Выставка-имя «Николай Бердяев» к Всемирному Дню философии.

Добрый день, уважаемые читатели и посетители блога! Сегодня празднуется Всемирный День философии- праздник, который приобщает глобальное сообщество к богатству философской мысли.

Этот праздник был учрежден в 2005 году всемирной организацией ЮНЕСКО. Всемирный день философии еще очень молод. Но он уже приобрел своих сторонников. В нашей стране этот торжественный день зачастую воспринимается как праздник всех тех, кто тем или иным образом принадлежит к течению философской мысли. Торжественные мероприятия проходят в России на философских факультетах многих университетов и институтов. Студенты, магистранты, аспиранты, кандидаты и доктора наук, профессора традиционно принимают участие в праздновании. Все мировое научное сообщество вовлечено в участие в празднествах, круглых столах и конференциях, проводящихся на различных площадках более чем в семидесяти странах мира.

Наша библиотека сегодня подготовила для вас виртуальную выставку, посвященную Николаю Бердяеву, ученому-философу, одному из главных выразителей русской религиозно-идеалистической философии. Его имя известно во всем мире.

Николай Бердяев – выдающийся мыслитель, чья философия сочетала подходы Канта и Шопенгауэра, противник избранности и сторонник личностной свободы, представитель русского экзистенциализмa и персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и концепции нового средневековья.  Его идеи, высказанные на заре 20 века, настолько актуальны, что цитаты из сочинений философа использовал в послании к российскому парламенту глава государства.

Николай родился в марте 1874 года под Киевом, в родовом имении, пожалованном прадеду императором Павлом Первым. Семья была аристократическая. Отец Александр Михайлович – потомок татарских князей Бахметьевых. Предки матери Александры Сергеевны, в девичестве Кудашевой — представители древних родов Мнишек, Потоцких и даже короля Франции Луи VI. Биография Бердяева отражала время, в котором он жил: революционное движение, поиски новых идеалов, метание из крайности в крайность. 

Философские воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании или, во всяком случае, критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения, разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении личности заключается смысл существования. В начале своих философских изысканий Николай Александрович восхищался идеями Карла Маркса. Однако позднее, размышляя о развитии коммунистических идей в России, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» прямо заметил, что одного марксизма в данном случае недостаточно. Философские воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании и критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения, разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении личности заключается смысл существования. Личность и индивидуум – понятия противоположные. Мыслитель полагал, что первая – это категория духовная, этическая, вторая – природная, часть общества. Личность по сути своей не поддается влиянию и не относится ни к природе, ни к церкви, ни к государству. Свобода для Бердяева – это данность, она первична по отношению к природе и человеку, независима от божественного. Если же она нарушает «божественную иерархию бытия», появляется зло.

Николай Александрович Бердяев — автор множества философских трудов. Среди его произведений — критические этюды, публицистические книги, статьи на философские и религиозные темы. С наиболее интересными и знаковыми вы можете познакомиться на нашей виртуальной выставке.

Первая книга философа «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» вышла в 1900 году. В 1900 г. Бердяев был сослан в Вологду, затем в Житомир в 1902 году. В этот же период он отошел от марксистских взглядов и постепенно стал приверженцем христианского «мистического реализма». 

Бердяев, Николай Александрович .
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии — Москва : Астрель, 2008. — 1005, [2] с., портр.; — (Социальная мысль России).; ISBN 978-5-271-14768-5

Для Бердяева эта книга стала важной вехой на пути «от марксизма к идеализму», на который одновременно с ним или вслед за ним вступило большинство русских мыслителей, которых сегодня принято называть представителями русской религиозной философии. В книге затрагиваются проблема судеб капитализма в России, которая в наше время столь же актуальна, как и сто лет назад.
В том вошли также статьи и рецензии, написанные Бердяевым в период с 1900 по 1908 г., рецензии, опубликованные им в журнале «Мир Божий», два его перевода — книги Л. фон Штейна о Ф. Ницше и статьи В. Виндельбанда. В Приложениях помещены все известные критические отклики на первую книгу Бердяева и на некоторые его статьи. В этом издании имеется библиография сочинений Н.А. Бердяева.

