Православная беседа «Восхождение к истокам» (к Дню Крещения Руси)

Здравствуйте, дорогие читатели и посетители блога!

28 июля — День Крещения Руси. Это праздник в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году. В 2010 году в списке памятных дат России появился этот праздник, который ежегодно отмечается 28 июля. С предложением придать этому историческому событию государственный статус выступила Русская православная церковь. В Федеральном законе утверждение данного праздника на государственном уровне звучит так — это «юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности». В этот день проходят массовые культурные и благотворительные, богословские и просветительские мероприятия. Их основная цель – укрепить в общественном сознании представления о крещении Руси как об особой исторической дате в жизни славянских народов. Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории нашей страны. Этому событию посвящена наша православная беседа «Восхождение к истокам».

Крещение Руси объясняется целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку вообще, к женщине, матери и детям, в частности; оно укрепляло семью – основную ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианской культуре давало стране сильный стимул к развитию и толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны, развитие общественных отношений и совершенствование души.

Так как же жили на Руси славяне до крещения? До введения христианства славяне не знали грамоты и не имели письменности. Законы так же были им не известны, и они в общественной и домашней жизни руководствовались только обычаями. Славяне были язычниками-многобожниками. Они почитали духов воды, лесов, домовых, леших, имели обширные пантеоны «главных» и второстепенных богов и богинь.  Поклонялись славяне богу неба Сварогу – хозяину Вселенной, богу плодородия Роду, богу солнца Даждьбогу. Один из самых почитаемых славянских богов – повелитель грома и молний Перун; уважали они бога богатства и скотоводства Велеса и богиню рукоделия – Мокошь. Скульптурные изображения богов ставили на холмах, священные капища обносили высокой оградой. Боги славян были очень суровы, даже свирепы. Они требовали от людей почитания, частых подношений. Наверх, к богам, дары поднимались в виде дыма от сжигаемых жертвоприношений.

В то время, когда на севере Руси стали править призванные варяжские князья и под властью Рюрика возвысился Новгород, на юге Древней Руси давно уже славился богатый город Киев, построенный на правом живописном берегу Днепра, на высоких холмах. По преданию святой апостол Андрей Первозванный, обходя некогда страны и народы и проповедуя Евангелие, пришёл и к этим холмам и сказал своим спутникам: «На этих горах воссияет некогда благодать Божия. Здесь будет построен великий город, и в нём будут воздвигнуты многие церкви». И предсказание апостола сбылось, на киевских холмах раньше, чем во всей остальной Руси, «воссияла благодать Божия».

Согласно Василию Татищеву, симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь Ярополк Святославич. Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. Начало христианизации Руси документируется распространением христианских древностей — крестов-привесок (нательных крестов), свечей и др. — в основном в дружинных погребальных комплексах. Они фиксируются уже с середины — третьей четверти Х века в сети узловых пунктов Древнерусского государства — в городах и на погостах (дружинных центрах и торгово-ремесленных поселениях): в Киеве, Гнёздове (вблизи Смоленска), Шестовице (в районе Чернигова), Тимерёве (под Ярославлем) и др.

Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причём её сопровождал священник Григорий. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена.

«Крещение княгини Ольги» (Художник С. А. Кириллов)

Владимир Святославич — князь новгородский (969—978), великий князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси. Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории). В былинах стал прототипом Владимира Красное Солнышко. Прославлен в лике святых как равноапостольный.

Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе и старалась привить своему потомку любовь и уважение к христианской вере. Существует легенда о том, как Владимир выбирал для своего народа подходящую религию. Согласно преданию, князь сделал выбор в пользу православия под впечатлением от рассказов своих посланников, которых он отправил в Константинополь и которые вернулись, пораженные великолепием церковной службы. Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Однако Крещение Руси в действительности затянулось на несколько столетий — до тех пор, пока христианство окончательно не победило языческие верования. Лев Николаевич Гумилев писал: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». Но очень долог был путь Руси к христианству. Да и сам князь Владимир пришёл к христианству не сразу, путь этот был для него очень тяжёл и полон мучительных раздумий.

Согласно летописям, князь киевский Владимир Святославич родился приблизительно в 960 году; сын великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы (раздатчица милостыни) княгини Ольги. Малолетнего Владимира отправили в Киев, где он находился под присмотром княгини Ольги. Бабушка ещё до рождения внука окрестилась в Константинополе — главном городе восточной Византии. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам. Именно княгиня Ольга и воевода Добрыня повлияли на характер русского князя Владимира.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Молодой князь понравился киевлянам своею удалью и тем, что жил шумно и весело. Он то воевал с соседними племенами, подчиняя их своей власти, то ходил походом в степь против хищных кочевников. В свободное от походов время он пировал в своих палатах, окруженный боярами и дружиной, для которой он не жалел ничего: ни серебра, ни богатых одежд, ни угощенья. Недаром и народ, и дружинники, любуясь на своего молодого, умного и храброго князя, прозвали его Владимиром Красное Солнышко. Большая часть дружины Владимира, как и большая часть киевлян, были в то время еще язычниками. На холме перед своими княжескими палатами князь приказал поставить громадного истукана Перуна и вокруг него поставил истуканов других богов. На этот холм стали собираться толпы язычников-киевлян для жертвоприношений и совершения других языческих обрядов.

