Медиа час «Поэт морской стихии» (к 205-летию со дня рождения И.К. Айвазовского)

Здравствуйте, дорогие читатели и посетители блога! 29 июля исполняется 205 лет со дня рождения Айвазовского Ивана Константиновича – русского художника-мариниста, коллекционера и мецената.

Была ему звёздная книга ясна

И с ним говорила морская волна…

                                     Е. Баратынский

Ивана Айвазовского знают все. Даже те люди, которые далеки от мира изобразительного искусства. Он был наделен от природы блестящим дарованием и стал известен по всему миру как «гений морской пучины». Иван Константинович знаменит в основном своими морскими пейзажами и сражениями, но этим его творчество не ограничивалось. Художник создал серию портретов крымских прибрежных городов, изображал степи Малороссии, которые наблюдал во время многочисленных поездок из Феодосии в Санкт-Петербург, писал картины на библейские и исторические темы. Писал Айвазовский и портреты, но, не считая себя отличным портретистом, художник брался писать портреты лишь близких ему людей.

Родившись в Крыму, художник был влюблен в море; с детских лет, проводя долгое время на берегу, он всматривался в каждую деталь и любовался красотой морского пейзажа. Необычайный талант и любовь к морю сделали его известным живописцем, мастером русского классического пейзажа, передающего на полотне красоту и мощь морской стихии. Айвазовский — автор батальных картин на темы истории русского военного флота, живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте. Жил и работал преимущественно в Феодосии. Создал около 6 тысяч произведений. Картины этого гениального художника-мариниста до сих пор покоряют души ценителей искусства. Медиа час «Поэт морской стихии» посвящается творчеству этого знаменитого и талантливого живописца.

Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года в купеческой армянской семье.  Предки художника в 18-м веке переселились из турецкой Армении в Галицию, а уже оттуда отец Айвазовского переехал в Феодосию. Настоящее имя художника – Ованес (Иван) Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворк), после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». «Польская» буква «Г» исчезла из фамилии после 1840 года, во время встречи братьев Ивана и Габриэла в Венеции, когда они решили писать свою фамилию по-армянски Айвазян, а на русском – Айвазовские. Так художник официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

И.К. Айвазовский с детства прекрасно рисовал и тянулся к музыке. Он самостоятельно, без помощи учителей, освоил игру на скрипке. Когда родители поняли, что у мальчика явный талант художника, его стали обучать живописи. При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 – зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью. Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкесии. В конце лета 1839 года вернулся в Санкт-Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.

К концу 40-х гг. сложился уникальный творческий метод живописца. Прекрасная зрительная память и неиссякаемое воображение дали ему возможность не писать с натуры, а импровизировать. Об этом художник писал в «Автобиографии»: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры… Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем своей кистью».

В 1840 г. художник отправился в Рим, затем побывал в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на Острове св. Лазаря, где после многих лет разлуки повстречался со своим братом Габриэлом, который жил в монастыре на острове. Айвазовский оставил в подарок монахам одну из своих работ на Библейскую тему — картину «Хаос. Сотворение мира», на полотне которого мы видим, как божественный силуэт озаряет тьму светом и рассеивает её. Бушующие волны расступаются и усмиряются, а тёмные тучи, окутывавшие всю землю, рассеиваются.

 «Хаос. Сотворение мира» (1841 г.)

Италия поразила Айвазовского богатством музейных собраний, обилием памятников истории и культуры и природой, пышной и южной. Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: «Вид на венецианскую лагуну» (1841), «Неаполитанский залив» (1841), «Побережье в Амальфи» (1841), «Неаполитанский залив в лунном свете» (1842), «Берег моря. Штиль» (1843) и многие другие.

«Неаполитанский залив» (1841 г.)

