Здравствуйте, дорогие читатели!
Всемирный день казачества — праздник, который появился в 1989 году по инициативе ООН. Его принято отмечать во второй четверг ноября. Казачество испокон веков являлось опорой государства, силой, которая содействует сохранению православной веры. Казаки в современной России вновь обретают ту роль, которую играли до революции, возрождают и укрепляют свои традиции. На сегодняшний день на территории Российской Федерации действует 11 войсковых казачьих обществ: «Всевеликое войско Донское», Волжское, Сибирское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское, Иркутское, «Центральное казачье войско». Наше мероприятие расскажет вам о культуре донского казачества.
Мы все с вами живём на удивительной, прекрасной донской земле, овеянной славой предков – казаков. История донского казачества уводит нас в далёкую древность. Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся у греков Скифией, у римлян Танаисом, у римских историков І века — Сарматией. По русским летописям ХІV и ХV веков край этот назывался нередко „Диким Полем”, а с половины ХVІ века московские цари, начиная с Ивана Грозного, все владения казаков называют уже „Доном”. С начала 19 века вплоть до Октябрьской революции донская земля называлась Областью войска Донского, а после революции — Донской областью. Велика наша страна, и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история всего нашего государства. И кому как не нам нужно знать свою историю и культуру родного края. Ведь у народа, который не знает своей истории, нет будущего.
Дон, земля донская… Произносишь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, бескрайние поля с золотыми налитыми колосьями, барханы угля и руды у старых шахт. А скажешь «Дон – батюшка», образы казаков встают: Ермака, Платова, Разина да Булавина, и сотни других донцов, прославивших Дон и Россию своими славными делами. Судьба казачества — это трудные, но славные страницы истории России.
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и фольклоре. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный, яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль. Особенность донского фольклора заключается в тесной связи с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, свадьбой, проводами, обрядами погребения. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность – это все литературное богатство донского фольклора. Культура Донского края очень богата традициями и обычаями, которые передавались от отца к сыну.
Казакам, как условие их существования, требовалось накапливать, анализировать и усваивать опыт предшествующих поколений. Вся жизнь их была никогда не прекращавшимся учением. Сначала казачонок, затем молодой казак внимательно слушал старших, напитываясь их собственным жизненным опытом и опытом их предшественников, сохраненным и донесенным до него в былинах, песнях и преданиях. И куда бы казака ни забросила служба, он всегда грустил о своей сторонке, всегда слал ей свой сыновий привет. Ибо таков был уклад жизни казачьей – «свое люби, цени и защищай». Для казака Дон Иванович-батюшка был хранителем. Ему в прощальной молитве оставлял свою семью казак. Его поминал он в далеких краях.
Тихий Дон, наш батюшка, ой да, Тихий Дон,
Ой, и что же ты мутнехонек, мутнехонек течешь.
Наш батюшка Тихий Дон,
Помутился Тихий Дон, Помутился Дон
От вдовьих слез, от сиротских, от горьких слез.
Помутился Тихий Дон,
Тихий Дон наш батюшка, ой да, Тихий Дон.
Ой, что же ты мутнехонек, мутнехонек течешь,
Наш батюшка Тихий Дон.
Любовь к родине, воплощением которой стал батюшка Дон, была возвышенной, одухотворенной. Выражение этой любви вылилось в особую форму песенного повествования, соответствующую этим возвышенным чувствам. С Доном связана целая система различных символов – отцовство, вера, путь. Целостный поэтический образ Дона, сложившийся на основе действительной жизни, казачьего мировоззрения, свидетельствует о духовной силе и высокой песенной культуре вольного казачества.
По Дону гуляет, по Дону гуляет,
По Дону гуляет казак молодой,
По Дону гуляет казак молодой.
О чем дева плачешь, о чем дева плачешь,
О чем дева плачешь, над быстрой рекой?
