Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!
19 апреля 1902 года родился Вениамин Зильбер, который вошёл в историю литературы под фамилией Каверин.
Его отец Александр Зильбер был капельмейстером Омского пехотного полка. В 1896 году он приехал из Выборга в Псков с женой Анной Зильбер-Дессан и тремя детьми — Мирой, Еленой и Львом. В Пскове в семье Зильберов родились еще Давид, Александр и Вениамин. Семья была большая, сложная, «недружная», как позже отмечал Вениамин, по-своему замечательная и заметная в небольшом провинциальном городе. Большинство забот лежало на плечах матери, которая оказала гораздо большее влияние на судьбы своих талантливых детей. Анна Григорьевна была высокообразованной женщиной, окончила московскую консерваторию по классу рояля и всю свою интеллигентность, энергичность и широту интересов передала детям.
В 1912 году Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. Позже он вспоминал: «Мне не давалась арифметика. В первый класс я поступал дважды: провалился из-за арифметики. На третий раз хорошо сдал экзамены в приготовительный класс. Был рад. Мы жили тогда на Сергиевской улице. Вышел в форме на балкон: показать городу, что я гимназист». Годы учебы в гимназии оставили яркий след в жизни Вениамина, во всех событиях ученической жизни он был активным и непосредственным участником.
Анна Григорьевна давала уроки музыки, организовывала для псковичей концерты, по ее приглашению в Псков приезжали известные музыканты, певцы и драматические артисты, в числе которых Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская. Вечерами после концертов, когда за стол садились 12-15 человек, в семье обсуждали очередное событие в культурной жизни города, часто спорили и долго жили этими впечатлениями. Младший Вениамин прислушивался к спорам старших братьев и их товарищей — будущих ученых Августа Летавета, Юрия Тынянова, Мирона Гаркави, в значительной мере ощущал их влияние и обаяние увлеченных и творческих личностей. «Друг моего старшего брата,Юрий Тынянов, впоследствии известный писатель, был моим первым литературным учителем, внушившим мне горячую любовь к русской литературе», — напишет Каверин.
В 1919 году Вениамин Зильбер уехал с братом Львом из Пскова учиться в Москву. В Москве Вениамин окончил среднюю школу и поступил в московский университет, но по совету Ю. Тынянова в 1920 году перевелся в Петроградский университет, одновременно поступив в институт восточных языков на факультет арабистики. В.Каверин сразу же попал в благоприятную литературную среду. Его сестра вышла замуж за Ю.Тынянова, сам он женился на сестре Тынянова. В доме бывали крупнейшие деятели культуры той поры — Е.Поливанов, В.Шкловский, Б.Эйхенбаум. Каверин учился не только у них, но и у своих друзей — М.Зощенко, Н.Тихонова, К.Федина, которые впоследствии образуют литературную группу под названием «Серапионовы братья».
Интересно, что псевдоним «Каверин» взят был писателем в честь гусара, приятеля молодого Пушкина, выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»:
Для прозаика профессиональную литературную жизнь Каверин начал удивительно рано — в 21 год он уже выпустил сборник рассказов «Мастера и подмастерья» (1923г.), состоявший из шести новелл. За нее автор получил высокую оценку от Максима Горького.
Был период, когда он пытался сочинять пьесы. В начале 30-х годов некоторые даже имели успех — их ставили первоклассные режиссеры, сам В. Мейерхольд предлагал сотрудничество. Но, по собственному признанию В. Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов. Первым из них стал «Исполнение желаний». Герои книги — столяры, инженеры, учёные, а действие происходит в средневековой Германии. Писателя интересуют мистика и загадки мастерства.
Во многом это было подражание его любимому Гофману и Горький советовал ему искать вдохновения в русском фольклоре. А критика писала: «Чтобы стать очень оригинальным писателем, Каверину нужно перевезти свой Нюрнберг хотя бы в Петербург, немного раскрасить своё слово и вспомнить, что это слово -русское». Можно сказать, что литературные опыты Каверина начала 30-х годов были настолько посвящены литературе, что сегодня читаются уже как часть её истории, не более. После он продолжал отходить от любимого им Гофмана к другому любимому писателю — Стивенсону и его апологии приключений. Раз публика не принимает его сказки, то может, примет приключенческий роман?
В конце 30-х годов Вениамин Каверин начинал писать роман «Два капитана». Первый том романа был опубликован в 1940 году. Второй том вышел в 1944 году.
Приключенческий роман «Два капитана» имеет множество реалистических признаков, что позволяет причислить произведение и к жанру исторического романа.
