Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!
В этом году отмечается 205-лет со дня рождения русского писателя Алексея Константиновича Толстого.
Блестящий классик русской литературы, один из крупнейших поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый поэт-сатирик, писавший свои произведения как под своим настоящим именем, так и под именем придуманного Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова; наконец, Толстой — классик отечественной «страшной литературы», его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики.
О жизни писателя известно немного. Дело в том, что большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам. А жизнь Алексей Константинович прожил очень интересную. Вскоре после его рождения, 24 августа (5 сентября по нов. стилю) 1817 г. в Петербурге в семье Толстых произошёл разрыв — мать Анна Алексеевна (урождённая Перовская, внебрачная дочь всесильного графа Разумовского) забрала шестинедельного Алёшу и уехала в своё имение. И больше к графу Константину Петровичу Толстому не возвращалась. Воспитателем Алёши, по сути заменившим ему отца, стал брат матери писатель Алексей Алексеевич Перовский, более известный под своим литературным псевдонимом Антоний Погорельский. Знаменитую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Погорельский написал специально для Алёши Толстого. Сама судьба, казалось, благоволила Толстому — благодаря причастности к двум влиятельнейшим дворянским родам — Толстых и Разумовских — и родству с популярным писателем Погорельским он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию — с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым, который позднее напишет портрет юного Толстого. Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. Известен случай, когда вместе с Алёшей и Александром в солдатиков играл и сам император Николай I.
В 1834 г. Толстой зачислен на государственную службу — «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. В декабре 1835 сдаёт в Московском Университете экзамены на получение аттестата на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, пишет стихи с шести лет, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных. В 1836 г. Толстой берёт четырёхмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжело больного Перовского в Ниццу на лечение, но по дороге, в варшавской гостинице, Перовский умирает. Всё своё состояние он оставляет Алёше. В конце 1836 г. Толстой переведён в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Впрочем, служба была по сути простой формальностью и хотя во Франкфурт Толстой съездил (где впервые увиделся с Н.Гоголем), большую часть своего времени он, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях. В 1838 — 1839 гг. Толстой живёт за границей — в Германии, Италии, Франции.
Вернувшись в Россию Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог в Черниговской губернии, перешедшем ему по наследству от Алексея Перовского. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой — закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.
В это же время он пишет свои первые рассказы (на французском языке) «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет», которые будут опубликованы только после смерти автора. Видимо сказалось влияние Перовского, одного из основоположников русской фантастической литературы и первые рассказы Толстого — яркие образцы мистики. Кстати, интерес к потустороннему сохранится у писателя и в зрелом возрасте: известно, что он читал книги по спиритизму, посещал сеансы гастролировавшего в России английского спирита Юма).
Толстой, А/ К.
Семья вурдалака : сборник : [12+] / А. К. Толстой. — Москва : АСТ, 2022. — 317, [2] с.; — (Эксклюзив. Русская классика: книги, изменившие мир, писатели, объединившие поколения).; ISBN 978-5-17-147284-9
Мистические рассказы А.К.Толстого занимают поистине выдающееся место в готической литературе и демонстрируют удивительное сочетание знакомства автора с лучшими европейскими образцами жанра и национальной оригинальности восприятия.
В рассказах Толстого встают из могил жестокие упыри и охотятся на живых кровожадные вампиры-вурдалаки, оживают призраки и лица на портретах, случаются опасные и странные чудеса и царит атмосфера мрачной тайны и пугающей обреченности, не уступающая лучшим образцам европейской готики.
В 1841 году состоялся литературный дебют Толстого — под псевдонимом Краснорогский опубликована мистическая повесть «Упырь», первое русское произведение на «вампирскую» тему. Повесть заслужила одобрительную рецензию Белинского.
Толстой, А. К.
Упырь : повесть : [12+] / А. К. Толстой ; художник Владимир Ненов. — Санкт-Петербург : Аркадия, 2019. — 126, [1] с. : ил.; ISBN 978-5-906986-37-5
В повествовании есть все необходимые элементы готического ужастика: и семейное проклятие, и жуткие ночные сцены, и юная дева, которую надо спасти… из рук то ли неприятных родственников, то ли… действительно настоящих упырей…
А открытый финал только подстегивает фантазию читателя. Что же произошло на самом деле?.. Ведь мы хотим докопаться до истины…не правда ли?
