Виртуальный арт-поход «Сокровищница мирового искусства» (к 110-летию государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина)

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. В этом году исполняется 110 лет со дня его создания. Приглашаем вас принять участие в виртуальном арт-походе в сокровищницу мирового искусства и подробнее узнать о его истории, развитии и современной жизни.

Москва, ул.Волхонка,12. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина»

В конце 1896 года в столичной печати были опубликованы условия конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который по просьбе университета проводила петербургская Академия художеств. С этого момента началось осуществление давней мечты о создании в Москве художественно-образовательного общедоступного музея.

На конкурс было представлено 18 проектов 15 архитекторов, из которых семь удостоены премий и наград.  Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Он и вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям правления и комитета по устройству музея. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг. В его обязанности входило наблюдение за строительством и отчетность.

Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный музей лучше всего при естественном освещении, и открыт он будет лишь в светлое время суток.

Строительство Музея. Установка колонн центрального портика. Май 1905 г.

Значительна роль в формировании облика музея профессора кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктора римской словесности и историк искусства Ивана Владимировича Цветаева (1847–1913). Он разработал условия конкурса архитекторов и рассматривал музей не только в градостроительном смысле, в качестве здания, имеющего общественно-культурное назначение, располагающегося на территории вблизи Кремля и напротив храма Христа Спасителя, но и как учебный объект по истории архитектуры. Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным, образцовым для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. 

Новый музей сразу приобрел популярность у широкой публики: посещаемость его доходила в будни до 700–800 человек, а по воскресеньям и в праздники – до 2 500 человек.

Церемония торжественной закладки здания музея на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов комитета и почетных гостей. Музей открылся 31 мая (13 июня) 1912 года. Первым директором музея с 1911 года до дня смерти был И.В. Цветаев.

И.В. Цветаев

Основой собрания музея стали копии античных скульптур и мозаик, а также выкупленная государством у египтолога Голенищева коллекция подлинных древностей. Это событие сразу выдвинуло университетский музей в число обладателей выдающихся древневосточных коллекций. В музее с самого начала стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Научная программа Музея изящных искусств была связана с лекционным курсом, читавшимся в Московском университете на кафедре теории и истории искусства. Организовав художественный музей, Цветаев способствовал тому, что в Московском университете, впервые в России, вспомогательная кафедра истории искусств фактически превратилась в 1909 году в отделение, а сам предмет приобрел значение самостоятельной профилирующей дисциплины.

В настоящее время в ГМИИ им. А.С.Пушкина сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода музея – скульптура Передней Азии, Античности, Средних веков, памятники итальянского и Северного Возрождения. Во-вторых, это раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций в оригиналах – в экспозицию включены также и материалы из раскопок, проводившихся музеем. В-третьих – это картинная галерея VIII–XX веков. В ней представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX–XX веков. Экспозиция организована по принципу показа национальных школ и смены художественных эпох. Наконец, в-четвертых – экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные собрания как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности их авторов. В бывшем помещении Отдела личных коллекций развернута значительно расширенная экспозиция живописного и скульптурного собрания ГМИИ, относящегося к XIX–XX векам. Это здание это получило название Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

В рукописном фонде хранятся документы по истории музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.

При музее имеются научно-реставрационные мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Цель нашего сегодняшнего арт-похода — познакомить вас с изданиями, которые расскажут вам о Пушкинском музее. А яркие, качественные и подробные иллюстрации помогут вам увидеть все основные и самые интересные выставки и экспозиции сокровищницы мирового искусства.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина ведет большую научную работу, по итогам которой в свет выходят различные издания. Книги музея сразу становятся событием в культурной среде.

Каталоги-резоне, посвященные музейным коллекциям, выходят в свет с 1995 года. Они планируются к выпуску на несколько лет вперед. Эти издания интересны научному сообществу, посетителям музея, дизайнерам и художникам. В музее очень много ценных экспонатов, и познакомиться с ними позволяют не только выставки и экспозиции музея, но и каталоги-резоне. На составление таких каталогов уходит не один год, но они очень важны, так как дают представление о фондах музея: «Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок», «Скульптура древнего Египта», «Итальянская живопись ХIV-XVIII веков», «Французская живопись», «Японская гравюра», «Коптские ткани», «Русский рисунок», и другие. Представляем вашему вниманию некоторые из них.

