«Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело».
Старец Макарий Оптинский
Дорогие читатели и подписчики! 14 марта(1 марта по старому стилю) – православными христианами России отмечается «День православной книги».
С инициативой проведения подобного праздника выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Праздник учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2009 году. Носит духовно-просветительский характер. Дата праздника — 1 марта (14 марта по новому стилю) — выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 г. в нашей стране увидела свет первая печатная книга «Апостол», а имя первопечатника диакона Ивана Федорова хорошо известно многим со школьной скамьи.
«Апостол» был напечатан Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии, устроенной с благословения митрополита Макария в 1553 году, в палатах на Никольской улице. Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книга напечатана «старопечатным» стилем, который разработал сам Иван Фёдоров на основе московского полууставного письма середины XVI в. Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских. Богатая орнаментика во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа
В 1565 Фёдоров и Мстиславец издают «Часовник» — сборник молитв, который использовался при богослужении; также по нему на Руси обучали детей грамоте. Вскоре печатники покидают пределы Московского государства. Фёдоров основывает типографии в Великом княжестве Литовском и на территории Украины. В 1574 году, во Львове, он выпускает «Апостол», уже с собственной издательской маркой, и «Азбуку» — первый печатный русский учебник. Единственный сохранившийся экземпляр находится в настоящее время в библиотеке Гарвардского университета США.
Следующую типографию Фёдоров основал в Остроге — родовом имении киевского князя Константина Острожского. Здесь им были изданы пять книг — «Азбука» (1578 г.), «Новый завет» и «Псалтырь» (1580г.), алфавитный предметный указатель к новому завету — «Книжка собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книге Нового завета по словесам азбуки» (1580 г.), совместно с Герасимом Смотрицким — первая полная славянская библия, получившая название «Острожская Библия» (1580-1581 гг.) и первый печатный календарь-листовку на двух страницах «Хронология» (1581 г.).
Иван Фёдоров умер во Львове в 1583 году. На каменной плите монастырского кладбища, под которой он был похоронен, выбита надпись: «друкарь книг, пред тем невиданных». Открытие монумента Ивану Фёдорову в Москве состоялось в 1909 году, рядом с бывшим Московским печатным двором.
Книга живет уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас. До святых равноапостольных Кирилла и Мефодия все священные книги, излагавшие христианское учение, были написаны только на древнееврейском, греческом и латинском языках.
Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахи. Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Как бы хотели сказать: «Книга — очень ценная вещь».
Одна из основных задач праздника – это ознакомление широкого круга читателей с разнообразной православной литературой. Действительно, в последнее десятилетие книгоиздательская деятельность Русской Православной Церкви сделала колоссальный рывок в своём развитии. Свидетельством этому является и репертуар издаваемой литературы, и её качество, как в плане полиграфического исполнения, так и содержания. Православная книга вновь открывает для читателей забытых авторов ХIХ — начала ХX вв. и в то же время знакомит с новыми именами, с современными духовными писателями(священнослужителями и мирянами). Православная литература – это огромное множество книг, среди которых специальные богослужебные книги, молитвословы (т.е. сборники молитв), жития святых, художественная литература.
Но среди них есть три главные книги, без которых немыслима жизнь православной церкви, да и просто образованных, культурных людей.Библия – это Книга книг, в которой раскрываются тайны происхождения мира и человека. Евангелие — эта книга рассказывает о жизни Спасителя нашего Иисуса Христа, о его служении, добровольной крестной смерти во имя спасения людей и его воскресении. Псалтирь – это книга псалмов, или Божественных гимнов, написанных древнееврейским царём Давидом за тысячу лет до рождения Иисуса Христа. Слово «псалом» в переводе с греческого означает «хвалебная песнь». Эти песни, собранные в Псалтири, прославляют Бога – творца всего сущего.
Развивается и детская православная литература. Она находит живой отклик в детских сердцах. Дети с удовольствием читают не только переложения библейских сюжетов, евангельской истории, но и разнообразные повести, сказки, стихи православных авторов.
Нашим юным читателям рекомендуем к прочтению :
Шмелев, И. С. Лето Господне : повесть / И.Шмелев ; — Москва :Детская литература, 2011. — 526 с. — ISBN 978-5-08-004731-2
В замечательной книге Ивана Шмелева «Лето Господне» перед читателем предстает увиденный глазами ребенка старый московский быт, раскрывается мир русского человека, жизнь которого проникнута православным духом и согрета христианской верой.
Осетров, Е.И. Сказ о друкаре Иване и его книгах : [для младшего школьного возраста] / Е. Осетров ; — Москва : Малыш, 1981. — 92 с. — ISBN 978-5-9951-1735-3.
Какой была самая первая книга? Как появилось книгопечатание? Кто и когда его придумал? Перед Вами прекрасно иллюстрированный сказ — ответ на эти и множество других вопросов: кто такие Иоанн Гуттенберг и Иван Федоров? Первая московская друкарня, первый букварь и календарь. А кроме того, план Москвы, карта Европы и Русского государства XVI века, фотографии старинных переплетов и фрагменты страниц древних книг.
Зайцев, Б. К. Преподобный Сергий Радонежский: духовная проза / Б. К. Зайцев ; — Москва : Дет.лит., 2004. — 319с. — ISBN 5-08-004121-8
В основе повести Б.К. Зайцева лежит «Житие Сергия Радонежского» преп. Епифания Премудрого, автора древнейшего жития, написанного по личным впечатлениям (преп. Епифаний не менее 16-17 лет провел при святом), рассказам самого преподобного Сергия и близких к нему. Автор использовал также многие другие агиографические и исторические источники, что позволило расположить события жизни в хронологической последовательности.
Библия для самых маленьких : [для младшего школьного возраста] / под редакцией С. Мирновой ; -Москва : Эксмо : #эксмодетство, 2020. — 120, с. — ISBN 978-5-699-98122-9
Книга знакомит юных читателей с наиболее интересными для детей библейскими рассказами. Иисус Христос, Дева Мария, отважный Давид, мудрый Иосиф, грозный Голиаф, непослушный Иона и многие другие библейские герои оживают на страницах книги благодаря самобытным чудесным иллюстрациям
Черный, С. Библейские сказки : [для младшего среднего школьного возраста] / С. Черный ; -Москва : Август, 2000. — [68] с.
— ISBN 5-93589-003-8.
«Библейские сказки» замечательного русского писателя и поэта Саши Черного — не пересказ библейских сюжетов для детей. Это выдуманные истории, главные герои которых — библейские персонажи. В «сказках» Саши Черного они становятся живыми, понятными и очень реальными людьми, каковыми в действительности и были.
Спасибо за внимание!
Аракелова М.А.