Вечер –посвящение «Политик. Писатель. Романтик» к 220-летию В.Гюго.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем Виктору Гюго — французскому романисту, поэту, драматургу.

Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года во французском городе Безансоне. У его родителей были сложные взаимоотношения, они регулярно расставались, а потом сходились вновь, поскольку их взгляды на политику и жизнь были абсолютно разными. Все это оказало влияние на формирование мировоззрения будущего писателя. Семья часто переезжала, что подарило юному Виктору массу впечатлений. В начале 19-го века во Франции царило время больших перемен и великих надежд на светлое будущее. Прошла революция, в стране низвергли абсолютную монархию и провозгласили Первую французскую республику. На улицах страны то и дело скандировали лозунги о свободе, равенстве и братстве. Народ верил в силу и могущество молодого Наполеона Бонапарта.

Портрет Гюго в детстве

Именно в эпоху великих исторических преобразований было суждено родиться Виктору, третьему ребенку Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго, в будущем генерала наполеоновской армии. Малыш родился до такой степени маленьким и слабым, что его мать Софи Требюше потом вспоминала, что он был размером «примерно со столовый нож». Отец семейства постоянно находился в разъездах, связанных с военной службой. Его супруга и дети всюду следовали за ним, переезжая жить в разные города Франции и за ее пределы – в Италию и Испанию. Еще в раннем детстве Виктор познакомился с красотами Средиземноморья и Тосканы, что несомненно отразилось в дальнейшем на его творчестве.

В четырнадцатилетнем возрасте Виктор увлекся романтизмом и взахлеб читал произведения Франсуа Шатобриана. Однажды юноша из-за травмы ноги попал в госпиталь, где ему пришлось провести продолжительное время. Находясь на больничной койке, Гюго делал переводы стихов римского поэта Вергилия, которые уместились в десяти тетрадях. Эти рукописи бережно сохранила его мать, и мир мог бы изучать их по сей день, если бы самокритичный молодой человек не сжег свои труды. Он считал, что способен на более складный и изящный слог. Уже тогда юный Виктор проявлял себя как приверженец классицизма в литературе и сторонник роялизма. На конкурсе молодых авторов в 1813 году Гюго представил членам комиссии свое поэтическое произведение о пользе научных знаний. Ода под названием «Les avantages des tudes» получила множество положительных отзывов и похвал. Некоторые из судей не могли поверить, что автору всего пятнадцать лет, ведь его суждения были взрослыми и сформировавшимися. В своих ранних произведениях француз восхищался членами династии Бурбонов. Благодаря оде «На восстановление статуи Генриха IV» Виктор получил поощрение от властей в виде ежемесячного жалования.

В.Гюго в молодости

В возрасте семнадцати лет Виктор и его брат Абель начали издавать собственный журнал «Литературный консерватор». В 1822 году вышел сборник «Оды», который закрепил успех молодого автора среди читающей публики.

Труды Гюго были наполнены романтизмом, но в них четко прослеживалась социальная или политическая нить. Это и было главным отличием творчества автора от романтизма англичанина Байрона, в произведениях которого преобладала человеческая сущность. В те годы французы не понаслышке знали о неравенстве в обществе, нищете, торговле людьми, развратном поведении дам и прочих явлениях. Как и любая творческая личность, Виктор Гюго живо интересовался происходящим вокруг и подмечал особенно интересные моменты. Стоит отметить, что в своих книгах литератор не пытался докопаться до сути социальных проблем, а старался донести читателю, что общество станет совершенным только тогда, когда каждый станет уважать моральные и нравственные устои.
Мировоззрение Гюго сложилось под влиянием матери, которая убедила сына в том, что Бурбоны выступают за свободу и равенство. А вот то, каким должен быть идеальный монарх, Виктор почерпнул из многочисленных книг, прочтенных им в детстве. Политический аспект сквозил почти в каждом произведении Гюго. В своем первом серьезном труде под названием «Последний день приговоренного к смерти» автор с помощью метафор высказал свое отношение к отмене смертной казни. В более зрелом возрасте Виктор написал сочинение «Человек, который смеется», которое также носит философский подтекст.

