Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безбольно догореть.
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.
Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь.
А. Ахматова «Памяти Сергея Есенина», 1925
Сергей Есенин родиля 3 октября 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии. Детство его прошло в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Сильное влияние на формирование юного поэта оказали русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: сказки, песни, частушки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари…”, “Дымом половодье…”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима — аукает…”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится…” и др.)
«Выткался на озере алый свет зари…»
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари.
Есть тоска веселая в алостях зари.
1910
С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые”, хотя “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта — самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями.
Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.
. Основные темы лирики Есенина первого творческого этапа — родная природа, деревня. Есенин позже признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”.
«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…»
Задымился вечер, дремлет кот на брусе.
Кто-то помолился: «Господи Исусе».
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребется в затворенной клети…
У лесной поляны – в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.
Закадили дымом под росою рощи…
В сердце почивают тишина и мощи.
Русь в стихотворениях поэта — это неброская природа, бедный крестьянский быт.
«Край любимый! «
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
1914
«Край ты мой заброшенный…»
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
1914
Но для поэта этот «заброшенный край» — родной и любимый, его черты поэтизируются и возвышаются.
Сергей Есенин — гениальный поэт, а сердце гениального поэта постоянно испытывает колоссальные моральные и нравственные перегрузки. На его душу и совесть ложатся волнения, тревоги и заботы Отчизны, людские слёзы и печаль, светлые и радостные мгновения народного счастья. Его жизнь – повседневный подвиг. Судьба уготовила Сергею Есенину, поэту и человеку, жизнь, полную неразрешимых конфликтов, острейших нравственных потрясений, трагедий, неизбежных для истинно народного поэта революционной эпохи.
«Быть поэтом…»
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом — значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет — ему не больно,
У него одна и та же песня.
Канарейка с голоса чужого —
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Магомет перехитрил в Коране,
Запрещая крепкие напитки.
Потому поэт не перестанет
Пить вино, когда идет на пытки.
И когда поэт идет к любимой,
А любимая с другим лежит на ложе,
Влагою живительной хранимый,
Он ей в сердце не запустит ножик.
Но, горя ревнивою отвагой,
Будет вслух насвистывать до дома:
«Ну и что ж! помру себе бродягой.
На земле и это нам знакомо».
1925
Первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница» вышел в 1916 году. Критики откликнулись на сборник поэта, подчеркивая, что «для Есенина нет ничего дороже Родины», что он любит её и «находит для неё хорошие, ласковые слова». Они отмечали задушевность и естественность его лирики: «На всём его сборнике лежит прежде печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок».
Современник Есенина профессор П.Н. Сакулин отмечал: «Весенним, но грустным лиризмом веет от “Радуницы”… мила, бесконечно мила поэту-крестьянину деревенская хата. Он превращает в золото поэзии всё — и сажу над заслонками, и кота, который крадётся к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи». Критики обращали внимание на близость поэтики сборника к фольклору, на насыщенный народный язык.
Основное место в «Радунице» занимает образ крестьянской России, задумчивой и удалой, грустной и радостной, озарённой «радужным» светом. Она — богомольная, странническая, монастырская. Подчас унылый деревенский пейзаж («хилые хижины», «тощие поля») скрашивают задорные песни под тальянку Современники поэта отмечали свежесть и лиризм, живое ощущение природы, образную яркость, метафоричность и узорчатость стиха, т. е. поиски новой формы, что позже приведёт поэта к имажинизму.
«Гой ты, Русь, моя родная …»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
1914
Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень”. В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, — “Не бродить, не мять в кустах багряных” (1916), “Запели тесаные дроги” (1916).
«Не бродить, не мять в кустах багряных…»
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
1916
Но уже отчетливей проступают приметы другой — каторжной Руси, по которой бредут “люди в кандалах” (“В том краю, где желтая крапива” (1915), “Синее небо, цветная дуга” (1916). Меняется герой есенинской лирики — он то “нежный отрок”, “смиренный инок”, то “грешник”, “Бродяга и вор”, “разбойник с кистенем” и т.д. (“Наша вера не погасла” (1915), “Разбойник” (1915), “Устал я жить в родном краю” (1916). Эта же двойственность определяет и образ “нежного хулигана” в стихах Есенина периода “Московской кабацкой” (1924).
«В том краю, где желтая крапива…»
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор.
Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
Нипочем ей страх.
И идут по той дороге люди,
Люди в кандалах.
Все они убийцы или воры,
Как судил им рок.
