Час-знакомство «Классик советской педагогики» к 135-летию А.C. Макаренко (в рамках проекта «Библиотека. Писатель. Наставник.»)

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!

Сегодня в нашей библиотеке проходит второе мероприятие из цикла к Году педагога — наставника. Посвящено оно Антону Семёновичу Макаренко- известному на весь мир педагогу и писателю. 

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника.

Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии. Педагог — (от греч. paidagogos воспитатель) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель школы, преподаватель училища и т.д.). Наставники направляют и подталкивают к решению, позволяя ученику мыслить иначе. Основная цель наставничества — стимулировать личностный рост, развитие навыков, знаний и понимания выбранной сферы.

Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670). По словам Я. Коласа (1882-1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

Профессия педагога, во все времена, – одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависит будущее наших детей. Это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей. Обучение и воспитание – две главные функции в деятельности учителя.

Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими. Учителем надо родиться. Сегодня мы расскажем о гениальном организаторе и воспитателе, чьи педагогические методы сразу вызывали споры и вызывают до сих пор. Но главное — его опыт и наследие до сих пор изучают в разных странах мира.

Родился Антон Макаренко 1 марта 1888 года. Его родители – Семен Макаренко и Татьяна Макаренко (до замужества Дергачёва) тогда снимали квартиру на железнодорожной станции недалеко от деревни Белополье Сумского уезда Харьковской области. Отец работал рабочим-маляром в железнодорожных мастерских, мама – дочь мелкого чиновника Крюковского интендантства, была домохозяйкой.

Антон Макаренко в детстве.

Антон с детства не отличался крепким здоровьем, часто болел, причем мог простудиться даже от открытой на несколько минут форточки. По этой причине он никогда не гулял со сверстниками во дворе, предпочитая обществу мальчишек книгу. Благо, в доме отца имелась приличная библиотека. Хоть отец и был простым рабочим, но очень любил читать и эту любовь передал своим сыновьям. В возрасте тринадцати лет Антон с родителями сменил место жительства, семья поселилась в городе Крюкове. Отец решил, что там его сыновья смогут продолжить образование. Подросток стал учеником Кременчугского 4-классного городского училища, после окончания которого получил несколько похвальных грамот и аттестат с отличием.

В 1904-м парень решил приобрести профессию, и понял, что его привлекает педагогика. На протяжении следующего года он учился на педагогических курсах, которые позволяли ему стать учителем начальных классов.

Макаренко окончил Крюковское железнодорожное училище и в 17 лет начал там преподавать. Брат писал, что «в Крюкове он был самым образованным человеком на все 10 000 населения».

Молодой учитель Макаренко интересовался историей, философией, социологией, астрономией, естествознанием и художественной критикой. Он работал учителем русского языка, рисования, черчения, но понимал, что его знаний недостаточно для того уровня преподавания, которого ему хочется достичь. Поэтому поступил в Полтавский учительский институт. В конце 1916 года Макаренко был мобилизован как ратник ополчения и направлен в казармы под Киев — там он встретил Февральскую революцию. Власть на Украине менялась каждые два месяца: за большевиками приходили немцы, за немцами снова большевики, потом петлюровцы, потом антоновцы, потом григорьевцы. С продуктами было плохо: не хватало ни масла, ни хлеба, ни сахара. Ничего было нельзя купить, только поменять: пальто, сапоги или простыню на муку или сало. Тем не менее Крюковское училище продолжало функционировать.

По окончании института в 1917 году Антона Семеновича назначили инспектором родного Крюковского училища. Туда же он устроил брата. Виталий, офицер царской армии, который несколько лет провел на фронте и был четырежды ранен, не мог найти работы после того, как к власти пришли большевики. С 1917 по 1919 год он преподавал в училище спорт, рисование и математику. Виталий много рассказывал детям о войне и занимался с ними «военным строем»: они пели песни, маршировали и даже решили придумать себе знамя. Поначалу Антон Семёнович был принципиальным противником всего военного:

— Я не хочу заводить здесь казарму, — говорил он. Однако к 1918 году в училище появилось не только собственное знамя, но и военный оркестр. Усилиями Виталия был организован драматический кружок: Антон выполнял там роль администратора и суфлера, сам Виталий — режиссера и художественного руководителя. Через год Антон Семенович создал при училище трудовую дружину, образцом для которой стала организация бойскаутов (с их девизом «Будь готов!»). Всех учеников разбили на отряды: огородники, садовники, пчеловоды, охрана. Все инициативы, опробованные в училище за эти два года, Антон с гораздо большим успехом внедрил в колонии имени Горького через несколько лет.

