Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!
1 апреля родился выдающийся советский писатель-Сергей Алексеев, для которого историческое прошлое нашей Родины стало главной темой творчества.
Просто, правдиво и увлекательно писал он об историческом прошлом России, о знаменательных событиях, решающих битвах и парадах, о героических подвигах русских людей в годы Великой Отечественной войны. О храбрости, честности, мужестве и патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни. В его повестях и рассказах непостижимым образом стирались грани времени, что делало историю близкой, понятной, интересной. «Азбукой патриотизма» назвал книги Сергея Алексеева известный критик Игорь Мотяшов.
Биография Сергея Петровича Алексеева необычна. Многое из того, что довелось ему увидеть и пережить, нашло потом отражение в его исторических книгах: война, победа, лишения и потери, горести и радости. Ведь он жил и мужал вместе с историей своей страны, ее народом, который стал главным героем его произведений. Сегодня мы представляем вам литературный портрет этого замечательного писателя, главной темой творчества которого была Родина и ее героическая история.
Сергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года на Украине, в городке Плискове недалеко от г. Винницы.
«Моё детство, — рассказывал писатель, — прошло среди долин и холмов благодатной подольской земли. Это удивительный край — полный грозных исторических событий, примечательных легенд и преданий. Здесь пробушевали освободительные войны Богдана Хмельницкого. Соревновались благородство и боевая удаль украинских казаков, так чудесно воспетых в «Тарасе Бульбе» Гоголем. Здесь зародилось Южное общество декабристов, и совершил свой героический поход в поисках «чудо-свободы» легендарный Черниговский полк. Через моё родное село промчались с оголёнными шашками красные конники Семёна Буденного, прорывая белогвардейский фронт, а затем прошли суровые битвы Великой Отечественной войны».
Родители Сергея, врач Пётр Сергеевич Алексеев и медсестра Елена Александровна Ганшина, познакомились на фронте, во время Первой мировой войны. Вскоре они поженились, и у них родился сын Сергей. Детство будущего писателя было свободным и радостным – родители предоставили ему возможность самому выбирать себе друзей и игры.
Читать, писать, считать Сергей научился дома. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители отправили сына на учёбу: сначала в Воронеж, так как в Плискове были только украинская и еврейская начальные школы, затем — в Москву. В школе Серёжа был старательным учеником, особенно увлекала его история. По своему характеру он просто не умел быть в стороне от школьных дел: касалось ли дело спорта, учебы, выпуска стенной газеты или организации школьного вечера. Страсть к истории пробудилась в детские годы, когда Сережа жил у сестер своей мамы.
С десяти лет мальчик жил у сестер матери в 3-ем Троицком переулке недалеко от дома художника В. М. Васнецова (ныне переулок Васнецова). Сестры Ганшины были прекрасно образованы и весьма начитаны (в семье была большая библиотека на нескольких языках, доступная для публичного использования). Ни у кого из пяти женщин своей семьи не было и они охотно взялись за воспитание мальчика. Одна из младших, Лидия Александровна, установила железную дисциплину, жесткий режим дня и обширную систему наказаний за проступки. Но не только строгими порядками запомнилась Сергею жизнь у московских родственниц. Они водили племянника в музеи, покупали билеты на выставки и в театры. Учился Алексеев в школе № 236, был прилежен, особенно нравились уроки истории. Был председателем ученического комитета; охотно участвовал в спортивных состязаниях, брался и за организацию школьных вечеров, и за выпуск стенгазеты, и за поддержание «культурного вида школы».
В детстве Сергей Алексеев мечтал стать то сельским извозчиком, то пожарником, то геологом, то моторостроителем. Одно время думал о карьере дипломата. Родители хотели, чтобы сын повторил их путь. Семейство Ганшиных, поддерживая увлечение племянника историей, видели его ученым. В старших классах Алексеев принял твердое решение: он будет летчиком. Юноша восхищался дальними перелетами экипажей В. П. Чкалова и В. С. Гризодубовой, подвигом летчиков, спасших из ледового плена челюскинцев. Вступив в аэроклуб, поднимался в небо на маленьком учебном самолете. В 1940 году, окончив школу, поступил в авиационное училище в г. Поставы (Западная Белоруссия). Учился с азартом, а к строгой дисциплине давно был приучен.