Кислых, Галина Семеновна.
Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок = German, austrian and swiss drawings / Галина Кислых ; Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. — Москва : Голден-Би, 2009-.
Т. 1: XIX-XX века. — 2009.; ISBN 978-5-901124-48-2

Кислых, Галина Семеновна.
Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок = German, austrian and swiss drawings / Галина Кислых ; Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. — Москва : Голден-Би, 2009-.
Т. 2: XIX-XX века. — 2009.; ISBN 978-5-901124-48-2

В каталоге описано и проиллюстрировано полное собрание немецкого, австрийского и швейцарского рисунка XIX-XX веков, хранящееся в Отделе гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог сопровождается несколькими указателями. Все работы воспроизведены.

Подборка немецких, австрийских и швейцарских рисунков XV-XX веков, состоящая из 250 листов экспонируется в Белом зале и на колоннадах ГМИИ им. Пушкина. Это лишь 1/6 всего собрания рисунков школ немецкоязычного региона, хранящегося в музейных фондах. Немецкий рисунок, как и рисунок других западноевропейских школ, попадал в отдел графики ГМИИ от случая к случаю: после революции многое перешло в него из расформированного Румянцевского музея, из национализированных частных собраний, в 1930-е годы своими собраниями графики с музеем на Волхонке поделились Исторический музей и Эрмитаж. После войны в него вошла графика XX века из расформированного Музея нового западного искусства. Таким образом и сложилась неровная по качеству и представительности коллекция оригинальной графики немецкоязычных стран. В Пушкинском музее крайне мало вещей эпохи Позднего Средневековья и Ренессанса, и художники этого времени представлены в нем штучными вещами.

«Голова Сивиллы» (1430) верхнерейнского мастера
Людвиг Рихтер.
Семья пастуха. Акварель
Этюд Альбрехта Дюрера «Танцующие и музицирующие путти» (1495),

Все 1,5 тыс. опусов опубликованы с аннотациями в двухтомном каталоге-резоне, который мы представили вам сегодня. Издание не только доставит большое эстетическое наслаждение читателям, но и даст яркое представление о развитии немецкого искусства на протяжении шести столетий.

Следующий каталог будет интересен любителям Египта, его истории и искусства.

Берлев, Олег Дмитриевич.
Скульптура древнего Египта = Sculpture of ancient Egypt : в собр. Гос. музея изобраз. искусств им. А. С. Пушкина : каталог / О. Д. Берлев, С. И. Ходжаш ; Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина. — М. : Вост. л-ра РАН, 2004. — 567 с. : ил., цв. ил.; 30 см.; ISBN 5-02-018364-4

  Полная публикация древнеегипетской скульптуры, хранящейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Авторы привели полный перевод надписей с расширенными комментариями. Наличие цветных изображений позволяет оценить художественные достоинства этого богатого собрания. Тексты на русском и английском языках.

«Скульптура древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина» — первая полная публикация скульптурных изображений царей, цариц и частных лиц древнего Египта, имеющихся в собрании музея. Замечательные высокого качества цветные фотографии, комментарии и переводы О.Д. Берлева на русский язык с прорисовкой надписей.

Статуя львиноголовой богини войны и палящего зноя Мут-Сохмет.

Впечатляет  коллекция слепков и египетских сокровищ. Здесь каждый предмет имеет глубокий смысл. Как писал Цветаев: «Египетский зал вызывает исступление!»

Многие памятники опубликованы впервые, а благодаря этому каталогу появилась возможность заглянуть в запасники ГМИИ и воочию увидеть те скульптуры, что не выставлены в постоянной экспозиции.

Каталог к выставке «Итальянская живопись ХIV-XVIII веков» будет особенно интересен любителям эпохи Возрождения, которая была переломной для истории Европы. Этот этап между Средними веками и Новым временем заложил основы новой европейской культуры.

