Досье писателя «Магический Реалист» (6 марта — 95 лет со дня рождения Г.Г. Маркеса)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Габриэль Гарсия Маркес – колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Представитель литературного направления «магический реализм». Лауреат Нобелевской премии по литературе. Даже те, кто мало знаком с Латинской Америкой, наверняка слышали имя этого великого писателя. Сегодня автору всемирно известного романа “100 лет одиночества”, которое считается одним из лучших произведений в стиле магического реализм, Габриэлю Гарсиа Маркесу исполнилось бы 95 лет.

Наряду с фантастикой в двадцатом веке в странах Латинской Америки начинает формироваться нечто иное, так называемый магический реализм – направление литературы, не подразумевающее технические чудеса, но заставляющее взглянуть читателя на мир, отодвинув законы реальности. Суть магического реализма в том, чтобы пустить в повседневную жизнь нечто сверхъестественное, и приравнять это сверхъестественное к явлению само собой разумеющемуся. Наравне с Хорхе Луисом Борхесом и Хулио Кортасаром Габриель Гарсиа Маркес является основополагающим представителем данного направления.

Габриэль Гарсия Маркес родился 6 марта 1927 года в Колумбии в городке Аракатака – банановом порту на берегу Карибского моря. В январе 1929 года его родители переехали в город Сукре, а сына оставили на воспитание бабушкой и дедушкой со стороны матери. Именно дед и бабушка, каждый из которых был превосходным рассказчиком, познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества. Особенно близок Маркес был со своей бабушкой, поведавшей ему немало легенд и мифов, которые легли в основу многих произведений будущего писателя. Дед писателя, полковник в отставке, рассказывал внуку «нескончаемые истории о гражданской войне, своей молодости», он не любил молчать об ужасных событиях войны, повлекших гибель сотен жителей. Эти события также отражены в творчестве писателя. Дед был замечательным рассказчиком и приучил внука пользоваться словарём. Его бабушка также любила рассказывать истории своему внуку. Детские впечатления, связанные с жизнью на берегу Карибского моря, оставили неизгладимый след в литературном творчестве писателя. «Кажется, что сильнее всего повлияла на воображение Габриэля Маркеса его бабушка, – писал английский романист Салман Рушди в «Лондонском книжном обозрении» («London Review of Books»). – И все же можно найти начало его литературных предшественников. Он сам признает влияние Фолкнера, и действительно, сказочный мир Макондо – это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли». Другие критики писали о влиянии на Маркеса таких разных писателей, как Джон Дос Пассос, Вирджиния Вулф, Альбер Камю и Эрнест Хемингуэй.

После смерти деда Габриэль переехал к родителям, прошёл обучение в колледже, недолгое время учился в Барранкилье. В 1940 году, в возрасте 13 лет, Габриэль получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо, дочерью аптекаря.

C 1950 по 1952 год он вёл колонку в местной газете «El Heraldo» в Барранкилье. За это время он стал активным членом неформальной группы писателей и журналистов, известной как Группа Барранкилья, которые вдохновили его начать литературную карьеру. С 1954 года Гарсиа Маркес работает в Боготе в газете «El Espectador», публикуя небольшие статьи и рецензии на фильмы. Как серьезный прозаик он впервые проявляет себя в 1955г., написав повесть «Палая листва». В это же время Маркес печатает в «Наблюдателе» 14 статей из морской жизни, где вскрывает факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями. Эти статьи вызвали такой скандал, что газета была закрыта, а Габриэль Гарсия Маркес, посланный в Европу корреспондентом «Наблюдателя», остался без средств к существованию.

С 1956 года Габриэль уже работал журналистом во Франции, где он был корреспондентом газеты “El espectador”, там он пытался писать репортажи и рассказы, но серьёзных доходов от этого занятия не имел. Летом 1957 года 30-летний Маркес в составе колумбийской делегации побывал в СССР на Московском фестивале молодёжи и студентов.