С течением времени у Владимира возникало всё больше оснований для сомнения в языческих богах. По Европе, в том числе и по славянским землям, победно шествовало христианство. Язычество оказалось бессильным перед ним. Владимир не мог не признать в итоге и морального превосходства новой веры, подтверждённого отважным мученичеством Фёдора и Иоанна. Всё более глубокое раскаяние в собственных прегрешениях так же вело его к вере, обещающей прощения кающимся. В памяти Владимира воскресали и наставления Ольги. Наконец, суровая и воинственная языческая вера вступала в противоречие с его политическими наклонностями. Владимир был устроителем и собирателем Руси, а не разбойным искателем воинских доблестей в заморских землях. И стал князь Владимир думать, что ему следует отречься от языческой веры.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар. После булгар пришли немцы, посланные Римским папой, однако Владимир отослал их. Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм, но Владимир отказался и от иудаизма.

Повесть временных лет / перевод Д. С. Лихачева.  — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2015. — 302, [1] с. : цв. ил., портр. — (Классика в иллюстрациях). — ISBN 978-5-373-07029-4.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле».  Проповедь греческого миссионера и икона Страшного Суда, образы которой он растолковал князю, оставляют свой неизгладимый след в душе Владимира и с той поры мысль о крещении уже не оставляла его. В итоге князь сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду. Согласно «Повести временных лет», в 6496 лето от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской церкви.

Князь Владимир готов был креститься со всей своей дружиной и со всем народом. Это он сделал в 988 г. в Крыму, в городе Корсунь (Херсонес) – и не без политических выгод – в обмен на поддержку Византии и согласие на брак с сестрой византийского императора Анной.  В Корсунь была прислана Анна со священниками и Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы. И с той поры вера Христа стала распространяться всюду по русской земле и проникать в самые отдалённые её окраины.

«Крещение князя Владимира» (Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе)

Предлагаем посмотреть мультипликационный фильм «Выбор князя Владимира» (2016, реж. А. Данилова, Г. Юневская)

Великий князь русский Владимир Святославич умер 15 (28) июля 1015 г. Его заслуги в деле преобразования Руси единогласно признавались уже ближайшими потомками. Именно трудами Владимира, продолжившего дело Ольги, Русь превратилась в подлинное государство. Она объединила под своей властью все восточно-славянские племена, став одной из крупнейших и сильнейших держав Европы. Владимир же в итоге показал себя правителем доблестным на войне и мудрым в дни мира, заботящимся о благе всех поданных. Русская православная церковь по достоинству оценила великий подвиг князя и в XIV веке причислила Владимира, крестителя Руси, к лику Святых, наименовав его Равноапостольным. В русском фольклоре о князе слагались былины, в которых он известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира». С тех пор прошло более 1000 лет, но и сейчас пишутся стихи о князе Владимире и крещении Руси, и мы хотим представить вашему вниманию стихотворение Ирины Ревякиной «Владимир Красно Солнышко»:

Род славянский, проживавший возле рек Двины, Днепра,

У Горыни чад рождавший, у Оки и у Днестра,

Был нередко покоряем иноверною ордой.

Государством княже правил – Князь Владимир молодой.

Поклонялись люди небу, птицам, дереву, камням:

Их душа искала веру. Бог избрал Себе славян.

Как собрать Руси державу, воедино всех сплотить?

Выбор веры – не товара, нужно истину вместить!

И Владимир, князь-язычник, сделал выбор – путь Креста.

Ветошь грешных дел, привычек сбросил с верой во Христа.

На глазах свершилось чудо, будто день возник в ночи:

Тот, кто жил в грехах и блуде, жемчуг веры получил!

И, найдя его, крестился, и крестил Руси народ.

Свет Христов лучами лился – Православия восход.

И от мала до велика  люди шли в одну купель.

Бог открылся князю Ликом и народу в этот день.

Выбор веры – луч в оконце, словно солнца поворот.

В простоте сердечной Солнцем звал Владимира народ.

Благодать сошла Господня. Озарился свет Христов.

Веры свет горит сегодня, став основой из основ.

К Дню Крещения Руси мы подготовили для вас обзор литературы «Русь крещеная, Русь православная».

После крещения Русь вошла в семью европейских христианских народов. Принятие Русью христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. Распространялась созданная в IX веке христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянская азбука. Переписывались первые книги – сначала копии славянского перевода Библии. На Русь были перенесены византийское каменное зодчество, иконопись. Христианство постепенно пронизывало всю нарождающуюся русскую культуру. Именно единая православная составляющая сплотила культуры различных славянских и неславянских племён Восточной Европы в общую культуру Руси. Христианская вера стала неотъемлемой частью общерусского самосознания. Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском, Переяславле и Чернигове. Княжение Владимира Святославича отмечено не только выбором христианской веры для россиян, но и появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти: князь Владимир содействовал устройству больниц и богоделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих. Осталось после него огромное государство. Но главное было в том, что люди этого государства стали христианами.

Крещение Руси положило конец языческой и начало христианской истории страны и связано с именем святого князя Владимира, которого историки называют Владимиром Великим, церковь – святым равноапостольным, народ – Владимиром Красное Солнышко, главным духовным подвигом которого стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру – воплощение истинной красоты и благодати, и ежегодно 28 июля отмечается День Крещения Руси и память равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко.

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Честь тебе, Владимир славный,

Русь крестивший в свете дней,

Красным Солнышком прозванный

За любовь к земле своей.

Спасибо за внимание.  До новых встреч.

Куликова Н.В.