Хореографическое событие «Высокий эталон искусства»( к 145-летию балета «Лебединое озеро»).

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!

145 лет назад, в 1876 году, в подмосковном имении Глебово Пётр Ильич Чайковский окончил партитуру своего первого балета «Лебединое озеро». Обращение композитора столь масштабного дарования, каким был Чайковский, к балетной музыке не могло не стать для этого жанра поворотным моментом, разделившим историю на «до и после». Танец артистов теперь сопровождала музыка, которая по своим художественным достоинствам, мощи и эмоциональному накалу стояла на одном уровне с операми и симфониями.

» Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней надежду и опору…» (П.И.Чайковский)

Пётр Чайковский больше года сочинял «Лебединое озеро», что было из ряда вон выходящим явлением не только в свете обычного для него темпа творческой работы, но и для истории создания балетной музыки. Балеты всегда создавались в гораздо более сжатые сроки. Хотя Чайковский и работал по заказу Большого театра и даже получил авансом значительную по тем временам сумму (400 рублей), определённые сроки окончания партитуры ему не были поставлены. Управляющий Императорскими Московскими театрами Владимир Бегичев был особо заинтересован в привлечении такой значительной творческой силы в область балетной музыки. Поэтому он разрешил композитору работать так, как тому было удобно. Пётр Ильич, обычно стремившийся как можно скорее выполнить любой заказ, в данном случае не торопился с сочинением, постепенно и осторожно ступая на прежде неизвестное ему поле. Весной 1876 года Чайковский полностью сконцентрировался на балете и окончил его, специально уединившись для этого в имении Глебово, принадлежавшем Марии Шиловской, супруге Владимира Бегичева. Результатом его труда стала великая музыка, восхищающая и вдохновляющая своих слушателей вот уже почти полтора века.

Авторами либретто стали танцовщик балета В.Ф. Гельцер, управляющий Московскими Императорскими театрами В.П. Бегичев и, вероятнее всего, сам Чайковский. Из-за необходимости точного внешнего сходства главной героини Одетты и дочери злого колдуна Одиллии Чайковский решил, что обе роли должна играть одна балерина. Первыми исполнительницами этих ролей стали балерины П.М. Карпакова и А.И. Собещанская.

То ли балетный мир оказался не готов, то ли с первым воплощением не повезло — но первая постановка провалилась. 4 марта 1877 г. на сцене Большого Театра состоялась премьера балета «Лебединое озеро». Критики посчитали постановку неудачной, а зрители — скучной. Чайковский написал музыку, ритмически комфортную для танца, но при этом драматургически организованную и пронизанную лирическими мотивами. Ей уже не шли обычные незатейливые дивертисменты, она потребовала новой хореографии, насыщенной поэтическими обобщениями.

Балет был оценён по достоинству лишь после смерти композитора. Во многом этому способствовала выдающаяся работа хореографов Мариуса Петипа и Льва Иванова, поставивших свой спектакль на сцене Мариинского театра в 1895 году. При этом они поменяли местами некоторые фрагменты и добавили новые. И таким образом не только подарили миру эталонное «классическое» «Лебединое», но и заложили новые традиции работы с балетной партитурой — с возможностью её перекомпоновки и пересмотра либретто.

Мариус Петипа и Лев Иванов

Нарушив обязательное академическое построение рук в танце, существовавшее с конца XVII веке, Иванов совершил революцию в балете. Раньше костюмы балерин были оснащены лебедиными крыльями. Иванов их убрал и заставил руки балерин двигаться подобно крыльям. Также во втором акте появился «Танец маленьких лебедей». Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто. Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.


Агриппина Яковлевна Ваганова. Педагог, директор Мариинского театра, Народная артистка РСФС,разработчик собственной методической системы классического танца. Ее танцевальные вариации называли легендарными — или просто «вагановскими». Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала основой мировой балетной педагогики, а ее ученики покоряли самых взыскательных зрителей по всему миру.
Автор книги «Основы классического танца» (1934 год). Она переиздавалась шесть раз и была переведена на многие европейские языки. Книгу называли «трудом, который должен попасть на книжную полку каждого артиста балета».

И вот в прочтении талантливых хореографов (автор «птичьей» пластики рук Агриппина Ваганова) музыкальное озеро Чайковского с его темами двойничества, верности и предательства, невинности и коварства раскрыло недоступные прежде балету психологические глубины. И оказалось бездонным! “Лебединое озеро” утвердилось на сцене, обрело долгую и успешную репертуарную жизнь в театрах по всему миру.

В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой. Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей. В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе.

Иванов, обладая редкой музыкальностью, поставил знаменитые «лебединые» сцены на озере — «симфонические» картины сражения с судьбой, в образах, полных зачарованной красоты и элегической прелести. В балете появились дуэт Одетты и Зигфрида, знаменитый Танец маленьких лебедей. Герои посмертно уплывали на золотой ладье.

Один из самых знаменитых танцев балета — Танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности. Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте. Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга. «Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца. Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

В 1953 году еще одной вехой в истории “Лебединого озера” стал спектакль на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, созданный Владимиром Бурмейстером. Он вернул ту часть музыки Чайковского, которую хореографы обычно исключали из постановки. Еще Бурмейстер изменил финальную сцену: его балет заканчивался уничтожением злых сил и победой добра и любви. Девушка-лебедь в человеческом облике обретала счастье с прекрасным принцем.

