Добрый день, уважаемые читатели и посетители блога!
Наше сегодняшнее мероприятие посвящается замечательной женщине- писателю, классику американской фантастики- Андрэ Нортон и ее произведениям.
Посмотрите на лицо этой женщины – обычная, скромная американская леди со Среднего Запада. Одета стильно, но строго, элегантно подстрижена, внимательный взгляд кажется птичьим, совиным – из-за больших очков с круглыми стёклами. Библиотекарь, учительница, хозяйка антикварного магазинчика – предположить в пожилой благообразной даме Гранд-даму американской фантастики довольно сложно. Тем не менее Андре Нортон она же Мэри Алиса Нортон 73 года из 94 прожитых отдала литературной работе, написала больше ста книг и стала самой признанной женщиной-фантастом Америки.
Родилась Мэри Алиса 17 февраля 1912 года, в Кливленде, штат Огайо, в семье владельца фирмы по производству ковров Адальберта Нортона и Бетты Стем. Большое влияние на развитие Алисы было со стороны родителей, особенно ее матери, которая в дальнейшем исправляла ее ошибки и исполняла роль « домашнего критика». Много внимания в семье уделялось книгам, обязательным было еженедельное посещение общественной библиотеки. Прежде, чем Алиса научилась читать сама, ее мать читала ей книги или рассказывала стихи, не отрываясь от хозяйственных хлопот по дому. Даже хорошие оценки в школе вознаграждались книгами, а именно копиями произведений Руфи Плумли Томпсон.
Кливлендская средняя школа «Коллинвуд» дала Мэри Алисе первый опыт литературной работы.
Мисс Сильвия, её учительница, обратила внимание на одарённую девочку и помогла ей получить колонку в школьной газете «Коллинвудский прожектор». Мэри Алиса придумывала для соучеников «байки из жизни», так называемые «short story» — примерно в таком же жанре работал О’Генри. Но уже тогда ей хотелось писать фантастику – Ли Брэкет, Абрахам Меррит и Эдмунд Гамильтон стали любимым чтением девочки. В Коллинвуде Мэри Алиса написала свой первый роман «Удача Ралстона» ( «Ralestone Luck») и спустя несколько лет его даже опубликуют – согласитесь, неплохое начало для американской школьницы. Интересно, что эта книга была опубликована второй, в 1938 году. А первой была «Команда Принца» («The Prince Commands»), изданная в 1934 году.
После школы Мэри попробовала стать учителем истории, прозанималась год в колледже.
Но на Америку свалилась Великая Депрессия, и мечты об учёбе пришлось оставить. Вечерние курсы журналистики при Кливлендском университете не были долгими. Человеку незаурядному и одинокому (писательница довольно рано ушла из родного дома), жилось в Огайо довольно трудно. Строгость нравов и чопорность Кливленда замечательно описывает следующий эпизод – в библиотеке отказались заказывать роман Джона Кэмпбелла «Луна это Ад» из-за слова «ад» в названии.
Андре Нортон, было не слишком уютно на малой родине, но для образованной женщины-гуманитария в голодное время вариантов трудоустройства оставалось не очень много. 18 лет она проработала в детском отделе Ноттингамской библиотеки родного Кливленда. Она не могла поменять место работы, так как не имелось никаких других вакансий во время экономического кризиса. Ей нравилась работа с книгами – это давало возможность заниматься самообразованием, читать все новинки и приносить пользу людям. К тому же работа с подростками предоставила ей неоценимую возможность вплотную познакомиться с будущей аудиторией.
В 1934 году она официально поменяла имя с «Мэри Алиса» на «Андре Алиса». Официальным предлогом к этому, в общем неординарному для того времени поступку, было желание публиковаться под мужским именем, чтобы книги лучше покупались. До Андре Нортон так решали проблему Жорж Санд и сёстры Бронте – в викторианскую эпоху женщина-писатель была чем-то неприличным. И даже демократичная Америка не хотела видеть на полках «женскую» литературу, тем более фантастику – только к концу 60х годов 20 века дамы официально заняли своё место в литературе наряду с мужчинами.
С 1940 по 1941 год Нортон работала как специальный библиотекарь в каталоге отдела Библиотеки Конгресса, включаемого в проекте, связанном с иностранным гражданством, которое было резко завершено к началу Второй Мировой Войны. После того, как госпожа Нортон покинула Кливлендскую библиотеку, она начала работать чтецом для Мартина Гринберга в Gnome Press (Гном пресс). Три года писательница просматривала «самотёк», выбирая подходящие рукописи для публикации и занимаясь редактурой. По её словам это не приносило много денег, но оказалось весьма поучительным занятием.