На картине «Берег моря. Штиль» мы видим спокойное море, на полотне вдали красуется маленький бриг, а на берегу отдыхает семья. Нет никакой опасности, даже ребёнок купается неподалёку. Уже закат и как хорошо в прохладе искупаться в тёплом и спокойном море. Художник не ставил задачей изобразить кого-то более подробно, тут всё одинаково пропорционально. Но всё же, немного большее место занимает небо. Оно, как и море, спокойное, предзакатное, уже не такое синее. Сколько сразу цветов на нём: и розовое, и синее, и белое – и всё это отражается на спокойных волнах моря. До сих пор изумляет, как Айвазовский умел передавать красками естественность воды. Если присмотреться к его полотнам, то кажется, что вода двигается или же переливается всеми цветами радуги. Такое ощущение, что вот-вот с полотна хлынет вода.

 «Берег моря. Штиль» (1843 г.)

Полотно «Радуга» написано художником в 1873 году. В сюжете картины — разбушевавшаяся морская стихия с гибнущим кораблем у скалистого берега. Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар.  Кормчий указывает направление, в котором следует плыть. Люди измучены борьбой со стихией. Они откинулись к бортам, дабы сохранить силы, чтобы со временем сменить гребцов. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы. Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил.  Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. Изобразив бурю, Айвазовский написал её так, будто сам побывал среди стихии.    Ветер срывает водяную пыль с гребней бушующих волн. Сквозь вихрь едва заметны очерки скалистого берега и силуэта тонущего корабля, мачты которого целы, паруса не спущены, и возможно причиной крушения стала вовсе не буря, а подводный риф. Корабль постепенно спускается на дно. Уныние моряков сменяется оживлением, когда над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Она как мираж, то исчезает, то мерцает — чарующая, призрачная. Волны утихают и уже не несут особой опасности. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.  

«Радуга» (1873 г.)

Айвазовский долгое время работал в Южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Его творчеству в Италии сопутствовал успех: за свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. Известный французский живописец О. Верне сказал: «Ваш талант прославляет Ваше отечество». К Айвазовскому пришла европейская известность.

В начале 1842 года Иван Константинович через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. Осенью 1844 года художник вернулся в Россию. Он становится живописцем Главного морского штаба России с правом ношения морского мундира, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств. Как живописец Главного Морского штаба России, Айвазовский стал летописцем жизни российского флота. Дружба Айвазовского с российским морским флотом не прерывалась в течение всей жизни художника. Он близок был с известными русскими флотоводцами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым, В.А. Корниловым.

«Русская эскадра на севастопольском рейде» (1846 г.)

Его патриотические чувства были настолько высоки, что он принимал участие не только в маневрах, но и в боевых действиях русского флота, во время Крымской войны несколько раз побывал в осажденном Севастополе и даже открыл там выставку своих картин для поддержания боевого духа защитников города. «Каждая победа наших войск на суше и на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить её на полотне», – писал Айвазовский. Флот ценил своего живописца, а картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота: «Наваринский бой», «Чесменский бой», «Синопский бой». Две картины Айвазовский посвятил подвигу брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского, много интересных картин посвящено обороне Севастополя. Среди них: «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя».

«Взятие Севастополя» (1855 г.)

Иван Айвазовский был свидетелем парада в 1849 году в качестве спутника императора Николая I. В 1886 году он воссоздал свои воспоминания об этом дне в картине. Смотр этот проходил на Севастопольском рейде. На картине – длинный ряд величественных военных судов. Возглавляет линию 120-пушечный линейный корабль «Двенадцать апостолов», за ним следуют «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил». Корабли движутся стройным рядом, величественные и прекрасные, олицетворяя честь и славу России. Небо над ними выглядит серым, почти стальным, а море внизу – задумчиво-синим. Смотр принимает император Николай I. Он стоит на борту пароходофрегата «Владимир». Позади него художник расположил группу офицеров. В середине её — командующий Черноморским флотом адмирал М. П. Лазарев, справа от него — начальник штаба флота В. А. Корнилов, слева — контр-адмирал П. С. Нахимов и капитан 1-ого ранга В. И. Истомин. А между тем вдоль борта судна, на котором стоит император, все также пенятся лазурные волны… И невидимое глазу солнце освещает сине-серое море, чаек и Николая I. Миг истории, застывший в красках.

