Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!
Сегодня мы отмечаем самый главный праздник нашей страны, великий день — День Победы!
Народ Советского Союза в 1941-1945 годах выстоял в смертельной схватке со страшным врагом – гитлеровской Германией. От исхода этого противостояния зависела не только свобода, но и жизнь населения СССР и некоторых стран Европы. Война обошлась советским гражданам многомиллионными потерями, по этой причине День Победы в ВОВ на протяжении многих лет заслуженно является ключевым праздником России и всего постсоветского пространства.
В память о погибших воинах проводят парады и народные шествия, по всей стране проходят церемонии возложение венков к военным памятникам и мемориалам. В честь праздника проходят торжественные приёмы ветеранов — и военных, и тех, кто помогал ковать Победу в тылу, устраивают праздничные салюты и фейерверки.
По традиции в нашей библиотеке проходят литературные мероприятия, посвященные Дню Победы. Сегодня для вас мы подготовили ретроспективу документальных и художественных произведений о войне в память о написавших их писателях — фронтовиках.
Евгений Носов ушел на фронт в осенний призыв 1943 года. Полтора года находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков. Его боевой путь пролег через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Белосток, Варшаву. На этом пути рядовой Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами и медалями. В одном из боев его все-таки настигла пуля. В сражении под Кенигсбергом (Восточная Пруссия) Евгений получил тяжелое ранение и весть о Победе застала его в госпитале. В июне 1945 года демобилизовался по инвалидности.
В 1957 году Евгений Носов серьезно занялся литературным трудом. Выступал с небольшими рассказами в периодической печати. К началу 1958 года составил сборник «На рыбачьей тропе», и Курское литературное объединение послало его на Всероссийский семинар в Ленинград. Руководители группы во главе со Всеволодом Рождественским высоко оценили опыты молодого прозаика, по выходу книги рекомендовали его в Союз писателей СССР. После окончания Высших литературных курсов (1961-1963) Евгений Носов перешел на профессиональную писательскую работу.
Тонкое восприятие мира, любовь к простому крестьянскому труду, и жизни в согласии с природой сразу поставили этого самобытного писателя в один ряд с такими художниками-традиционалистами как Тургенев, Лесков, Бунин. В его лучших произведениях читатели находят и понимание природных и житейских процессов на родной земле, и масштабное философское осмысление бытия людей и Отечества. Мастерство, широта интересов и реалистический опыт Евгения Носова естественны, богаты и разнообразны. Он легко, свободно и художественно цельно рисует картины трудовой деревни и жизнь городскую, фабричную, отступающую грозным летом 1941 года армию и поднимающийся на священную борьбу народ.
В 1970-х годах на страницах произведений Носова всё чаще появляется военная тема.
Одно из самых проникновенных его творений это повесть «Усвятские шлемоносцы».
Эта повесть была экранизирована, в театрах страны успешно прошли постановки спектакля «Усвятские шлемоносцы». Очень честно, прямолинейно в ней рассказывается о том, как ещё недавно мужики ходили на покос травы, и размеренная жизнь текла своим чередом, и о пережитом ужасе внезапно нагрянувшей войны. Какая тяжесть легла плечи стариков и детей, мужчин и женщин. Прекрасный язык автора, его боль, его любовь к родной земле, к людям — все в этой книге.
Еще один сборник рассказов Евгения Носова мы рекомендуем вам для чтения вместе с детьми.
В этот сборник включены рассказы о деревне, о работе на земле, о природе, а также произведения, в которых звучит тема войны, тема народной памяти, ее социально-нравственной значимости в наши дни — «Красное вино Победы», «Шопен, соната номер два», «Яблочный спас». Трогательные и патриотичные рассказы написаны о войне так, чтобы за строками книги не слышны были свист пуль, грохот снарядов, пулеметные очереди, крики боли и отчаяния. Написано тихо, но ясно и мощно, написано с неподдельной и неразделенной скорбью. Так пишет автор о событиях, которым сам свидетель.
Следующий писатель — фронтовик, представленный в сегодняшней ретроспективе — Юрий Герман. Классик русской литературы, прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии 2-й степени.
