Добрый день, дорогие читатели!
В январе 2021 года исполняется 101 год со дня рождения Айзека Азимова, и сегодня мы расскажем вам об этом человеке.
Американский ученый-биохимик и писатель-фантаст Айзек Азимов (Исаак Юдович Озимов) родился 2 января 1920 года в селе Петровичи Шумячского района Смоленской области.
В 1923 году его семья переехала в США. В 1928 году Азимов получил американское гражданство.
В пять лет он пошел в школу, где поражал всех своими способностями: перескакивал через классы и окончил начальную школу в 11 лет, а основной школьный курс – в 15 лет.
Затем Азимов поступил в юношеский колледж в Бруклине, но через год колледж закрылся. Азимов стал слушателем на химическом факультете Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра, а в 1941 году – магистра по химии.
В 1942-1945 годах работал химиком на Военно-морской верфи Филадельфии.
В 1945-1946 годах Азимов служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование.
В 1948 году окончил аспирантуру, получил докторскую степень по химии.
В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета. В 1979 году ему было присвоено звание профессора.
Айзек Азимов получил известность как автор научных трудов в области химии и многочисленных книг научно-популярного жанра на разнообразную тематику.
К числу его основных работ научного характера принадлежат учебник «Биохимия и метаболизм у человека», «Жизнь и энергия», «Биографическая энциклопедия науки и техники», книга по эволюционной теории «Источники жизни», «Человеческое тело», «Вселенная».
Азимов писал научно-популярные книги о достижениях науки и техники, раскрывая и популяризируя проблемы химии, физики, биологии, астрономии, истории.
Мировая популярность пришла к Азимову благодаря его научно-фантастическим романам и рассказам. Он считается одним из крупнейших научных фантастов второй половины XX века. Его научно-фантастические произведения переведены на многие языки.
Блестящий научный ум сочетался в Айзеке Азимове с мечтательностью, и поэтому он не мог быть ни чистым ученым, ни чистым писателем. Он стал писать научную фантастику. И особенно ему удавались книги, в которых можно было теоретизировать, строить заковыристые логические цепочки, предполагающие много гипотез, но лишь одно верное решение. Это — фантастические детективы. В лучших книгах Азимова так или иначе присутствует детективное начало, и его любимые герои — Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо — сыщики по профессии. Но даже романы, которые нельзя назвать стопроцентными детективами, посвящены раскрытию тайны, сбору информации и блестящим логическим выкладкам необычайно умных и наделенных верной интуицией героев.
Действие азимовских книг происходит в будущем. Это будущее растянулось на много тысячелетий. Здесь и приключения «Счастливчика» Дэвида Старра в первые десятилетия освоения Солнечной Системы, и заселение дальних планет, начиная с системы Тау Кита, и образование могучей Галактической Империи, и её распад, и работа кучки учёных, объединившихся под названием Академия, над созданием новой, лучшей Галактической Империи, и перерастание человеческого разума во вселенский разум Галаксии. Азимов по сути создал свою собственную Вселенную, протяжённую в пространстве и времени, с собственными координатами, историей и моралью.
Азимовские роботы — это самое поразительное из всего созданного писателем. Азимов сочинял чистую научную фантастику, в которой нет места волшебству и мистике. И все же, не будучи инженером по профессии, он не очень-то поражает читательское воображение техническими новинками. И единственное его изобретение — скорее философского плана, чем технического. Азимовские роботы, проблемы их взаимоотношения с людьми — это предмет особого интереса. Чувствуется, что автор много думал, прежде чем писать об этом. Не случайно даже его конкуренты-фантасты, в том числе и те из них, кто нелестно отзывался о его литературном таланте, признавали его величие как автора Трех Законов Роботехники. Законы эти выражены тоже философски, а не технически: роботы не должны причинять вред человеку или своим бездействием допускать, чтобы ему был причинён вред; роботы должны подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону; роботы должны оберегать своё существование, если это не противоречит первому и второму закону. Азимов не объясняет, как это происходит, но говорит, что ни один робот не может быть создан без соблюдения Трёх Законов. Они заложены в самый базис, в техническую основу возможности построения робота.
Мир романов Азимова — это мир причудливого переплетения неожиданности и логичности. Вы никогда не угадаете, какая сила стоит за тем или иным событием во Вселенной, кто противостоит героям в их поисках истины, кто им помогает. Финалы романов Азимова очень неожиданны.
Также причудливо переплетены в азимовской Вселенной свобода личности и её зависимость от высших сил. В Галактике по Азимову действует множество могущественных сил, гораздо более могущественных, чем люди. И все же в конечном итоге все решают люди.
Известные его произведения – роман «Сами боги», сборник рассказов разных лет «Я – робот», роман «Конец вечности», сборник «Путь марсиан», романы «Основание и Империя», «Край Основания», «Основание и Земля» и «Вперед к Основанию».
Наиболее известные экранизации романов Айзека Азимова— «Двухсотлетний человек» и «Я, робот», снятые по мотивам одноименных произведений.
В 1979 году вышла автобиографическая книга «Память все еще свежа», за ней последовало продолжение – «Неутраченная радость». В 1993 году под названием «А. Азимов» вышел третий том автобиографии (посмертный).