В декабре 1957 года Гарсиа Маркес переехал в Каракас, приняв предложение о работе в газете «El Momento». В марте 1958 года Гарсиа Маркес ненадолго приезжал в Колумбию, где женился на Мерседес Барча, и вдвоём с ней вернулся в Каракас.

Габриэль Гарсия Маркес и Мерседес Барча

В 1959 году у супругов родился старший сын, в будущем кинорежиссёр и сценарист Родриго Гарсиа, призёр Каннского кинофестиваля, в 1961 году семья переехала в Мексику, где три года спустя у супругов родился второй сын, Гонсало, позднее работавший в Мехико графическим дизайнером. Гарсиа Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В 1961 году у него выходит повесть «Полковнику никто не пишет», потом сборник рассказов «Похороны Великой мамы» (1962), а в 1966 году — роман «Недобрый час» (другой вариант перевода «Проклятое время»).

Мировую известность автору принёс роман «Сто лет одиночества» (1967), который был написан Гарсиа Маркесом в течение 18 месяцев, между 1965 и 1966 годами в Мехико. Оригинальная идея этого произведения появилась в 1952 году, когда он посетил свою родную деревню Аракатака в компании матери. Первое издание романа было опубликовано в Буэнос-Айресе в июне 1967 года тиражом 8000 (сначала 3000 — потом 5000) экземпляров. Роман был удостоен премии Ромуло Гальегоса. На сегодняшний день продано более 30 миллионов экземпляров, роман переведён на 35 языков мира[Д1]  и получил многочисленные международные премии. Первое издание романа, о котором Пабло Неруда с восторгом писал, что это, «быть может, величайшее откровение на испанском языке со времен «Дон Кихота»», разошлось за неделю и вызвало, по словам ведущего перуанского писателя Варгаса Льосы, «литературное землетрясение». В этом романе вымышленная деревня Макондо (списанная с городка Аракатака, где Маркес провел свое детство) символизирует собой Латинскую Америку, а ее основатель Буэндиа со своими потомками – историю мира. «Сто лет одиночества» – это настоящие литературные джунгли, – писал американский критик Уильям Макферсон. – Это фантастическое создание магии, метафоры и мифа».

В конце 1970-х годов писатель работал в комиссии по коммуникациям ЮНЕСКО, подготовившей издание книги «Много голосов — один мир».

Габриэль Гарсия Маркес также известен и благодаря другим произведениям. Одно из менее известных — повесть “Хроника объявленной смерти” (1981). Она была включена в список 100 лучших испаноязычных произведений газетой «El Mundo». Именно это произведение удачно сочетает две стороны таланта Маркеса: литературного и журналистского. Произведение частично состоит из свидетельских показаний, каждое из которых отражает одну из ведущих тем. Время в истории очень хаотично и суть повествования скорее напоминает головоломку, которую Маркес предлагает разгадать своим читателям. «На протяжении уже многих лет латиноамериканская литература демонстрирует такую мощь, какую редко встретишь в других литературных регионах», – отметил при награждении представитель Шведской академии Ларс Йюлленстен. – В произведениях Г.Г. Маркеса народная культура… испанское барокко… влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь». Йюлленстен отметил также, что «Габриэль Гарсия Маркес не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации». Рецензируя роман «Хроника объявленной смерти», Билл Бафорд писал, что автор произведения – это «безусловно, один из самых блестящих и самых «магических» политических романистов современности». «Его книги озарены искрометной иронией и верой в то, что человеческие ценности нетленны, – отмечал Джордж Р. Макмарри в монографии «Габриэль Гарсия Маркес» (1977). – В своем творчестве Маркес проник в суть не только латиноамериканца, но и любого другого человека».