Маркова, Виктория Эммануиловна.
ИТАЛЬЯНСКАЯ ЖИВОПИСЬ ХIV-XVIII ВЕКОВ: в собр. Гос. музея изобраз. искусств им. А. С. Пушкина : каталог к выставке / В.Э.Маркова ; Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина. — М. : Арт-Волхонка, 2014. — 343 с. : ил., цв. ил.; 30 см.; ISBN 978-5-904508-65-4

Каталог итальянской живописи XVI-XVIII веков включает сто двадцать два произведения из фонда художественных ценностей, перемещенных из Германии после Второй мировой войны и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

По своему составу, по численности и качеству работ, находящихся в этом фонде, именно итальянская школа наиболее интересна и заслуживает серьезного внимания. Она выделяется своей цельностью, разнообразием и полнотой, поскольку включает памятники разных эпох, от Проторенессанса и Возрождения до маньеризма и барокко. 

Джованни Антонио Сольяни. Голова
молодого святого. Около 1521

Мягкое распределение света и тени прослеживается в рисунке Антонио Сольяни «Голова молодого святого». Это прием «сфумато» — смягчение очертаний фигур и предметов. Его разработал и часто использовал в своих работах Леонардо. Этот подготовительный этюд для головы молодого святого в алтарном образе «Мадонна делла Чинтола со святыми Фомой, Иоанном Крестителем, Миньято, Франциском и Иаковом» Сольяни написал в 1521 году. Сейчас алтарный образ находится в музее Сан-Марко во Флоренции.

В XVI веке рисунок постепенно начал обретать самостоятельное художественное значение. Начиная с 1530-х годов итальянские художники (а также и многие немцы, которые уезжали творить в Италию) работали не столько над точными рисунками с натуры, сколько над воплощением на бумаге собственных отвлеченных идей и воображаемых образов. Они во многом вдохновлялись искусством Микеланджело и поздними творениями Рафаэля. Так возникло новое течение в искусстве — маньеризм.

Лука Пенни. Состязание Энтелия Сицилийского и Дареса Троянского. 1544
Пармиджанино (Франческо Маццола). Мадонна с младенцем в облаках. 1524–1527

Рисунки художников этого периода отличались изяществом. Для работ маньеристов были характерны красивые формы, элегантные позы, вытянутые пропорции фигур, сложные композиционные построения и декоративный характер линий. Подобная маньеристическая традиция рисунка была характерна для всех главных европейских школ XVI и даже первой четверти XVII века.

Французский рисунок в ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает более 2000 листов. Следующее издание посвящено как раз этой коллекции.

Мишин, Виталий.
Французский рисунок конца XIX-XX века [Текст] = French drawings late 19th-20th century / Виталий Мишин ; Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. — Москва : Голден-Би, 2010. — 479 с. : ил., цв. ил., портр.; 28 см.; ISBN 978-5-901124-66-6 (в пер.)

Французская коллекция рисунков состоит из трех разделов: один охватывает XVII и XVIII века, второй связан с первой половиной и серединой XIX века, третий соответствует периоду с конца XIX века и по настоящее время.

Именно эта третья часть собрания французских рисунков, впервые представляемая в полном виде – около 570 листов, – составляет предмет и содержание каталога. Выдающиеся произведения великих художников (Шагал, Матисс, Леже, Пикассо, Ренуар, Стейнлен, Роден, Модильяни, ван Гог, Тулуз-Лотрек, Руо, Синьяк и др. ) соседствуют здесь с работами «малых мастеров», не пользующихся известностью за пределами Франции.

АЛЕКСАНДР КАБАНЕЛЬ
Этюд к плафону «Триумф Флоры». 1870

ПОЛЬ-СЕЗАР ЭЛЛЁ
Женщина, облокотившаяся на перила. Конец 1890-х

В целом московская коллекция французского рисунка занимает заметное место среди аналогичных собраний мира, а изучение творчества таких мастеров, как Стейнлен, Пикассо, Матисс, Леже, Шагал немыслимо без обращения к фондам Отдела графики ГМИИ им. А. С. Пушкина.

 ГМИИ считается собранием западного искусства, но в нем есть и русские коллекции, например коллекция графики, в которой содержится более полторы тысячи листов — акварелей, рисунков и гравюр начиная с восемнадцатого и кончая двадцатым веком, включая рисунки семейных альбомов.