Полюбил я грустные их взоры
С впадинами щек.
Много зла от радости в убийцах,
Их сердца просты.
Но кривятся в почернелых лицах
Голубые рты.
Я одну мечту, скрывая, нежу,
Что я сердцем чист.
Но и я кого-нибудь зарежу
Под осенний свист.
И меня по ветряному свею,
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску.
И когда с улыбкой мимоходом
Распрямлю я грудь,
Языком залижет непогода
Прожитой мой путь.
1915
Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец — то выходит сборник “Голубень”, вобравший в себя стихи 1916 — 1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” (1918), “Сельский часослов” (1918).
Зреет час преображенья,
Он сойдет, наш светлый гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай.
А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды,–
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в свои сады.
И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом.
Ноябрь 1917
В 1919 году вышла книга “Ключи Марии”, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 — 1918 годах.
Как всякий великий поэт, Есенин — поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, землей, природой, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
«Зеленая прическа…»
Л. И. Кашиной
Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
“Прощай, моя голубка,
До новых журавлей”».
15 августа 1918
Самые значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы. Его поэзия последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемногу…” и др.)
«Мне осталась одна забава…»
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, —
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
1923
«Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921
27 декабря 1925 года Есенин написал свое последнее, прощальное стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
1925 г.
28 декабря 1925 года Сергея Есенина не стало.
Предлагаем вам, уважаемые читатели, послушать как свои произведения читает сам Сергей Есенин.
Монолог Хлопуши из поэмы «Пугачев» — Читает С. Есенин
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Я три дня и три ночи искал ваш умёт,
Тучи с севера сыпались каменной грудой.
Слава ему! Пусть он даже не Петр,
Чернь его любит за буйство и удаль.
Я три дня и три ночи блуждал по тропам,
В солонце рыл глазами удачу,
Ветер волосы мои, как солому, трепал
И цепами дождя обмолачивал.
Но озлобленное сердце никогда не заблудится,
Эту голову с шеи сшибить нелегко.
Оренбургская заря красношерстной верблюдицей
Рассветное роняла мне в рот молоко.
И холодное корявое вымя сквозь тьму
Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам.
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
«Я покинул родимый дом…» — Читает С. Есенин
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь.
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.
Творчество Сергея Есенина актуально и в наше время. Издательства выпускают новые сборники его стихов и поэм, а мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми книгами, изданными в последние годы.
Есенин, С.А. Как умеет любить хулиган / Сборник; сост. Л. Мартьянова. — Москва: Центрполиграф, 2019. — 191 с. — (Любовная лирика).
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком», — писал Максим Горький о прекрасном русском поэте, сборник произведений которого мы предлагаем вам сегодня. Читайте неповторимую любовную лирику Есенина, ведь она занимает особое место в его поэзии. За недолгие тридцать лет жизни автор создал великие произведения, которые вошли в жизнь каждого человека, любящего прекрасное…
Есенин, С.А. «Клен ты мой опавший…» / С.А. Есенин. — Москва: Издательство АСТ, 2019. — 416 с. — (Лучшая мировая классика).
Стихи и поэмы Есенина, собранные под этой обложкой, дают полное представление о многогранности его таланта. Его лирический герой, человек легкий и солнечный, в то же время философ, задумывающийся о бренности земного, о призрачности любви, о предательстве и коварстве. «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…» – строки этих и других есенинских стихов стали поистине народными и до сих пор обжигают сердца читателей.
Есенин, С.А. Полное собрание лирики / С.А. Есенин. — Москва: Эксмо, 2020. — 768 с. (Большие буквы).
Сергей Есенин — воистину народный поэт: его стихи заучивают наизусть и поют под гитару даже те, кто в приниципе стихов не читает. Тонкий, проникновенный лирик, он способен коснуться сердца каждого читателя. Полное собрание стихотворений и «»маленьких поэм»» Сергея Есенина в одном томе представляет поэтическое творчество Есенина во всем разнообразии
Есенин, С.А. Стихотворения / С.А. Есенин. — Москва: Эксмо, 2021. — 288 с. – (Всемирная литература (с картинкой)).
«Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею», — сказал о Есенине другой поэт, Борис Пастернак. Может быть, именно поэтому Сергей Есенин, чей поэтический дар расцвел еще в начале прошлого века, столь близок нам. Он по-прежнему самый читаемый, самый популярный, воистину народный поэт.
В книгу включены избранные Стихотворения поэта.
Большое спасибо за внимание!