Живя на нашей замечательной донской земле, невозможно представить жизнь без казачьей песни. Всегда поражают и завораживают её напевность, сила и эмоциональность. Особенно интересны и уникальны казачьи песни, в которых отразилась непростая история казаков. Как известно, Пушкин, побывавший на Дону, часто любил слушать казаков и просил их спеть. А казаки лукаво отвечали, что, казачьи песни не поют, а играют. Поэтому и форма исполнения – решительная и эмоциональная. Даже если поёт один человек, то всё же слышится песня многоголосая. Дон – самый популярный образ казачьей песни. Поэтизация его обусловлена конкретными историческими, экономическими и социально-бытовыми условиями жизни казаков. Казаки группировались в вольные ватаги и длительное время скитались по Руси, не имея семьи. С Доном Ивановичем, взлелеявшим, вскормившим, воспитавшим казака, были связаны у этих людей особые чувства. Вот как звучит песня «Как за Доном, за рекой» в исполнении ансамбля «Благовест».
В эпоху постоянных войн, в которые ввергался народ и казачество, мотив песен становится самостоятельной темой повествования. Образ Дона в них служит для выражения народной оценки и ненависти к войне. Песни антивоенные по содержанию получают обличительную окраску, социально заостряются:
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветея наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена вода в тихом Доне
Отцовскими, материнскими слезами.
Многие песни – это картины жизни обыденной, в которых отражаются нравственные законы человеческой жизни. Эти правила чисты и прекрасны. Верность, братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, смелость – вот что извечно воспевали казаки. Зависть и корысть, трусость и лень, ложь – вот что судили высшей мерой. Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни – тихий Дон, символ вольной жизни, батюшка-кормилец. Жизненно важное значение Дона, преломленное через казачье мировоззрение, обобщается в символ Родины.
Ой ты, батюшка наш, славный тихий Дон!
Ты кормилец наш, Дон Иванович!
Про тебя-то, Дон, лежит слава добрая,
Слава добрая. Еще речь хорошая!
На Дону были популярны плясовые хороводы, свадебные обряды, календарные праздники, насыщенные песнями.
Все основные особенности песенной и танцевальной традиции донских казаков сложились в условиях казачьей вольницы и закрепились в воинской станичной общине в VIII–XIX вв. Донские казаки всегда были прекрасными наездниками, так как с детства овладевали искусством верховой езды. Неудивительно, что многие элементы движений народной мужской донской пляски передают характер езды на лошади. Это придаёт пляске характер мужественности и удали, воплощает в ней силу и ловкость лихого наездника.
Женские же танцевальные движения отличаются плавностью. Танцуют руки, кисти рук, а притопы выполняются или на пальцах, или на пружинящем приседании, но так, чтобы голова не подскакивала (сразу вспоминается «выступает будто пава»).
В казачьем русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Песни, игры, хороводы относятся к драматическим действиям, которые сопровождаются соответствующей мимикой, жестами, танцевальными движениями. Ведь недаром на Дону не говорят «спеть» песню, а говорят «сыграть». Исполнялись такие песни в основном молодежью, а старики пренебрежительно называли такие песни «трындычками». К ним относились: хоровод, карагод, танок; игровая песня с инсценировкой; стилизованная народная песня с характерными танцевальными движениями, исполненными в русской манере; плясовая песня: частая, вертушка. Плясовые частушки – коротенькие плясовые песенки, называемые припевками, всегда сопровождались притопом, с выходом на середину круга, для придания словам частушки большей выразительности и значимости.
Эй, девчонки – хохотушки, Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.
Не хотелось выходить, стояла и стеснялася,
Балалайка заиграла — я не удержалася.
Частушки исполнялись на гуляньях, посиделках. Пела их в основном молодежь, где чаще было безобидное подтрунивание друг над другом:
А ростовские ребята, модные-премодные
Гвоздем кудри завивают, говорят: природные.
