Здравствуйте, дорогие читатели!
21 февраля – День памяти Михаила Александровича Шолохова – великого русского писателя, классика нашего времени, подлинного летописца целой эпохи, награжденного Нобелевской премией, Сталинской и Ленинской премиями, дважды удостоенного звания Героя Соцтруда.
Шолохов… Сколько вдохновенных страниц мгновенно оживает в памяти, когда мы произносим это имя! Страниц, на которых запечатлены переломные годы в жизни нашего народа. Страниц, повествующих о судьбах человеческих, с которых смотрят нам в душу картины природы, веют запахи донской земли, ее трав, омытого дождем луга, пригретой солнцем пашни… Певцом родной земли можно с полным правом назвать автора “Донских рассказов”, “Тихого Дона”, “Поднятой целины”, “Судьбы человека”, романа “Они сражались за родину”.
Как и всякий большой художник, Шолохов не просто входил в литературу. Он «вламывался» в нее, вторгался в жизнь читателей, завладевал их мыслями и чувствами и властно вел за собой. Имя великого земляка, выдающегося писателя, автора всемирно известных произведений, страстного публициста, человека большой души и беспокойного сердца М.А. Шолохова стало национальной гордостью.
Родился Михаил Шолохов 24 мая 1905 года на хуторе Кружилинском в станице Вешенской. Отец — Александр Шолохов, он выходец из Рязанской губернии, мать – Анастасия Кузнецова (Черникова) — дочь крепостного крестьянина, была наделена драгоценным даром творчества. Александр Михайлович был наемным работником, постоянного дохода не имел, поэтому семье приходилось часто переезжать.
В 1910 году семья Шолоховых покинула хутор Кружилин и переехала в хутор Каргин: Александр Михайлович поступил на службу к каргинскому купцу. Отец пригласил местного учителя Тимофея Тимофеевича Мрыхина для обучения мальчика грамоте. В 1912 году Михаил поступил сразу во второй класс Каргинской министерской начальной школы. Ребенку очень понравилось учиться, он подолгу сидел над книгами, научился писать и считать.
В 1914 году отец привёз сына в Москву — Михаил учился один год в подготовительном классе 8-й Московской мужской (Шелапутинской) гимназии. Ровно через год родители перевели мальчика в гимназию г. Богучара Воронежской губернии. С 1915 по 1918 год Михаил Шолохов жил в семье законоучителя Д. Тишанского. В это время десятилетний Михаил начал сочинять свои первые рассказы, записывал их в тетрадку. «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель. И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края… Святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать». – М. А. Шолохов.
Творческая биография Михаила Шолохова началась в 1923-м, когда он впервые напечатал свои фельетоны в «Юношеской правде». Свои сатирические рассказы под названием «Три», «Испытание», «Ревизор», он подписал Мих.Шолох. Потом он написал рассказ «Зверь», в котором главным героем был комиссар продразверстки Бодягин. Он возвращается домой и узнает, что отца признали врагом народа. В 1924-м это произведение должно было попасть на страницы альманаха «Молодогвардеец», но редакция приняла решение отказать писателю в его издании.
14 декабря 1924 года в газете «Молодой ленинец» вышел рассказ Шолохова «Родинка». В первом номере «Комсомолия» — боевом литературно-художественном журнале советской молодёжи, вышедшем в апреле 1925 года, появился рассказ «Бахчевник». Затем в 1926 году Шолохов печатает здесь свои рассказы «Смертный враг», «Лазоревая степь», «Батраки», открывшие цикл донских рассказов: «Пастух», «Илюха», «Жеребёнок», «Семейный человек», «Двумужняя» и др. Шолохов становится активным сотрудником журнала. Рассказы, опубликованные в комсомольской периодике, составили три сборника, вышедшие один за другим: «Донские рассказы», «Лазоревая степь» (оба в издательстве «Новая Москва» — 1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).
В издание «Донские рассказы» вошли ранние рассказы 1920-х гг, одна из главных тем которых — судьба донского казачества в переломную эпоху Гражданской войны, разделившей семьи на два непримиримых лагеря и разрушившей вековые устои жизни, показанной автором как братоубийственная бойня, противная человеческой природе. Трагизм таких конфликтов состоит в необходимости выбора – или уничтожить и остаться верным своим идеалам или отступиться от них, но сохранить святость родственных уз. Страшные события гражданской войны и коллективизация — главный сюжет «Донских рассказов», а ведущая тема — судьба человека, попавшего под «жернова» истории. Автор неоднократно подчеркивает необходимость сохранения морально-нравственных «человеческих» качеств – благородства, благодушия и соблюдения этических заветов.