С 1904 Бердяев жил в Петербурге. В 1904-1905 принимал участие в редактировании религиозно-философских журналов «Новый Путь» и «Вопросы Жизни». В 1908 поселился в Москве (жил до момента высылки из Советской России), где сблизился с кругом основателей «Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева». В 1911-1912, после пребывания в Италии, начинает складываться оригинальная философия Бердяева. В 1913 был привлечен к суду за критику политики Святейшего Синода по отношению к имяславцам (статья «Гасители духа»). Отложенное из-за начала войны дело было прекращено в 1917.

Книга » Новое религиозное сознание и общественность» Н.А. Бердяева вышла в России в 1907 году и отражает взгляды автора в период его максимального увлечения идеями нового религиозного сознания и переустройства общества на основе этих идей.

Бердяев, Николай Александрович .
Новое религиозное сознание и общественность [Текст] / Н. А. Бердяев. — Москва : Канон+ ОИ «Реабилитация», 1999. — 462, [1] с.; ISBN 5-88373-109-0

Октябрьскую революцию первоначально Бердяев рассматривал как несущественный эпизод. В 1918 он был избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918-1919 организовал «Вольную академию духовной культуры», где читал лекции по философии и богословию; был ее председателем до 1922. Являлся лидером небольшевистской общественности. Преподавал этику слова в Государственном институте слова. В конце 1918 — начале 1919 работал в хранилище частных архивов Главархива. В феврале 1920 привлекался к принудительным работам. В 1920 Николай Александрович Бердяев был арестован по делу «Тактического центра». Философ допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским и был освобожден. Избран профессором Московского университета. 

В 1917 и 1918 годах Бердяев пишет статьи, посвященные русской революции, о русском, восточном, характере революции,несмотря на то, что за основу были взяты западные идеи. В них он рассуждает над тем, как западный марксизм трансформировался у нас в ленинизм, проводит очень интересные параллели с религией, о мессианстве русского человека. с этими статьями вы можете ознакомиться в представленной ниже книге.


Бердяев, Николай Александрович .
Духовные основы русской революции ; Истоки и смысл русского коммунизма / Николай Бердяев. — Москва : АСТ : Хранитель, 2006 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати). — 445, [2] с.; ISBN 5-17-039061-0 

Бердяев в этом произведении демонстрирует, что большевизм — явление исконно русское, так как впитал в себя все свойственные нашей культуре признаки, идеалы и религиозные чаяния, что этот строй является логичным продолжением самодержавия и имеет много общего с правлением Ивана Грозного и Петра Великого. В своей работе он пытается объяснить, как в православной монархической стране с тысячелетней историей смогли прийти к власти коммунисты. Кроме революционеров Бердяев исследует влияние писателей и поэтов на общество: Пушкина, Достоевского, Толстого и других. Они с одной стороны предсказывают будущую катастрофу, с другой, приближали ее своими произведениями. Здесь философ показывает влияние революционной мысли на литературу и влияние литературы на развитие этой самой мысли. Сборник «Духовные основы русской революции» задумывался как ликбез для иностранцев о том, откуда появилась русская революция. И, прежде всего, почему русская революция именно русская. Бердяев считается мыслителем религиозным, однако данная книга скорее рассматривает развитие революционного движения изнутри, с материалистической точки — чем с точки зрения мирового духа.
Кстати, Николай Бердяев довольно точно предсказал крах коммунизма в России. Он полагал, что при смене поколений энтузиазм большевиков станет угасать. Прежние лозунги перестанут работать. Буржуазия вернется и вновь займет лидирующие позиции, а составят этот класс выходцы из советской партийной и чиновничьей элиты. Бывшие коммунисты перестроятся ради обычного шкурного интереса.