Летом 1941 года курсанты прибыли в полевой учебный лагерь у самой западной границы. А ранним утром 22 июня лагерь подвергся бомбежке и обстрелу. «В первый же день войны мы вступили в неравный бой с фашистами. Почти все наши самолеты и многие мои товарищи погибли», — вспоминал писатель. В тот день он подносил снаряды зенитчикам, улетел на последнем уцелевшем транспортном самолете.
Авиации, понесшей тяжелые потери в первые месяцы войны, срочно требовались свежие кадры. Поэтому выживших курсантов направили в Чкаловское (Оренбургское) летное училище и начали спешно обучать управлению новыми боевыми машинами. С отличием окончив училище, С. П. Алексеев готовился попасть на фронт. Однако генерал-лейтенант И. Л. Туркель, присутствовавший на сдаче экзамена, был впечатлен умениями курсанта и распорядился оставить его инструктором. До конца войны Алексеев обучал молодых летчиков.
Ответственная работа сочеталась с продолжением образования. С. П. Алексеев поступил на вечернее отделение исторического факультета Чкаловского (ныне Оренбургского) педагогического института, где среди преподавателей были и московские профессора, уехавшие в эвакуацию. Прошел полный курс за год и пять месяцев и в 1944 году получил диплом.
После войны, когда начались сокращения армейского состава, начальство посоветовало Алексееву поступить в Высшую дипломатическую школу, и молодой человек согласился.В конце 1945 года, перед самым отъездом на учебу, случилось несчастье — третья по счету авария. В очередном полете отказал мотор, и машина вошла в штопор. Опытный летчик, Алексеев смог посадить самолет, но получил сотрясение мозга и тяжёлую травму позвоночника. Доктора поставили Алексеева на ноги, но о полетах пришлось забыть. Прием в Высшую дипломатическую школу к тому времени уже закончился — приходилось ждать следующего года.
Вчерашний летчик обратился в Министерство просвещения. Диплом пединститута стал основанием для предложения временно поработать редактором издательства «Детская литература». Алексеев согласился, надеясь вскоре сменить род занятий, но новая работа неожиданно увлекла. Директор издательства К. Ф. Пискунов, и большинство его сотрудников были настоящими энтузиастами своего дела. Так С. П. Алексеев вошел в мир детской литературы. Ему не раз приходилось читать письма детей с просьбами рассказать в книгах об Александре Невском, Суворове, Кутузове, маршале Жукове, других выдающихся людях, об истории России. И многие просьбы ребят Сергей Петрович выполнил.
Его самую первую книгу с середины 50-х годов читали все дети Советского Союза. В начале 50-х годов Министерством просвещения СССР был объявлен конкурс на новый учебник «История СССР» для начальной школы. Алексеев решает попытать свои силы в этом новом для него деле. Задача была следующая: просто рассказать детям о сложном. Книга была написана легким, живым языком, а описания сражений читались как захватывающая повесть. Сергей Михалков прочитал этот учебник и сразу отметил явный писательский талант. Он предложил Алексееву написать серию исторических рассказов для детей. Позже Сергей Алексеев вспоминал: «У меня поразительно счастливая литературная судьба. Много добрых, заботливых людей помогли мне сделать первые шаги в литературе. Моим крёстным литературным отцом стал Сергей Владимирович Михалков. Именно он отнёс мою первую рукопись в детское издательство. Именно он первым со страниц «Литературной газеты» пожелал мне доброго пути».
В 1951 году С. Алексеев попытался написал свою первую художественную историческую книгу для детей. Это была книга «Небывалое бывает» — рассказы о царе Петре I. Книга была издана в 1958 г. и сразу полюбилась юным читателям.
Вот что писал в своей рецензии на первую книжку Сергея Алексеева Лев Кассиль: «Предельный лаконизм, живая легкость языка, точность находок, позволяющая по-своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты… ярчайших эпох в истории нашей Родины, — все это делает рассказы С. Алексеева чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения. А умение передать своеобразие характеров и великолепный, точный и образный язык придают произведениям Алексеева подлинную прелесть». И далее: «Они хрестоматийно просты и войдут в круг любимого чтения школьников».