Александрова, Наталия Ивановна.
Русский рисунок XVIII-первой половины XIX века = Russian Drawings 18th-first half of the 19th century / Наталия Александрова ; Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. — Москва : Красная площадь, 2004. — 27 см.
Кн. 1: А-П. — 2004. — 479 с. : цв. ил., портр., факс.; ISBN 5-900743-78-0 Кн. 2: Р-Я. — 2004. — 479 с. : цв. ил., портр.; ISBN 5-900743-79-9

Представленное в 2-х книгах собрание русских рисунков и акварелей ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает около 1660 единиц хранения. В нем есть подлинные шедевры, а в ряде случаев в коллекцию входят уникальные произведения русской графической культуры XVIII — первой половины XIX века. Каталог снабжен цветными иллюстрациями всех упоминаемых листов, кроме того, в каждой из книг приводится справочный аппарат и именной указатель.

Наталии Ивановне Александровой, автору и составителю каталога, были присущи многие черты людей «серебряного века». Ее личное общение с наследниками Зинаиды Серебряковой и Александра Бенуа, Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова немало способствовало тому, что многие рисунки этих замечательных мастеров пополнили музейное собрание.
Весь опыт, накопленный исследователем за долгие годы, реализовался в Каталоге коллекции русского рисунка в ГМИИ, над которым Наталия Ивановна интенсивно работала в 1990- 2000 годы.
В процессе работы над изданием автору удалось произвести ряд новых атрибуций, открыть новые имена в русской графике, более точно определить архитектурные памятники и некоторые усадьбы, изображенные на рисунках. Таким образом, делается первая попытка научной обработки собрания русского рисунка XVIII — первой половины XIX века Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С.Пушкина. Большинство включенных в каталог рисунков публикуется здесь впервые.

И, конечно же, нельзя обойти вниманием в сегодняшнем мероприятии следующее издание — «ВОЛХОНКА, 12. ГОСУДАРСТВЕННОМУ МУЗЕЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА 110 ЛЕТ. АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ МИХАИЛА РОЗАНОВА».

Волхонка, 12. Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 110 лет. Альбом фотографий Михаила Розанова / Фотографии: Михаил Розанов; дизайн-макет: Игорь Гурович; науч. редакция раздела «Залы и экспонаты»: Маргарита Аксененко; тексты: Сергей Кавтарадзе, Маргарита Аксененко; редактор Ксения Велиховская; корректор Елена Якубчик; координатор издания Анна Ткаченко; верстка и обработка изображений: Дмитрий Криворучко. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2022. – 308 с.: ил.; ISBN 978-5-89189-067-1

Альбом будет интересен всем, кто любит Пушкинский музей и изобразительное искусство.

Альбом подготовлен к 110-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина. В книге представлены фотографии исторического здания и интерьеров музея (архитектор Р.И. Клейн), выполненные в 2021 году знаменитым архитектурным фотографом Михаилом Розановым. Его снимки подчеркивают красоту архитектуры, представляя ее в неожиданных ракурсах, акцентируя внимание на драгоценных, но часто не замечаемых деталях декора залов.

По словам Михаила Розанова, «съемка здания и интерьеров Пушкинского — это попытка показать идеальное музейное пространство, в котором нет ничего лишнего и которое соответствует первоначальному замыслу устроителей музея».

С 1.06.2022 на Гоголевском бульваре открыта выставка фотографий Михаила Розанова. Серия фотографий стала итогом месяца работы, который Михаил Розанов провел в залах музея. Эти работы вошли в юбилейное издание.

Большое внимание музей уделяет детским изданиям. Сотрудники Центра эстетического воспитания «Мусейон» и научных отделов разрабатывают игровые и обучающие серии книг, тетради с заданиями, путеводители для детей и даже книги для совсем маленьких — «Азбука. Музей от А до Я». С помощью наших книг дети учатся рисовать, лепить, правильно смотреть произведения искусства, разбираться в жанрах и направлениях живописи, знакомиться с экспозицией музея.

Представляем вам несколько изданий, которые вы сможете читать и рассматривать вместе с детьми, они понравятся и будут интересны не только подрастающему поколению, но и взрослым.

Морозова, Ольга.
Как смотреть архитектуру / Ольга Морозова. — Москва : ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2016. — 119 с. : ил., цв. ил.; 27 см. — (Серия книг для детей и юношества «Учусь смотреть», ISBN 978-5-904508-11-1 / Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»).; ISBN 978-5-4465-1223-2

Юные читатели познакомятся с самыми знаменитыми памятниками прошлого; получат представление о том, как развивалась архитектура на протяжении тысячелетий; научатся по внешнему виду здания, его конструкции и другим особенностям определять исторический период и стиль, к которому оно относится, а также судить о том, в какой стране оно могло быть возведено и какую идею воплотил в нем архитектор.