Детство Юрия, как он позже сам написал, прошло среди солдат, пушек и коней. Много времени мальчик провел в госпитале. На переправе через реку Збруч жизнь будущего классика едва не оборвалась. В школе Герман увлекся литературой. Первые написанные строчки – рифмованные, но поэтический опыт закончился на тех немногих стихах, которые появились на страницах «Курской правды». Желание рифмовать «зарубил» редактор, посоветовав мальчику сочинять очерки и репортажи. Первые уроки журналистики, которые преподала будущему лауреату Сталинской премии курская многотиражка, Герман вспоминал с благодарностью.
Грянувшая Великая Отечественная война не прошла для писателя стороной: Юрий Герман служил военкором на Карельском фронте, писал для ТАСС и «Совинформбюро», участвовал в походах на боевых кораблях, побывал на Северном флоте, куда журналиста прикомандировали к политуправлению. Очерки, статьи и рассказы военкора Германа фронтовые читатели встречали с воодушевлением. Ведя интенсивную корреспондентскую работу, Юрий Павлович умудрялся писать объемные произведения о войне. За это непростое время были напечатаны три его повести о действиях некоего старшины в немецком тылу —«Черное кольцо» , «Таинственный сундук» и «В понедельник тринадцатого» . Ими зачитывались фронтовики, знавшие не понаслышке, что такое война. В рядах Советской Армии Герман находился с ноября 1941 по ноябрь 1945 года.
Литературное наследие Юрия Германа обширно — за четыре десятилетия своей жизни в искусстве он создал романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии. Впечатлениями военных лет был подсказан замысел исторической эпопеи: роман «Россия молодая», который вышел первым изданием в 1952 году.
Знаменитый исторический роман «Россия молодая» посвящен преобразованиям российского государства на рубеже XVII-XVIII веков в эпоху Петра Первого, освобождению русских земель по берегам Балтийского моря, обороне и укреплению северного порта Архангельска. Повествование о событиях, людях, описание характеров интересно, актуально и мастерски изложено автором. Легкий слог многочисленных диалогов, тщательная проработка персонажей, повороты сюжета, за которыми следишь с замиранием сердца, но от всего этого не устаешь, а наоборот — появляются силы, гордость за страну. Ведь здесь так хорошо показаны честность, преданность делу, любовь к своей стране, верность друзьям. Главные герои книги — сподвижники Петра, простые поморы-рыбаки, служивые люди. Но и несколько абстрактные персоны Петра и его помощников оживают, становятся понятными и близкими людьми, с которыми жаль расставаться. По роману снят многосерийный художественный фильм.
В 1958-1964 гг. Юрий Герман создал роман-трилогию «Дело, которому ты служишь», посвящённую судьбе медика Владимира Устименко, его коллег и близких на фоне событий 1930-50 годов.
Прообразом главного героя трилогии послужил главный врач городской больницы Сестрорецка Николай Евгеньевич Слупский. Действие трилогии начинается в конце 30-х годов, а третья ее часть повествует о деятельности доктора Устименко в послевоенные годы. Это роман-судьба, где нашли отражение события, ставшие биографией поколения советских людей.
Первый роман трилогии «Дело, которому ты служишь» был издан в 1957 году. Действие происходит в предвоенные годы в небольшом городе Унчанске. Здесь проходят отрочество и юность Устименко. Талантливый хирург Владимир Устименко делает первые шаги в профессии, сразу заявляя свою жизненную позицию: преданность врачебному долгу, «делу» прежде всего. Сам писатель говорил, что он вложил в этот образ все лучшее, к чему стремился сам.
В 1961 году выходит в свет вторая часть трилогии – «Дорогой мой человек». Место действия – партизанский отряд, затем фронтовой госпиталь, где хирург Устименко оперирует почти без сна и отдыха. А на этом фоне – встречи и расставания, предательство и новые встречи с интересными людьми, которые все свои силы отдавали освобождению Родины, победе над фашизмом. Ему довелось повидать много людского горя, встретить людей самоотверженных, стать свидетелем подвига. Ранение в руку приносит герою самое тяжкое испытание; казалось, что рушится дело жизни. История хирурга, раненного в руку и нашедшего в себе силы преодолеть недуг, вернуться к хирургии — реальная история врача Бориса Григорьевича Стучинского.
Заключительная часть трилогии – «Я отвечаю за все» была опубликована в 1964 году и посвящена жизни главного героя в послевоенное время. Она самая большая по объему, по насыщенности событиями, действующими лицами, по разветвленности сюжета и заметно выделяется среди остальных. Действие происходит снова в Унчанске, куда после войны приезжает на работу Устименко. После тяжелого ранения, утрат и потерь герой возвращается в родной город.