В 1920 году Полтавское управление образованием поручило молодому педагогу возглавить «колонию для дефективных». После войны и двух революций в стране были большие проблемы с преступностью малолетних. По разным оценкам, на территории РСФСР насчитывалось от 4,5 до 7 миллионов детей-беспризорников. Они занимались попрошайничеством и воровством, а те, что постарше, сбивались в банды грабителей. По всей стране чекисты отлавливали их и отправляли в наскоро созданные колонии для перевоспитания. Руководителем одной из них и стал тридцатидвухлетний Макаренко. Штат колонии в селе Ковалёвка состоял из трёх учителей (двое из которых — женщины) и завхоза. Никакой охраны не было. В распоряжении руководителя находилось полуразрушенное здание, несколько мешков муки и револьвер с шестью патронами. 

В декабре 1920 года прислали первых подопечных — это были крепкие, достаточно взрослые ребята (многие беспризорники занижали свой возраст, чтобы избежать тюрьмы). Они вели себя так, будто приехали на отдых: перезимовать «на казённых щах» представлялось им отличной перспективой. Они ели, когда была еда, а когда не было, воровали по соседним деревням, проводили дни за игрой в карты и ножички, а все попытки привлечь их к учёбе и работе встречали по-воровски вежливым отказом, в котором без труда читалась угроза. Макаренко с отчаянием пришлось признать, что стандартные методы воздействия здесь не работают. 

Я с отвращением думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время… с одним хулиганом нельзя управиться!»
                                                                                                                  А. С. Макаренко

Макаренко понимал: держать в страхе целую ораву малолетних преступников ему не под силу. Он решился на отчаянный шаг: вызвал к себе местного «авторитета» Семёна Калабалина и попросил его съездить в город за деньгами на содержание колонии. Объяснил, что, если он не вернётся, остальным придётся сидеть впроголодь целый месяц. Выдал доверенность на получение денег, лошадь и, поскольку на дорогах было небезопасно, — свой пистолет. 

Макаренко рисковал не только остаться без денег на содержание колонии. Если бы Семён не вернулся — руководителя ждал расстрел. Но парень был глубоко тронут оказанным ему доверием и привёз назад необходимую сумму. Впоследствии Калабалин станет главным сподвижником Макаренко, а колония превратится в преуспевающее предприятие с собственной школой, фермой и цехами на несколько сотен рабочих мест.

Под фамилией Карабанов в «Педагогической поэме» выведен Семен Афанасьевич Калабалин (1903–1972), один из первых воспитанников Макаренко, который продолжил дело своего учителя, воспитал тысячи сирот и всех их вывел в люди.

«Не вышло из Карабанова агронома. Кончил он агрономический рабфак, но в институт не перешел, а сказал мне решительно: — Хай ему с тем хлеборобством! Не можу без пацанов буты. Сколько еще хороших хлопцев дурака валяет на свете, ого! Раз вы, Антон Семёнович, в этом деле потрудились, так и мне можно».

А. Макаренко. «Педагогическая поэма»

Позже Макаренко переведут в другое исправительное заведение неподалёку — Коммуну для беспризорников имени Ф. Э. Дзержинского. Там его таланты развернутся на полную: в коммуне будут не только школа, сельскохозяйственные угодья и высокотехнологичный завод, но и оранжерея, театральная труппа и собственный оркестр.

По официальным данным, из более чем трёх тысяч беспризорников, воспитанных под руководством Макаренко, ни один не вернулся в тюрьму. Многие выросли в квалифицированных рабочих, другие получили высшее образование и стали экономистами, управленцами и учителями. 

Предлагаем вам посмотреть небольшой документальный фильм «Макаренко. Педагог, писатель, гражданин» (1983). В нем воспитанник детской коммуны им. Ф.Э.Дзержинского Л.В.Конисевич делится воспоминаниями о знаменитом педагоге, руководителе коммуны в 1927-1935 гг. А.С.Макаренко, своих товарищах — колонистах и годах, проведенных в коммуне.