Мировая архитектура прошла долгий путь развития и с течением времени изменения на этом пути происходили все стремительнее. Архитектура Древнего Египта складывалась тысячелетиями, Греции и Рима — столетиями, затем архитектурные стили стали изменяться в течение одного или двух веков, а потом и еще быстрее. Процесс строительства продолжает усложняться, совершенствоваться и ускоряться, а новые технологии и материалы открывают все новые возможности в архитектуре. ГМИИ им. А.С. Пушкина — это единственный музей в нашей стране, где фасад здания, интерьеры залов и их декор рассказывают нам об истории архитектуры с древности до эпохи Возрождения. Не выходя из здания, вы совершите путешествие в разные страны и эпохи, побываете в египетском храме, на городской площади в Древней Греции, во дворцах ассирийского царя, римского императора и в старейшем общественном здании Флоренции — палаццо Барджелло. Прогуляетесь возле великих египетскими пирамидами, заглянете в Парфенон в Афинах, Пантеон в Риме, храм Святой Софии в Константинополе и другие культурные памятники.

Ковалдина, Надежда Николаевна.
Как смотреть картину / Надежда Ковалдина. — Москва : ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2016. — 63 с. : ил., цв. ил.; 27 см. — (Серия книг для детей и юношества «Учусь смотреть», ISBN 978-5-904508-11-1 / Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»).; ISBN 978-5-4465-1222-5

Издание серии «Учусь смотреть» адресовано детям среднего школьного возраста и может быть также рекомендовано учителям мировой художественной культуры и музейным педагогам.

В художественных музеях мира хранятся бесценные шедевры, самые значимые произведения в истории искусства, подлинные и уникальные творения, созданные талантливыми мастерами на протяжении тысяч лет. Музей дает богатейшие возможности для эстетического развития, позволяет научиться понимать, как смотреть картину и что такое живопись, которую Леонардо да Винчи называл «любимой дочерью природы». Живопись, как и другие виды изобразительного искусства, создается средствами художественной выразительности, которые использует художник. Рассматривая картину, мы не только воспринимаем авторский замысел произведения, но и самостоятельно его переживаем. Для полноценного восприятия картины, как и произведений других видов искусства, необходимы определенные навыки. Понять и расшифровать художественный язык живописи, раскрыть ее секреты и ответить на вопрос — «как смотреть картину?» — мы сможем, знакомясь с собранием Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Чтобы работа живописца стала понятной нам во всей глубине своего содержания, заставила думать, чувствовать, необходимо научиться быть зрителем. Способность видеть красоту, восхищаться произведением искусства — одно из главных качеств настоящего зрителя, а быть зрителем — это тоже искусство.

С 2017 года ГМИИ открыл новое направление своей деятельности — просветительский проект «Пушкинский XXI», который посвящен современному российскому и зарубежному искусству. В рамках этого проекта проходят тематические выставки, лекции известных искусствоведов, историков и художников со всего мира. Для тех, кто не может посетить ГМИИ, доступны виртуальные экскурсии и онлайн-лекции на сайте музея. 

Пушкинский XXI – это инновационное направление, где полноправно вступают в диалог все формы презентации современного искусства – от живописи и скульптуры до виртуальной реальности и видео-арта.

Видео, звук, перформанс могут ярко и гармонично вписаться в контекст традиционного музея; новые медиа, которые зачастую временны и эфемерны, могут дать новое прочтение классическим произведениям, заставляя их дышать, двигаться и вступать в диалог со зрителем. В дальнейшем Пушкинский XXI станет самостоятельным подразделением Музея и получит собственное здание.

Библиографический арт-поход в Пушкинский музей подошел к концу! Но мы не прощаемся с вами. Ждем вас в нашей библиотеке. На абонементе вы всегда можете взять самую разнообразную и познавательную литературу для взрослых и детей о культуре и искусстве, о музеях и исторических памятниках России и всего мира.

Спасибо за внимание!

Филатова Е.А.