Вторая книга о докторе Устименко — самая популярная часть трилогии и ее можно читать отдельно от других частей. Действие книги «Дорогой мой человек» происходит в годы Великой Отечественной войны. Владимир Устименко преодолевает трудности , связанные с войной, мужает, меняется. На многие вещи смотрит иначе, чем раньше. «Та мерка, с которой раньше Володя подходил к людям, сломалась, а новую он еще не завел» — так характеризует автор произошедшие перемены. Волевой, амбициозный он знает чего хочет и требует от людей того же. Выход из окружения, партизанский отряд, потом фронтовой госпиталь, где хирург Устименко оперирует целыми сутками, теряет друзей — в книге описана не только история главного героя, но и его родных, и его знакомых. Война, горечь страдания, радости, надежды, встречи, расставания, огромная любовь — пронзительная, красивая, берущая за душу книга.Читатель сразу чувствует, что все описанное в романе настоящее, реальное, искреннее. При этом роман поражает масштабностью, много героев, много судеб, событий, все взаимосвязано. По книге «Дорогой мой человек» в 1958 году снят художественный фильм. Над сценарием фильма Юрий Герман работал вместе с Иосифом Хейфицем. Некоторые сюжетные ходы, придуманные режиссёром писатель использовал в продолжении истории. В 1958 году фильм «Дорогой мой человек» был назван лучшей картиной года по мнению зрителей журнала «Советский экран». Предлагаем вам посмотреть этот замечательный фильм о войне и о людях войны.
Продолжая наше мероприятие мы почтим память советского писателя — Бориса Полевого, расскажем о его фронтовом пути и поговорим о творчестве.
Настоящее имя писателя – Борис Кампов. Он родился в Москве 4 (17) марта 1908 года, но родным городом всегда считал Тверь, так как переехал туда вместе с родителями в пятилетнем возрасте.
За два года до выпуска из школы Борис серьезно увлекся журналистикой. Самую первую заметку молодого автора напечатала газета «Тверская правда», Полевой тогда учился в шестом классе. А вот с 1924-го статьи начинающего журналиста регулярно печатали городские издания «Смена», «Пролетарская правда» и «Тверская деревня». После школы Борис поступил в тверское техническое училище, диплом которого получил в 1926 году. Свою трудовую биографию будущий известный писатель начал с должности технолога текстильной фабрики «Пролетарка». Спустя год Борис уже издал свою первую книгу, в которую вошли очерки и повесть «Мемуары вшивого человека», которую высоко оценил Максим Горький.
В 1928 году Полевой ушел в профессиональную журналистику. Первая слава пришла к нему перед войной, когда на страницах журнала «Октябрь» вышла его дебютная повесть под названием «Горячий цех». Ее герои – люди первой пятилетки, трудящиеся Калининского вагонзавода.
Борис Полевой воевал в Финскую войну 1939-1940 годов. В октябре 1941 года в звании батальонного комиссара стал военным корреспондентом «Правды», а вскоре и старшим корреспондентской группы на Калининском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. За четыре фронтовых года Полевому довелось побывать в самых разных ситуациях, в том числе летать на бомбардировки германских городов, сидеть в окопах Сталинграда и даже приземляться на биплане У-2 в центре восставшей Праги в качестве одного из посланцев советского командования. Писатель часто бывал на передовой, писал статьи и очерки, в которых передавал свои впечатления и хронологию событий, свидетелем которых он стал. После все эти труды вышли в 1945 году, в общем сборнике под названием «От Белгорода до Карпат».
За годы войны Полевой накопил столько материала, что его хватило на несколько книг, вышедших уже после победы. Всесоюзная слава и мировая известность пришли к автору в 1946 году, когда вышла самая знаменитая его книга «Повесть о настоящем человеке». Он трудился над ней всего девятнадцать дней, ровно столько, сколько присутствовал на Нюрнбергском процессе как военный корреспондент. Спустя год это произведение принесет автору Сталинскую премию и автор станет известен во всем мире. Полевой описал подвиг простого советского летчика Алексея Маресьева, для которого война не закончилась даже после ампутации обеих ног.
