«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое». ….
(В.А. Жуковский «Светлана»)
Добрый день, уважаемые подписчики!
Январские праздники подходят к завершению. И сегодня мы хотели бы вам рассказать об обычаях, традициях святочных гаданий и обрядах. И, конечно же, вспомним, что и классики русской литературы не обошли вниманием святочные гадания и упоминали их в своих произведениях.
Первые упоминания о Святках встречаются в четвертом веке. Тогда христиане устраивали двухнедельные народные гуляния после Рождества Христова. На Руси христианский праздник был тесно переплетен с языческими обрядами ряженья, гаданий, плясок, хотя церковь этого не одобряла. Люди верили, что в дни Святок по земле гуляет нечистая сила и души умерших.
В этот же вечер молодежь устраивала заключительные игрища. По дворам ходили ряженые, исполнявшие колядки — песни с пожеланиями хозяевам дома. Считалось, что чем больше колядующих одарят хозяева, тем больше доброго случится с семьей в новом году.
Канун Крещения считался особенно «правдивым» c точки зрения предсказаний. С одной стороны, в это время, как во все святочные дни, ходили по земле нечистые силы — главные помощники для гаданий. С другой стороны, последующая церковная служба изгоняла их и закрывала им ворота в земной мир, так что можно было не бояться «осложнений» от общения с потусторонними силами. И все же было принято соблюдать меры безопасности. Для защиты при гадании очерчивали вокруг себя круг. Если гадающих было много, они становились в «хоровод», держа друг друга за мизинцы рук.
Крещение — один из важнейших православных праздников, которым заканчиваются рождественские Святки. В святость этих дней и вечеров с языческих времен и до сих пор вплетены суеверные обычаи и гадания, ставшие неотъемлемой частью январских праздников.
По старым поверьям в Святки нечистая сила свободно разгуливает по свету до самого Крещения. Поэтому пять последних вечеров до Крещения называют «страшными». Говорят, что в эти дни гадания своевременны и правдивы, потому что души умерших людей становятся ближе к живым и охотно раскрывают тайны и исполняют желания. Вечером или ночью можно гадать, используя подручные средства: топленый воск, яйцо, зеркало, зерно или кофейную гущу.
С мужчинами гадать было нельзя. Гадание с древних времен было чисто женским занятием. Во все времена девушки любили гадания.
Гадавшие должны были снять с себя все нательные кресты, развязать все узлы на одежде и распустить волосы, то есть привести себя в «нехристианский вид».
После гаданий люди непременно шли на исповедь и причастие, т.к. гадание противоречит христианской вере и не одобряется церковью. Тем не менее, в православной России девичьи гадания проводились повсеместно и считались молодежной забавой.
А как писали о святочных гаданиях великие русские писатели?
Вот так описывал Лев Толстой в своем романе «Война и мир» гадание у амбара.
«— Мамаша, ведь вы сами гадали… — сказала дочь.
— А как это в амбаре гадают? — спросила Соня.
— Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит — дурно, а пересыпает хлеб — это к добру; а то бывает…
— Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
— Да что, я уж забыла… — сказала она. — Ведь вы никто не пойдете?
— Нет, я пойду; Пелагея Даниловна, пустите меня, я пойду, — сказала Соня.
— Ну что ж, коли не боишься…»
Самым смелым считалось гадание на зеркале, которое тоже описывается в романе «Война и мир». Суть гадания заключалась в том, что девушка садилась за стол, брала небольшое зеркало, и направляла его на зеркало побольше напротив по бокам от которого ставились свечи, образуя в отражении коридор. Произносились слова: «Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать!». Нужно было пристально и неподвижно смотреть в этот коридор, высматривая там свое будущее.
Так гадали Соня и Наташа Ростова.
«На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. … Наташа зажгла свечи и села. – Какого-то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо. – Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша. Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала…»
В романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина гадает на святках.
На воске:
…Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро И слава!»
Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев…
На имя (когда девушки выходили за порог, и спрашивали имя у первого встречного. Считалось, что такое же имя будет и у будущего мужа):
Морозна ночь; всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Чу… снег хрустит… прохожий; дева
К нему на цыпочках летит
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя?
Смотрит он
И отвечает: Агафон..
Особое место в святочных гаданиях занимали так называемые «подблюдные гадания», которые обязательно сопровождались пением подблюдных песен. «Подблюдным » гадание называлось потому, что главным атрибутом гадания являлось большое блюдо, тарелка, куда девушки складывали свои кольца. Серьги и другие мелкие вещи. Это блюдо покрывалось платком, чтобы тот, кто вынимал определенный предмет не видел, кому оно принадлежит. Обычно в таких гаданиях водящий стоит в центре круга с накрытым блюдом, а все участники ходят вокруг него хороводом и исполняют подблюдные песни. Эти песни содержали иносказательные образы, разгадка которых сулила гадающим счастье или беду, богатство или бедность, встречу или разлуку.
Еще одна разновидность гаданий — когда кормили птицу счетным зерном. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Если число оказывалось парным — быть скорому замужеству.
Было такое гадание, когда девушки подходили к окнам домов и слушали разговоры. По нему определяли характер будущего мужа- веселый разговор сулили веселого мужа, скучный- зануду. Кроме того имел значение и возраст говорящего, по которому определяли, старым будет муж или молодым.
Самым частым гадание было гадание на воске. Девушки растапливали воск и выливали его в стакан с холодною водою. Затем сведующий в гадании человек ( обычно старая нянюшка или ворожея) делала предсказания по фигуркам из застывшего воска.
Святки — это русская замечательная традиция. Людям всегда свойственно стремление узнать будущее. А значит традиция Святок и святочных гаданий будет всегда оставаться интересной.
Все вышеперечисленные произведения и много других интересных книг вы можете найти в нашей библиотеке.
Спасибо за внимание, до новых встреч!
Корсун И.Л.