С. Михалков отметил: «Мастер исторической прозы Алексей Югов как-то воскликнул со страниц «Литературной газеты»: «Смелый автор, смелое издательство! — подумалось мне, когда я раскрыл книжку Сергея Алексеева «Небывалое бывает» — Петр!.. Исполинская личность русской истории. И вдруг — для ребят, да еще «младшего школьного»! Посмотрим, посмотрим!.. — И — зачитался…» Я тоже зачитался историческими повестями Сергея Алексеева. Зачитался как мальчишка. И спасибо за это автору… Тонко и умно живописует автор образ Петра в повести «Небывалое бывает». Петр на страницах его повести действительно Великий: он «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник». Но он еще и царь-крепостник и царь-деспот, считающий, что для достижения поставленной цели все средства хороши. Историческая закономерность всех этих противоречий личности Петра не «объясняется» автором, а раскрывается образно, и потому она доступна для читателей, которым всего-то от роду девять-одиннадцать лет». Поэтому книги С.П.Алексеева мы рекомендуем к прочтению не только детям, но и взрослым. А лучше всего читать их вместе с детьми!
Окрыленный успехом первой книги, автор за три недели — уже по заказу издательства — написал «Историю крепостного мальчика» (1958), повесть о России XVIII века. Это произведение вошло в советский канон школьного чтения.
«Небывалое бывает» и «История крепостного мальчика» не раз переиздавались, входили в авторские сборники и собрание сочинений. Эти две книги, высоко оцененные товарищами по перу и юными читателями, посылавшими письма в московский Дом детской книги, стали хорошим стартом для начинающего литератора. 27 ноября 1958 года С. П. Алексеева приняли в Союз писателей РСФСР.
Сергей Алексеев пришёл в детскую литературу имея за плечами огромный жизненный опыт, а его жизненная дисциплина, и чёткий, ясный взгляд военного впоследствии очень уместно дополнили его художественную одарённость. Прежде чем начать писать свои повести и рассказы, Алексеев долго и подробно изучал то время, о котором хотел написать. Он мог целый год ходить в историческую библиотеку и изучать много книг, прежде чем чувствовал, что готов писать. Он как бы начинал жить в том времени, даже ездил в те места, где происходили исторические события. «Каждую свою книгу я переписываю по 6 – 7 раз, — говорил автор. — Работаю медленно, возвращаясь к тексту снова и снова… Долго раздумываю над тем, как начать, как кончить книгу. Стараюсь вслушиваться в фразу, добиваясь её музыкальности… Приступая к новой работе, обычно составляю план, но по опыту знаю, что план претерпевает изменения, и довольно неожиданные».
С конца 1950-х годов постепенно складывается большая книга «Сто рассказов из русской истории» (1966).
В книге, написанной живым, образным языком, перед читателем предстают яркие картины исторического прошлого нашей Родины. В основе рассказов лежат подлинные исторические хроники и документы.
В книге представлено 120 рассказов о людях,оставивших в истории России глубокий след: Иван Грозный, Степан Разин, Петр Первый, Суворов, Кутузов, декабристы. Книга, несомненно, патриотического и исторического значения. Читать такие книги детям и взрослым просто необходимо.
В тот же период автор начинает разработку еще одной большой темы — о событиях революции и гражданской войны. Для детей младшего и среднего возраста он пишет повести «Сын великана» (1959), «Упрямая льдина» (1960), «Братишка» (1963), короткие рассказы «Рабочая газета «Правда»», «Агитатор», «Орел-село», «Царя скинули»», Марксист», «Максималист» и другие. Тогда же писатель создает ряд произведений на сюжеты из истории русской армии. Выходят сборники «Рассказы о Суворове и русских солдатах» (1961), «Птица-слава» (1962).
Особо отметим,что идея борьбы за свободу у Алексеева проходит в повествованиях вместе с идеей исторически необходимого ограничения свободы: армейская дисциплина и чувство воинского долга, честь. Для Сергея Алексеева они всегда были основой воспитания юного поколения.
В 1965 году С. П. Алексеев был назначен главным редактором только что возобновленного журнала «Детская литература». Он возглавлял его три десятка лет, вплоть до 1996 года.
