«…Слава россов, неподражаемый,
Бессмертный Ломоносов».
Г. Р. Державин
Здравствуйте, дорогие читатели!
8 [19] ноября 2021 г. исполняется 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711−1765) − величайшего деятеля русской науки, литературы, культуры. Михаил Ломоносов – «универсальный человек»: физик, химик, энциклопедист, просветитель. Скрыв крестьянское происхождение, получил образование в лучших университетах, изучал самые разные науки и сделал множество открытий, писал учёные труды и преподавал в академиях. Он – один из создателей новой русской литературы, поэтическое творчество которого послужило образцом вдохновения для нескольких поколений русских писателей.
Разносторонность и универсальность гения Михаила Васильевича Ломоносова лучше всего проявляется в единстве его научных и литературных трудов. Познание природы в целом – вот предмет его пристального и жадного интереса. Важной составляющей деятельности Ломоносова было просветительство, а также воспитание новых поколений отечественных подвижников науки. Он стоял у истоков создания первого российского университета. Наука и искусство в его творчестве слились воедино, стали общественным служением. Свои научные изыскания он облекал в строгую и чёткую литературную форму – образец красноречия своего времени, в его поэзии постоянно звучит тема познания природы вещей. В его поэтических произведениях – одах – можно найти отклики на военные победы русской армии, смену монархов на российском престоле и многие другие события, происходившие в стране.
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», — А. С. Пушкин.
В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г., в деревне Мишанинской (ныне — село Ломоносово), Архангелогородская губерния, в крестьянской, довольно зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах. Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых не мало сохранилось на севере. Еще от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению.
Юный Михаил с детских лет помогал отцу. Ходил с ним в море, умел управлять кораблем, охотиться на морского зверя и ловить рыбу. Не по годам рослый и крепкий, в кулачных боях он один выходил против целой толпы одногодков. Под влиянием матери Ломоносов пристрастился к чтению церковных книг. Учение он продолжил у местного дьячка. Дьячок научил его всему, что знал сам, а потом, упав пред своим учеником на колени, признался, что больше сам ничего не знает.
У своего соседа Михаил увидел две светские книги — «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого. В «Грамматике» объяснялись не только правила письма, но и излагались основные приемы стихосложения. А «Арифметика» Магницкого содержала сведения по математике и физике, по географии и астрономии. Эти две книги потрясли юношу. Он выучил их наизусть, с благодарностью помнил всю жизнь и называл «вратами своей учености».
Мать Ломоносова умерла, когда ему исполнилось девять лет. Мачеха не любила книжных занятий пасынка, отец не перечил ей, и жизнь в родном доме сделалась для юноши, стремившегося к знаниям, нестерпимой. В декабре 1730 Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву. В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
Когда по решению Сената в Петербурге организовали при академии наук «семинарию» для самых способных к учению дворян, Ломоносов попал в список тридцати избранных. При оформлении бумаг обнаружилось, что он не дворянин. За обман Ломоносова могли наказать — в Холмогорах он числился как беглый крестьянин, не плативший в казну налога. Но архимандрит Феофан Прокопович, кода-то близкий сподвижник Петра I, ценивший людей не за происхождение, а за заслуги и талант, поддержал крестьянского сына. Ломоносов оправдал эту поддержку. В 1735 году, как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Он продолжал удивлять учителей усердием и успехами. Изменились и условия. При Академии наук каждый студент только на питание получал по пять рублей в месяц — половину того, что в Москве выдавали на год. Спустя некоторое время наиболее способных студентов направили в Германию для изучения химии и горного дела. Ломоносов вошел в их число. Осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором обучался естественным и гуманитарным наукам.
В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию Письмо о правилах российского стихотворства с приложенной к нему одой «На взятие Хотина», в которой практически подтверждал провозглашенные в Письме правила русского силлабо-тонического стихосложения. Последовательно и смело развивал идеи, впервые высказанные В.К. Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как «природную» для русского языка. Его великим практическим открытием в этой области явился сжатый и энергичный ямбический стих, с помощью которого он превратил свой любимый поэтический жанр – оду – в «урок царям», трибуну общественного мнения.
В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук.
Сразу повел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741–1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.
Химия в XVIII веке была вспомогательной наукой. Ломоносов вывел её в ряд «первейших наук», создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику.
Физика — 1748 год — открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества.
Астрономия — Ломоносов открыл наличие атмосферы на Венере.