Вскоре Андре тяжело заболела и могла просматривать рукописи, только лёжа в постели, с заработками стало совсем туго. Мартин обмолвился ей, что ищет интересные, остросюжетные книги в серию для старших школьников. И Андре Нортон написала «Саргассы в Космосе», первую книгу цикла «Королева Солнца». Она произвела настоящий фурор среди любителей приключенческой фантастики. в последствии роман был канонизирован как классический образец «американской космической фантастики 50 х годов». Издание на русском языке было осуществлено в 1969 году, причем переводчиками были «С. Бережков, С. Витин», то есть братья Стругацкие. Перевод был великолепен.
Дэйн Торсон — выпускник космической школы. Самый обыкновенный, без влиятельных родственников, покровителей и, как следствие, денег. Поэтому последовавшее после выпуска распределение на «Королеву Солнца», корабль вольных торговцев, Дэйна совсем не удивляет. Единственное, чего он не ожидал, что приключения начнутся сразу после его поступления на службу!
Далекая планета Лимбо, свирепые пираты и сокровища загадочной расы Предтеч…
Нортон, Андрэ .
Саргассы в космосе / Андрэ Нортон ; [пер. с англ. С. Бережкова]. — Москва : ЭКСМО, 2014. — 316, [2] с.; ISBN 978-5-699-72381-2
Цикл научно-фантастических писательницы об экипаже космического корабля вольных торговцев «Королева Солнца» насчитывает семь романов: «Саргассы в космосе«, «Зачумлённый корабль», «Планета колдовства», «Проштемпелевано звёздами», «Аварийная планета» (в соавторстве с Гриффином), «Покинутый корабль» (в соавторстве с Гриффином) и «Разум на торги» (в соавторстве с Шервудом Смитом).
Первый успех Нортон принес роман «Сын Звёздного человека», незамедлительно переизданный под более «продаваемым» названием «Рассвет – 2225». Вдохновлённая Андре начинает писать много и продуктивно – к 1958 году её перу принадлежит уже девять романов. В основном это космооперы, приключения отважных экипажей на разнообразных планетах, заселённых самыми необычайными зверообразными чудищами и таинственными Предтечами, оставившими таинственные артефакты в самых труднодоступных местах Вселенной. Постапокалипсис, ядерная зима о которой Нортон пишет в «Сыне Звёздного человека», была вполне внятным кошмаром для американцев 50х годов. Приближение эры космоса, первые спутники и первые астронавты разбудили у фантастов фантазию. Казалось, что до колонизации Марса и городов на Луне остались считанные годы, писатели словно соревновались друг с другом в попытках угадать будущее.
60е годы стали для писательницы временем полного расцвета таланта. Андре Нортон пробует себя в фэнтези – и этот жанр подходит ей идеально, как удачный наряд подчёркивает красоту хозяйки. Созданный Андрэ Нортон Колдовской мир — вселенная, которая развивалась и менялась на протяжении почти полувека. Цикл романов «Колдовской мир»— это гордые волшебницы Эсткарпа, неудержимые, яростные фальконеры – всадники и сокольничие, жуткие колдеры со своей полумагией полутехникой, герои и битвы, мужчины и женщины. Нортон словно бы доставляет удовольствие психологически точно отделывать несовершенства души и тела героев, делая их достоверными, жизненными, но при этом флер героизма и волшебства сохраняется.
«Колдовской мир» — это сага. В каждой части новые герои и новые тайны колдовского мира, при этом старые герои не исчезают, а просто переходят на второй план. Магические создания и приключения, мир где царит колдовство, хотя есть место и примитивной технологии.Еще это мир, где издавна шла и идет до сих пор борьба разных невидимых сил со вполне видимыми, и порой страшными, результатами.
Рекомендуем этот цикл для тех кто любит серьезное фэнтези, с большим количеством приключений и обязательной ноткой романтики.
Нортон, Андрэ .