Сергей Петрович наладил четкую работу редакции, собрал сильный коллектив, насчитывавший в лучшие времена более двух десятков сотрудников. Они не только вели рубрики, работали с авторами, организовывали мероприятия, но много ездили по стране, знакомили своих читателей с зарубежными деятелями детской книги, всемерно поддерживали детский литературный процесс. Великолепный калейдоскоп авторов, которые писали в журнале, завораживают даже современных читателей. Большинство из них оставили заметный след в детской литературе: Самуил Маршак, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Ираклий Андронников, Иван Ефремов, Николай Носов, Валентин Катаев, Юрий Яковлев, Юрий Коваль, Борис Заходер, Лев Кассиль. Алексеев и сам держал связь с региональными писательскими организациями, детскими библиотеками и читательскими клубами, обращал внимание на письма с запросами юных читателей. Часто устраивал выездные заседания редколлегии.
История России- главная тема творчества Сергея Алексеева. Книги писателя содержат массу интересных сведений и привлекают читателей доверительной интонацией повествования. Главная задача Алексеева – дать маленькому читателю азы научного подхода к истории, понимание ее закономерностей. Во имя этого писатель отказывается от замысловатого сюжета, богатства психологических и бытовых деталей при описании прошлого. Постепенно в книгах возрастает удельный вес документа, реальные люди и события составляют основу рассказов, жестче и информативнее становится стиль. В текст вводятся пояснения политических терминов, краткие биографические сведения о выдающихся людях нашей страны. Становится все более явственным тяготение Алексеева к научно-художественному типу повествования. Писатель реализовал его, издав «Книгу для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945 г.): Пособие для учащихся» (1987).
В этой книге-учебнике Сергей Петрович свел воедино анализ исторического прошлого и показ его в живых лицах и картинах, подтвердив тем самым педагогическую направленность своего творчества. Тот же подход осуществлен и в книге о царствовании Ивана Грозного «Суровый век» (1990).
Особое место в литературном наследии Сергея Петровича Алексеева занимают произведения о Великой Отечественной войне. Отдавая дань памяти и уважения товарищам по оружию, с 1970-х годов Алексеев создает циклы рассказов о Великой Отечественной войне. Выходят сборники «Идет война народная» (1975), «Богатырские фамилии» (1978), «От Москвы до Берлина», «Двенадцать тополей», «Гвардейский разговор» (1985). Отдельными книгами издаются «Рассказы о маршале Жукове» (1977), «Рассказы о маршале Рокоссовском» (1978), «Рассказы о маршале Коневе» (1982).
Предлагаем вашему вниманию серию книг Сергея Алексеева «ВЕЛИКИЕ БИТВЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ», которая есть в фонде библиотек ЦБС. Шесть книг серии описывают подвиг нашего народа в освобождении родной страны и Европы от фашистских захватчиков. Они будут интересны не только детям, но и взрослым читателям.
Алексеев, С. П.
Московская битва, 1941-1942 : рассказы для детей : [для среднего школьного возраста : 6+] / Сергей Алексеев ; художник А. Лурье. — Москва : Детская литература, 2018. — 118, [1] с. : цв. ил.; — (Великие битвы Великой Отечественной; кн. 1).; ISBN 978-5-08-005806-6
Первая книга серии посвящена великой Московской битве (1941-1942). Построена в виде отдельных рассказов, а все вместе они помогают построить общую картину, как бы погрузиться внутрь сюжета — запоминаются имена, названия, места. И самое главное формируется чувство гордости, патриотизма. Каждый рассказ оставляет четкий след в душе, помогает понять и прочувствовать суровую действительность тех событий. Интересно и замечательно в этой книге то, что автор показывает не только военные действия, но и трудовой подвиг народа.
Алексеев, С. П.
Сталинградское сражение. 1942-1943 : рассказы для детей : [для среднего школьного возраста] / С. Алексеев ; художник А. Лурье. — Москва : Детская литература, 2018. — 106, [1] с. : цв. ил.; — (Великие битвы Великой отечественной).; ISBN 978-5-08-005914-8
Вторая книга серии посвящена Сталинградскому сражению (1942-1943). О героизме советских людей, защитивших в смертельной схватке с врагом Сталинград, а также о том, как развивалось начатое затем контрнаступление советских войск, как была окружена и разгромлена огромная 330-тысячная фашистская армия гитлеровского генерал-фельдмаршала Паулюса, а сам Паулюс взят советскими войсками в плен, вы и узнаете из рассказов, составивших эту книгу.