В книге умело переплетены и мистика, и характеры людей, и показана дворянская жизнь и манеры того времени. «Упырь» классифицируют как готическую повесть, возможно потому, что здесь очень много фантастических событий и совпадений, на грани реальности и мистицизма. Есть здесь и родовое проклятие, дуэль, балы. Читается не так просто, но книга захватывает своим сюжетом и классическим слогом. Финал произведения оставлен автором «открытым». Он оставляет нам, читателям, решать правда это или выдумка.
Предлагаем вам прослушать рассказ «Встреча через триста лет». Он понравится всем, кому нравится жанр ужастиков и мистики, да и для любителей романов и любовных интриг это произведение будет очень интересным.
Из произведений Толстого к фантастике, помимо мистической прозы — «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет», «Амена», относятся многие поэтические произведения — поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан». Фантастические элементы присутствуют и в некоторых других произведениях писателя.
С 1854 года он систематически печатает свои стихотворения, в том числе и под именем Козьмы Пруткова — писателя, придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми.
Прутков, Козьма.
Сочинения / Козьма Прутков. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010. — 293, [1] с.; ISBN 978-5-9985-0787-8
Козьма Петрович Прутков — романтический поэт и благонамереннейший чиновник — популярный автор-персонаж XIX века, созданный мистификационным талантом Алексея Толстого и братьев Владимира, Алексея и Александра Жемчужниковых.
Вымышленному писателю Пруткову придумали биографию, политические взгляды, семью и чиновничью службу. Жемчужниковы и Толстой писали пьесы, басни, эпиграммы, стихи и пародии от его имени. Прутков стал собирательным образом самовлюбленного бюрократа: его напыщенные изречения вызывали смех у образованной публики. Прутков «прожил» 12 лет. После его «смерти» в журнале «Современник» вышел некролог, в котором говорилось, что писатель скончался на своем рабочем месте от инсульта. Несмотря на столь недолгую жизнь, его афоризмы стали крылатыми и воспринимались многими как народная мудрость: «Смотри в корень!», «Бди!», «Нельзя объять необъятного», «Если хочешь быть счастливым, будь им» и др. Четыре поэта-сатирика представили миру многочисленные сочинения Козьмы Пруткова, а также сочинили биографию и раскрыли характер писателя настолько убедительно, что его литературная слава, до сих пор весьма крепка.
В 40-х годах Толстой начинает роман «Князь Серебряный», создаёт немало стихотворений и баллад, но пишет в основном «в стол». В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внёс в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нём не нашёл. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена: публика совершенно не поняла новаторства пьесы, пародийности абсурдных диалогов и монологов, присутствовавший на премьере император Николай I покинул зал, не дожидаясь окончания представления.
Толстой, А. К.
Волнение дум / А. К. Толстой ; [вступ. ст., подгот. текста и примеч. И. Г. Ямпольского, сост. В. В. Милюкова]. — Москва : Парад, 2008. — (Новая библиотека русской классики — обязательный экземпляр / Фонд первого президента России Б. Н. Ельцина). Кн. 2: Драматургия. Статьи. — 2008. — 621 с. : ил.; ISBN 978-5-8061-0127-4
В эту книгу произведений А. К. Толстого вошли главнейшие пьесы: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Феодор Иоаннович», «Царь Борис», а также статьи, тесно связанные с ними.
Особое место занимает в его творчестве историческая трилогия — «Смерть. Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», благодаря которой он и получил признание, в том числе в Европе. Главной её темой стала трагедия власти человека. Все, кто интересуется историей России, хочет подробнее ее узнать или восполнить пробелы в знаниях — обязательно должены прочитать эти великолепные пьесы.
