Музыкально-поэтический вечер «Под музыку Шопена».

Белла Ахмадулина
Мазурка Шопена.
Какая участь нас постигла,
как повезло нам в этот час,
когда бегущая пластинка
одна лишь разделяла нас!

Сначала тоненько шипела,
как уж, изъятый из камней,
но очертания Шопена
приобретала всё слышней.

И забирала круче, круче,
и обещала: быть беде,
и расходились эти круги,
как будто круги по воде.

И тоненькая, как мензурка
внутри с водицей голубой,
стояла девочка-мазурка,
покачивая головой.

Как эта, с бедными плечами,
по-польски личиком бела,
разведала мои печали
и на себя их приняла?

Она протягивала руки
и исчезала вдалеке,
сосредоточив эти звуки
в иглой исчерченном кружке.

Добрый вечер, дорогие читатели!

Сегодняшнюю публикацию мы решили начать с этих строк. Думаем это отличное вступление к нашему мероприятию.

Многие известные поэты создавали свои стихи под воздействием музыки, благодаря творчеству русских и зарубежных композиторов. Литература и музыка неразделимы. Они несут вдохновение на творчество, на создание чего- то нового, прекрасного.

И сегодня мы хотим вам представить композитора, который прослыл поэтом в мире музыки. Это Фридерик Шопен.

Психо­логическое и эмоциональное воздействие его музыки так велико, что на Западе его даже сравнивали с русскими писателями -Достоевским, Чеховым, Толстым, считая, что наравне с ними он раскрыл глубины «славянской души».

Фридерик Шопен – польский композитор, один из немногих великих музыкантов, отличавшийся особой, уникальной неповторимостью своего творческого дара. Шопен – один из немногих, кто ограничил свою творческую палитру почти исключительно фортепиано. Им написаны 4 баллады, 4 скерцо, 2 концерта, 3 сонаты, 24 прелюдии, 27 этюдов, 20 ноктюрнов, а также многочисленные вальсы, полонезы, мазурки, экспромты.

Музыка Шопена не утратила своей популярности и сейчас. Она вдохновляет людей на написание стихов, на создание аранжировок. И хотя композитор писал музыку в основном для фортепиано, его мелодии исполняют на различных инструментах.

Л. Озеров  «Вальс».    (7 вальс Шопена)              

ВАЛЬС

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,                   

Как мир, который я открыл                                                                

В сплетенье нотных строк.

Ещё звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву.

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.     

Почему Шопена называли поэтом? В чём значимость его творчества? Музыка Шопена одухотворённая,  чувственная, постоянно изменяется, как бы дышит, и похожа на живую  поэтическую речь.

Ни один другой композитор, вплоть до нашего времени, не превзошел поэтическое обаяние шопеновской музыки. При всем разно­образии настроений — от меланхолии «лунного света» до взрывчатого драматизма страстей или рыцарской героики, — высказывания Шопена всегда проникнуты высокой поэзией. Быть может, именно удивительным сочетанием народных основ шопеновской музыки, ее национальной почвенности и революционных настроений с несравненной поэтической вдохновенностью и изысканной красотой и объясняется ее огромная популярность. По сей день она воспринимается как воплощение духа поэзии в музыке.

Кто в кружева вспененные Шопена,

Благоуханные, не погружал

Своей души? Кто слаже не дрожал,

Когда кипит в отливе лунном пена?

Кто не склонял колени — и колена!-

Пред той, кто выглядит, как идеал,

Чей непостижный облик трепетал

В сетях его приманчивого плена?

То воздуха не самого ли вздох?

Из всех богов наибожайший бог —

Бог музыки- в его вселился opus,

Где все и вся почти из ничего,

Где все объемны промельки его,

Как на оси вращающийся глобус!

1926

И. Северянин

С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыке: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» — и строгая логика развития, интимная доверительность лирики — и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом — первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Известность Шопена в России не ограничивается только музыкальными кругами. В воспоминаниях, письмах и дневниках многих русских писателей (Владимира Одоевского, Льва Толстого, Бориса Пастернака), часто можно найти отзывы или диалоги о Шопене и его музыке. Своеобразным феноменом, особенно в русской поэзии ХХ века является множество стихотворений, посвященных польскому композитору.

Музыка Шопена навевала у Пастернака ассоциации с изображениями, выплывающими в его творческой фантазии. Свидетельством этого та часть его эссе о Шопене, в котором поэт, пишущий о «Полонезе ля-бемоль мажор», услышал громкий цокот копыт кавалерийского эскадрона. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Бориса Пастернака «Шопен».

Легко быть реалистом в живописи, искусстве, зрительно обращенном к внешнему миру. Но что значит реализм в музыке? Нигде условность и уклончивость не прощаются так, как в ней, ни одна область творчества не овеяна так духом романтизма, этого всегда удающегося, потому что ничем не проверяемого, начала произвольности. И, однако, и тут все зиждется на исключениях. Их множество, и они составляют историю музыки. Есть, однако, еще исключения из исключений. Их два – Бах и Шопен.

Эти главные столпы и создатели инструментальной музыки не кажутся нам героями вымысла, фантастическими фигурами. Это – олицетворенные достоверности в своем собственном платье. Их музыка изобилует подробностями и производит впечатление летописи их жизни. Действительность больше, чем у кого-либо другого, проступает у них. наружу сквозь звук.

Предлагаем вашему вниманию документальный фильм о жизни и творчестве великого музыканта.

В заключении представляем вам книжный обзор, посвященный главному герою нашего сегодняшнего вечера- Фредерику Шопену. Все эти книги вы можете взять прочитать или перечитать в нашей библиотеке.

Спасибо за внимание!

Корсун И.Л

Филатова Е.А.