.Федичкин. — Москва : Пушк. б-ка : Изд-во АСТ, 2004 (1-я Обр. тип.). — 605, [1] с. : ил.; 21 см. — (Серия «Внеклассное чтение»).; ISBN 5-94643-201-X
«Лезвие бритвы» — роман энциклопедический, касающийся самых разных сторон жизни, нанизанных на единую ось осмысления. Это любимое произведение самого Ефремова, в наиболее яркой форме выразившего посредством него идеи синтеза культур, необходимости психофизического развития и единения всех людей доброй воли. Оформленные в стиле «приключений мысли», сюжетные повороты иллюстрируют ефремовское понимание красоты как наивысшей меры целесообразности не только говоря об эстетике тела, но и этике поступка, и осознании собственной судьбы и предназначения.
«Лезвие бритвы» — роман Ивана Антоновича Ефремова, написанный в период с 1959 по 1963 год. В сюжете переплетены приключенческий роман, психиатрические теории и практики, любовные линии, философские и научные размышления.
«Лезвие бритвы» своеобразный творческий эксперимент, в котором три сюжетные опоры – русскую, итальянскую, индийскую – замыкает встреча всех главных героев в Индии. Ефремов в выборе сюжетов и антуража ориентировался в первую очередь на современную ему молодёжь. В массе своей детей войны, многие из которых вынуждены были работать, часто не имея материальной возможности продолжать образование, рвались в институты, мечтая двигать страну вперёд. Многие приезжали в города из деревень, стремились к знаниям и упорно искали их. Этих людей и видел перед собой Иван Антонович, создавая масштабное полотно, по которому пролегали маршруты его героев. Чтобы облегчить восприятие сложного теоретического материала, ради которого задумывалась книга, он выбирает форму приключенческого романа.
Трудно описывать сюжет этого очень непосредственного произведения, потому что его как такового нет, хотя сквозных и главных, и второстепенных героев хватает. Одно можно сказать определенно – приключения все же в романе доминируют, Иван Ефремов как раз такой подзаголовок ему и присвоил – «Роман приключений».
За первым изданием романа читатели буквально гонялись, в библиотеках выстраивались годовые очереди. На чёрном рынке экземпляр стоил 30-40 рублей,тогда это была огромная сумма, треть зарплаты молодого инженера. Счастливым обладателям книги завидовали. В середине 1970-х желание прочитать и перечитать роман не иссякло; в конце 1980-х, в годы массового прорыва информации, когда тиражи Ефремова стали исчисляться миллионами, «Лезвие бритвы» мгновенно покидало полки магазинов. Книгу стремились прочитать и школьники, и зрелые учёные. Авиаконструктор П.В. Цыбин рассказывал о Королёве: «Дома у Сергея Павловича… я видел и книги И.А. Ефремова. Однажды Сергей Павлович неожиданно вышел ко мне с книгой — это было «Лезвие бритвы» — и спросил меня: «Ты читал эту книгу?» Я говорю: «Нет, не читал». — «Обязательно прочти! Здесь есть над чем подумать»».
В 1972 году выходит последний роман писателя — роман «Таис Афинская», в котором Ефремов вновь обратился к прошлому, как в дилогии «Великая дуга». Он вновь исследовал проблемы войны, науки и религии, но при этом держал в уме все те темы, которые он исследовал в произведениях о будущем человечества, и пытался найти корни тех проблем и конфликтов в прошлом.
Ефремов, Иван Антонович (1907-1972).
Таис Афинская [Текст] : [роман] / Иван Ефремов. — Москва : Вече, 2012. — 508, [1] с. : портр.; 21 см. — (Серия исторических романов).; ISBN 978-5-9533-6303-7
Знаменитый исторический роман И.Ефремова «Таис Афинская» воссоздает историю сожжения Персеполиса афинской гетерой Таис, участницей похода Александра Македонского, по античным источникам. В романе сохранена историческая канва повествования, достоверно показаны древнейшие религиозные культы, основательно прописаны бытовые детали того времени, а также искусно показана увлеченность общества искусством и поэзией.