Шолохов, М. А. Донские рассказы / М. А. Шолохов. — Санкт-Петербург : Азбука, 2015. — 443, [1] с. — (Азбука-классика). – 16+. — ISBN 978-5-389-09498-7.
В 1925 году Шолохов начал писать «Тихий Дон» (получивший первоначальное название «Донщина»). Работа над первыми двумя томами «Тихого Дона» заняла у Михаила Александровича Шолохова около трёх лет. С 1931 года Шолохов начал сотрудничать в «Правде» как её специальный корреспондент.
С 1932 года Михаил Александрович — член ВКП(б). Вскоре избран в члены Ростовского крайисполкома. В 1934 году продолжал работу над «Тихим Доном» и «Поднятой целиной». В марте 1941 года издательство «Художественная литература» впервые выпустило в свет полный текст всех четырёх книг романа «Тихий Дон», изданных в одном томе. Тираж издания составил 100 тысяч экземпляров. Критики уже поставили это произведение Шолохова в один ряд с романом Толстого «Война и мир». «Тихий Дон» стал классикой русского романа 20-го века, его включили в школьную и вузовскую программу, на нем выросло не одно поколение школьников и студентов.
«Тихий дон» — грандиозный роман-эпопея, принесший Михаилу Шолохову Нобелевскую премию. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, — тема, которая перекочевала из «Донских рассказов» в «Тихий Дон». Масштабное повествование о судьбе донского казачества в самый противоречивый, переломный период истории нашей страны первой половины ХХ века — годы Первой мировой, революции и Гражданской войны, поменявших не только древний уклад донского казачества, к которому принадлежит главный герой Григорий Мелехов, но и судьбу и облик всей страны. В этом грандиозном произведении нашлось место чуть ли не для всего самого увлекательного, что может предложить читателю художественная литература: здесь и великие исторические реалии, и любовные интриги, и описания быта давно исчезнувших укладов жизни, многочисленные героические и трагические события, созданные с большой художественной силой и мастерством донского писателя. Во время Второй мировой войны «Тихий Дон» был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе, а после войны переведён и на восточные языки, где также имел успех.
Шолохов, М. А. Тихий Дон : роман в 2-х томах / М. А. Шолохов. — Москва : АСТ, 2016. — (Русская классика). – 16+. – ISBN 978-5-17-013991-0.
Однако мало кому известно, что именно из-за книги «Тихий Дон» Михаила Шолохова обвинили в плагиате. Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы. Основной причиной сомнений оппонентов в авторстве Шолохова (как тогда, так и в более позднее время) стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ребёнком и подростком. По мнению некоторых исследователей, Михаил просто забрал себе рукопись из полевой сумки убитого большевиками офицера белой армии. Было множество анонимных телефонных звонков, среди них и одной старушки, которая клялась, что этот роман написал ее расстрелянный сын. Редактор журнала Александр Серафимович молча выслушивал все претензии по телефону и пришел к выводу, что людьми движет обычная зависть к славе другого. Люди не могли смириться с фактом, что молодой человек, 22-х лет от роду смог резко взлететь на вершину славы и всеобщей любви. Исследователи отвечают, что роман был написан Шолоховым не в 20 лет, а писался на протяжении почти пятнадцати лет. Автор много времени проводил в архивах, часто общался с людьми, позже ставшими прототипами героев романа.
В 1929 году Сталин издал указ, на основании которого сформировали комиссию, которой руководила М. Ульянова. Им было дано задание расследовать этот вопрос. После того, как Шолохов представил рукописи романа, его авторство было доказано. Потом рукопись была утеряна и нашлась уже после смерти ее автора – в 1999-м. Основным аргументом сторонников единоличного авторства Шолохова до 1999 года считался черновой автограф значительной части текста «Тихого Дона» (более тысячи страниц), обнаруженный в 1987 году и хранящийся в Институте мировой литературы РАН. Сторонники авторства Шолохова всегда утверждали, что эта рукопись свидетельствует о тщательной авторской работе над романом, а неизвестная ранее история текста объясняет отмеченные их оппонентами ошибки и противоречия в романе. Проведённые три экспертизы: графологическая, текстологическая и идентификационная, удостоверили подлинность рукописи, её принадлежность своему времени и с научной обоснованностью решили проблему авторства «Тихого Дона» — автором романа является М. А. Шолохов.
В августе 1936 года М. А. Шолохов избирается в состав делегации на Международный конгресс мира. В 1937 году М. А. Шолохов, несмотря на большую занятость, был избран депутатом Верховного Совета СССР. В 1939 году награждён орденом Ленина, был делегатом XVIII съезда КПСС, избран действительным членом Академии наук СССР. К началу войны Шолохов прочно занимает положение одного из первых писателей советской страны.