Базисной мыслью великого воспитателя стала идея объединения людей через коллективизм. В угоду времени личность могла развиваться через активное участие в жизни общества и трудового коллектива. В процесс воспитания человека, как единицы этого коллектива, стали прописываться основные педагогические идеи Макаренко.

Принципы воспитания Макаренко 

Чувство дома

Первым делом Макаренко сменил название учреждения. Он отказывался называть своих подопечных дефективными.    

Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним.
                                                                                                                      А. С. Макаренко

С 1921 года в официальных документах учреждение именуется «Колонией имени Горького». Философия писателя, основанная на бескомпромиссной вере в человека, легла в основу педагогической системы Макаренко. В стенах колонии было не принято вспоминать о прошлом детей. Макаренко не пытался никого «исправить», вместо этого он давал ребятам понять, что честная жизнь безопаснее, комфортнее и приятнее.

Антон Семёнович объяснял воспитанникам, что они здесь не заключённые, а хозяева. А значит, у них есть как свобода, так и ответственность. Можно сломать мебель, но её за тебя никто не починит. Можно порвать одежду, но, кроме тебя, её никто не зашьёт. Можно не рубить дрова и не кормить скот, но тогда все будут мёрзнуть и голодать. 

Авторитет воспитателя

Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
                                                                                                                       А. С. Макаренко

Макаренко был убеждён, что воспитывать можно только своим примером. Учитель может быть суровым и даже придирчивым, но если он горит своим делом и действует уверенно — ученики пойдут за ним. И наоборот: будь он сколь угодно приветлив и мил, но дела своего не знает — от учеников заслужит только презрение. Воспитатель должен видеть лучшее в ребёнке и не опускаться до мелочной опеки — иначе тот не сможет вырасти сознательной и свободной личностью.

Справедливость

Наказание — очень трудная вещь. Она требует от взрослых большого таланта и осторожности.
                                                                                                                        А. С. Макаренко

Макаренко не верил в эффективность всепрощения. Он утверждал: хорошие поступки должны поощряться, а за дурные следует наказывать. Но наказание ни в коем случае не должно унижать человеческое достоинство. Единственная его функция — защитить других. 

Труд

В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще.
                                                                                                                        А. С. Макаренко

По системе Макаренко труд — основной инструмент воспитания. Но только вместе с образованием, нравственным и политическим развитием. Работа учит взаимодействовать с коллективом, дисциплинирует, развивает физически и даёт средства для жизни. Но очень важно, чтобы труд приносил реальную выгоду, а участники понимали, что и зачем они делают. 

Труд был обязателен для всех, но вид деятельности каждый воспитанник выбирал сам. Каждый был занят на производстве чего-либо, посещал секцию или кружок (например, участвовал в театральной студии или оркестре) и занимался общественно полезной деятельностью (вплоть до участия в отряде по борьбе с самогоноварением в соседней деревне). Ни от кого не требовали больше, чем было ему по силам, но и безделье не допускалось.

Коллективизм

Если есть забота о жизни и счастье другого — такие отношения будут всегда прекрасны.
                                                                                                                        А. С. Макаренко

Макаренко был убеждён, что личность формируют не воспитатели, а круг общения. Воспитатель может влиять на коллектив, а коллектив, в свою очередь, будет влиять на каждого своего участника. Вначале Антон Семёнович поделил колонистов на группы, соблюдая в каждой баланс, чтобы число лояльных детей было больше. Когда группа становилась сплочённой, к ней добавляли новичков. Ребята объясняли им местные порядки и ценности на своём языке, а воспитателям оставалось следить, чтобы их объяснения не выходили за рамки цивилизованного общения.

Самоуправление

Вы воспитываете ребёнка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
                                                                                                                      А. С. Макаренко

Макаренко считал, что коллектив должен напоминать семью, в которой младшие учатся у старших, подчиняясь им. При этом он старался создать демократическое общество, в котором дети научатся и руководить, и слушаться. 

Система самоуправления состояла из общего собрания, где выбирали совет командиров, каждый из которых собирал комиссию, отвечающую за разные вопросы (санкомиссия, хозкомиссия и так далее). Макаренко регулярно собирал командиров, советовался с ними, выслушивал их пожелания и через них узнавал о нуждах коллектива.