У меня миленок лысый, я не знаю куда деть,
Если зеркала не будет — буду в лысину смотреть.
Плясовые казачьи песни всегда отличались местным колоритом, эмоциональную окраску им придавали танцевальные движения по кругу, парные выходы и проходки. К таким песням относятся «Ой, да выпадала пороша», «Марусенька».
Игровые песни занимают особое место в казачьих гуляниях. Как правило, в них происходило соревновательное действие между группами исполнителей песни, что более ярко высвечивало характер её персонажей и придавало самой песни форму некой театрализации. Одними из таких песен являются «Как, во этом, во дому», «Эх, донские казаки». Особое внимание заслуживают хороводные песни. Во многих хороводных песнях большое место занимает тема труда, где последовательно перечисляются все виды работ: пахота, посев, жатва и т. д. Исполнение таких песен сочетается с пантомимой, где посредством движений и жестов, воспроизводятся трудовые движения, связанные с возделыванием сельскохозяйственной культуры. Для таких песен характерна степенная, плавная поступь; соответствие ритма напева с хороводным шагом, а на припеве в игровой форме проводятся соревнования: кто быстрее, проделав круг, пройдет через «воротца» и вернется на место.
Все казачьи праздники, в основном, совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности. Празднование Рождества начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.
Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.
Свадебный обряд в духовной культуре донского казачества занимает, пожалуй, центральное положение как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий, состояний, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов, действующих лиц и словаря. В то время церквей на Дону практически не было, а батюшка избирался самими казаками на Кругу из своих же собратьев на определенный срок, после которого он, так сказать, возвращался в строй. Но следует, видимо, согласиться с тем, что благословение брака Кругом было выше Божьего благословения. Религиозное своеволие донских казаков оказалось настолько устойчивым, что главным «ангелом-хранителем» свадебной церемонии даже в конце XVIII – начале XIX в. на Дону считался находящийся перед или подле жениха ведун (сбережатый), которого «дружко» обязан был приискать. Церковная составляющая свадебного обряда: икона и венчание-благословение молодых иконой при встрече в доме жениха. Обычай оберегания жениха и невесты не только не утратился, но приобрёл самые разнообразные формы: и одевание рыбачьей сети под платье невесты (сейчас этого уже нет), и уголки крестиком на венчальном наряде невесты, и пшено в сапоге жениха, и мак вместе с зерном и хмелем во время обсыпания молодых, и т.д. В этом же ряду и белый платок, за который держатся новобрачные при входе в дом.
Обучали письму и грамоте донских казаков, как правило, лица духовного сана, но уже были и свои светские учителя. Центрами распространения книжной культуры являлись монастыри, а книги, в большинстве своем, на Дону были рукописными. В первой половине XVII века появляются оригинальные литературные произведения – «Казацкие повести». В 1623 году в Сибири литератором, донским казаком, составлены «Написания» о походе Ермака и покорении им Сибири, в 1642-м – знаменитая «Повесть об Азовском осадном сидении». В начале XVII века (1619-1620 гг.) впервые для английского путешественника Р. Джемса донские казаки сделали записи воинских песен. Так уже в начале XVII века донское казачество заявило Европе, что у него есть своя культура, наука, традиции, обычаи, народные промыслы, танцы, песни, поэзия и литература.
Настоящим казаком считался тот, кто родился на Дону и имел корни донского казачества, а также соблюдал обычаи и традиции казачества. В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие, доброта, щедрость, гостеприимство. Казак – это особый образ жизни и образ мысли. Это понять нам помогут казачьи поговорки.
• Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.
• Всяк свистнет, да не по-казацки.
• И шашка остра, а дух – сильнее.
• Где казак, там и слава!
• С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
• Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
• Нет уз святее товарищества!
• Казак без коня – сирота.
• Слава предков не ржавеет.
• Кровь казачья – не водица.