Гюго, Виктор .
Человек, который смеется / Виктор Гюго ; перевод с французского [Б. Лившица]. — Москва : Э, 2017. — 669, [1] с., (Библиотека мировой литературы) (Библиотека классической литературы).; ISBN 978-5-699-95014-0 

Изначально писатель хотел назвать это произведение «По приказу Короля», но остановил выбор на более лаконичном названии. В нем описываются факты социального насилия, которые имели место в те страшные годы. Это исторический роман о событиях, происходивших в Англии на рубеже XVII-XVIII веков. В центре повествования — судьба Гуинплена, обезображенного физически в раннем детстве- его лицо рассекли в детстве, чтобы лишить мальчика статуса и наследства, но сохранившего красивую и благородную душу в жестоком мире. Внешнее уродство не позволяло юноше жить полноценно, так как окружающие смеялись над ним и не считали равным себе. Путь от ярмарочного актера до члена парламента лежит через невыносимые страдания, исцеленные любовью, которой не подвластна даже смерть.лицо которого рассекли в детстве, чтобы лишить мальчика статуса и наследства. Это история об истории. Если в одних книгах автор вводит те или иные события, чтобы раскрыть персонажа, то Гюго делает в точности наоборот: он вводит в повествование персонажей, чтобы со всех сторон раскрыть какую-нибудь ситуацию, событие. Также стоит отметить, что вся книга построена на контрастах. Гуинплен уродливый внешне, но прекрасный внутренне; невероятная красавица Джозиана с гнилой душой; слепая Дея, живущая во тьме, но излучающая свет; вопросы свободы и рабства, рассматриваемые в рамках одной страны; фигляр Гуинплен и лорд Гуинплен.

Гюго много и результативно занимался политической деятельностью. Решительно выступал за отмену смертной казни. Однажды он даже добился у короля помилования революционера Барбеса, непосредственно перед днем приведения приговора в исполнение. В 1845 году писатель удостоился звания пэра. Войдя в палату почтенных мужей, он боролся за возвращение Бонапартов на родину, отстаивал интересы Польши, защищал авторские права.

После революции 1848 года Гюго основал антирадикальное издание «Evénement» в котором выступал в защиту свободы печати, но в то же время критиковал такие крайности, как национальные мастерские. Через год литератор избрался в Законодательное собрание Франции. В 1845 Гюго удостоился звания пэра, получил в свои руки реальные политические полномочия. Постепенно его умеренно-либеральные взгляды сделались крайне республиканскими. Автор романов был сторонником всеобщей подачи голосов и противником пересмотра статей конституции. Виктор выступил активным участником борьбы с государственным переворотом 1851 года. Он лично принимал участие в боях на баррикадах и чудом избежал расправы, успев скрыться в Бельгии. Из этой страны политик вскоре был изгнан и тогда его пристанищем стали Нормандские острова.
Гюго помогал революционеру Гарибальди собирать средства на оппозиционную деятельность, выступал в защиту политзаключенных разных стран, часто переписывался с русским писателем и политиком левого толка Герценом. После стабилизации политической обстановки, Виктор Гюго вернулся в родную Францию. Здесь он занимался политикой, трудился на посту сенатора. Конечно же политические предпочтения и мировоззрение писателя нашли отражение в его произведениях.

Особенно ярким событием в творчестве французского литератора стало создание в 1862 году романа «Отверженные». Сюжет построен на основе актуальных событий окружающего мира: нищеты и голода, проституции и рабовладения, произвола власти. Многие исследователи творчества Гюго сходятся во мнении, что роман был написан на основе реальных впечатлений автора, который сам однажды стал свидетелем подобной истории.