В годы Крымской войны Толстой принял решение вступить в армию добровольцем. Впрочем, подвигов на поле битвы ему совершить было не суждено, поскольку поэта сморил тиф. В 1856 году, в день коронации Александра II, графа назначили флигель-адьютантом. Толстого совсем не устраивала карьера придворного и политического деятеля, поэтому он начал добиваться полной отставки, которую получил к 1861 году. Далее он покинул Петербург и переехал сперва в имение Пустынька на берегу Тосны, а после в Красный Рог Черниговской губернии.
К моменту отставки Толстой практически в полной мере сумел утолить свои литературные амбиции и дать развернуться своему таланту. Отдельно из его творчества литературоведы выделяют драматическую поэму «Дон Жуан», вышедшую в 1862 году. Здесь Толстой раскрывает религиозную тематику, в прологе произведения отчетливо звучат мотивы библейской книги Иова.
Толстой, А. К.
Дон Жуан : [Драмы] / А.К. Толстой. — М. : АСТ, 2002. — 412, [2] с.; (Мировая классика).; ISBN 5-17-014106-8
Дон Жуан в поэме Толстого необычен — он не развратник, не подлец, не совратитель женщин, а человек ищущий любви, не находящий её и оттого разочаровавшийся во всём. Мистический план поэмы составляет спор о душе Дон Жуана и мироздании между сатаной и ангелами («небесными духами»), оборачивающийся христианской полемикой с гностицизмом.
Существует масса интерпретаций образа Дона Жуана, здесь и Молина, и Байрон, и Пушкин, и Гофман. После такого многообразия, казалось бы, увидеть как-то по-новому этот образ уже очень сложно. И все же, Толстому это удалось. Трагедия толстовского Дон Жуана в том, что когда к нему приходит та — настоящая любовь, которую он искал и ждал всю жизнь, он её не разглядел, приняв за еще одну интрижку. В результате он губит свою «идеальную женщину», и понимание свершившейся трагедии приходит слишком поздно. Но вместе с неизбывной потерей он вновь обретает веру. Поэтому сцена со статуей командора у Толстого резко отличается от других трактовок. Когда статуя призывает его в последний раз помолиться перед низвержением в преисподнюю, Дон Жуан отвечает: «Не хочу! Кляну молитву, рай, блаженство, душу — И как в безверье я не покорялся, Так, верящий, теперь не покорюсь!» Для бога не столько важен ритуал — молитва, сколько истинная вера, которая появилась у Дон Жуана, поэтому силы добра отстояли его и статуя командора, посланная Сатаной, проваливается без своей добычи. Концовка пьесы неоднозначна — Дон Жуан влачит покаяние в одном из монастырей и там же умирает, окруженный братией. Но есть один момент, он так и не отказался от своей человеческой любви ради любви абстрактной, он так и не принял схиму. А все потому, что, если бы он стал монахом, его бы похоронили на монастырском кладбище, он же завещал похоронить себя рядом с донной Анной и командором.
Драма при жизни автора ни разу не была поставлена в театре: в 1891 году её не пропустила цензура.
Высшим же достижением графа в прозе считается роман «Князь Серебряный». Современники не оценили эту работу Толстого, но впоследствии она вошла в число образцовых. Книга стала классической для детского и юношеского чтения.
Толстой, А. К.
Князь Серебряный [Текст] : повесть времен Иоанна Грозного : [исторический роман : 12+] / Алексей Толстой. — Санкт-Петербург : Лениздат, 2014. — 398, [1] с.; ISBN 978-5-87107-724-5
«Повесть времен Иоанна Грозного» — так граф Алексей Константинович Толстой (1817-1875), русский писатель, поэт и драматург, определил жанр своего исторического романа «Князь Серебряный», рассказывающего о жестоких временах царствования Ивана IV Грозного и глубоко проникающего в тайны сложной и противоречивой личности первого русского царя.
Эта книга не только и не столько об эпохе Ивана Грозного и опричнины, сколько о русском характере и русской душе. Множество граней этой широкой души находят отражение свое в героях Толстого.
