Каждый год 19 октября на всей территории РФ отмечают Всероссийский день лицеиста. Цель праздника – привлечь внимание к занятости учащихся данных учебных заведений.
Традиционно в этот день в лицеях проводят открытые уроки, концерты, капустники, конкурсы, ставят театральные сценки и вспоминают известных учеников. Также организуют возложения цветов, фестивали, лицейские балы, выставки и «лицейские обеды».
Указ об открытии Царскосельского лицея был подписан императором Александром Первым 12 августа 1810 года.
Занятия в лицее начались в 1811 году. Торжественное открытие состоялось 19 октября, на церемонии присутствовал сам император Александр Первый с семьей.
Пушкина называют самым известным из воспитанников за всю историю Царскосельского лицея. Хотя учился здесь Александр Сергеевич далеко не блестяще, к моменту выпуска он был двадцать шестым по успеваемости из двадцати девяти учеников. Замечательные успехи он показал лишь в русской и французской словесности, а также в фехтовании.
Система оценки знаний в Царскосельском лицее современным школьникам может показаться необычной, «единица» считалась самым высоким баллом, а вот «пятерку» ставили далеко не лучшим воспитанникам. Был еще и «ноль», который указывал на абсолютное отсутствие знаний у лицеиста. Устав лицея строго запрещал телесные наказания воспитанников. Даже преподаватели обращались к своим ученикам на «Вы».
Лицей был закрытым учебным заведением с жёстким распорядком дня. В промежутках между занятиями лицеисты гуляли, читали, занимались гимнастикой, фехтованием, верховой ездой, музыкой, рисованием и пением. Деятельность педагогов, которые не позволяли воспитанникам предаваться праздности, была направлена на то, чтобы лицеисты стали гармонично и всесторонне развитыми личностями. У каждого ученика была отдельная комната, которые юный Пушкин называл «келья». Обстановка, действительно, была скромной: железная кровать, комод, стул, столик для умывания, конторка, зеркало. Лицеисты находились на полном пансионе, покидать лицей во время учебного года строго запрещалось. Лишь один месяц в году отводился на каникулы. Впрочем, по воспоминаниям самих воспитанников, они нередко убегали в «самоволку».
В письмах к своим бывшим однокурсникам Пушкин подписывался просто — №14. Все прекрасно понимали, о чем идет речь, юный Пушкин жил в комнате с таким номером. Именно в лицее он ощутил себя поэтом, написав за годы учебы около 120 стихов.
Вставали лицеисты в шесть утра, шли на молитву. Евангелие читали по очереди. С семи начинались уроки, и только в девять – чай с белой булкой и прогулка (кстати, гуляли в любую погоду). С десяти до полудня — снова классы. Затем прогулка и обед (из четырёх блюд), чистописание и рисование. С трёх до пяти – классы. После полдника и прогулки — повторение уроков. В половине девятого – ужин, в десять – молитва и сон. По средам и субботам – танцы, фехтование. Все посещали занятия по духовному пению.
В лицее служили семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернёра. В штате также числились бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки, прачки.
Особо внимание уделили подбору профессоров. Пригласили не только известных отечественных, но и зарубежных. Лицеистам рекомендовалось читать литературу в подлинниках, обращаться к преподавателям и общаться между собой по-французски. К концу обучения ввели верховую езду и плавание.
В лицее была больница, замечательная библиотека. Её основу составили книги, переданные из Александровского дворца (император Александр Первый подарил свою юношескую библиотеку). В Лицей поступали все лучшие отечественные и зарубежные издания. Выписывались газеты и журналы.
Парадный зал лицея украшала дорогая мебель, картины, хрустальные люстры, бархатные шторы. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы из Гостиного двора, серебряные столовые приборы, кружевные салфетки. Общие комнаты освещались масляными лампами, что по тогдашнему времени было редкостью.
Лицеисты, как, впрочем, и современные школьники, любили придумывать смешные прозвища и дразнить друг друга. Порой эти клички были обидными, словом, все как и сейчас. Пушкину в лицее сразу дали прозвище «Француз». И не мудрено, ведь он лучше всех знал французский язык, свободно говорил, писал и читал французских авторов в оригинале. Другу Пушкина, Ивану Пущину, досталась кличка «Жано» (Иван на французский манер). Антону Дельвигу досталась кличка Тося, Тосенька — уменьшительно-ласкательное от имени Антон. Больше всех не повезло Вильгельму Кюхельбекеру: ему было дано больше всего кличек — Кюхля (по фамилии), Виля, Виленька (по имени), Сухарь (опять намек на немецкое происхождение Кюхельбекера: сухари пекли в то время только немцы-булочники). Иван Малиновский обладал необузданным нравом, был драчлив и вспыльчив, за что и получил кличку «Казак». Николая Корсакова называли «Трубадуром» и «Певцом» за хороший голос и пение. Владимиру Вольховскому друзья дали прозвище «Суворов». Вольховский, как и Суворов, был слабого телосложения, но закалкой и упражнениями развил в себе силу и ловкость, работал над саморазвитием, готовил себя к карьере военного, не участвовал в грешках лицеистов. Александра Горчакова прозвали «Франтом» за щегольство. Михаила Яковлева дразнили «Паяцем», «Комедиантом» за его умение передразнивать и высмеивать всех.
В Царском Селе лицей находился до 1843 года, после чего учебное заведение перевели в Санкт- Петербург, где оно располагалось в здании Александринского сиротского дома. Император Николай Первый повелел в дальнейшем именовать его Александровским лицеем. В мае 1918 года распоряжением Совета Народных комиссаров лицей закрыли.
Предлагаем вашему вниманию книги для детей младшего и среднего школьного возраста о Пушкинском Лицее. Авторы постарались донести информацию до юных читателей в легкодоступной, интересной форме. Книги наполнены красочными иллюстрациями.
Александру Сергеевичу Пушкину довелось учиться в удивительной школе — Императорском Царскосельском лицее. Там он впервые почувствовал своё призвание и обрел настоящих друзей. Эта книга о том, как была устроена жизнь Лицея, многие из выпускников которого оставили след в русской истории, и, конечно, о его самом знаменитом, самом первом его классе, в котором учился Пушкин.
Для младшего школьного возраста.
«Всё те же мы: нам целый Мир чужбина; отечество нам Царское Село», — писал Александр Пушкин, один из первых выпускников Царскосельского лицея. Вместе с ним здесь учились будущие дипломаты, военные, поэты, путешественники: Горчаков, Кюхельбекер, Пущин, Дельвиг, Матюшкин, Корф…
Какие отметки получал Пушкин? Как выглядели комнаты лицеистов? Кто учил Пушкина и его товарищей? Книга не только отвечает на эти вопросы, но и рассказывает об удивительной лицейской атмосфере дружбы и доверия, любознательности и настойчивости, красоты и смелости.
Для детей среднего школьного возраста.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Корсун И. Л.