Можно сказать, что в смысловом и причинно-следственном смысле этот роман является предысторией его книг о будущем, поскольку в нем все те проблемы и конфликты, с которыми столкнутся его герои спустя тысячи лет, только начинают зарождаться. Исследования малоизвестных женских культов, сосредоточение внимания на внутреннем мире женщины и её роли для исторических судеб, размышления о генезисе культур и религий и их взаимодействии, поиск красоты и истины — всё это собрано в романе и показано в широком историческом контексте столкновения античной и восточной культуры.
Книги Ефремова отличает особое отношение к женскому началу, перед которым он преклонялся. Писатель превосходно понимал: женщина — вдохновительница и охранительница, прекрасное всегда более закончено в женщине и отточено в ней сильнее. Восхождение любого общества неизбежно начинается с возвеличивания женщины. А там, где женское начало угнетается или уподобляется мужскому, наступает деградация. Ефремову удается описание женщин как сильных личностей, но при этом не теряющих своей женской сути и привлекательности. Подобные героини есть и в «Лезвии бритвы» и в «Часе быка». Женщина-загадка, женщина-труженица, женщина-друг, женщина-муза, женщина-обольстительница и так далее. Все эти образы может успешно сочетать одна женщина. Галерея «ефремовских женщин», выписанных с великой любовью и уважением, достойна отдельного места в литературоведении.
Прошлое интересовало Ефремова не само по себе, а с точки зрения появления в нем ростков современного отношения к миру. В будущем же он надеялся увидеть эти ростки развившимися. Братство людей, объединенных общим творческим поиском, преклонение перед красотой и героическая самоотверженность — вот что по крупицам искал писатель в прошлом, приветствовал в настоящем и провозвещал в грядущем.
После ужасов мировых войн говорить о светлом будущем, особенно на Западе, стало почти неприлично. На этом фоне пророческая мощь и принципиальная новизна выстроенного Ефремовым здания особенно поражали. Писатель полемизировал с мрачными прогнозами, утверждая способность человека выпутаться из грозных ловушек. Художник обязан показывать пути выхода из тупиков развития — таково было убеждение ученого и писателя. До Ефремова о будущем писали многие, в том числе и с попытками детально описать жизнь людей «прекрасного далека», например, Герберт Уэллс или Владимир Обручев. Но такие книги обладали одной особенностью: описание производилось со стороны. Сам Ефремов так говорил об этом: «Я почувствовал, что могу уже что-то написать обо всем этом с определенной степенью реальности, то есть без ввода в действие простака, пионера или чудака-профессора, внезапно оказавшихся в обществе будущего. Мне хотелось взглянуть на мир будущего не извне, а изнутри».
Будущее Ефремова — синтез высших достижений прошедших эпох, это очищенные от скверны и условностей кристаллы человеческого духа. Фантаст убежденно отстаивал мысль о том, что человеческая эволюция должна быть направлена на духовное и социальное развитие всего общества, поскольку физиологически вид homo sapiens больше не эволюционирует. Но он отдавал себе полный отчет в том, что построение совершенного мироустройства — задача не из легких. Писатель знал как бесполезна красивая мораль без твердых оснований. Поэтому Ефремов указывал на незыблемые основы всей жизни. Он писал не только о том, что надо делать, но и о том, почему надо делать именно это.
Ефремов — неисправимый романтик, первопроходец и первооткрыватель «белых пятен» на просторах Земли, в глубинах Земли, в истории Земли. А также он социальный мыслитель, футуролог и коммунист — коммунист из ноосферы. Откровения Ефремова удивительнейшим образом совпадают с процессами сегодняшних дней и поиском человечества путей решения глобальных морально-этических и социальных проблем. Земная цивилизация всё более отворачивает от пути «Туманности Андромеды» и со всё более тупым упорством движется по траектории «Часа Быка». Познание тайн Земли и Космоса сегодня популярностью не пользуется, в моде потребительство, приспособленчество и массовая культура весьма невысокого качества, которые рано или поздно выливаются в агрессию, движимую разрушительными импульсами. Героями нынче являются не первопроходцы, учёные, мыслители, космонавты, а глупые блогеры, бандиты, карикатурные певцы, олигархи и политиканы, которые пропагандируют не честь, достоинство и справедливость, а алчность, стяжательство и лицемерие; вызывают у людей не страсть к познанию Вселенной, а культивируют различные дурно пахнущие страстишки.