Через год после выхода в свет «Хроники объявленной смерти» Г. Маркес получил Нобелевскую премию по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». На вручении премии он произнёс речь «Одиночество Латинской Америки». Остановившись в своей Нобелевской лекции на условиях жизни в Центральной и Южной Америке, автор коснулся темы эксплуатации коренного южноамериканского населения. «Смею думать, – заметил он, – что южноамериканская действительность, а не только ее литературное выражение, заслужила внимание Шведской академии». В заключение он согласился с тем, что писатель несет ответственность за «создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье – возможным и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь». Габриэль Гарсия Маркес стал первым колумбийцем, получившим Нобелевскую премию.

В 2002 году была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии — «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером.

В августе 2004 года Гарсиа Маркес продал права на экранизацию своего романа «Любовь во время чумы» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн долл. Съёмки проходили в 2006 году в Картахене, на карибском побережье Колумбии.

Писатель скончался 17 апреля 2014 года на 88-м году жизни в своём доме в Мехико, до самого последнего момента рядом с писателем находилась супруга Мерседес и двое сыновей, Гонсало и Родриго.

Предлагаем вашему вниманию обзор произведений Габриэль Гарсия Маркеса.

«Глаза голубой собаки» (1947) – сборник рассказов Маркеса, в котором автор размывает границы реальности и рациональности. Автор играет со стилями и пробует себя в разных литературных направлениях. Он ощупью ищет то, что станет впоследствии его творческим кредо. Зачем красивая женщина превратилась в кошку? Почему негритенок Набо заставил ангелов ждать? Что убивает человека — смертельная болезнь или готовность принять смерть? Что происходит в старинном городке Макондо с приходом сезона дождей? И что все-таки случилось с тремя пьяницами в дешевом баре, где хозяйничали выпи? Эта книга заставляет задуматься, пофилософствовать, обратить внимание на то, что раньше казалось незначительным или вовсе оставалось незамеченным.

Гарсиа Маркес, Габриель. Глаза голубой собаки : [рассказы : перевод с испанского] / Габриэль Гарсиа Маркес. — Москва : Издательство АСТ, 2017. — 154, [2] с. — (Нобелевская премия, 1982 год). — 16+. — ISBN 978-5-17-104186-1.

Прежде чем опубликовать повесть «Полковнику никто не пишет» (1961), Габриэль Гарсиа Маркес переписывал ее не меньше десяти раз, но результат того стоил: по емкости и силе она не имеет себе равных во всей латиноамериканской прозе. В одной из стран Латинской Америки в очередной раз сменилась власть, очередные столичные коррупционеры в который раз наживают состояния — а в маленьком провинциальном городке герой давно минувшей гражданской войны, престарелый полковник в отставке, влачит полунищенское существование… Простая история о стойкости и чести в мире всеобщего равнодушия и произвола. Главный герой — семидесятипятилетний полковник в отставке, ветеран Тысячедневной войны. Он живёт на окраине города со своей женой, и после смерти сына Агустина (его убили за распространение политических листовок) они влачат полунищенское существование. Полковник уже много лет ждёт письма из столицы по поводу пенсии, которая полагается ему как ветерану войны, но ему никто не пишет. В то же время он поддерживает связи с друзьями Агустина, которые подпольно занимаются оппозиционной деятельностью. Старик возлагает надежду на боевого петуха, который сможет выиграть для них какие-то деньги, когда в январе начнутся петушиные бои, и кормит его, в то время как ему с женой бывает нечего есть. Его кум дон Сабас предлагает продать петуха, но полковник отказывается. Промозглыми декабрьскими ночами полковника греют воспоминания о боевой юности. Он все надеется с ближайшим почтовым катером получить письмо.

Гарсиа Маркес, Габриель. Полковнику никто не пишет : [повесть] / Габриэль Гарсиа Маркес ; [пер. с исп. Ю.В. Ванникова]. — Москва : АСТ : Астрель, 2011. — 91, [1] с. – 16+. — ISBN 978-5-17-072364-5.