Это история о человечности, о людях, которые были выше, но не по росту, и прекраснее, но не лицом, нас настоящих. История о любви человека к человеку и к Родине. Каждое слово автора пропитано восхищением родной землёй и силой человека. А что есть настоящий человек? Это собирательный образ, где главенствующую роль играет гуманизм, преданность Родине, дружбе, преданность миру и труду.
В 1948 году повесть экранизировали. Режиссер Сергей Прокофьев снял одноименную картину, с Павлом Кадочниковым в главной роли. Советская молодежь зачитывалась этой книгой, равнялась на ее героя, училась мужеству и стойкости даже в самые трудные, порой просто невыносимые времена. Книгу издали почти все страны мира, в СССР ее переиздавали свыше сотни раз. Эту повесть нужно обязательно прочитать всем, а особенно школьникам, подросткам.
Теме войны были посвящены и другие произведения: книга прозы «Мы – советские люди», за которую Бориса Полевого повторно наградили Сталинской премией, и роман «Золото».
В 1955 году писатель Борис Полевой в составе делегации советских журналистов совершил поездку по США. Перед советскими журналистами была поставлена почти невыполнимая задача: способствовать укреплению мира и взаимопонимания между двумя народами, объективно описать американскую действительность середины 50-х и быть честными, отвечая на вопросы о внутренних делах СССР. Надо сказать, что Полевой с товарищами показали себя настоящими дипломатами. Путешествие у наших журналистов было насыщенным: встречи с Рокфеллером-младшим, Грейс Келли, сенатором Кеннеди, доктором Рейнольдсом, возившим Ильфа и Петрова к Оклендскому мосту. Посещение биржи, редакций крупнейших газет и журналов, Диснейленда, Эмпайр Стейт Билдинга.
В 1959 году Полевой получил за книгу «Американские дневники» Международную премию Мира.
Также стоит отметить его роман «Глубокий тыл» и повесть «Доктор Вера». Накопившиеся за творческий период документальные заметки и очерки легли в основу известного романа «На диком бреге».
Действие происходит на протяжении почти двух лет, в Сибири, на масштабном строительстве гидроэлектростанции на реке Онь и города Дивноярска. Роман создан Борисом Полевым на основе Ангарских и Саянских записей, сделанных в поездках по Сибири и повествует о послевоенных годах, о советских рабочих, о тех, кто воздвигает в сердце Сибири, в необжитой тайге чудо современной энергетики тех лет — гидроэлектростанцию. Писатель поднимает в романе острые жизненные проблемы.
В 1952-м Борис занимал должность вице-президента Европейского общества культуры. С 1967-го Борис Полевой – секретарь правления Союза писателей СССР. В 1968-м получил Золотую медаль Мира, а спустя шесть лет удостоился звания Героя Социалистического труда. С 1946 –го по 1958-й годы являлся депутатом Верховного Совета РСФСР.
С 1962 года и до самых последних дней Борис Николаевич возглавлял редакцию журнала «Юность».
Завершает сегодняшнее мероприятие Константин Симонов-выдающийся автор советского времени, поэт, сценарист и прозаик.
Родился Кирилл Симонов (настоящее имя литератора) в Петрограде, в дворянской семье. Отец – Михаил Агафангелович Симонов имел звание генерал-майора армии, мама – княжна Александра Оболенская, принадлежала к известному роду князей Оболенских. Кирилл никогда не видел своего отца. Он ушел на фронт Первой мировой войны и пропал без вести. Мать забрала сына и уехала с ним в Рязань. Там она и встретила военного специалиста Александра Иванишева, который стал ей мужем и настоящим отцом Кириллу. Семье пришлось часто переезжать. Они сменили много военных городков и командирских общежитий. Симонов окончил семилетку, увлекся идеями социалистического строительства, и решил посвятить свою жизнь работе на заводе. Поступил в ФЗУ, где получил специальность токаря по металлу. Трудовую биографию начал на одном из заводов Саратова, потом продолжил работать по этой специальности в Москве, куда семья перебралась в 1931 году. Константин продолжал трудиться токарем, и параллельно с этим поступил на учебу в Литературный институт им. Горького. После получения диплома он стал аспирантом столичного института философии им. Чернышевского.
В 1939 году Симонова призвали в армию в качестве военного корреспондента. Он отправился на Халхин-Гол чтобы освещать события военного конфликта с Японией. В начале Великой Отечественной войны вступил в РККА, в качестве военного корреспондента сотрудничал с газетами «Боевое знамя», «Известия», «Красная звезда».