У центрального персонажа Сани Григорьева несколько прототипов. Отдыхая в санатории в 1936 году, В.А. Каверин познакомился с Михаилом Лобашевым, история жизни которого легла в основу романа. В истории жизни Сани Григорьева отобразились многие факты жизни нового знакомого В.А. Каверина: его немота и избавление от нее, отцовский арест, смерть матери, сиротство, побег из дома, беспризорничество, школа-коммуна. Однако Михаил Лобашев не был полярным летчиком, как Саня Григорьев. Поэтому главный герой имеет не одного, а несколько прототипов. Вторым прототипом становится Самуил Клебанов, полярный летчик. Два прототипа имеет и капитан Татаринов: Г.Я. Седов и Г.Л. Брусилов – исследователи Севера, ушедшие в экспедиции в 1912 году. О том, что эти исследователи Севера стали прототипами капитана Татаринова, говорил сам В.А. Каверин. Также писатель говорил о том, что курс «Святой Марии», о которой идет речь в романе, с точностью повторяет курс «Святой Анны», где капитаном был Г.Л. Брусилов – один из прототипов капитана Татаринова. Говорил В.А. Каверин также о том, что дневник штурвала Климова, члена экспедиции «Св. Марии», который упоминается в каверинском романе, основывается на дневнике В.И. Альбанова, который был штурманом «Святой Анны». Многие исследователи отмечают, что несуществующий город Энск, о котором в романе идет речь, имеет многие признаки реально существующего города Пскова.
Приключенческий роман получил похвалу И.В.Сталина, и вскоре Каверина наградили Сталинской премией. Для писателей того времени это было, пожалуй, высшим профессиональным признанием. «Два капитана» стали самой знаменитой книгой автора. «Бороться, искать, найти и не сдаваться»- эта главная фраза из романа известна не одному поколению советских и российских читателей. Предлагаем вам прочитать или перечитать эту замечательную книгу, она никого не оставит равнодушным!
Роман В.А. Каверина «Два капитана» заслуженно можно назвать «книгой на все времена». В романе поднимаются важные нравственные и общественные вопросы — чести и достоинства, справедливости и правды, долга и любви в Родине. Роман имел и имеет потрясающий успех: десятки переизданий, фильмы, сериал, мюзикл «Норд- Ост», аудиокниги.
Во время войны Каверин работал на Ленинградском и Северном фронтах корреспондентом от «Известий». Увиденное за эти страшные годы писатель отразил в своих дальнейших произведениях. Писатель собирал материал для второго тома «Двух капитанов»: много общался с личным составом флота, наблюдал за повседневной работой моряков. В 1947 году Вениамин Александрович перебрался в Москву. Поселился на даче в Переделкино, где начал создавать трилогию «Открытая книга».
Прототипом главной героини стала Зинаида Виссарионовна Ермольева, жена Льва Александровича Зильбера, известного иммунолога, старшего брата писателя. Профессор Флори называл её «госпожа Пенициллин». Зинаида Ермольева была влюблена в музыку. Смерть Чайковского от холеры настолько потрясла её, что она решила посвятить свою жизнь борьбе с инфекционными заболеваниями. Изучая клинику холеры, Ермольева провела эксперимент на себе, она выпила раствор холероподобных эмбрионов, чтоб разработать методику борьбы с этим заболеванием. Она стойко перенесла болезнь, чтоб подтвердить свою гипотезу.
Такой же бесстрашной, упорной и бескомпромиссной является главная героиня повести – Татьяна Власенкова. Волей случая кухаркина дочка попадает в семью старого доктора, гениальное открытие которого современники не увидели, не захотели увидеть. Воплощать его идеи предстоит Татьяне. Социальные потрясения эпохи, семейные драмы, интриги научного сообщества – вот тот мир, в котором доктору Власенковой предстоит пройти свой путь к пенициллину. Как и в романе «Два капитана», Каверин погружает читателей в загадки и тайны прошлого, поиски старых писем и дневников, в неожиданные открытия и разоблачения. Как и в том романе, он не даёт комментариев, верит своему читателю, которому не придётся объяснять, что происходило со страной. Книга создавалась восемь лет, начиная с 1948 года. Получился громадный роман, описывающий жизнь русских людей, деятелей науки начиная с предреволюционных лет до 1956 года.