«Смотр Черноморского флота в 1849 году» (1886 г.)

Полотно «Синопский бой» было написано живописцем в конце 1853 г. Работа над картиной началась непосредственно после самого сражения. «Синопский бой» был первым масштабным батальным полотном, в котором Айвазовский проиллюстрировал битву не историческую, а происходившую в реальном для него времени. Речь идет о сражении русско-турецкой войны, состоявшемся в ноябре 1853 г. близ города Синоп на черноморском побережье, принадлежащем Турции. Синопский бой был выигран русским флотом. Айвазовский, будучи главным живописцем русского флота, мог наблюдать его в непосредственной близости от событий. Маринист получил задание написать картину об этом сражении, завершив ее за два месяца – чтобы успеть к награждению главнокомандующего флотом Нахимова. Несмотря на ограничение во времени, эту картину Айвазовский начал писать после долгих бесед с непосредственными участниками сражения. Всего было написано два произведения на тему «Синопский бой». Наиболее известна первая картина, иллюстрирующая начало сражения. На второй Айвазовский отразил результаты сражения – на фоне ночного неба догорают разгромленные турецкие корабли. На данный момент картина «Синопский бой» хранится в Военно-морском музее (г. Санкт-Петербург).

«Синопский бой» (1853 г. Военно-морской музей г. Санкт-Петербург)

В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома на городской набережной и обосновывается в Феодосии. «Мой адрес – всегда в Феодосию» – так Айвазовский определял постоянное место своей жизни и творчества. Куда бы ни уезжал художник – в Петербург, Москву, Париж, Венецию, Константинополь или Нью-Йорк, – он всегда возвращался в родной город.

Феодосию любил художник неистово. И горожане отвечали ему добрыми чувствами: они звали Ивана Константиновича «отцом города». Говорят, живописец любил дарить рисунки: картины Айвазовского в Феодосии у многих жителей неожиданно оказывались в домах в качестве драгоценных подарков. Он был инициатором многих преобразований в городе. Благодаря его усилиям, в городе появились картинная галерея, городская библиотека и художественное училище, концертный зал и клуб, были построены железная дорога Джанкой – Феодосия и самый большой в Крыму морской торговый порт. И. К. Айвазовский являлся первым почётным гражданином Феодосии. Его именем названа одна из центральных улиц города, где художник построил свой дом-галерею. Он помогал нуждающимся жителям многих городов России, студентам петербургской Академии художеств, Красному Кресту, ветеранам обороны Севастополя и семьям погибших в Крымской войне.

Немало хлопотал Иван Константинович о проведении железной дороги, которая связала бы Феодосию с Центральной Россией. Железнодорожная станция Феодосии также названа в честь художника. Строительству ветки от станции Джанкой способствовало появление в городе первоклассного коммерческого порта.

Кроме этого, Айвазовский обратился в Городскую думу Феодосии с письмом о том, что дарит в вечную собственность населению родного города 50 тысяч ведер в сутки чистой воды из принадлежащего ему Субашского источника, который находился на территории имения семьи Айвазовских Шах-Мамай (ныне село Айвазовское). Фонтан, выполненный по проекту и на средства самого художника, был конечной точкой водопровода, который предназначался для раздачи воды, поступавшей в город из источников, принадлежавших Ивану Айвазовскому. Изначально фонтан предполагалось назвать именем Александра III, даже была приготовлена плита с именем государя, но затем, Высочайшим Указом было велено дать фонтану имя Айвазовского. В дореволюционное время у фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».