Будучи военным корреспондентом, Константин Симонов побывал в самых разных точках фронта.Вот как описывал эту часть жизни отца его сын Алексей Симонов: «Он стал одним из лучших военных журналистов: ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками — в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке — в атаку с пехотой, видел всю войну от Чёрного до Баренцева моря, закончил её в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войны».
Настоящая слава пришла к нему в 1941 году, когда он опубликовал свое стихотворение «Жди меня».
В августе 1941 года Константин Симонов, раздавленный ужасами первых месяцев войны, ненадолго попав в Москву, ночуя на даче у друга Льва Кассиля, пишет свое самое знаменитое стихотворение «Жди меня», посвященное его возлюбленной — актрисе Валентине Серовой. Сначала у него даже в мыслях не было публиковать стих, настолько личным и сокровенным он получился. Но вскоре друзья его убедили, что эти строки нужны всем солдатам, которые также как и он жили этой надеждой, что их ждут.
«Жди меня» стало гимном всем подругам, жёнам советских бойцов. Его переписывали от руки и хранили в нагрудных карманах гимнастёрок.
Мужество и героизм писателя отмечены многочисленными орденами и медалями. Он начинал как старший комиссар батальона, а в запас ушел в звании полковника.
Симонов прошел всю войну, видел столько ужасов за эти годы, что ему просто необходимо было обо всем этом с кем-то поделиться, сохранить память о тех страшных, но героических годах. Так война стала главной темой его произведений. Его военные записи составят основу книги «От Чёрного до Баренцева моря».
За военные годы Константином Симоновым были изданы две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война», пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги» и дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений. Первые фильмы и спектакли по военным произведениям Симонова появились непосредственно в годы Великой Отечественной — и, по свидетельствам многих, они стали актами огромной моральной поддержки для бойцов и тех, кто ждёт солдат с фронта.
После окончания Великой Отечественной писатель занимал редакторские посты в ведущих изданиях «Новый мир» и «Литературная газета», был секретарем президиума Союза писателей, избирался депутатом Верховного Совета СССР, много и часто ездил по зарубежным командировкам. Также Симонов с 1950 по 1953 годы находился на посту главного редактора «Литературной газеты». По сценариям Симонова поставлено множество фильмов.
Начиная с 1959 года в свет начали выходить части его романа-эпопеи «Живые и мертвые» — грандиозного произведения о людях на войне, которое иной раз даже сравнивали с «Войной и миром» Льва Толстого. События в романе начинаются в июне 41-го, а заключительная часть трилогии разворачивается в 1944 году. Более двух сотен героев выписано автором за двенадцать лет работы над романом.
Действие романа начинается в первые дни войны. Отступление Красной Армии от западных границ, тяжелые бои, тысячи мирных жителей — беженцев, огромные потери в войсках и немецкие «мессершмиты», которые с воздуха пытаются уничтожить выживших. На фоне этого тяжелого испытания, Константин Симонов создает образы людей, которые пытаются выжить в этих трудных условиях. В романе Симонов не приукрашивает поведение людей, а наоборот описывает все оттенки человеческих отношений: подлость, предательство, любовь, дружбу, верность. Состоит роман из трех частей — «Живые и мёртвые»(1955-1959), «Солдатами не рождаются»(1963-1964), «Последнее лето»(1970-1971).
«Живые и мёртвые» написаны по материалам записок Симонова, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков. Первая книга почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны». Сюжет книги построен на том, что в первый месяц Великой Отечественной войны два главных героя романа, политрук Синцов и комбриг Серпилин встречаются под Могилевым, где первый оказывается в качестве военного корреспондента, а второй – командует полком. По ходу книги их пути несколько раз расходятся и вновь сходятся. В последних эпизодах книги Серпилин командует армией 2-го Белорусского фронта, которая освобождает Могилев, а Синцов оказывается его адъютантом. Так вдвоем они и попадают на то поле, с которого для них начиналась война.
Персонажи романа — вымышленные, хотя и имеющие реальные прототипы. Симонов сам признавался, что персонаж Синцова – попытка описать себя самого, но не того, каким он был, а каким бы он мог стать. По всей видимости, этот выбор – оставить писательство и стать кадровым офицером – стоял и перед Симоновым. Но если его герой этот выбор делает, то сам Симонов остался, прежде всего, писателем.