Произведение “Сто лет одиночества” (1967) названо его одним из лучших испаноязычных классических произведений всех времен. Одна из величайших книг ХХ века. Странная, поэтичная, причудливая история города Макондо, затерянного где-то в джунглях, — от сотворения до упадка. История рода Буэндиа — семьи, в которой чудеса столь повседневны, что на них даже не обращают внимания. Клан Буэндиа порождает святых и грешников, революционеров, героев и предателей, лихих авантюристов — и женщин, слишком прекрасных для обычной жизни. В нем кипят необычайные страсти — и происходят невероятные события. Однако эти невероятные события снова и снова становятся своеобразным «волшебным зеркалом», сквозь которое читателю является подлинная история Латинской Америки…

Гарсиа Маркес, Габриель. Сто лет одиночества / Габриэль Гарсиа Маркес ; [пер. с исп. В. С. Столбова, Н. Я. Бутыриной]. — Москва : АСТ, 2018. — (Серия «Эксклюзивная классика») (Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения). — 16+. — ISBN  978-5-17-104155-7.

В центре романа писателя «Осень патриарха» (1975) – гиперболизированный образ вымышленного американского диктатора, который рассматривается с различных углов зрения. Произведение представляет собой обобщённую историю о катастрофических последствиях концентрации власти в руках одного человека. Прообразом несменяемого диктатора, который находился у власти более 100 лет, стали несколько реальных глав государств Латинской Америки: Хуан Висенте Гомес (Венесуэла), Херардо Мачадо и Фульхенсио Батиста (Куба), Порфирио Диас (Мексика), Гаспар Франсиа (Парагвай) и т. д. По замыслу автора, герой является воплощением самой идеи власти, при этом описан в очень фантасмагоричном и абсурдном виде. Одним из самых поразительных аспектов книги является то, что в ней акцент делается на богоподобном статусе главного героя и на непостижимом трепете и уважении, с которыми его люди относятся к нему.

Гарсиа Маркес, Габриель. Осень патриарха  / Габриэль Гарсиа Маркес ; [пер. с исп. В. Тарсас, К. Шермана]. — Москва : АСТ [и др.], 2011. – 16+. — ISBN 978-5-17-073477-1.

«Хроника объявленной смерти» (1981) — первое художественное произведение Гарсиа Маркеса, вышедшее после «Осени патриарха», когда автор наконец-то нарушил свой «анти-пиночетовский» обет молчания. Книга, которая легла в основу великолепного одноименного фильма с Рупертом Эвереттом в главной роли. Судьба, которой нельзя избежать. Рок, который довлеет над человеческой жизнью. Убийство, которое не должно было случиться, но случилось. Маленький городок становится подмостками большой трагедии. Человек обречен на смерть — и все вокруг знают, что ему предстоит умереть. Никто не хочет этой смерти — и, прежде всего, сами будущие убийцы. Они делают все, чтобы их остановили. Но ход событий уже не повернуть вспять. В повести «Хроника объявленной смерти», считавшейся новаторской и уникальной в своё время, в детективном стиле рассказывается об истории, частично основанной на реальных событиях. Действие происходит в небольшой деревне на Карибском побережье, причём в истории участвуют практически все жители, порядка 30 персонажей, так или иначе задействованных в повествовании. В центре сюжета рассказ об убийстве, о котором заранее знали все, но ничего не сделали, чтобы его остановить. Автор поднимает тему фатализма, невозможности избежать своей судьбы и отделить правду от лжи и насилия.

Гарсиа Маркес, Габриель. Хроника объявленной смерти / Габриэль Гарсия Маркес ; [пер. с исп. Л.С. Новиковой]. — Москва : ACT : Астрель, 2011. — (Нобелевская премия). 16+. — ISBN 978-5-17-071286-1.