Картинки дореволюционного быта провинциального городка и любовные драмы с участием сбегающей не с тем мужчиной красавицы с горящими глазами, передовые открытия в микробиологии, нелицеприятные интриги в научной сфере, репрессии, похищенные письма и суровые фронтовые будни — жанры от авантюрного романа и семейной хроники до полудокументальной, производственной и военной литературы смешались в произведении Вениамина Каверина «Открытая книга». По ходу чтения становится понятно, что писатель при создании этого произведения рассчитывал на самую широкую аудиторию. Темы, поднимаемые в романе очень разные по глубине и пониманию с точки зрения прожитого.
Первая часть по настроению очень атмосферная и приключенческая, бытовые зарисовки и увлекательные описания типажей. Чего стоят Танина мама — посудомойка и одновременно гадалка, которая обожала немое кино и Ивана Мозжухина, и бросивший семью отец-авантюрист, сменивший десятки профессий — от актера до торговца в Сибири. А госпожа Львова, занимавшаяся прокатом роялей и державшая рояльное «депо», а старый доктор — буквально все в начале трилогии кажется привлекательным и развлекательным.
Но по мере того, как взрослеет Таня, «взрослеет» и произведение. Вторая часть «Открытой книги» помимо прочего наполнена так необходимыми взрослеющему человеку нравственными ориентирами — описаниями решительных и порой даже героических поступков людей, работающих по призванию.
Последняя часть трилогии вызывает уже совершенно недетские эмоции и наводит на глубокие размышления и о подковерных интригах в профессиональной сфере, и о судьбе множества изобретений русских и советских ученых, не регистрировавших свои изобретения по международным правилам, и о репрессиях.
«Открытая книга» несмотря на очевидную принадлежность к художественной литературе в какой-то мере относится и к разряду научно-популярного жанра, ибо четко обозначает истины о том, насколько важно, чтобы наука развивалась и находились упорные и немного сумасшедшие люди, ставящие своей целью совершить открытия в мире исследователей. Все эти люди вызывают безграничное уважение и восхищение. Несмотря ни на что, они верят в себя, в свои идеи и идут к своим целям. Рекомендуем к прочтению!
В середине 1950-х состоялся Второй съезд советских литераторов, где с речью выступил Вениамин Каверин. Он призвал общество уважать творческих людей, а в частности, пересмотреть отношение к произведениям Юрия Тынянова и Михаила Булгакова. В следующем десятилетии Каверин выступил со статьями в защиту Михаила Зощенко. В 1958 году Вениамин стал едва ли не единственным автором, отказавшимся участвовать в травле писателя Бориса Пастернака за его вышедший на западе роман «Доктор Живаго».
В 1972-м вышел роман «Перед зеркалом», который читатели нашли невероятно искренним и полюбили.
Роман «Перед зеркалом» написан Кавериным в возрасте семидесяти лет и нередко признается его лучшей книгой. Это очень чувственный, проникновенный и жизненный, роман о любви. Это роман в письмах, которые датированы 1910-1932 годами. Самому автору эта книга была очень дорога. Произведение создано на основе подлинной истории двух любящих людей. Среди приятелей Льва Александровича Зильбера, брата писателя, был один ученый. Перед смертью он привез В.Каверину пачку писем – переписку между ним и женщиной, которую он любил с малых лет. На их основе и был написан роман. Сюжет романа это трагический путь русской эмиграции. Повествование раскрывает судьбу одной русской художницы Лизы Тураевой , особенно останавливаясь на периоде ее жизни, когда она уехала из России. В художественное повествование очень гармонично включены подлинные документы и письма. Роман серьезный, трагичный. Лиза в романе проходит путь от наивной романтичной барышни к одинокой сильной умной женщине, ведущей нищенское существование за границей, но не изменившей своей мечте — стать художником.
Содержание книги ценное еще и тем, что в ней описаны художественные течения начала 20-го века, поиски новых путей выражения мысли в живописи, работы над новыми цветами, формами и содержанием.
Автор ведет повествование от лица героини, рассказывается о встречах Лизы с реальными художниками и художницами того времени.
В последующие годы свет увидела повесть «Освещенные окна» и детские сказки «Песочные часы», «Немухинские музыканты», «Верлиока».
Эта книга — своеобразный калейдоскоп воспоминаний автора о его детских и юношеских годах. Основное место действия — город Псков — место, где родился и вырос писатель. Детские впечатления о жизни в царской России сменяются впечатлениями о революционных событиях и годах Гражданской войны.
Предлагаем вам послушать самого писателя. В передаче «Книжная лавка»(1977г.) он рассказывает о своей литературной деятельности, о романе — трилогии «Освещенные окна», вспоминает ученические годы, показывает первый выпуск альманаха «Серапионовы братья».