Донские пословицы живут в народной речи многие века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события, происходящие на Дону. Возникли они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей, живущих в донском крае. Пословицы являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь. Как справедливо заметил М. Шолохов, в пословицах и поговорках из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».
– Казачья смелость порушит любую крепость.
– Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.
– Где тревога, туда казаку и дорога.
– На каждую вражью замашку казак держит вострую шашку.
– Кто пули боится, тот в казаки не годится.
Донские пословицы — особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Каждая встреча с произведением, с его героями и их поступками заставляет читателя задуматься, а эмоции, пережитые человеком во время этой встречи, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Постичь пословицы — это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину. Содержание пословицы не надуманно. Оно очень тесно связано с бытом, с жизнью донских казаков, оно концентрированно передает от поколения к поколению народный опыт:
– Без работы, как без заботы: и умный казак в дураках ходит.
– От лени казак хворает, а в работе здоровье закаляет.
– От безделья не бывает у казака веселья.
– Донская земля дармоедов не кормит.
– Птица радуется весне, а младенец – матери.
– Родимой-то матушки да милее на свете нету.
– Женщина – мать, все ее должны защищать.
– Нет такого дружка, как родная матушка.
Донские пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей и охватывают все стороны жизни казаков. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Пословицы донских казаков помогают нам узнать, какими людьми они были, чем дорожили, как трудились и как отдыхали, в них выражено мировоззрение народа, представлена система взглядов на жизненные проблемы.
– Дружбы заботой да подмогой крепка.
– Для хорошего друга – и вола и плуга.
– Враг – грозись, а казаки друг за друга держись.
– Два друга – хомут и подпруга.
В казачьих сказках отразился окружающий мир особенности быта, нравов, обычаев казаков. Следует отметить воспитательную направленность казачьих сказок: в них отразились моральные нормы, написанные нравственные законы, то есть основные заповеди казачьего общества, в них большое значение предается семейному воспитанию. Это воспитание трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности, добру, благожелательности. В казачьих сказках герои учат различать добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Казачьи сказки учат жить своим умом, сочувствовать людям.
С давних пор живут легенды на донской земле. Они ценны своей связью с прошлым и современны свои глубоким нравственным смыслом. В них возвеличивается личность, способная на героический подвиг, поэтизируются поступки, в основе которых честь, достоинство, жажда справедливости. Донские легенды передают из поколения в поколение память о славной истории предков, об их месте в историческом прошлом России. Один из главных героев легенд — Ермак. Он навсегда останется в легендах и песнях Верхнего Дона человеком справедливым, храбрым и честным воином. Легенды не считаются полностью достоверными историческими свидетельствами, но, в большинстве случаев своем, основаны на реальных событиях. Например, легенду о Султанет впервые записал А.Н. Скрипов в 1951 году по рассказу жителя Ростова-на-Дону казака С. Щелкунова, но автор ее — народ.
Представляем вашему вниманию книги с легендами, былинами и сказками донских казаков.
В сборник «Песни над Доном» включены песни донских казаков из циклов: Донские люди вольные; Шли-прошли с Дону служивые; Ты воспой в саду, соловейко; Вьются красные знамена; Цвети, казачья сторона; Труба поход играет; Мы по-новому живем.
Песни над Доном : / Сост. И. Я. Рокачев-Вешенский. — Ростов-на-Дону : Книжное издательство, 1980. — 190 с.
В сборник «Дон волною серебрится» вошли малые жанры русского фольклора — частушки, пословицы и поговорки, собранные на Дону. По своей тематике они богаты и охватывают многообразную жизнь хлеборобов, рыбаков и шахтеров данного региона. И все эти произведения народного творчества передаются из уст в уста, из поколения в поколение до сего времени. Они самобытны, художественны и музыкальны.
Дон волною серебрится : частушки, пословицы и поговорки Дона / сост. П. И. Ковешников. — Ростов-на-Дону : Ростовское книжное изд-во, 1979. — 187 с.