«Любовь во время чумы» (1985) — это история любви, побеждающей все – время и пространство, жизненные невзгоды и даже несовершенство человеческой души. Смуглая красавица Фермина отвергла юношескую любовь друга детства Флорентино Ариса и предпочла стать супругой доктора Хувеналя Урбино – ученого, мечтающего избавить испанские колонии от их смертоносного бича – чумы. Но Флорентино не теряет надежды. Он ждет – ждет и любит. И неистовая сила его любви лишь крепнет с годами. Такая любовь достойна восхищения. О ней слагают песни и легенды. Страсть – как смысл жизни. Верность – как суть самого бытия.

Гарсиа Маркес, Габриэль. Любовь во время чумы : [роман] / Габриэль Гарсиа Маркес ; перевод с испанского Л. Синянской. — Москва : АСТ, 2021. — 509, [1] с. — (Библиотека классики). — 16+. — ISBN 978-5-17-136340-6.

Еще одно произведение колумбийского автора – роман «Генерал в своем лабиринте» (1989). Главный герой  —  Симон Боливар. Освободитель, величайший из героев войны за независимость, человек-легенда. Властитель, добровольно отказавшийся от власти. Совсем недавно он командовал армиями и повелевал народами и вдруг — отставка… Последние месяцы жизни Боливара — период, о котором историкам почти ничего не известно. Однако под пером величайшего мастера магического реализма легенда превращается в истину, а истина — в миф. Факты — лишь обрамление для истинного сюжета книги. А вполне реальное «последнее путешествие» престарелого Боливара по реке становится странствием из мира живых в мир послесмертный, — странствием по дороге воспоминаний, где генералу предстоит в последний раз свести счеты со всеми, кого он любил или ненавидел в этой жизни…

Гарсиа Маркес, Габриэль. Генерал в своем лабиринте: роман / Габриэль Гарсиа Маркес; перевод с испанского А. Борисовой.  — Москва: АСТ, 2021. — 318, [1] с. — (Эксклюзивная классика). (Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения. – 16+.- ISBN 978-5-17-086697-7.

«Двенадцать рассказов-странников» (1993). Над рассказами, вошедшими в сборник, Маркес работал восемнадцать лет. Прежде чем они приняли эту форму, пять из них были журналистскими заметками и киносценариями, а один — сценарием телевизионного сериала. Все они восхищают отточенностью стиля и совершенством формы. Двенадцать маленьких шедевров. Двенадцать коротких историй о латиноамериканцах в Европе. О людях, которые приносят в добровольное (или не очень) изгнание привычное ощущение жизни в центре магических, сюрреалистических событий.

Гарсиа Маркес, Габриэль. Двенадцать рассказов-странников / Габриэль Гарсиа Маркес ; [пер. с исп. Л. П. Синянской, Т. Л. Шишовой]. — Москва : АСТ, 2017. — 253, [2] с. — (Эксклюзивная классика). -16+. -ISBN 978-5-17-089876-3.

Многие произведения Габриэль Гарсия Маркеса экранизированы, предлагаем вам посмотреть мультипликационный фильм «Очень старый человек с огромными крыльями», созданный по мотивам одноименного произведения Габриэля Гарсиа Маркеса и выпущенный в 1990 году киностудией Беларусьфильм. Приятного просмотра!

Трудно переоценить значение творчества Маркеса для развития латиноамериканского романа и мировой литературы XX века, огромный вклад в развитие «магического реализма» и популяризацию этого направления. Маркесу удалось создать свой собственный мир преображенной реальности. Его эксперименты с формой и содержанием повествования раскрывают новые возможности в поэтике текста.  Габриэль Гарсиа Маркес – не самый плодовитый писатель, полное собрание его сочинений умещается всего лишь в восемь томов. Но его произведениями зачитывается весь мир, пытаясь понять где реальность, а где вымысел, а каждая новая книга становилась событием как художественной, так и общественной жизни, ибо ему удавалось в своих произведениях поднимать темы, которые волнуют людей во всем мире, независимо от того, где они живут, и говорить об общечеловеческих проблемах так, чтобы сказанное затронуло души людей во всех уголках Земли.

Спасибо за внимание!

Куликова Н.В.