Метеорология — Ломоносов был пионером в этой науке, проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.
География — Ломоносова считают одним из основоположников российской географии. Сделал попытку географического описания страны, обосновал целесообразность освоения Северного Ледовитого пути, руководил созданием «Российского атласа».
Минералогия — Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог. Работал над «Всеобщей российской минералогией».
История — Ломоносов был не только естествоиспытателем, огромен его вклад в развитие гуманитарных наук. Он написал исторический труд «Древняя российская история».
Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.
Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала. Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.
М. В. Ломоносовым разработан и построен оптический батоскоп или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто». Свой вклад ученый внес и в области Ботаники. Ломоносов проводит большое количество публичных лекций. Его лекции всегда были познавательны, интересны и собирали огромную аудиторию.
Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739, опубликовано в 1778), где он обосновывает применимость к русскому языку силлабо-тонического стихосложения.
Михаил Васильевич Ломоносов помимо научной деятельности занимался и педагогической деятельностью. Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40—60-х г. 18 века неразрывно связано с его именем. М. В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию.
В 40—50-е гг. XVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий. Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цели просвещения — научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.
В 1741 г. и до самой своей смерти М.В. Ломоносов вел научную и преподавательскую деятельность в России, вначале как адъюнкт Академии наук, в 1742 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук, с 1745 г. — как профессор химии, а затем — как академик. М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось, и с 50-х гг. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России. Эта идея М.В. Ломоносова нашла поддержку фаворита императрицы Елизаветы графа Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797), который стал первым куратором Московского университета. В 1755 г. по его инициативе был открыт Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении «в Москве университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев». Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования.
Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого периода явился «Регламент академической гимназии», разработанный им в 1758 г.
Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России. В 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук. По точному и ставшему крылатым изречению А.С. Пушкина, сам М.В. Ломоносов явился для русского народа «первым нашим университетом».
В это время сам М.В. Ломоносов создал ряд учебных пособий, явившихся новым словом в отечественной педагогике и методике и заменивших учебники эпохи Л. Магницкого. Они охватывали и гуманитарные, и естественно-научные дисциплины, перечень даже основных из них внушителен: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748), включающая хрестоматию русской и зарубежной литературы, «Российская грамматика» (1755), выдержавшая одиннадцать изданий и переведенная на все основные европейские языки, учебник истории «Краткий Российский летописец с родословием», учебные пособия по истории «Древняя Российская история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755), а также учебные книги по химии и физике.
Значение деятельности М.В. Ломоносова и его учеников в развитии российского просвещения огромно. В результате появился тип ученых-исследователей, которые своей деятельностью убедительно показали, что наука должна быть поставлена на службу Отечеству и народу. Жизнь свою Михайло Ломоносов не мыслил вне деятельности на благо России. Этой землёй рождённый, он дышал её интересами, он страстно желал её славы, он привносил свои соображения для её развития.
В хлопотах и чаяниях проходили дни и годы жизни. Многое сделал, а задумал и того больше. Изучать наследие Ломоносова документального порядка интересно и важно. Михаил Васильевич старался дать рекомендации для того, чтобы его страна процветала и шла далеко вперёд семимильными шагами, догоняя просвещённую Европу. Сколько писем, навеянных бессонными ночами, было отправлено государственным лицам и лично императрице! Но деятельная ломоносовская натура чаще вызывала «высокое» раздражение. Иностранцы ведь лучше во всём разберутся, они для этого и наполнили Россию, заняв места при дворе и в канцеляриях различных назначений. И всё же Ломоносов продолжал действовать, потому что только так умел жить. Натренированный годами учёбы ум вырабатывал идеи и рекомендации по их воплощению. Замечательно, что они сохранились до наших дней, что у нас есть возможность знакомиться с проектами государственного значения, которые принадлежат перу Михаила Васильевича Ломоносова. Главной заботой всей его недолгой жизни всегда была Россия.
Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия — вот основные отрасли, в которых он работал. И везде он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным человеком, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.
Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта. Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.
Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка «иностранщиной». Он поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке. Он излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени.
Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал, что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их.
Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы.
Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода. В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами или отмечает различные торжественные даты. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры. Особенность поэтического мировоззрения Ломоносова подметил впоследствии Гоголь: «Сила восторга превратила натуралиста в поэта».
Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы, например, его два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Эти «Размышления» представляют собой образцы научной поэзии. В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом. Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.
Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине.
«Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства. Ломоносов был первым образователем нашего языка; первый открыл в нём изящность, силу и гармонию…», – Н. М. Карамзин.
Русский ученый-энциклопедист придавал особое значение опытному познанию: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, порожденных только воображением». Ученый не был склонен к мистицизму в понимании природы, утверждая, что «приписывать… физическое свойство тел божественной воле или какой-нибудь чудодейственной силе мы не можем». Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновении.
Для обеспечения научной деятельности Ломоносов использовал также теории предметного разграничения науки и религии и двойственной истины. Он доказывал, что у науки свой объект изучения, она имеет собственное содержание, отличное от религиозного. В противоположность господствовавшей геоцентрической системе мира отстаивал, развивал и пропагандировал гелиоцентрическую систему и учение о множестве населенных миров. В противоречии с представлениями о том, что сотворенный мир существует в неизменном виде, Ломоносов показал, что Земля, ее поверхность и обитатели претерпели существенные изменения. Его эволюционные идеи, опиравшиеся на материалы истории, свидетельства географов древности, данные палеонтологии и т.п., были изложены в работе «О слоях земных».
Ломоносов – ученый-энциклопедист, совершивший ряд выдающихся открытий в различных отраслях знаний; его творческая деятельность связана с химией, физикой, геологией, астрономией, другими фундаментальными и прикладными естественными науками, а также с некоторыми науками гуманитарного профиля. Установленный Ломоносовым закон сохранения вещества и движения имеет кардинальное значение не только для конкретных наук, но и для научного мировоззрения. Вопросы мироздания Ломоносов излагал помимо научных сочинений также в стихах, стремясь сделать достижения естествознания достоянием читающей публики.
В своих предсмертных записях Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… ». Ученого тревожила судьба его дела. Порой ему казалось, что вся напряженная борьба, которую он вел, пошла насмарку, видел, что национальные начала русской науки, которые он развивал, снова поставлены под угрозу. Он не скрывал своих мрачных раздумий. Якобу Штелину Ломоносов сказал: «Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии и теперь при конце жизни моей должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной…» И вот 4 (15) апреля 1765 года перестало биться горячее сердце Ломоносова, а 8 (19) апреля 1765 года он был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Он, умирая, сомневался,
Зловещей думою томим…
Но Бог недаром в нем сказался —
Бог верен избранным Своим…
Да, велико его значенье —
Он, верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему,-
Как тот борец ветхозаветный,
Который с Силой неземной
Боролся до звезды рассветной
И устоял в борьбе ночной.
Ф. Тютчев
Тютчев неотразимо точен – таким он бывал в лучших своих стихах. «Верный Русскому уму» – вот формула Ломоносова. Он служил Отечеству, которое в стихах высокопарно воспевал без притворства.
Характеристику личности Ломоносова дал А.С. Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
Имя М. В. Ломоносова в естествознании: Ломоносова течение в Атлантическом океане; Биологический вид: Stygiopontius lomonosovi (вид ракообразных); Явление Ломоносова; минерал Ломоносовит и другие явления, объекты и т. д.
Именем Ломоносова названы: учреждения науки, образования и культуры:
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Национальный горный университет им. М. В. Ломоносова в Днепропетровске; Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук; Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова; Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова; лицеи, гимназии, школы.
Предприятия: Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.
Географические объекты: Хребет Ломоносова, Полуостров Ломоносова, Кратер Ломоносова на Луне.
Населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты: город Ломоносов в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга; Ломоносово (Денисовка и Мишанинская) — село в Холмогорском районе Архангельской области, на острове Куростров, на реке Северная Двина, родина М. В. Ломоносова; Ломоносовский проспект в Москве; Площадь Ломоносова в Северодвинске; Станция метро Ломоносовская в Санкт-Петербурге; мост Ломоносова в Санкт-Петербурге; проспекты и улицы.
Имя М.В. Ломоносова бессмертно, его еще долго будут помнить потомки. В 18 веке – в век Просвещения и Возрождения, знания и образованность ставились превыше всего, они были поставлены на служение обществу, государству, как и вся жизнь величайшего деятеля русской науки, литературы, культуры, патриота своей страны — Михаила Ломоносова.
Предлагаем всем желающим принять участие в викторине «Великий сын России» (к 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова).
В заключение предлагаем вам посмотреть художественный фильм «Михайло Ломоносов» (1955 г).
Спасибо за внимание.
Куликова Н.В.