Самые героические страницы отечественной истории неразрывно связаны с историей казачества. Донского, уральского, запорожского. С историей гордого и бесстрашного народа, отвоевавшего себе земли и свободу, славу и уважение. Легендой о появлении первых казаков и открывается сборник «Казачьи легенды и сказки» . А еще в нем немало замечательных сказок, которые рассказывали казаки своим детям и внукам. Эта книга нужна и школьникам, и учителям, и родителям. И всем, кто любит русскую историю и хочет лучше ее узнать.
Мартиросова, М. А. Казачьи легенды и сказки / М. А. Мартиросова. — Москва : Белый город, 2011. — 47 с. — (История России в летописях, сказаниях и былинах). — ISBN 978-5-7793-1904-1.
Казачья тематика всегда находила живой отклик у донских авторов – писателей и поэтов, историков и краеведов. Книга Ю. Круглова «Казачьи сказки» – это своеобразная попытка историка передать в легкой и незамысловатой форме важнейшие на его взгляд события ранней истории казачества. Оформление издания, в основе которого лежит традиционный русский орнамент XIV-XVII вв., выполнено в лучших традициях отечественной книжной графики.
Круглов, Ю. Казачьи сказки / Ю. Круглов. – Ростов н/Д, 2006. – 112 с. — ISBN 5-902441-06-4.
В сборнике «Донские казачьи сказки» собраны народные сказки и сказы, записанные на Дону разными писателями и в разное время (Листопадов, Тумилевич, Лащилин и др.). В них встретятся герои храбрые и смелые, благородные и добрые, умные и мудрые, готовые защитить слабого, наказать обидчика. Сочиняли их жители Донской земли, передавали их из поколения в поколение. Со временем в сказках одни герои исчезали, другие приходили им на смену, но всегда они выходили победителями и не за счет какой-либо волшебной силы, а в результате своей смекалки, ловкости и смелости. В сказках воплотилась мечта народа о свободной и счастливой жизни, которую он выстрадал, за которую боролся и победил.
Донские казачьи сказки / рук. проекта: А. Н. Пастухов]. — Ростов-на-Дону : КСС, 2016. — 160 с. — ISBN 978-5-92912-056-5.
Азовский прозаик и поэт Николай Дик повествует в своих рассказах и повестях о малоизвестных фактах из жизни прославленных донских казаков. Большинство рассказов и повестей основаны на подлинных архивных документах, старинных сказаниях и рукописях, легендах и байках донского казачества. Малоизвестные факты и имена, забытые обычаи и легенды придают произведениям неповторимый колорит исторического прошлого донского края. Автору удается увлечь читателя загадками, легендами и тайнами Дона-батюшки, неразрывно связанными с историей великой России.
Дик, Н. Ф. Легенды Тихого Дона : рассказы и повести / Н. Ф. Дик. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 349 с. — ISBN 978-5-222-19979-4.
В сборнике «Дивный клад» собраны народные сказки и сказы, записанные на Дону разными писателями и в разное время. Собирателями были П. В. Лебеденко, Ф. В. Тумилевич, Т. И. Тумилевич, В. С. Моложавенко, Б. С. Лащилин и др. В них встретятся герои храбрые и смелые, благородные н добрые, умные и мудрые, готовые защитить слабого, наказать обидчика. Сочиняли их жители Донской земли, передавали из поколения в поколение.
Дивный клад: сказки донских писателей. – [сост.: К. С. Филиппов ; худож.: Драгунов Н. А.]. — Ростов-на-Дону : Ростовкнига, 2016. — 139 с. — ISBN 978-5-85778-130-2.
Ростовская область – казачий край с богатой историей, в котором жили и живут мастера самых разных профессий. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготовляли изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки — все это придавало дому неповторимое своеобразие. На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом. Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву. Корзины отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное. Во внешнем облике жилища присутствовали элементы деревянного декора, выполненные прописной и рельефной резьбой. По резным наличникам и крылечкам сразу можно было отличить дома мастеров-умельцев, либо зажиточных казаков, которые для украшения своего жилища нанимали резчиков.