Летом 1922 Бердяев жил на даче в Барвихе, 16 августа на один день приехал в Москву и был арестован ГПУ. Через неделю его выпустили из тюрьмы на Лубянке, заставив подписать обязательство покинуть Россию, а в сентябре 1922 он был выслан в Германию.
В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, содействует становлению Русского студенческого христианского движения. До 1924 жил в Берлине, затем в Кламаре под Парижем. В 1925-1940 в Париже Николай Бердяев был редактором основанного им религиозно-философского журнала «Путь» – ведущего издания русской эмиграции; руководил издательством «YMCA — Press» («Христианского союза молодежи»). 

Конференция Христианского движения. Бердяев с соратниками в Риге. 1928г.

Среди одних из интереснейших, опубликованных в эмиграции работ Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье», «Смысл истории» и «Демократия, социализм и теократия» . С ними вы можете ознакомиться в представленном ниже сборнике.


Бердяев, Николай Александрович .
Смысл истории : Новое Средневековье / Н.А. Бердяев. — Москва : Канон+ : ОИ «Реабилитация», 2002. — 446, [1] с. ISBN 5-88373-139-2

«Новое средневековье»— работа опубликованная в 1924 году, где автор рассуждает о том, как трансформируется европейская цивилизация после Первой мировой войны и Русской революции. Тема ночи средневековья у Бердяева перекликается с темой заката у Шпенглера в его работе «Закат Европы». Бердяев заимствует и идею противостояния культуры и цивилизации. Но выводы авторы делают разные: у Шпенглера закат можно перевести и как гибель, а у Бердяева речь идет о преображении и перекодировке европейской культуры. «Размышления о русской революции» и «Демократия, социализм и теократия» посвящены политике.
Все три этюда написаны в разное время, но в них повторяются и развиваются основные мысли о судьбе России, русской революции, демократии, социализме, теократии и намечаются возможные пути выхода из мирового кризиса.

В следующей книге нашей выставки Н. А. Бердяев представлен своими, по словам его современников, выдающимися работами, которые сам философ особенно ценил: «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» и «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1931г). Знакомство с ними дает читателю достаточно полное представление не только об этических, но и социально-философских взглядах выдающегося русского мыслителя XX столетия, его воззрениях на человека, личность и человеческие отношения.

Бердяев, Николай Александрович .
Опыт парадоксальной этики / Николай Бердяев ; [Сост. и вступ. ст. В.Н. Калюжного]. — М. : АСТ ; [Харьков] : Фолио, 2003. — 701, [1] с.; — (Philosophy).; ISBN 5-17-019070-0 (ООО «Изд-во АСТ»)

Эти работы Бердяева будут в первую очередь интересны для тех, кто хочет более глубоко понять суть религии,будут полезны как верующим, так и атеистам. Это самоанализ, анализ соотношения человеческого и божественного в самом человеке, это возможность заглянуть в себя. У Бердяева понятия свобода и религия неотделимы друг от друга.  Труд философа посвящен проблемам этического познания, проблемам свободы, личности и творчества, проблемам добра и зла. Бердяев различает три ступени этической эволюции: этику закона, этику искупления и этику творчества. Как философ он принадлежит к числу тех, кто мыслит сердцем. Возможно, именно поэтому его произведения столь пронзительны. Данная книга может заинтересовать любого, кто хочет переоценить собственное существование во Вселенной.

Удивительной была судьба нашего великого религиозного мыслителя и философа Николая Александровича Бердяева. Он является и пророком, и предтечей современных направлений христианской мысли на Западе, а сочинения переведены более чем на 14 языков во всем мире. Его заслуженно называют «взбунтовавшимся пророком» и «философом надежды». И он сам о себе свидетельствовал таким же образом: «Я… совсем не учитель жизни, а лишь искатель истины и правды, бунтарь, экзистенциальный философ…» Вся философия Бердяева основана на вере в творческие силы человека, в его призвание творчески продолжать дело Божье на земле, в то, что человечество в своей истории должно творить свой путь к Царству Божьему, которое есть не только Царство Небесное, но и царство преображенной земли, преображенного космоса.