Целеполагание и дисциплина

Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации.

Дисциплина — это не метод и не средство воспитания, дисциплина — это результат воспитания.

                                                                                                                    А. С. Макаренко

Макаренко утверждал, что дисциплина должна быть осознанной: каждый должен понимать, почему нужно выполнять то или иное действие и как оно помогает всему коллективу. И конечно, она должна быть обязательной для всех — и для воспитанников, и для воспитателей. Бессмысленно требовать от других того, что не делаешь сам.

В коммуне действовали строгие правила: воспитанники должны были вставать в определённое время, умываться, носить установленную форму одежды, содержать в чистоте жилые и рабочие помещения. Многое было взято из армейской службы — ребята учились маршировать строем под оркестр, чтобы каждый участник коллектива ориентировался на товарищей.

Эстетика

Детский коллектив должен жить красиво.
                                                                                                                   А. С. Макаренко

Макаренко был убеждён, что грязный и неряшливый человек не может отвечать за свои поступки. Поэтому он и другие воспитатели всегда ходили на работу в лучших костюмах, а одной из первых построек в колонии стала оранжерея, где воспитанники выращивали розы и хризантемы. Позже появились фонтаны, театральная студия и оркестр, ухоженные газоны и ровные асфальтированные дорожки. Создавая и поддерживая красоту вокруг себя, ребята учились ценить её, и старые привычки, вроде плевков на пол и сквернословия, отмирали сами собой.

Игра

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
                                                                                                                    А. С. Макаренко

При всей вере в эффективность трудового воспитания Макаренко призывал не спешить отрывать детей от игр. Ведь, играя, ребёнок познаёт мир, учится взаимодействовать с предметами, материалами, другими детьми, следовать правилам и проявлять творческую индивидуальность. Смущавшие многих «военные» порядки в заведении Макаренко на самом деле были игрой — все марши, салюты и «есть, товарищ командир» не навязывались насильно. Дети охотно принимали эти правила, чтобы чувствовать себя взрослее, серьёзнее и значительнее.

Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. Его «Педагогическая поэма» переведена на 36 языков и издаётся за рубежом большими тиражами. В Германии для изучения его наследия создана лаборатория «Макаренко-реферат», но особую популярность идеи Антона Семёновича получили в Японии — там их применяют не только для воспитания детей, но и в управлении корпорациями.

Педагогическое наследство Антона Семеновича Макаренко, выдающегося советского педагога, имеет исключительное значение. В его художественных и теоретических произведениях рассматриваются многие важнейшие вопросы этики, педагогики, психологии. 

Макаренко, Антон Семенович (1888-1939).
Педагогическая поэма : [12+] / Антон Макаренко. — Москва : АСТ, 2021. — 703 с.; 21 см. — (Русская классика).; ISBN 978-5-17-091428-9

В романе-поэме А. С. Макаренко, педагога и писателя, раскрывается история рождения и развития колонии им. М. Горького и коллектива горьковцев (1920-1928 гг.). Вышедшая в свет в 1934-1937 гг. «Педагогическая поэма» неоднократно издавалась и была переведена на многие языки. Однако в полном (восстановленном по прижизненным изданиям и рукописи) объеме «Педагогическая поэма» печатается впервые.

Первыми воспитанниками были несовершеннолетние правонарушители: подростки, юноши, а позже беспризорные дети. Нравственный переворот в их воспитании происходил не сразу, а в процессе длительной, трудной и самоотверженной борьбы педагогов-воспитателей во главе с А. С. Макаренко за высококультурную личность, нравственно-светлую, с развитым чувством долга и чести. Четкая, продуманная организация детской жизни, нацеленная на воспитание достойного гражданина Отечества, позволили добиться позитивного результата, когда, по словам Макаренко, «в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины» рождалась новая педагогика. В горьковском трудовом воспитательском коллективе взрослых и детей объединяли, прежде всего, учеба, производственно-трудовые взаимоотношения, общая трудовая забота о лучшем завтрашнем дне, определенный стиль («дух») колонии: мажорный тон, сочетание уважения с требовательностью, чувство собственного достоинства, ощущение своей страны и многое другое. Макаренко доказал, что воспитательский коллектив, коллективная организация жизни и деятельности колонистов — это самый эффективный метод воспитания личности, индивидуальности каждого воспитанника.

