Здравствуйте, дорогие читатели и посетители блога!
Президент России Владимир Путин поддержал идею объявить 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Издревле Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами.
Сегодня юные читатели совершат удивительное путешествие в страну фольклора, сделав остановки на нескольких станциях. Здесь они познакомятся с истоками современной литературы, понятием «фольклор» и его жанрами. В завершение ребята посмотрят мультфильмы по мотивам русских народных сказок .
Русский народ имеет очень богатую культуру, интереснейший фольклор и продолжительную историю существования. И потому быт и традиции наших предков чрезвычайно интересны и многогранны. Из поколения в поколение переходили эти знания, практически не меняясь.
Фольклор — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Термин «народное искусство» синонимичен термину «народное творчество».
Детский фольклор — это особенная область народного творчества. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, к истокам родного, русского народного творчества.
В настоящее время многие проблемы воспитания возникают прежде всего потому, что дети отдалены от восприятия народных традиций, мало уделяется внимания приобщению ребят к народной культуре, опыт положительного воздействия которой доказан.
Фольклор – это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания.
Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое.
Своё начало фольклор берёт в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности.
В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.
Особое место в фольклоре занимает детский фольклор. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в работе с детьми стало широкое знакомство с фольклорным творчеством.
У русского народа, как и других народов мира, накоплен огромный опыт воспитания подрастающего поколения, который необходимо беречь и использовать для сохранения национальной самобытности. И именно эту задачу может решить широкое применение в работе с детьми детского фольклора – части русского народного творчества. Первое ощущение доброты и нежности ребёнок воспринимает, слушая мамину колыбельную, как и её тёплые руки, ласковый голос, бережные прикосновения. Добрый тон потешки, пестушки вызывает положительный отклик у малыша. Ребёнок получает первый опыт общения с домашними, постепенно с окружающими людьми, животными. И как важно, чтобы это общение было приятным и добрым.
Виды детского фольклора:
- «Поэзия пестования» («материнская поэзия») — колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки
- Календарный — заклички и приговорки
- Игровой — игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, скороговорки, перевёртыши.
- Дидактический — скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
«Поэзия пестования» («материнская поэзия»)
- Колыбельные песни («баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.
- Пестушки («пестовать» — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.
- Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.
- Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Календарный детский фольклор
- Заклички(«закликать» — «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
- Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.
Игровой детский фольклор
- Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
- Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.
- Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
- Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
- Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
- Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра.
Дидактический фольклор
- Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
- Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
- Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла.
- Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детского фольклора. К.И. Чуковский собрал богатейший материал для изучения детского словотворчества и поэтического творчества детей. Его исследования и наблюдения, публикации, объединенные позднее в книге «От двух до пяти», содержат материал большой научной ценности. Он разработал теорию жанра перевертышей, показал, когда, как и в каких условиях, дети овладевают народными поэтическими богатствами. Взрослые мыслят, — писал К.И. Чуковский,- «словами, отпетыми формулами, а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами»
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народного фольклора.
Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.
Сказ — от «сказывать». Сказом называется повествовательное произведение русского фольклора, выдержанное в форме бытового говора. (Сказ о Финисте Ясном Соколе) 2 Сказ – речевая манера исполнения сказителями русских былин.
Сказ — вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. В отличие от легенды, сказ обычно не содержит фантастического сказочного элемента. Различаются сказы, ведущиеся от лица участника описываемого события (мемуарный сказ), и сказ, отделившийся от участника-повествователя, который с течением времени может превратиться в легенду, предание, былину.
Сказитель – рассказчик русских народных сказок. Сказителя не случайно считали не просто хорошим бахарем, но и полагали, что он обладает не свойственной другим людям магической силой, порой почитали едва ли не за волхва или колдуна Сказители не заучивали былин или сказ наизусть. Каждый раз былина звучала по разному. Образ сказителя проявляется в стиле, синтаксисе, повторах, вставных «песенках».
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Нереальным этот мир кажется только взрослым, ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность.