В 1890 году на улице Итальянской (в настоящее время ул. Горького), в благодарность семье художника за подаренную горожанам воду из Субашских источников, был построен фонтан-памятник. Решение фонтана было оригинально. На постаменте была установлена бронзовая женская фигура, державшая в руках раковину, из которой стекала вода в каменную чашу и, переполняя её через края, спадала в бассейн, возвышающийся над землей. Со стороны фигуры находилась увенчанная лаврами палитра с надписью : «Доброму гению». По рассказам старожилов, в бронзовой фигуре узнавалась Анна Никитична, жена художника. В период Великой Отечественной войны памятник был утрачен. В 2004 году фонтан был воссоздан (скульптор В. Замеховский) с новой надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями по сторонам: Фесслер, Латри, Ганзен, Лагорио.

Памятник-фонтан «Доброму гению» (Феодосия)

Иван Константинович проводил археологические раскопки, давшие науке исключительные по научной значимости и художественной ценности находки, а несколько позднее на собственные средства построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского (был разрушен в годы Великой Отечественной войны). Айвазовский занимался вопросами охраны памятников Крыма. За заслуги перед археологией Иван Константинович был избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

И. К. Айвазовский основал в Феодосии картинную галерею, которая является одним из древнейших музеев в стране. В ней находится самая большая в мире коллекция произведений художника – 417 работ, она стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. Галерея расположена в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал. Изначально дом Ивана Константиновича строился для себя и своей семьи по образу и подобию итальянских вилл эпохи Ренессанса по проекту самого художника. Гости, которые приезжали к Айвазовскому, да и сами феодосийцы называли его дом не иначе как «вилла Маэстро».

Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 г. Тридцать пять лет спустя, Айвазовский создал большой зал, пристроенный к нему. С 1880 года живописец открывает в своем доме выставочный зал и помещает в него свои картины, которые никогда не должны покидать родного города. Тогда же художник пишет завещание: «…Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу…». Свою мастерскую он превратил в школу живописи для талантливой молодёжи целого края, куда стекались молодые художники, решившие посвятить свое искусство изображению моря. В результате Феодосия стала центром русского искусства и маринистической живописи, а созданная им картинная галерея является уникальным музеем.

Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского (Крым, Феодосия)

Иван Айвазовский очень любил путешествовать. За свою жизнь объездил почти весь мир и прославился как превосходный «народный дипломат», представляя российское искусство в мире. Он – действительный член Русского географического общества (билет ему выдавал знаменитый путешественник Семенов-Тян-Шанский). Художник побывал во многих странах Европы, неоднократно ездил в Константинополь, бывал и на Кавказе, и из каждой поездки привозил темы для новых картин; так, например, после посещения Египта, была написана картина «Великая пирамида в Гизе». Великий живописец умел как никто другой передавать игру света. На своих маринах его талант выражался в том, чтобы вдыхать жизнь в изображения водных пространств, в то время как пустыня предоставила ему новые возможности для дальнейших экспериментов. Композиционным центром данной картины является вершина пирамиды, купающаяся в облаках света, в то время как на заднем фоне загадочно поблескивают воды Нила.

«Великая пирамида в Гизе». (1871 г.)

В 1892 году художник в возрасте 75 лет вместе с женой посетил Соединённые Штаты Америки, после чего им была написана картина «Ниагарский водопад». Живописец мастерски передает величественную природу — могучий поток воды, ощущение напитанного влагой воздуха. Айвазовский наблюдал за водопадом в разное время, делая зарисовки то при луне, то в полуденный зной, то вечером. Колоритный пейзаж с первых секунд захватывает внимание и ободряет своей свежестью. Ловкая кисть художника умело передает во всех деталях ощущение влаги в воздухе. Небо на полотне затянуто темными дождевыми облаками, сквозь которые пронизываются робкие лучи солнца. Струящийся свет плавно ложится на поверхность воды, преображая и ее, и берег. Но главное украшение картины Айвазовского «Ниагарский водопад» — это радуга.