Всего Айзеком Азимовым было издано более 500 книг, как художественных, так и научных и научно-популярных.
Азимов – лауреат многих премий, как научных, так и в области литературы: Премии Фонда Томаса Альвы Эдисона (1957), Премии Говарда Блэксли Ассоциации американских кардиологов (1960), Премии Джеймса Грэйди Американского химического общества (1965), Вестингаузовской Премии за популяризацию науки Американской ассоциации поддержки науки (1967), лауреат шести премий «Хьюго» (HugoAward), двух премий «Небьюла» (NebulaAward) .
В 1983 году Айзек Азимов перенес операцию на сердце, при которой был заражен ВИЧ через донорскую кровь. Диагноз обнаружился через несколько лет. На фоне СПИДа развилась сердечная и почечная недостаточность.
6 апреля 1992 года Айзек Азимов скончался в госпитале Нью-Йоркского Университета.
Айзек Азимов был дважды женат. В 1945-1970 годах его супругой была Гертруда Благерман. От этого брака родились сын и дочь. Второй женой Азимова была Джанет Опил Джепсон, психиатр.
Азимов не был кабинетным писателем. Его карьера началась в кондитерской лавке отца в Бруклине. Это навсегда привило уважение к дисциплине и труду. Рабочий день уже известного автора неизменно начинался в семь тридцать утра.
Айзек Азимов оставил свои секреты успеха для нас.
Непрестанно учитесь.
Ученая степень по химии Колумбийского университета не сузила горизонт интересов до узкопрофессиональных. Его увлекало многое. Античная история, физика, Шекспир, Библия — вот некоторые темы его научных статей. Главное условие успеха – не переставать учиться.
Я бы не создал столько книг, опираясь только на школьные знания. Я все время был занят самообразованием. Библиотека моя со справочными материалами росла, и я долго корпел над ними, постоянно опасаясь, что мог неправильно понять концепцию, которая человеку, знающему предмет досконально, показалась бы смехотворной.
Одним из секретов писательского успеха Азимов считал любопытство. Ему нужно потакать, его нужно культивировать.
Преодолевайте кризис.
Многим авторам знакомо состояние ступора. Кризисы случались и у Азимова.
Нередко, работая над научно-фантастическим романом, мне казалось, что уже сыт по горло и не смогу написать еще хоть пару словечек.
Я не замираю над чистым листом и не ломаю голову дни и ночи напролет, если она сейчас пуста. В таком случае, я откладываю роман и сажусь за другой проект. Это может быть редакционная статья, эссе, маленький рассказ или одна из нон-фикшн книг. Когда я устаю и от новых задач, голова опять способна на полную мощность работать над старой задачей. Я возвращаюсь к написанию заброшенной книги, и всё опять получается без титанических усилий.
Займитесь другими задачами. Переключите внимание. И неожиданно найдутся нужные
слова, придут новые идеи. Остановитесь, и Вы сделаете шаг вперед. В этом и
заключается второе правило Азимова.
Бойтесь неуверенности.
Боязнь критики закрепощает. Страх — главное пугало креативности. Азимов был знаком с этим состоянием. Но, в отличие от многих, успешно побеждал неуверенность.
Писатель должен преодолевать неуверенность в процессе письма. Это предложение, которое только что написано, имеет смысл? Это самая лучшая форма, для выражения мысли? А не станет ли это звучать сильнее, если написать иначе? Вот почему, писатель сто раз просматривает свои тексты, что-то меняет, сокращает и пробует разные способы высказать идею. И насколько я знаю, никогда не бывает полностью доволен.
Стремление к совершенству бесконечно. Из-за боязни быть непонятыми, мы рискуем закрыться в ракушке перфекционизма. Створки страха дают видимость безопасности. Но эта безопасность мнимая. Нельзя творить и не предъявлять миру плоды своего труда. Даже если эти плоды устраивают Вас не до конца.
Дать себе шанс сказать миру новое слово, преодолеть сомнения – в этом задача писателя. В противном случае, наши идеи так и останутся едва проклюнувшимися семенами разума. А что страшнее? Услышать критику оппонентов или подавить в себе собственные мысли?
Не задирайте планку.
Перфекционизм – серьезная опасность. Невозможно сразу достичь идеала. Можно, конечно, попытаться. Но это ошибочный путь, считает Азимов. Вместо этого лучше заняться ремеслом.
Невозможно создать Мону Лизу парой-тройкой взмахов кисти. Не стоит задирать планку. Начните с эскиза, черновика, макета. Взвесьте свои силы. А уверенность придет во время работы.
Писатель не имеет права утонуть в сомнениях относительно качества своей манеры письма. Он должен любить то, что пишет. Я люблю.
Без этой любви и веры в себя творить невозможно. И необязательно каждый раз создавать шедевр. Просто расширяйте границы, преодолевайте неудачи. Падайте и вставайте, боритесь. Без этого нет победы.
Эти советы актуальны для каждого из нас и в современном мире.
Спасибо за внимание, до новых встреч!
Корсун И.Л.