Макаренко, Антон Семенович (1888-1939).
Книга для родителей [Текст] : [12+] / Антон Макаренко. — Москва [и др.] : Питер, 2016. — 287 с. : ил.; 21 см. — (Родителям о детях).; ISBN 978-5-496-01940-8

В произведении «Книга для родителей» изложены педагогические воззрения автора, надеявшегося, что
«читатель в этой книге найдёт для себя полезные отправные позиции для
собственного активного педагогического мышления».Особенностью этого
издания являются размещенные в нем в качестве приложения письма личной
переписки А.С. Макаренко с женой и приемным сыном, которые, по мысли
составителя и главного редактора издательства, убедят читателя в высоком
достоинстве личности автора, единстве его теоретических размышлений
и реальных благородных человеческих отношений.

Макаренко, Антон Семенович (1888-1939).
Педагогические поэмы [Текст] / А. С. Макаренко ; [сост., авт. вступ. ст., примеч. С. С. Невская]. — Москва : ИТРК, 2013. — 655 с. : ил., портр.; 25 см.; ISBN 978-5-88010-305-8

В настоящее издание включены художественно-педагогические произведения автора, отражающие его взгляды на проблемы социума, на формирование социально зрелой личности: «Флаги на башне», «Марш 30го года», «ФД-1».

Для тех, кому интересно более широко познакомится с творчеством и работами А.Макаренко мы публикуем его библиографию.

Романы и повести:

1925-1935 — Педагогическая поэма. 1930 — Марш тридцатого года. 1932 — ФД-1. 1936-1937 — Книга для родителей. 1938 — Флаги на башнях. 1938 — Пути поколения.

Работы о воспитании; Воспитание в семье и школе:

Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. Методика организации воспитательного процесса. Письмо пионервожатому. Проблемы воспитания в советской школе. Проблемы школьного советского воспитания. Коммунистическое воспитание и поведение. Разговор о воспитании. Семья и воспитание детей. Цель воспитания. Человек должен быть счастливым.

Рассказы и очерки:

1937 — О человеческих чувствах. 1937 — Из истории героизма. 1937 — Гришка. 1937 — Случай в походе. 1938 — Симфония Шуберта. 1937 — В день Первого Мая. 1937 — Несколько часов на канале. 1937 — Три разговора. 1938 — Незабываемая встреча. 1938 — Премия. 1938 — Доктор. 1938 — Преподаватель словесности. 1939 — Домой хочу. 1941 — Новые годы. 1941 — В библиотеке.

Пьесы:

1932 — Мажор. 1934 — Ньютоновы кольца. 1937-1938 — Честь.

Киносценарии:

Настоящий характер; Командировка.

Документы:

1925-1935 — Переписка А. С. Макаренко с А. М. Горьким (Политическая публицистика).

Система Макаренко только на первый взгляд представляется лёгкой для интерпретаций. Но это ложное представление, так как оно «помогает спрятаться за некоторую внешнюю канву, внешние очевидные признаки или анализировать какие-то ритуальные мероприятия, давать определения и жонглировать этим всем». Рассматривать деятельность этого педагога следует через призму социальных, культурно-исторических, личностных контекстов, которые определили драматизм его судьбы. И его современность заключается прежде всего в том, что он нашел ключ к пониманию сложного ребенка, который испытывает драму в силу своего развития, а не только преступной биографии.

Так в чем же феномен Макаренко, вызывающий до сих пор ожесточенные споры и не разгаданный до конца?Вывод сформулировать так: писать портрет этого великого педагога какой-то одной краской нельзя – в нем было множество разнообразных оттенков, характеризующих его личность. Макаренко нельзя воспринимать или как икону, или как диктатора: его педагогический опыт, воплощенный в книгах, стал уроком и примером для педагогов разных поколений. И этот урок нам еще предстоит усвоить.


Педагог является одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности — таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога. В нашей библиотеке вы сможете всегда взять последние книжные новинки в области педагогики, а так же труды известный мастеров педагогических наук.

Ждем вас! Спасибо за внимание!

Филатова Е.А.