Алексеев, С. П.
Оборона Севастополя, 1941-1943 ; Сражение за Кавказ, 1942-1944 : рассказы для детей : [для среднего школьного возраста : 6+] / С. Алексеев ; художники А. Лурье и Д. Поляков. — Москва : Детская литература, 2019. — 174, [1] с. : цв. ил. — (Великие битвы Великой Отечественной).; ISBN 978-5-08-006082-3
Третья книга серии посвящена героям Севастополя (1941-1943) и Кавказа (1942-1944).
«Легендарный Севастополь, неприступный для врагов! Севастополь, Севастополь — гордость русских моряков!» В 1941 году немцы рассчитывали овладеть главной базой Черноморского флота с ходу, однако осажденный Севастополь продержался более восьми месяцев, связав крупный силы противника и не позволив Вермахту развить наступление на Кавказ.
Алексеев, С. П.
Подвиг Ленинграда, 1941-1944 : рассказы для детей : [для среднего школьного возраста : 6+] / С. Алексеев ; художник А. Лурье. — Москва : Детская лит., 2018. — 81, [2] с. : цв. ил.; — (Великие битвы Великой Отечественной).; ISBN 978-5-08-005913-1
Память о блокаде жива до сих пор. Мужество жителей северной столицы оказалось сильнее вражеских атак. Книга рассказывает детям о подвиге ленинградцев, о великой битве за Ленинград.
Алексеев, С. П.
Победа под Курском. 1943 ; Изгнание фашистов. 1943-1944 : рассказы для детей : [для среднего школьного возраста : 6+] / С. Алексеев ; художник А. Лурье. — Москва : Детская литература, [2019]. — 130, [1] с. : цв. ил. — (Великие битвы Великой Отечественной).; ISBN 978-5-08-006331-2
Фашисты мечтали о реванше. Они хотели отомстить за поражения под Москвой и под Сталинградом и все еще надеялись на новые победы. Курская битва была одним из самых грандиозных сражений Великой Отечественной войны. О подвигах советских солдат в битве на Курской дуге и дальнейших победах Советской армии над немецко-фашистскими захватчиками написана эта книга.
Алексеев, С. П.
Взятие Берлина. Победа! 1945 : рассказы для детей / С. Алексеев ; худож. А. Лурье. — Москва : Детская литература, [2020]. — 99, [1] : цв. ил. — (Великие битвы Великой Отечественной).; ISBN 978-5-08-006355-8
16 апреля 1945 года началась последняя из грандиозных битв Великой Отечественной войны – битва за Берлин. Об этой битве и написаны рассказы, вошедшие в эту книгу.
Нужны ли сегодня книги Сергея Алексеева детям и взрослым? Обязательно! «Мои книги для тех, – сказал как-то Сергей Петрович, – кто любит родную историю, кто гордится нашим великим прошлым, кто, став взрослым, и сам не пожалеет своих сил для создания на нашей древней земле богатого и справедливого государства». Основными его достоинствами были и есть лаконичность и чёткость, умение увидеть самое главное и изложить его просто и естественно. Кроме того, Алексеев обладал хорошим вкусом, твёрдым пониманием важности жизненных ценностей, представление о которых формируется в детском возрасте раз и навсегда.