Сказка – один из основных жанров устного народного творчества. Она представляет собой чаще всего прозаический устный рассказ фантастического, авантюрного либо бытового плана с установкой на вымысел. Сказкой называют разные прозаические произведения: рассказы о животных, волшебные истории, авантюрные повести, сатирические анекдоты. Сначала для малыша сказка про животных – волшебная сказка — бытовая – сатирическая. Определяющей чертой сказки как эпические произведения являющее наличие сюжета. Сказки возникли еще в эпоху мифологического сознания, а следовательно, миф, про память наличествуют в древнейших сказках о животных и в волшебных сказках, где сложным образом переплетаются языческое и христианское мировидение. Сказка в шифрованной для сегодняшнего сознания форме передает представление человека о его духовном и материальном бытие и быте.
Таким образом миф является основой, неотъемлемой составляющей народной сказки. Народная сказка имеет собственный язык – лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимопонимания, окружающие персонажи и предметы, и природа.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального армирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.
От обучения знаниям, умениям, навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать и использовать их в жизни. Взрослые передают ребёнку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Произведения русского фольклора (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство) помогают воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени.Сейчас новых русских народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются и по ним снимают мультфильмы и художественные фильмы .
Также важен в жизни ребенка игровой фолькор. Игра в народной культуре – это форма развлечения. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры и собрания молодежи. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. В отрочестве и юности в игровой форме осваиваются социальные формы поведения в обществе, происходит самоопределение и самоутверждение личности.
С игровым фольклором можно познакомиться в книгах Марины Тараненко «Русские забавы : Мороз трещит, стоять не велит!» и «Русские забавы : Лови, не зевай!.»
Тараненко, Марина . Русские забавы. Лови, не зевай! / Марина Тараненко. — Санкт-Петербург : Антология, 2018. — 30, [2] c. — 6+. — ISBN 978-5-907097-03-2.
В мире девятилетнего Никиты разразилась нешуточная катастрофа: неожиданно погас свет, и остались у парня только воспоминания о беспечной жизни с компьютерными играми и дружеской болтовней в чатах. Что же делать? Просто пропадает человек со скуки. Но на помощь растерянному Никите уже мчится хранительница древних игр — заводная девчонка Игриша. Раз — и новые знакомые оказываются в компании весёлых парней, которые через «козла» скачут. Два — и стоят друг за друга горой в эстафете, только палочку передают не простую, а почти волшебную. Три — и вот уже наблюдают за великолепным ударом по мячу, которому позавидовала бы любая современная звезда бейсбола, родственника русской лапты. Да мало ли игр было на Руси?! Все и не перечислишь…
Снова свет выключили? Подумаешь! Новому хранителю древних игр такие пустяки, как севший смартфон, жизнь больше не испортят. Каравай, горелки, третий лишний — выбирай на здоровье!
Книга адресована детям от 8 лет.
Тараненко, Марина . Русские забавы. Мороз трещит, стоять не велит! / Марина Тараненко . — Санкт — Петербург : Антология, 2018. — 34 с . — 6+. — ISBN 978-5-907097-17-9.
Став хранителем древних игр, Никита до поры до времени достойно справлялся со своими новыми обязанностями: научил друзей и в лапту играть, и кубарь крутить… Но лето кончилось, а с ним — и раздолье для весёлых игр во дворе. Зимой снова разбежались ребята по своим квартирам сидеть за компьютером да болтать по телефону. Но Игриша, открывшая Никите мир старинных летних развлечений, попала в неприятную ситуацию. Ей бросил вызов зануда Макс — такой же, как и Никита, поклонник компьютерных стрелялок и бродилок. На чью сторону встанет Никита? Неужели предаст свою дружбу с Игришей? Выбор ему предстоит непростой, сулящий тяжёлые испытания: суметь «коровку продать», защитить снежную башню, стать царём горы… Ох, и придётся попотеть Никите, зато он на себе почувствует, что зимние игры ни в чём не уступают летним и их ничуть не меньше — играй не хочу!
Книга адресована детям от 6 лет.Пять причин купить
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детский фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского народного языка, является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.
Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Спасибо за внимание!
Аракелова М.А.