Гюго, Виктор .
Отверженные / Виктор Гюго ; [перевод с французского под редакцией Э. О. Выгодской]. — Санкт-Петербург : Азбука, печ. 2017. — 765, [1] с.; ISBN 978-5-389-04971-0 : 4000 экз.

Роман-эпопея «Отверженные» – огромный труд, без которого невозможно представить себе духовную историю XIX века. В сущности, это «война и мир» великого французского классика, только здесь находит отражение не противостояние вражеских армий, но война, которую ведут между собой добро и зло в человеческой душе и в обществе. При создании «Отверженных» автора, по его словам, прежде всего волновали три темы: «угнетение мужчин, падение женщины по причине голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества», что отразилось в историях главных действующих лиц. Жан Вальжан, Козетта, Гаврош — имена героев романа давно сделались нарицательными, число его читателей за полтора столетия с момента выхода книги в свет не уменьшилось, роман не теряет популярности. Калейдоскоп лиц из всех слоев французского общества первой половины XIX столетия, яркие, запоминающиеся характеры, гротеск и романтика, сентиментальность и реализм, напряженный, захватывающий сюжет — закрученная авантюрная фабула заставляет следить с неотрывным вниманием за событиями, которые разворачиваются на улицах старого Парижа, в трущобах и на баррикадах.

Еще одно знаковое творение великого француза – «Собор Парижской Богоматери». Автор задумал его еще в 1828-м, но книга увидела свет только спустя три года. Этот роман стал новаторским: во французской литературе он стал первым произведением, основанным на реальных исторических фактах.

Гюго, Виктор .
Собор Парижской Богоматери / Виктор Гюго ; [перевод с французского Н. Коган]. — Москва : Эксмо, 2020. — 573, [1] с.; ISBN 978-5-04-116614-4

На создание подобного труда писателя вдохновил великий литератор и историк Вальтер Скотт. В «Соборе Парижской Богоматери» Гюго высказал свою личную общественно-политическую позицию: на протяжении всей сознательной жизни он выступал за восстановление исторических архитектурных памятников.

Готическое парижское здание главным героем романа: власти собирались снести старинный собор. В произведении автор предлагает взглянуть на изнанку человеческих душ и на извечную борьбу добра со злом. Основной драматической линией книги стала судьба глубоко несчастного Квазимодо, влюбленного в прекрасную Эсмеральду. Девушка, украденная и воспитанная цыганами, единственная во всем городе не смеялась над уродливым карликом.  Уникальные исторические описания нравов и обычаев парижан эпохи Людовика XI, философские рассуждения на темы гибели архитектуры как искусства в связи с появлением и развитием книгопечатания, о роли рока и судьбы в жизни человека, жизнеописания трагических судеб главных героев. Яркие образы уличной танцовщицы цыганки Эсмеральды, влюбленного в нее урода Квазимодо, звонаря собора Нотр-Дам, священника Фролло и капитана Феба де Шатопера даны на фоне причудливого и пестрого средневекового Парижа.

Библиография писателя весьма обширна. Это романы, драматургия, поэтические произведения, публицистика-политические памфлеты и философские эссе. Прославился он и как талантливый художник и иллюстратор. Виктор Гюго – один из ярчайших представителей французского романтизма. Бессмертные произведения писателя Виктора Гюго вошли в сокровищницу мирового культурного достояния. Он стал одной из самых значимых фигур во французской литературе и примером того, насколько свободным и честным может быть творец. Будучи активным общественным деятелем, литератор осуждал неравенство в обществе и отвергал несправедливые законы. Широкой популярностью автор пользуется до сих пор. На его основе его произведений было создано множество театральных постановок и музыкальных спектаклей во всем мире.

В заключении предлагаем вам прослушать подборку цитат из работ и художественных произведений Виктора Гюго, которые еще точнее раскроют перед вами характер и талант великого французского писателя, романтика и политика.


Спасибо за внимание! Ждем вас в нашей библиотеке!

Филатова Е.А.