Колдовской Мир / Андрэ Нортон ; [пер. с англ. С. Степанова]. — Москва : Э, 2017. — 491, [2] с.; ISBN 978-5-699-80236-4
Вот что говорит о «Колдовском мире» сама Нортон: «Книги получались как-то сами собой, у меня поначалу и в мыслях не было затевать какой-нибудь цикл. Для первого романа я использовала фрагменты, написанные давным-давно, и это была никакая не фантастика, а исторические хроники времен крестовых походов. Поэтому фон, на котором развертывается действие фантастических романов, – земной, исторический…»
В 1966 году состояние здоровья Андре Нортон резко ухудшается, врачи советуют переехать в более тёплый климат. Она перебирается во Флориду, в городок с очаровательным названием Зимний Парк. Почти тридцать лет живёт и работает во Флориде – одна и с соавторами. Она становится наставницей для молодых писателей, её соавторство – хорошая школа, недаром Андре в своё время хотела быть учительницей. Одна из её соавторов – Мерседес Лэки – стала известным и вполне самостоятельным писателем. Нортон снова пробует себя в космоопере, продолжает работу над серийными книгами «Колдовского мира» и «Королевы Солнца», начинает «Звездный Ко’от» и «Триллиум». Сложно выделить какой-то из сотни её романов, сказать, что он лучше и значительнее других. Нортон пишет одинаково ровно, увлекательно и профессионально.
Интересна история написания цикла романов «Триллиум». Идея про трех принцесс, по злой воле потерявших родителей, лишенных дома и родины, разлученных и едва не погибших, обладающих магической силой, первоначально принадлежала немецкому литературному агенту и преподавателю Уве Люзерке в 1989 году. Ему пришла в голову отличная мысль: что, если трем (отсюда Триллиум) ведущим писательницам в жанре фэнтези объединиться и написать роман? Он предложил идею своей давней приятельнице Андрэ Нортон. Той история понравилась и она связалась со своей подругой — Мэрион Брэдли. Третьей в этом авторском содружестве стала Джулиан Мэй. Нортон, Брэдли и Мэй встретились впервые в доме Нортон во Флориде. По настоянию Мэй каждая из них выбрала себе персонаж, который ее больше всего привлекал. Брэдли предпочла принцессу-интеллектуалку и назвала ее Харамис; Нортон выбрала воинственную принцессу-амазонку, назвав ее Кадия; Мэй же досталась мягкосердечная Анигель, принцесса, которая попадает в своих магических поисках в самые крупные неприятности.
Цикл состоит из пяти книг. Роман «Черный триллиум» написан тремя писательницами вместе. Роман «Золотой Триллиум» принадлежит перу Андре Нортон. Остальные части написаны отдельно соавторами Андре. «Кровавый Триллиум» и «Небесный Триллиум» -Джулиан Мэй, а «Леди Триллиума»— Мэрион Брэдли.
«Черный Триллиум», произведение известных американских писательниц, открывает собою серию фантастических романов о трех принцессах, наделенных магической силой. Они по злой воле потеряли родителей, лишились дома и родины, были разлучены и едва не погибли. Обладая магической силой, принцессы начинают поиски волшебных талисманов, которые, как предначертала волшебница, помогут им восстановить справедливость.
Черный триллиум / Мэрион Брэдли, Джулиан Мэй, Андрэ Нортон; [Перевод с англ. М. Ишкова; Худож. С. Цылов]. — М. : АРМАДА, 1996. — 506,[3] с. : ил.; ISBN 5-7632-0093-4 (В пер.)
Эпидемия, которую посылают на страну злые колдуны, вынуждают Кадию, одну из сестёр-принцесс, оставить свой дом. Спасаясь, она попадает в заколдованный город, где обитают древние властители её страны, и с их помощью начинает полную драматизма борьбу с тёмными силами. Золотой Триллиум, который она находит у своих новых союзников, служит ей незаменимым талисманом в бурном водовороте событий.
Золотой Триллиум / Андрэ Нортон; [Перевод с англ. И. Гуровой; Худож. С. Цылов]. — М. : АРМАДА, 1996. — 326,[3] с. : ил.; ISBN 5-7632-0086-1 (В пер.)
Ещё одна характерная особенность творчества Нортон – понимание животного мира. Многие её герои разумные звери: и существа-симбионты, жабы, орлы, соколы, но чаще всего – достойные и очаровательные представители семейства кошачьих. Сама Андре очень любила кошек, по словам её друзей, не было года, чтобы в доме жило меньше шести пушистых зверьков. Зная повадки и привычки своих любимцев, автор с замечательной достоверностью создавала и звёздных Коотов и Мастеров Зверей.