«Ниагарский водопад» (1893 г.)

Поверхность холста «Ниагарский водопад» матовая, созданная легкой живописной манерой, свойственной творчеству художника в те годы. На полотно с безудержной силой низвергнулась огромная водная лавина прямиком с высокого уступа скал. Все природное действие можно охватить одним взором. Композиция картины построена широко и свободно, а мелкие, еле заметные человеческие фигурки, разместившиеся на вершине скалы, и катер, рассекающий гладь озера, лишь приумножают впечатление грандиозности происходящего.

Родившись в Крыму, Айвазовский обладал особым даром понимать природу, а море было для него одним из самых ярких чудес природы, которое он страстно любил, чувствовал его дыхание, норов. В ранние годы живописец в основном изображал море спокойным, умиротворенным. Но всё же стихия Айвазовского-мариниста – буря. Он часто писал кораблекрушения, людей, борющихся с волнами, помогающих друг другу. Однажды моряки рассказали художнику, что во время шторма волны идут по нарастанию и самым сильным и высоким всегда оказывается девятый вал, именно он губит корабли. Но если судну удается его преодолеть, появляется надежда выжить, потому что затем волны пойдут на спад.

Когда Айвазовский путешествовал по Европе и попал у берегов Испании в сильный шторм, он увидел воочию, что такое девятый вал. На берегу уже не верили, что корабль вернется, но все закончилось благополучно. Как потом вспоминал Иван Константинович, рискуя жизнью, он вышел на палубу, чтобы в мельчайших деталях запомнить этот роковой момент и ощутить всю мощь бушующей стихии. Ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе. На картине «Девятый вал» живописец изобразил море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Моряки в отчаянии, но пытаются вместе противостоять бушующим воде.  Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что корабль разрушен, и осталась только мачта, люди на ней живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены. Оптимизм картине придают очень тонко подобранные краски: мягкие лучи восходящего солнца, пробивающиеся сквозь тучи и грозовые всполохи бушующей воды и вселяющие веру, светящаяся и переливающаяся разными цветами радуги светлая дорожка, которая как будто раздвигает грозные могучие волны. Картину Ивана Айвазовского «Девятый вал» и сегодня во всём мире признают непревзойдённым шедевром, она является одной из самых известных работ великого российского художника.

«Девятый вал» (1850 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург)

В широко известных полотнах «Девятый вал», «Радуга», «Буря у мыса Айя» живописец воспел смелость и волю человека, наполняя огромные полотна полнокровной, сочной гаммой красок, отличавшихся броской романтической красотой. «В его буре есть упоение, – писал Ф. М. Достоевский, – есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре».

Особую группу произведений, пока еще не очень хорошо известных широкой публике, составляют картины И.К. Айвазовского на библейские темы. В своем большинстве они были написаны для армянских церквей, в которых служил старший брат художника, Габриэл, теолог, историк, филолог, в зрелом возрасте ставший ректором Эчмиадзинской духовной Академии, а затем архиепископом. В числе этих произведений и канонически трактованные сцены из Нового Завета, и различные вариации сюжета хождения по водам, включая монументальное полотно 1873г. В 1862 году живописец пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины «Всемирный потоп» написан им в 1864 году.

«Всемирный потоп» (1864 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург)

Значительное место в творчестве авторе занимают картины на темы из армянской истории. Не менее 10 раз изображал на своих картинах гору Арарат. Интересно, что на картине «Араратская долина», как и на некоторых других работах, художник расписался на армянском языке.

«Араратская долина» (1882 г.)

На родине Айвазовский также был награжден многочисленными орденами и дослужился до чина действительного тайного советника, что соответствовало чинам полного генерала и адмирала в иерархии воинских званий Российской империи. Он стал единственным российским художником, который так высоко продвинулся в Табеле о рангах гражданских чинов. Подняться выше по службе человеку нецарских кровей было уже невозможно.