Михаил Шолохов – писатель, фронтовик. В 1941—1945 годах он служил в действующей армии военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Каждое слово Шолохова, каждое его выступление в газетах встречалось на переднем крае как выражение солдатских помыслов и уверенности в победе. Был награжден орденом Отечественной войны I степени, многочисленными медалями. Он отличался честностью, мужеством и непокорностью, так же, как и герои его произведений.
22 июня 1942 года в газете «Правда» был опубликован рассказ «Наука ненависти», а в мае 1943 года «Правда» и «Красная Звезда» опубликовали в нескольких номерах первые главы романа «Они сражались за Родину».
Главным героем рассказа «Наука ненависти» является лейтенант Герасимов, который побывал в немецком плену. Конечно, он знал, что противник силен, но только после того, как герою пришлось увидеть первые жертвы, его охватывает страх, паника и ненависть к врагам. Те дни, когда он находился в лагере, останутся в памяти навсегда. Краткий пересказ, что происходило с ним в плену, дает возможность понять, почему возникла такая лютая ненависть к гитлеровцам. Солдат, который прошёл плен, который собственными глазами вдел на какие зверства способны фашисты, готов до последней капли крови сражаться за свободу своей Отчизны. Это чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы мстить фашистам за все злодеяния, которые они принесли нашей стране и советскому народу.
«Они сражались за Родину» — произведение о людях, о судьбе простого рядового солдата, главного героя войны. О простых рабочих, колхозниках, вчерашних школьниках, оставивших мирную жизнь для того, чтобы защитить свою страну. В центре повествования история троих солдат: Ивана Звягинцева, Николая Стрельцова и Петра Лопахина. Очень разные по своей истории жизни комбайнера, шахтера и агронома объединила война. Она сделала их преданными друзьями, она сделала их настоящими. Главы романа «Они сражались за Родину» с беспощадной правдивостью и глубиной рисуют фронтовые будни и тружеников войны, будь то солдаты или мирные люди. Автор сам прошел войну и знал о ней все и считал своим долгом рассказать всем о подвиге простого советского человека. Это книга о перековке характеров, о том, как люди становились смелыми и сильными. Как они становились героями, иногда и безымянными. В 1975 Сергей Бондарчук снял по неоконченному роману одноименный фильм с участием звезд советского кино: Шукшина, В. Тихонова, Г. Буркова, Ю. Никулина, Н. Мордюковой, И. Смоктуновского.
Шолохов, М. А. Они сражались за Родину : главы из романа. Наука ненависти : рассказ. Судьба человека : рассказ / М. А. Шолохов. — Москва : Советский писатель, 1985. — 285, [1] с.
9 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Михаил Александрович Шолохов был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Судьбы людские! Счастливые и несчастные, простые и сложные, как сама жизнь. Сколько их, этих судеб прошло перед глазами художника. И разве не оттуда, из самых глубин народного горя, появился потрясающий, полный скорби, сострадания и веры в силу и нежность людской души рассказ «Судьба человека».
Андрей Соколов был обычным человеком, у него был дом, семья, работа, но вдруг грянула война. Уже на третий день Соколов отправился на фронт защищать Родину. Герой рассказа прошел все тяготы военного времени и остался один. Потеряв дом и семью, он теряет и смысл жизни. Без дома и семьи остался и маленький мальчуган, такой же неприкаянный, как и Соколов. Андрей подобрал беспризорного мальчишку и назвался его отцом, дав надежду на будущее как ему, так и себе. Два человека нашли друг друга, и снова нашли смысл жизни, и возродили веру в будущее. В рассказе основной мыслью озвучена судьба главного героя, сумевшего остаться человеком, и его судьба созвучна с миллионами других советских людей, прошедших через мясорубку войны, плен, концлагеря, но сумевших вернуться к нормальной жизни, не потеряв в себе самого главного – человечности.
Шолохов, М. А. Судьба человека / М. А. Шолохов. — Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2019. — 348, [3] с. — (Азбука-классика). — 16+. — 978-5-389-09472-7.