Критики упрекают Андре, что с начала 70х её книги стали более пессимистичными. Это неудивительно,ведь трудно ждать от совершенно одинокой, немолодой и тяжело больной женщины лучезарного оптимизма. Но невзирая на трудности, она остаётся жизнерадостной, сохраняет чувство юмора. Когда небезызвестный любитель фантастики Борис Завгородний вступил в переписку с «бабушкой Нортон» по поводу публикации подделки под её романы, и прислал ей страничку из якобы её книги, Нортон ответила «Нет, я этого не писала. Но хотела бы почитать». Интересно, успел ли Борис выполнить просьбу Андре?
Популярность Андре Нортон росла, в 1984 году она первой из женщин получила титул «Grand Dame of Science Fiction and Fantasy». За свою творческую деятельность писательница получила много наград. Перечислим самые значимые из них.
В 1964 году писательница стала номинантом на премию Хьюго за лучший роман (номинировалось ее произведение “Колдовской мир”, написанное годом ранее).
В 1965 году Нортон получила приз Ассоциации американских скаутов. В 1977 году стала лауреатом премии Хьюго («Гэндальф», “Грандмастер фэнтези”).
В 1979 году писательница стала лауреатом премии «Балрог». Судьи присудили ее за заслуги всей жизни. В 1983 году Нортон стала номинантом на премию «Балрог» за профессиональные достижение в пятьдесят лет писательской деятельности.
1984 году писательница стала лауреатом премии Небьюла, «Грандмастер».
1987 году она стала лауреатом Всемирной премии фэнтези. В 1997 году зал славы научной фантастики и фэнетези.
В 2002 году стала лауреатом Юго-восточной научно-фантастической премии за заслуги перед жанром.
Помимо этого, Американская ассоциация писателей-фантастов удостоила Андре Нортон титула Великого Мастера. До сегодняшнего момента она остается единственной женщиной, которая его получила.
До конца 90-х писательница безвыездно жила во Флориде, затем перебралась в Теннеси, в город Мерфисборо. Причины такой неожиданной для пожилого человека перемены жительства выяснить не удалось. Можно предположить, что она искала покоя, но работа над книгами продолжалась. Библиография Нортон внушает большое уважение-наряду с фентези тут и приключенческая, и боевая, и научная,фантастика. Для вас мы перечислим самые значимые романы и сериалы:
Королева Солнца: Саргассы в космосе. (Sargasso of Space. 1955г.); Зачумленный корабль. (Plague Ship. 1956г.); Планета колдовства. (Voodoo Planet. 1959г.); Проштемпелевано звездами. (Postmarked the Stars. 1969г.); Подчеркнуто звездами. (Redline the Stars. 1993г. В соавторстве с P. M. Griffin.); Покинутый корабль. (Derelict for Trade. 1997г. В соавторстве с Sherwood Smith.); Разум на торги. (A Mind for Trade. В соавторстве с Sherwood Smith).
Война во времени: Торговцы во времени. (The Time Traders. 1958г.); Покоренный корабль. (Galactic Derelict. 1959г.); Патруль не сдается! (The Defiant Agents. 1962г.); Ключ из глубины времен. (Key Out of Time. 1963г.); Огненная рука. (Firehand. 1994г. В соавторстве с P.M. Griffin); Отражение во времени. (Echoes in time. 1999г. В соавторстве с Sherwood Smith.); Atlantis Endgame. (2002г. В соавторстве с Sherwood Smith).
Вольные торговцы: Луна трех колец. (Moon of 3 Rings. 1966г.;) Изгнанники звезд. (Exiles of the Stars. 1971г.); Полет на Йиктар. (Flight in Yiktor. 1986г.); Опасная охота. (Dare to Go A-Hunting. 1989г.); Brother to Shadows. (1993г.)
Повелитель зверей: Повелитель зверей. (The Beast Master. 1959г.); Повелитель грома. (Lord of Thunder. 1962г.); Ковчег повелителя зверей. (Beast Master’s Ark. 2002г. В соавторстве с Lyn McConchie;) Цирк повелителя зверей. (Beast Master’s Circus. 2004г. В соавторстве с Lyn McConchieBeast); Master’s Quest (2006г. В соавторстве с Lyn McConchie).