Товарно-денежные отношения, меркантилизм, истеричные масскульт и потребительство, жажда власти, престижа и славы, тупая агрессивность социального или этнонационального происхождения и прочее неминуемо ведут земную цивилизацию в пропасть. Дабы «спастись» (в библейском и в самом прямом смысле), человечество обязано принять аскезу для постижения бесконечной Истины и сохранения планеты Земля как единственного пока ареала обитания, перенаправить свою энергию с созданного самими людьми отупляющего и агрессивного социального болота в Космос. Отсюда настоящий идеал коммунизма для Ефремова: совершенное общество, где человек не будет уже зависеть от иррациональных сил социума, а посвятит себя творческому познанию, науке и разумному преобразованию мира, продвижению в бесконечное Пространство. По Ефремову, цивилизация, достигшая высокого научно-технического уровня и вышедшая в Космос, обязательно имеет высочайший морально-этический и психо-эмоциональный уровень.
Ефремов — социальный оптимист. Роман «Час Быка» он оканчивает «трагическим хэппи-эндом»: ценой гибели нескольких членов экипажа звездолёта на планете Ян-Ях, она же Торманс, были посеяны зёрна разума, что позволило разорвать безысходность кругов инфернального ада. Через 150 лет после событий, описанных в романе, по Великому Кольцу на Землю поступает сообщение о том, что на планете Ян-Ях таки удалось построить «светлое будущее», и она теперь называется созвучно Тормансу — «Тор-Ми-Осс», что означает «Земля». Итак, на планете Торманс закончился Час Быка. Когда же он закончится на нашей планете? Иван Ефремов примером своей жизни и своими произведениями посеял те семена, которые помогут людям справиться с темными временами и выйти на новый уровень развития личности и общества- в ноосферу человека просвещенного.
Узнать больше о жизни и научной деятельности, творчестве, тайнах и загадках биографии писателя-фантаста Ивана Ефремова вам поможет представленная ниже книга из серии «ЖЗЛ».
Еремина, О. А.
Иван Ефремов [Текст] : [16+] / О. Еремина, Н. Смирнов. — Москва : Молодая гвардия, 2013. — 681, [1] с., [16] л. ил., портр., факс.; — (Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ) : серия биографий; Вып. 1640 (1440)).; ISBN 978-5-235-03658-1
Произведения Ивана Ефремова не только вошли в золотой фонд отечественной и мировой фантастики, но и переросли его границы, совмещая научную глубину с обострённым вниманием к глубинам человеческой психики, к проблемам морали. Однако Ефремов был не только писателем, но и выдающимся учёным-палеонтологом, глубоким мыслителем и незаурядным человеком, биография которого не уступала увлекательностью его книгам. Его первое полномасштабное жизнеописание создано на основе глубокого изучения всех доступных свидетельств — документов, рассказов родных и близких и, конечно, произведений, в полной мере отразивших не только жизненный опыт Ефремова, но и его мировоззрение.
В конце мероприятия участники посмотрели документальный фильм о жизни, творчестве и загадках биографии писателя.
Тема человека будущего, обладающего высокими нравственными качествами, сильного физически и духовно, и тема целесообразного общественного устройства стали основными в произведениях Ефремова.
Приглашаем вас в нашу библиотеку! На абонементе вы сможете взять прочитать и перечитать книги Ивана Ефремова и других выдающихся фантастов.
Спасибо за внимание! Ждем вас в нашей библиотеке!
Следующее мероприятие из цикла «Фантастические недели» будет посвящено Терри Пратчетту.
Филатова Е.А