Князь Никита Серебряный — до последнего остающийся верным царю — наместнику Божию на земле. Но верность эта его не переходит в фанатичную веру. Как правильно замечает сам царь, разумом князь никогда не противится царской воле, но душа восстает против несправедливости и в такие минуты берет верх. Умный, честный, порядочный, готовый принять смерть, но не нарушить своего слова, своей клятвы и ни на йоту не поступиться принципами. Множество других характеров предстают перед читателем в «Князе Серебряном» -Максим Григорьевич Скуратов, Морозов, Годунов, князь Афанасий Вяземский , Ванюха Перстень,Михеич , Малюта Скуратов. Образы выписанны так реалистично, что будто вот вот сойдут со страниц книги. И все они, как детали мозаики, складываются в загадочную русскую душу. И «царя-батюшку» Толстому удалось показать с разных сторон, напомнить, что он живой человек. Царь-тиран, царь-сумасброд, царь — трус здесь не просто дает фон для событий, он одно из главных действующих лиц. Еще одна важная особенность произведения — в живой и наглядной демонстрации быта, обычаев и суеверий в народе. Очень гармонично вплетены в сюжет комнаты деревенских домов и царские палаты, холопские кафтаны и боярские платья, манеры в поведении знати, опричников, бандитов. Между строк можно уловить как укоренялись в православии языческие обряды и смещение акцента с веры в бога на веру во всяких угодников, святых и прочие картинки на стенах.
Сам автор выразил свое отношение к Ивану Грозному и его эпохе в послесловии к роману: «Простим грешной тени царя Иоанна, ибо не он один несет ответственность за свое царствованье; не он один создал свой произвол, и пытки, и казни, и наушничество, вошедшее в обязанность и в обычай. Эти возмутительные явления были подготовлены предыдущими временами, и земля, упавшая так низко, что могла смотреть на них без негодования, сама создала и усовершенствовала Иоанна, подобно тому, как раболепные римляне времен упадка создавали Тивериев, Неронов и Калигул».
Главный герой Никита Серебряный показан как человек безумно любящий свою Родину. Он честен, благороден и до последнего служит своей Родине верой и правдой. Для честного Никиты Романовича дворцовые интриги в новинку, кое-где его честность и наивность кажется даже абсурдной. Он не может ни выступить против царя, но и с ним быть не может. Не может как Борис Годунов балансировать на грани, смотря как казнят невиновных и ждать, пока опричники перегрызутся между собой. Путь Никиты Серебрянного — это путь человека с большой буквы, прямого, гордого и смелого . Автор наделил главного героя всеми положительными качествами. Может быть это покажется немного неправдоподобным, но это и не историческая хроника, а роман.
Граф оставил после себя значительное культурное наследие. Его лирика легла в основу знаменитых романсов Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова и других композиторов. Толстой знал и любил народные русские песни. Фольклорные мотивы часто звучали в его стихотворениях. Литературовед Исаак Ямпольский отмечал, что былины и баллады Толстого — это прежде всего поэтические представления автора об истории Руси. Сам писатель считал, что автор в произведении может отойти от исторических фактов, если того требует замысел. Любовная лирика в его творчестве перекликалась со стихами о природе, о любви к всему живому.
Толстой в совершенстве владел немецким, английским, французским и итальянским языками. Он переводил шотландские баллады, стихи Гете, Байрона. Поэт долго и тщательно работал над переводами, много писал и переписывал: сохранилось множество его черновиков с разными вариантами стихотворений.
Жизненный путь писателя оборвался в 1875 году. После своего ухода в отставку Алексею Толстому стало катастрофически не хватать денег. Со временем граф разорился, поскольку совсем не хотел уделять времени хозяйству. Его начали одолевать болезни. Толстой страдал от астмы, грудной жабы и невралгии. При работе над последними произведениями его мучили тяжелые головные боли. Не находя спасения от страшных головных болей, он начинает применять инъекции морфия. Развивается зависимость от морфина и 28 сентября (10 октября по нов. стилю) Толстой умирает в Красном Роге от слишком большой дозы морфия.
Для тех, кто хочет более подробно узнать биографию и творческий путь А.К. Толстого предлагаем посмотреть учебно-документальный фильм.
Спасибо за внимание! Приходите в нашу библиотеку! На абонементе широко представлены произведения Алексея Константиновича Толстого и мы рады предложить их вам к прочтению.
Филатова Е.А.