Удивительно интересны мемуарные произведения Вениамина Каверина, сохраняющие для потомков живые образы его современников: «В старом доме», «Петроградский студент», «Освещенные окна», «Вечерний день», «Письменный стол». Каверин делает героями лишь тех людей, кто, по его мнению, был рыцарски предан своим идеалам и бескорыстно им служил. Эта благородная черта объединяет в глазах писателя таких разных художников, как Ю.Тынянов и К.Г.Паустовский, М.Зощенко и Н.А.Заболоцкий, А.П.Гайдар и Е.Л.Шварц. Вспоминая друзей и недругов, говоря о времени, трудно избежать соблазна поговорить о себе. Весь первый план, всю мудрость, красоту, талант отдает Каверин друзьям, отодвигаясь, уходя на второй план.
В семьдесят лет В. Каверин, подведя итог жизни, «хотел умереть с чистой совестью, поэтому и создал «Эпилог». Эту увлекательную и одновременно печальную книгу с большим внутренним напряжением и предельной откровенностью семнадцать лет он писал в стол, не надеясь на её публикацию. Она создавалась в начале 70-х годов в период так называемого «застоя». Эти воспоминания отличаются глубоким самоанализом и тонким психологизмом: «Необычайная, сложная, кровавая история последнего полувека нашей литературы прошла на моих глазах. Она состоит из множества трагических биографий, из обманутого доверия, неслыханного мужества и ещё более неслыханной невозможности самоуничтожения».
Одной из последних работ писателя стала книга о его лучшем друге Ю.Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом В.Новиковым.
В. Каверин и Вл. Новиков поставили своей целью создать объемный образ писателя и человека Ю. Тынянова. Оба автора, и старый и молодой, ведут свой рассказ увлеченно, перебивая друг друга все новыми и новыми сюжетами и по временам, как будто захлебываясь от богатства этой личности, этой — такой короткой по своей продолжительности — жизни, от богатства уже свершенного и оставшегося лишь в набросках, от богатства, наконец, последствий тыняновской деятельности, поныне сказывающихся в самых разных областях искусства, в частности — в кинематографе, которому он отдал много сил и выдумки.
Вениамин Александрович всегда был оптимистом. Но когда умерла жена, Лидия Николаевна, сильно сдал. Маленькая и хрупкая,она занимала слишком большое место в жизни Каверина. Со своей супругой и единственной спутницей жизни Каверин познакомился еще в подростковом возрасте. Лида была сестрой писателя Юрия Тынянова, который в свою очередь уже успел стать родственником Вениамина, женившись на его сестре.
Вениамин и Лида поженились, едва обоим исполнилось по двадцать лет. Время в стране было нелегкое, но молодая жена смогла создать уютный дом, где писатель мог спокойно жить и творить. В семье родилось двое детей – Коля и Наташа. Лидия Николаевна тоже была писателем — сочиняла детские произведения. Во время Великой Отечественной войны супруги «потерялись»: Вениамин отправился на Северный флот, а Лидия с детьми была эвакуирована на Урал. Через некоторое время связь оборвалась, и Тынянова даже не знала, жив ли ее муж. О том, что любимый жив и здоров, женщина узнала, случайно услышав его очерк по радио.
Двери дома писателей были всегда открыты для друзей, поэтому свидетелей их счастливой личной жизни оказалось предостаточно. Сначала между взрослыми бегали дети, потом внуки, и всегда – хвостатые питомцы. Животных в семье просто обожали.
«Апостол добра», как называли писателя друзья и знали его как неутомимого оптимиста, после смерти супруги резко сдал, как будто потеряв большую часть самого себя. После ухода любимой Лидии писатель продержался всего несколько лет. 2 мая 1989 года писателя не стало. Знаменитый советский литератор упокоился на столичном Ваганьковском кладбище.
Если вас заинтересовала биография и творческий путь Вениамина Александровича Каверина и вы хотите более подробно узнать о его жизни, то рекомендуем вам прочитать книгу Натальи Старосельской «Каверин» из серии ЖЗЛ.
Наследие Вениамина Каверина и сегодня привлекает необычными сюжетами, реальными фактами, точностью обрисовки характеров персонажей, великолепным стилем и языком. Это имя на полке продолжает быть одним из самых востребованных у читателей разных возрастов. Ждем вас в нашей библиотеке! Мы всегда рады предложить вам книги В.Каверина- рассказы, повести, сказки, пьесы, очерки, мемуары.
Спасибо за внимание!
Филатова Е.А.