Народное искусство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивается и меняется. При этом каждый народный мастер старается внести в произведение свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.
В начале XVIII в. казаки начинают заниматься земледелием, а к концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных «креста» или «жаворонка», которых обычно пекли на праздник «40 Святых», прогоняли борозду, «кресты» и «жаворонки» съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали «святой водой». Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды.
Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. Рыбы на Дону было в изобилии. Блюдом, приготовленным из осетрины, белуги, стерляди, гостя могли угостить в каждом курене. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год.
Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России «виноградные и арбузные сады». Популярными на Дону сортами винограда являлись «Краснотоп золотовский», «Сибирысовый», «Пухляковский белый». Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. Отличные вина производились в станице Раздорской, где также было много виноградных садов. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.
Делу время – потехе час. Когда солнышко катилось к закату, собирались красны девицы, чтобы песни любимые попеть, да любимым делом заняться. Пели песни грустные, печальные, вливающие в сердце раздумья и переживания. До боли радостные, красивые и духовные песни, конечно же, относились прежде всего к печальной любви, горькой доли сиротинки и тяжелой вражеской неволе. Песни любили, лелеяли и потому-то вечерами, сидя за рукоделием, женщины и девушки пели. Любят, поют, создают и хранят песни у нас на Дону. Жизнь – она нелегкая, всякое в ней бывает. Песня людям помогает жить. Людям без песни нельзя. Песня нужна как ключевая вода в нестерпимую жару. И если песня по нраву была, то «гутарили» казаки «ЛЮБО!». Это не просто песни, а великое богатство, национальное достояние русского народа. В 1936 году был создан Государственный Академический ордена Дружбы Народов Ансамбль песни и пляски Донских Казаков. В основу концертной программы были положены народно-песенные традиции Донского края: могучая лирика казачьих песен и захватывающие пляски. Деятельность ансамбля песни и пляски Донских казаков (художественный руководитель Народный артист России Квасов Анатолий Николаевич) направлена на сохранение и популяризацию истинно народного казачьего искусства.
«Казачьи песни… — писал В.Г. Белинский, — более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».
Во многих книгах, статьях встречается сцена — со станции казаки в пешем или конном строю или поодиночке, возвращаясь в родные места, идут не домой, а прежде всего к Дону, к Хопру, к Донцу… Здесь, на берегу, казаки срывали с голов фуражки и бросали их в волны реки. Затем, умывшись, а то и искупавшись, напившись родной водицы, насухо утирались свежим полотенцем и доставали из тороков или заплечного «сидора» новенькую фуражечку и только тогда шли домой.
За курганом пики блещут, пыль клубится, кони ржут,
И повсюду слышно стало, что донцы домой идут.
Они к Дону подходили, сразу кивера долой!
Они Дону говорили: «Здравствуй, наш отец родной».
Представляем вашему вниманию презентацию «Культура донских казаков», которая представит литературу о быте, обычаях и традициях донского казачества.
В заключение нашего мероприятия предлагаем поучаствовать в викторине «Казачий Дон»
Народное творчество Дона имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высокохудожественный памятник общерусской культуры и как документ, раскрывающий важнейшие события в жизни донского казачества. Отражение исторических событий в донском фольклоре – это путь развития народного самосознания. Произведения фольклора дают представление о тех мыслях, чаяниях и ожиданиях, которые волновали донских казаков. Это поэтическая летопись исторических эпох. Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков и от нас зависит сохранение этого наследия. Поэтому нам нужно не только знать свою историю, обычаи предков, гордиться своими корнями, но и сохранить традиции и культуру своего края, неразрывно связанную с историей великой России.
Спасибо за внимание!
Куликова Н.В.