Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня мы расскажем вам о знаковой английской писательнице Луизе Мэй Олкотт и женских образах в главном ее произведении.
Луиза Мэй Олкотт — американская писательница, прославившаяся изданным в 1868 году романом «Маленькие женщины», который был основан на воспоминаниях о её взрослении в обществе трёх сестёр. Будущая писательница родилась в дружной небогатой семье. Ее отец Эймос Бронсон Олкотт был сыном бедного фермера. Мать Луизы — Абигейл Мэй Олкотт — происходила из родовитой ново-английской семьи. Луиза Мэй Олкотт была второй из четырёх дочерей. Луиза родилась в Филадельфии, штат Пенсильвания.
Когда девочке было два года, семья переехала в Бостон, где Эймос Бронсон Олкотт основал экспериментальную школу. После нескольких неудач со школой, Олкотты переехали в Конкорд, Массачусетс. Образование Луиза и ее три сестры (Анна, Элизабет и Мэй) получали дома под руководством отца. В 22 года Луиза написала свою первую книгу «Басни о цветах» («FlowerFables»). Во время Гражданской войны служила медсестрой в военном госпитале в Джорджтауне. Впечатления военных лет отразились в опубликованных в 1863 г. «Больничных очерках», привлекших значительный интерес к их автору. Положительная оценка этого произведения критикой убедила Олкотт в том, что успех ждет ее на пути изображения реальной жизни скорее, чем в описаниях полетов фантазии.
И она оказалась права – подлинная слава пришла к ней в 1868 г., когда была издана первая часть повести «Маленькие женщины», повествующая о взрослении четырёх дочерей семьи Марч: Мэг, Джо, Бет и Эми.«Маленькие женщины» — это идеализированная версия истории семьи самой Луизы Мэйи ее взросления. Олкотт выросла в очень бедной, но образованной семье и была одной из четырех сестер, каждая из которых прекрасно угадывается в героинях.
Роман был создан по просьбе бостонского издателя Томаса Найлса, который попросил Олкотт написать «книгу для девочек».
В нашем сегодняшнем мероприятии мы хотим уделить особое внимание разбору женских образов в романе «Маленькие женщины».
Сюжет «Маленьких женщин» основан на истории семьи Олкотт. Главные героини, сестры Марч, живут в Массачусетсе 1860-хгодов. Героини не слишком эффектны и сегодня кажутся обычными. Но в XIX веке такая палитра женских характеров была интересна и свежа, именно сестры Марч стали основными женскими типами в литературе того времени.
Олкотт хотела написать роман, который помог бы обществу понять, что брак и дети–не единственный способ реализации женщин, но она совсем не порицала тех, кто мечтал о семейной жизни.
Давайте же рассмотрим каждую героиню данного произведения поближе!
Старшая из сестёр Марч, её образ является показательным для девушек того времени. Добра, красива, послушна. Мег мечтает лишь о замужестве и счастливой семье. Но нельзя не заметить, девушка стесняется своей бедности, завидует красивым платьям и украшениям своих подруг. В конечном итоге, девушка реализовала свою главную мечту, вышла замуж и стала чудесной матерью.
Самая младшая в семье, и самая противоречивая героиня в произведении. Не смотря на миловидную внешность, Эми очень эгоистична, тщеславна и капризна. Девушка с раннего возраста научилась пользоваться своим обаянием в личных целях. Однако, именно в Эми тётушка Марч видит потенциал, она верит в её счастливое будущее и берёт к себе под опеку.
Джо с детства не привлекала светская жизнь и балы, она была маленьким сорванцом, лазала по деревьям, дружила с мальчишками и никогда не мечтала о замужестве, она хотела стать писательницей.
Образ Джо она списала с себя — эта талантливая, сильная, при этом вспыльчивая и порой невыносимая девушка совершенно не походила ни на один из образцов женского поведения того времени, она не была ни послушной и добродетельной, ни роковой женщиной, она до конца второй книги была уверена, что не сможет полюбить мужчину, при этом жила интересной полной жизнью.
Малышка Бет никогда не выделялась, всегда была спокойной и послушной, она была воплощением ангела, превосходно играла на фортепиано. Для неё всегда счастье других было превыше своих удобств и желаний, она была готова пожертвовать всем ради семьи.
Один из нежнейших образов в книге — Марми, любящая мать семейства, которая при всей бедности понимает, что девочки должны стать независимыми и счастливыми, а не богатыми и замужними, когда вырастут, — это первый медиатор, помогающий дочерям словом, утешающий, обучающий, поддерживающий. Она не наставляет, но рассказывает о самой себе и через свой опыт помогает детям увидеть их собственные конфликты и проблемы. Так один из важнейших для Джо разговор с матерью о гневе выглядит совсем непривычно для назидательной беседы, так как мать в нем абсолютно искренне и говорит с дочерью на равных:
«— Ты, мама? Но ты никогда не сердишься! — От удивления Джо на мгновение забыла об угрызениях совести.
— Я стараюсь исправить свой характер вот уже сорок лет, но все, чему я научилась, — это владеть собой. Я раздражаюсь почти каждый день, Джо, но я научилась не показывать этого и все еще надеюсь научиться не испытывать самих нехороших чувств, хотя, возможно, для этого мне потребуется еще сорок лет.» (Перевод М.Батищевой).
Луиза Мэй Олкотт внесла огромный вклад в зарубежную литературу 19 века. О её романе говорили всюду, он стал бестселлером сразу после публикации.
Четыре сестры Марч — полноценная коллекция темпераментов, которые были, есть и будут всегда. А это значит, что каждому поколению нужны свои «Маленькие женщины».
Джон Роулинг, британская писательница и сценарист:
«Моя любимая литературная героиня–Джо Марч. Трудно переоценить, что она значила для маленькой, некрасивой девочки по имени Джоан, у которой был горячий характер и жгучее желание стать писателем».
Спасибо а внимание, до новых встреч!
Корсун И. Л.