При создании образа Серпилина Симонов использовал биографии нескольких людей. Одним из них стал полковник Кутепов. Дневниковая запись Симонова о встрече с полковником Кутеповым слово в слово воспроизводит текст романа: «Всех троих нас под конвоем доставили в штаб полка. Из окопа поднялся очень высокий человек и спросил, кто мы такие. Мы сказали, что корреспонденты. Было так темно, что лиц невозможно было разглядеть. — Какие корреспонденты? — закричал он. — Какие корреспонденты могут быть здесь в два часа ночи? Кто ездит ко мне в два часа ночи? Кто вас послал? Вот я вас сейчас положу на землю, и будете лежать до рассвета. Я не знаю ваших личностей». И внешний облик, и многие черты биографии Серпилина взяты именно с полковника Кутепова. Только вот из окружения в июле 41года Семён Фёдорович Кутепов, в отличие от Серпилина, не вышел – погиб. В какой-то степени, одним из прототипов Серпилина можно считать и генерала Горбатова. Тут тоже прослеживается схожесть с биографией главного героя трилогии. Александр Васильевич Горбатов был командиром 2-й кавалерийской дивизии на Украине. Однако в 1937 г. в ходе массовых репрессий был снят с должности «за связь с врагами народа», уволен в запас и арестован. Подвергался пыткам следователей НКВД, но виновным себя не признал. Освобождён после пересмотра дела перед войной. После восстановления в армии получил назначение на должность заместителя командира 25-го стрелкового корпуса на Украину. С июня 1943 года и до конца войны — командующий 3-й армией. За умелое руководство при прорыве обороны противника 10 апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза. Еще одним прототипом собирательного образа Серпилина считают генерала Н.Ф. Ватутина, командующий Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов, участник Курской и Сталинградской битв.
Почти все действующие в романе лица — герои, но не исключительные в своем мужестве и бесстрашии, а самые типичные представители своего поколения-победителя. Симонов, как никто из писателей знавший реалии фронтов и боев, при создании трилогии тщательно изучил трофейные документы, провел сотни бесед и встреч с полководцами и рядовыми, получил тысячи писем от участников войны. Опубликованная в «Живых и мертвых» масштабная правда о войне, ставшая в 1960-е годы беспрецедентным откровением для общества, еще не залечившего раны, и сегодня не потускнела, разве что отлилась в бронзу.
По роману снят кинофильм. В роли Серпилина Папанов — сам участник, инвалид Великой Отечественной войны и он замечательно воспроизвел образ Серпилина в фильме. В предисловии к трилогии, вышедшей в 1976 году, Константин Симонов написал о роли А. Папанова в формировании образа генерала Серпилина: «Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов». Трилогия «Живые и мертвые» была удостоена Ленинской премии за 1973 г.
Личная значимость событий, на которых основан сюжет книги, была для Константина Симонова огромна. По его завещанию, прах его после смерти был развеян над тем самым Буйническим полем под Могилевом, на котором встретились комбриг Серпилин и политрук Синцов. На установленном там камне написано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».
Для советского народа самой жестокой войной стала Великая Отечественная, когда решался вопрос — быть стране или не быть, жить или не жить народу. Сегодня мы вспомнили тех писателей и поэтов, которые сами были участниками войны и поэтому их творчество и сегодня одно из самых ценных свидетельств военных лет. Будучи сами героями они запечатлели для потомков героизм и самопожертвование всего советского народа. В их произведениях не было разоблачений тоталитарного режима и «штрафбатов», не было нравственных терзаний дезертиров и предателей, не было других частностей с точки зрения Победы (многих из которых тогда не было и на самом деле), там было основное — высочайший моральный дух советского народа и его героев, солдат и генералов, который только и смог дать нам всем Победу.
Сегодня фашизм снова поднял голову. Восемь лет идет война на Донбассе. Опасность войны с коалицией западных стран, объединившихся под лозунгами русофобии, вновь нависла над нашей страной. Строки стихотворения К. Симонова «Если дорог тебе твой дом» звучат как никогда актуально. Давайте послушаем их вместе! (Читает М. Царёв (1903-1987)
Слова писателей на войне и о войне трудно переоценить. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Спасибо за внимание!
Филатова Е.А.