Колдовской мир: Колдовской мир. (Witch World. 1963г.); Паутина колдовского мира. (Web of the Witch World. 1964г.); Трое против колдовского мира. (Three Against the Witch World. 1965г.); Чародей колдовского мира. (Warlock of the Witch World. 1967г.); Волшебница колдовского мира. (Sorceress of the Witch World. 1968г.); Тройка мечей. (Trey of Swords. 1977г.); Берегись ястреба. (Ware Hawk. 1983г.); Кошачьи врата. (Тhe Gate of the Cat. 1987г.); Ciara’s Song. (1998г. В соавторстве с Lyn McConchie); The Dukes Ballad. (2005г. В соавторстве с with Lyn McConchieSilver); May Tarnish. (2005г В соавторстве с with Lyn McConchie).
Триллиум: Чёрный Триллиум. (Black Trillium. 1990г. В соавторстве с Marion Zimmer Bradley & Julian May); Кровавый Триллиум. (Blood Trillium. 1993г. Автор – Julian May); Золотой Триллиум. (Golden Trillium. 1993г. Автор – Андрэ Нортон); Леди Триллиума. (Lady of the Trillium. 1995г. Автор – Marion Zimmer Bradley & Elisabeth Waters); Небесный Триллиум. (Sky Trillium. 1997г. Автор – Julian May).
Хроники полукровок: Проклятие эльфов. (The Elvenbane. 1991г. В соавторстве с Mercedes Lackey); Эльфийское отродье. (Elvenblood. 1995г. В соавторстве с Mercedes Lackey); Эльфийский лорд. (Elvenborn. 2002г. В соавторстве с Mercedes Lackey); Выкормыш эльфов. (Elvenbred. Незавершен. В соавторстве с Mercedes Lackey).
Звездный Коот: Звездный Коот. (Star Ka`at. 1976г. Сборник новелл. В соавторстве с Dorothy Madlee); Мир звездного Коота. (Star Ka`at World. 1978г. Сборник новелл. В соавторстве с Dorothy Madlee); Кошки из космоса. (Star Ka`at’s and the Plant People. 1979г. Сборник новелл. В соавторстве с Dorothy MadleeStar); Ka`at’s and the Winged Warriors. (1981г. Сборник новелл. В соавторстве с Dorothy Madlee).
Последний роман Нортон «Три руки скорпиона» должна была выйти в апреле 2005 года.
Писательница чуть ли не до девяноста лет продолжала выезжать на конвенты, она жила полной и яркой жизнью. Но болезни оказались сильнее- месяц за месяцем подтачивали организм Андре. Она пробовала лечиться, лекарства не помогали. Последние месяцы жизни женщина провела в хосписе, но за пару недель до смерти решила вернуться домой и спокойно умереть в собственном жилище, в окружении рукописей, любимых книг и родных кошек. Что и было исполнено 14 марта 2005 года. Смерть неспешная и осознанная, на склоне лет, по завершении земных трудов. Великая леди фантастики ушла так же величественно и достойно, как и жила. Она завещала положить в гроб экземпляры первой и последней своих книг.
Андрэ Нортон — одна из самых потрясающих фантастов прошлого века. Она стоит на одной высочайшей ступени вместе с великими мастерами жанра по масштабности фантазии и погружению в созданные миры. Главными героями книг Нортон являются сильные мужчины и женщины, не боящиеся ответственности, но не жаждущие власти. Их происхождение не определяет их будущее, они идут к цели, не забывая о морали и настоящей дружбе без национальных и расовых границ. Возможно ли, что сбудутся её предположения? Человечество освоит другие планеты, будет летать к ним в анабиозе как Дарт Нордис или в однообразии гиперпространства как Дэйн Торсон. Пока что это неизвестно. Но благодаря фантазии Андрэ Нортон и ее коллег мы точно знаем, чего нам нельзя делать ни в космосе, ни на нашей планете. Нельзя нести с собой зло и предрассудки нашего общества и думать, что победа возможна лишь силой оружия, а для добра места нет. Дружба и желание понять друг друга все равно одержат верх, а те, кто не хочет следовать этим путем, будут побеждены и навсегда нейтрализованы. И тогда даже сами звезды станут принадлежать нам, а наши дети родятся среди звезд.
Надеемся, что побывав на бенефисе фантастической дамы Андре Нортон и увидев на полке нашей библиотеки томик ее авторства , вам захочется посмотреть – а что там внутри?
Спасибо за внимание! Ждем вас!
Филатова Е.А.