Айвазовский был первым русским художником, начавшим устраивать персональные выставки в крупных городах России и Европы и большую часть средств, полученных от них, он тратил на благотворительность. В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Айвазовский стал почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи. Именно Иван Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре. Его картина «Хаос. Сотворение мира» выставлялась в Неаполе и Риме, где вызвала настоящий ажиотаж и принесла славу молодому художнику. Критики писали, что никто раньше не писал свет, небо и воду так живо и достоверно. Картина так понравилась папе Римскому Григорию XVI, что тот наградил Айвазовского золотой медалью, а само полотно пожелал купить, но художник его ему подарил. После этого работа удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея.

Позже живописец написал ещё одну картину под названием «Сотворение мира». Она значительно отличается от предыдущей, хотя также соответствует библейскому сюжету.

Иван Айвазовский «Сотворение мира» (1864 г.)

Творческая плодовитость Ивана Айвазовского была колоссальной: за свою долгую жизнь, работая практически каждый день, он создал около 6 тыс. произведений. Обыкновенно на работу над одним произведением у него уходило лишь несколько часов, самое большее – пара дней. Любопытно, что он никогда не возвращался к законченным картинам, не пытался усовершенствовать или переделать их. А известный английский художник-маринист У. Тёрнер был настолько потрясён картинами Айвазовского, что посвятил ему стихи:

       «Прости меня, великий художник, если я ошибся,

       Приняв твою картину за действительность.

       Но работа твоя очаровала меня,

       И восторг овладел мною.

       Искусство твоё высоко и монументально,

       Потому что тебя вдохновляет гений».      

И. К. Айвазовский обладал не только большим живописным дарованием, но и живым, деятельным, отзывчивым характером и умом, который обращал на благо людям. Его принципом стал девиз: «Иметь, чтобы помогать».  Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И. Н. Крамской писал: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще…».

Карьера Айвазовского была очень успешной. Художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника (II класс табели о рангах), что соответствовало званию адмирала. В 1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство. Иван Константинович трижды награждался французским орденом Почетного легиона, не раз удостаивался высоких государственных наград Османской империи.

Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года в своём родном городе Феодосия в возрасте 82-х лет. В соответствии со своим завещанием Айвазовский был похоронен во дворе феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника Анна Бурназян установила на могиле мужа надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора. На одной из сторон саркофага на древнеармянском языке написаны слова историка V века Мовсеса Хоренаци: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память» и дальше на русском — «Профессоръ Иванъ Константиновичъ АЙВАЗОВСКІЙ 1817—1900».

Могила И. К. Айвазовского во дворе армянской церкви Сурб-Саркис в Феодосии

Предлагаем просмотр фильма «Иван Айвазовский» (2000 год. Русский музей и студия «Квадрат фильм»)

Ивана Константиновича Айвазовского можно назвать баловнем судьбы. Ему, одному из немногих художников, довелось вкусить славу и богатство при жизни. Его картины нравились и сейчас нравятся абсолютному большинству людей. Может, тема морская такая благодатная, а, может, самобытный талант художника сделал ее столь любимой и популярной. В своем письме владелец художественной галереи П.М. Третьяков, обращаясь к Айвазовскому, писал: «…дайте мне вашу волшебную воду такой, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант».

Айвазовский поистине велик, и море на его полотнах — словно живое. Оно напоминает могучего титана, который омывает берега и любит людей, сильных телом и духом, способных рискнуть и довериться морским волнам, чтобы получить его щедрые дары. Темы работ художника менялись, его увлекала романтика дальних плаваний, неукротимая сила шторма, он изображал кораблекрушения и морские битвы. Он часто писал море ласковое, спокойное, удивительно красивое, благосклонное к людям. Художник добился в своих лучших работах подлинного реализма, раскрыв характер моря так, словно это был человек, а не природная стихия. Восторженный певец моря, умело передающий на холсте красоту и мощь стихии, Айвазовский подарил миру самые эффектные и впечатляющие, полные драматизма и восхищения, полотна в жанре марина.