И вот запахано еще одно великое, необъятное поле. После многих лет борьбы, после потрясшей мир военной катастрофы проведена последняя борозда, поставлена последняя точка в романе «Поднятая целина». Снова и снова перечитываем мы эту книгу и снова переживаем то, что было пережито ее героями, — от бередящего душу весеннего запаха садов до того грустного вечера ранней осени, когда поседевший Разметнов, одиноко стоя на кладбище, провожает взглядом алое полымя последней грозы. Проходят перед нашим взором полные радости труда и страданий бессмертные образы солдат – Семена Давыдова, Макара Нагульного, Андрея Разметнова; вновь смеемся мы, слыша незлобное ворчание и лукавые россказни старого хуторского балагура деда Щукаря, и замирает наш смех, и сжимается сердце, и еще больше дивимся мы светлой силе борцов, за которыми пошел и которых вдруг потерял дед Щукарь. Страницу за страницей перелистываем мы «Поднятую целину», и овевает нас ветер грозной и прекрасной эпохи. Живые люди, наши современники проходят перед нами во всей их неповторимой яркости. «Поднятая целина» — масштабное, исторически достоверное полотно об одном из самых сложных и трагических эпизодов отечественной истории — коллективизации на Дону. На страницах романа ожесточенная борьба, ломка судеб — и в то же время многогранная красочная жизнь, незабываемые герои и правдивый колоритный образ донской деревни.
Шолохов, М. А. Поднятая целина / М. А. Шолохов. — Санкт-Петербург : Азбука, 2019. — 795, [2] с. — (Азбука-классика). — 18+. — ISBN 978-5-389-09722-3.
В 1965 году Шолохов был (в одиннадцатый раз: 1948; 1949; 1950; 1955; 1956; 1958; 1961; 1962; 1963; 1964; 1965) выдвинут на Нобелевскую премию по литературе и получил её. Премия была присуждена единогласно «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Шолохов — единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе с согласия руководства СССР. «Тихий Дон» был причислен к классике 20 в., продолжающей гуманистические традиции великой русской литературы. 23 февраля 1967 года М. А. Шолохову Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Перед самой своей смертью писатель вернулся на родину – в станицу Вешенскую. Он почти не писал, примерно с 60-х перестал печататься. Его любимыми занятиями были охота и рыбалка, лучшим отдыхом стали прогулки по свежему воздуху. Известный писатель, лауреат Сталинской и Ленинской премий, не отказывал в помощи никому. Он не жалел денег на добрые дела, за счет Нобелевской премии была построена школа.
Умер Шолохов 21 февраля 1984 в станице Вешенской. Государственный музей-заповедник Михаила Александровича создан в 1984 году, является единственным в России государственным музеем писателя. Основа его коллекции — мемориальные предметы, принадлежавшие М. А. Шолохову и его семье. В музей-заповедник входят места, связанные с жизнью, писательской и общественной деятельностью М. А. Шолохова в станицах Вешенской, Каргинской, хуторах Кружилинском и Лебяжьем. Центр музея-заповедника — станица Вешенская, в которой около шестидесяти лет прожил писатель, где написал лучшие свои произведения.
Почти все произведения Михаила Шолохова экранизированы, и сейчас мы предлагаем вам просмотр фильма «Судьба человека» (Мосфильм, 1959 г.), снятого по одноимённому рассказу. Автор сценария — Юрий Лукин, режиссёр Сергей Бондарчук.
Творчество М.А. Шолохова – бесспорный факт общечеловеческой ценности. Истоки его творчества неразрывно связаны с родной землей, судьбами людей, населявших этот край. Писатель описывал совершенно неизвестную жизнь казачества, герои его произведений — простые трудящиеся люди, с которыми невозможно не сродниться душой во время чтения.
А сейчас представляем вашему вниманию обзор литературы о творчестве донского писателя «Гордость Дона и России» (к Дню памяти М. А. Шолохова).
Есть имена, уже в самом звучании которых заключено величие: Пушкин, Толстой, Достоевский… Шолохов в их числе. Достаточно назвать это имя, и воображение рисует широкую степь в тяжком полыхании спелой пшеницы, стремительную гладь Дона, шелест краснотала под тугим, пылью пахнущим ветром, сполохи ушедшей грозы… Шолохов – яркий представитель классической советской литературы, прозаик, имя которого неразрывно связано с историей советской литературы. Его книги — живое свидетельство ее идейно-художественной зрелости, торжества эстетических принципов искусства социалистического реализма. Произведения Шолохова объединены глубоким внутренним смыслом. Это, собственно, одна книга о судьбах нашего народа на разных этапах его революционного пути; книга, отразившая в художественных образах большие исторические события, узловые моменты нашей эпохи. Историзм, масштабность изображения современной жизни — существенная особенность творчества Шолохова. Многими высокими наградами и званиями удостоили писателя родная страна и многие другие страны мира: дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, Нобелевской премии. Долгое время он был действительным членом Академии Наук СССР, почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почетным доктором права Сент–Эндрюсского университета.
Михаил Шолохов — великий сын России. Гений с мировым именем. Наш земляк. Сколько сказано о нем как о Писателе и о Человеке! Сколько еще будет написано в России и во всем мире…И закончить наше мероприятие я хочу словами великого писателя, классика нашего времени Михаила Александровича Шолохова: «… Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив…»
Спасибо за внимание!
Куликова Н.В.