Но кто лучше расскажет о великом балете, чем знаменитый российский артист балета и педагог, премьер балета Большого театра в 1992-2013 годах — Николай Цискаридзе. На канале «theartsmedia» в YouTube он создал цикл передач PRO-БАЛЕТ. Выпуски 24-29 посвящены «Лебединому озеру». Предлагаем вам посмотреть первую часть тематических выпусков об истории создания и славе балета Чайковского во всем мире.

https://www.youtube.com/watch?v=e_0ZSEQUelA&list=PL2XUMApWu-GjxRfNPr_0Iz-WQmAKPprfa&index=24

Николай Максимович не только великий артист, но и прекрасный рассказчик. Если вас заинтересовала более подробная история создания и творческого пути балета » Лебединое озеро»- можете продолжить просмотр тематического цикла на канале «theartsmedia». Гарантируем, разочарованы вы не будете и узнаете много интересного не только по теме сегодняшнего мероприятия , но и о развитии и величии русского балета в целом!

В отличии от других балетов «Лебединое озеро» располагает сравнительно большой литературой. В основном это конечно же либретто и партитуры. А мы предлагаем вашему вниманию научно-популярные книги об этом волшебном балете, рассчитаные на самый широкий круг читателей и возраст.

В книге А. Демидова «Лебединое озеро» излагается история создания первого балета П. И. Чайковского и его сценическая история на русской и советской сцене. Подробно анализируется постановка «Лебединого озера» в Большом театре при жизни Чайковского балетмейстером Рейзингером и позднейшие его постановки Петипа, Горским, Вагановой, Лопуховым, Бурмейстером, Григоровичем. Книга богато иллюстрирована.

Демидов, А. П .
«Лебединое озеро» / А. Демидов. — М. : Искусство, 1985. — 366 с. : ил.; — (Шедевры балета).;

Книга видного советского балетоведа Ю.И. Слонимского (1902-1978) посвящена шедевру русского балетного театра. В книге рассматривается история создания балета, анализируется музыка П.И. Чайковского, сценическая судьба балета, хореография М. Петипа и Л. Иванова, история постановок.
Книга адресована студентам и преподавателям хореографических учебных заведений, театроведам и широкому кругу любителей балетного театра.


Слонимский, Ю. И.
Лебединое озеро : учебное пособие : 12+ / Ю. И. Слонимский. — Изд. 4-е, стер. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2019. — 107, [3] с. : ил., портр.; ISBN 978-5-8114-2370-5 

Чарующие звуки музыки и сказочный мир на страницах детских книг! Представляем коллекцию, которая не оставит равнодушным ни одного взрослого или юного читателя! В книгах этой серии вас ждет уникальное сочетание: либретто известнейших шедевров мировой музыкальной классики, адаптированные для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дополненные диском с мелодиями из самих произведений и интересными комментариями.

Текст читает Анастасия Меньшикова. Аудиотрек подготовлен при участии коллектива Московского драматического театра им.Ермоловой М.Н.

Зимза, М.
Лебединое озеро. Балет Петра Ильича Чайковского. Музыкальная классика для детей (книга с диском и QR-кодом) : [перевод с немецкого : для чтения взрослыми детям : 6+] / М. Зимза ; [художник — Зильке Брикс]. — Москва : Контэнт, cop. 2020. — 45, [2] с. : цв. ил., портр.; 30 см + 1 CD-ROM. — (Музыкальная классика для детей).; ISBN 978-5-91906-921-8

«Лебединое озеро» — самый популярный балет во всем мире. Нет театра, в котором он не ставился бы: где — в виде одного II акта (картина слета лебедей), где — целиком. Нет балерины, которая не хотела бы танцевать Одетту или по меньшей мере Черного лебедя-Одиллии и танцовщика, который не мечтал бы исполнить роль принца на балу или соло Темного Гения. Даже более зрелые в музыкальном отношении балеты Чайковского—«Спящая красавица» и «Щелкунчик»—по успеху уступают «Лебединому озеру», хотя хореография «Спящей красавицы» изобилует подлинными шедеврами.
В XX веке создано немало балетов: одни вносят в сокровищницу культуры замечательную музыку, другие—хореографию, третьи поражают достоинствами декораций и костюмов, четвертые привлекают вторжением в современность, редким в XIX веке. И все же ни один балет XX века по силе власти над зрителями не может соперничать с первенцем Чайковского— поэмой о верном сердце и самоотверженной любви. Уже давно образ белоснежных девушек-птиц, то плывущих по озерной глади, то слетающихся в ночной круг и оплакивающих свою горькую долю во власти колдуна, стал эмблемой балетного искусства, свидетельством неисчерпаемых сил лирического танца.

«Высокий эталон искусства» -так по праву называют это прекрасное произведение во всем мире.

Спасибо за внимание! Ждем вас в нашей библиотеке! Литература о культуре и искусстве всегда есть на абонементе и мы рады предложить вам как классические, так и новые современные издания!

Филатова Е.А.