В дополнение мероприятия — д/ф «Иван Айвазовский. «Всемирный потоп». Библейский сюжет»

Великому художнику установлены памятники, во многих городах России и стран ближнего зарубежья имеются улицы Айвазовского, его именем назван астероид, железнодорожная станция, ему посвящены фильмы, о нем написаны книги и статьи.

Книга Ю. Андреевой «Ю. И. Айвазовский» —  история великого художника, влюбленного в море, или еще точнее, очарованного морем, поймавшего водную стихию за волну и заставившего ее перетечь до последней сверкающей капли на свои полотна; о мужчине, мечты которого исполнялись и любовь не оставляла его ни на одно мгновение жизни. Книга Ю. Андреевой подробно и увлекательно рассказывает о жизни и творчестве выдающегося русского мариниста XIX века.

Андреева, Ю.И. Айвазовский / Ю. И. Андреева. — Москва : Вече, 2013. — 382, [1] с., [8] л. цв. ил. — (Великие исторические персоны) (Культура и наука). 16+.  — ISBN 978-5-4444-0735-6.

Книги удивительной серии «Исторический роман» знакомят читателя с гениальными художниками музыкантами и писателями, удивительными философами, учеными и путешественниками, легендарными полководцами, императорами разных эпох и стран. Это фантастическая история о выдающемся русском художнике-маринисте И. К. Айвазовском.

Сергеев, А. А. Айвазовский: фантастические приключения: [история о художнике, написавшем более 6000 морских полотен / А. А.  Сергеев. – Москва : Белый город, 2006. — (Исторический роман). – 12+. — ISBN: 5-7793-0611-7.

Рублев, Шишкин, Гойя, Ван Гог, Дюрер, Кандинский, Айвазовский, Рембрандт — это художники разных времен и разного стиля… Но их всех, как истинных мастеров, объединяет вечное горение, вечное вдохновение, вечно одержимая любовь к искусству. Среди великих художников мира, представленных в данной книге, нет двух одинаковых мастеров. Все они очень различаются по манере письма, творческому подходу, колориту и темпераменту. Но каждое из великих имен с благодарностью и любовью вспоминают подлинные поклонники живописи. Благодаря им живо искусство мастеров прошлого и настоящего. Именно им, любителям и ценителям мировой живописи, предназначена книга «100 великих художников».

Самин, Д. К. Сто великих художников / Д. К. Самин. — Москва : Вече, 2010. — 478 с. : ил., портр. — (100 великих). – 12+. — ISBN 978-5-9533-4574-3.

В заключение мероприятия предлагаем вашему вниманию виртуальную экскурсию, которая познакомит с творчеством великого живописца.

Сегодня картины И. К. Айвазовского выставляются по всему миру, они присутствуют и в каталогах различных авторитетных аукционов, например, таких, как «Сотбис» и имеют неимоверный успех. Самые богатые коллекционеры живописи желают купить работы Ивана Константиновича за огромные деньги. Но самые большие картины художника остаются в музеях и доступны публике: полотно «Среди волн» выставляется в Галерее Айвазовского в Феодосии, «Девятый вал» — в Русском музее, «Черное море» — в Третьяковской галерее. Самые известные картины автора занимают почетное место в лучших галереях и музеях многих стран мира, где бывал Иван Айвазовский.

Творчество Ивана Константиновича Айвазовского вызывает огромный интерес и чувство восхищения у самых различных людей. Выдающийся живописец И. К. Айвазовский и в наши дни остается одним из самых талантливых и популярных мастеров отечественного искусства. И не случайно на могиле мариниста, которого хоронили со всеми воинскими почестями — явление по тем временам небывалое,- написано: «Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную славу!»

Спасибо за внимание!

Куликова Н.В.