Все герои Алексеева обладают умом, смекалкой, физической силой, верностью слову. Познавательное значение книг Алексеева – знакомство детей с поворотными событиями отечественной истории, систематизация исторических знаний – неотделимо от воспитательного, ибо нравственный заряд присутствует в каждом его рассказе. В комплексе черт и качеств личности, которые он стремится сформировать в своих читателях, главным является воспитание гражданственности и патриотизма. Любовь к Родине, ее защита во все времена, приумножение ее славы и могущества – таковы главные добродетели и выдающихся исторических личностей, изображенных писателем, и безвестных героев из народа. Вряд ли кто-то сможет назвать современных детских авторов, которые поднимают вопросы чести и достоинства, глобальных жизненных ценностей и делают это не на примерах абстрактных сюжетов фэнтези, а на событиях реальной жизни, простых и понятных примерах, ясным и лёгким языком. Приблизить к детям и подросткам далекое прошлое автору помогает его своеобразная повествовательная манера. Читая книги Алексеева, ребёнок и взрослый отзываются на доброту, энергию, на музыкальность языка и юмор. А дети чувствуют, что писателю самому очень интересно то, что он уже открыл и увлечённо рассказывает им. Ценность книг Сергея Алексеева сегодня несомненна ещё и потому, что у него фактически нет наследников. Среди современных молодых авторов нет никого, кто по уровню образования и таланта мог бы стоять рядом с ним – писателем-историком, патриотом своей Родины.
В литературе Алексеев – один из лучших, кто рассказал об истории нашей страны за период с середины XVI до середины XX века. И, безусловно, один из лучших, кто рассказал детям о том, что видел сам – о Великой Отечественной войне. Вклад Алексеева в литературу трудно переоценить. «Велика наша Родина. Много сложного и нелегкого было в её истории. Много прекрасного и великого. У нас есть что вспомнить и чем гордиться. Перед вами рассказы о том, что было. О нашем Отечестве и народе» (С.П.Алексеев).
Сергей Петрович всегда был сдержан, деликатен, дружелюбен, интеллигентен в дискуссиях и в личном общении. Но, встречаясь с искажением истины и ложью, становился неуклонным, решительным в доказательстве правды. Был правдолюбом, преданным исследованию истории, считал, что в истории – корни и добра, и зла. Его жена, писательница Валентина Алексеева, член Союза писателей, кандидат наук. С ней была прожита большая счастливая жизнь. Супруга преданно служила семейному очагу.
Валентина Алексеевна всегда была первым читателем и слушателем текстов мужа. Несколько книг были ими написаны вместе («Рассказы о смутном времени», «Лебединый крик», «Цари и самозванцы»). После его смерти она в соавторстве с внуком Володей Алексеевым издала книгу воспоминаний о муже «Добавить краски в серость будней» (или «Позвольте полюбить»).
Издательством «Детская литература» было издано собрание сочинений С.П. Алексеева. В него вошли все произведения писателя, посвященные различным периодам истории нашей страны, созданные им на протяжении почти полувека. Расположены они не в порядке их написания, а по хронологии событий, начиная от времени Ордынского ига до периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Рассказы и повести, собранные в пятитомнике, складываются в огромное историческое полотно, знакомящее читателя с выдающимися событиями и личностями нашей Родины, героическими и трагическими страницами ее прошлого.
Издание дополняют иллюстрации талантливых художников, в разные годы оформлявших книги С.И. Алексеева. Это дает современному читателю возможность увидеть художественное разнообразие манер и стилей, обогащает талантливое повествование неординарным визуальным рядом, помогает глубже понять характер описываемых эпох.
Повесть Валентины и Владимира Алексеевых «Добавить краски в серость будней» можно прочитать в 5-м томе издания.
Алексеев, Сергей Петрович (1922-2008).
Собрание сочинений [Текст] : [для детей старше 12-ти лет (12+)] : в 5 т. / Сергей Алексеев ; [сост. В. Алексеева]. — Москва : Детская лит., 2014. — 24 см.
Т. 5: Богатырские фамилии. — 2014. — 606, [1] с. : ил., портр.; ISBN 978-5-08-005289-7
Т. 5: Богатырские фамилии. — 2014. — 606, [1] с. : ил., портр.
Добавить краски в серость будней: страницы жизни С. П. Алексеева
В. Алексеева, В. Алексеев
Спасибо за внимание!
Приходите в нашу библиотеку и возьмите прочитать или перечитать книги Сергея Петровича Алексеева. Книги, которые не потеряли своей актуальности и всегда вызывают интерес у читателя любого возраста! Читайте их вместе с детьми, настоящие события показывают, что это жизненно необходимо- знать свою историю, любить Родину и сохранять историческую память. Сергей Алексеев как раз тот автор, благодаря которому каждый читатель снова и снова будет гордиться великой Россией.
Филатова Е.А.