Еще одним из важнейших своих трудов Николай Бердяев считал книгу «Русская идея», написанную незадолго до смерти, в 1946 году. Это  блестящий очерк русской мысли XIX – начала XX века, в котором рассматриваются вопросы историко-культурной преемственности и дальнейшего развития русской религиозной философии.

Бердяев, Николай Александрович .
Русская идея / Николай Бердяев. — Санкт-Петербург : Азбука, 2012. — 318, [1] с.; — (Азбука-классика).; ISBN 978-5-389-03511-9

Бердяевская «идея России» – идея мессианская, она заключается в том, что русские призваны играть достойную роль в истории мира, в утверждении принципов коммюнотарности и братства людей. Размышления Бердяева охватывают исторические события от Крещения Руси до Октябрьской революции, неразрывно связанные с деятельностью Аввакума, Петра I, Чаадаева, Достоевского, Соловьева, Ленина. «Русская идея» — это практически учебник философской мысли России, которая появилась не так уж и давно, но во всей красе. Масоны, декабристы, идеалисты 30-ых, 40-ых годов, западники, славянофилы и многие другие. Все это породил XIX век — век расцвета не только русской литературы, но и параллельно с ней и русской мысли. Бердяев показывает градацию взглядов популярных и не очень популярных мыслителей России. При этом взгляды этих люди по-своему оригинальны и отличны друг от друга. Он говорит о противоречивости русского человека, о противоречивости его черт характера: страсть к деспотизму и анархизму, к смирению и к бунту, к жалости и к насилию. Он подмечает, что в России с одинаковым уважением почитались как святые, так и лихие разбойники. И эта противоречивость выражается и в метании русской мысли от одной крайности к другой. Он описывает и атеизм Белинского, и глубокую религиозность Хомякова, при этом обе эти философские черты называет очень русскими. Исконно русской чертой он также называет неприязнь по отношению к государству. И в этом находит очень забавнейший момент. В самой крупной стране мира, народ не любит своё государство. При всем при этом Бердяев остается объективным. Будучи глубоко верующим и православным человеком он, не стесняясь, говорит о порочности церкви и разложении её изнутри, в то время как многие русские революционеры жили практически «святой» жизнью. Об отлучении Льва Толстого от церкви он говорит как о страшной глупости, а над органом это сделавшим (Св. Синоде) чуть ли не насмехается. Это произведение откроет вам множество имен, о которых вы и не слышали раньше, но чьи взгляды имели очень оригинальную окраску. А его размышления над взглядами Достоевского и Толстого будут интересны любому почитателю их творчества. Ко всему прочему эта книга написана очень приятным и ясным языком, что делает чтение захватывающим.

Николай Бердяев был семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

«Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжёлое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество моё не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании» (Н.Бердяев)

В заключении хочется отметить, что обзор трудов Николая Бердяева не под силу сделать в одной выставке. Существует полная библиография всего, написанного Бердяевым (с указанием и переводов на разные языки), которая включающая в себя 483 позиции.

Наш герой принадлежит к плеяде русских гениев XX столетия. Основной лейтмотив всей системы и всей философии Бердяева — это утверждение свободы и борьбы за достоинство и творческие силы человека как личности и как члена человеческого сообщества. Его философское наследие до сих пор вызывает горячие споры и является предметом неослабевающего изучения. Без отсылки к его трудам не обходится, наверное, ни одно исследование, посвященное историческим судьбам России.

Спасибо за внимание! Ждем вас в нашей библиотеке. Здесь всегда можно взять заинтересовавшую вас книгу сегодняшней выставки или другую, необходимую вам по философии и другим наукам литературу!

Филатова Е.А.