Здравствуйте, дорогие читатели!
11 февраля 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения одной из самых ярких актрис своего поколения, которая стала легендой еще при жизни – Любови Петровны Орловой. Её творческая деятельность способствовала развитию жанра музыкальной кинокомедии. Кинокартины, где снималась актриса, стали классикой отечественного кино, его золотым фондом, это – «Веселые ребята» и «Цирк», «Весна» и «Волга-Волга». Любовь Орлова не так много снималась, но каждая из ее ролей становилась совершенным творением искусства, её знали и любили не только в России, но и за рубежом.
Любовь Петровна Орлова (29 января [11 февраля] 1902, Звенигород, Российская империя — 26 января 1975, Москва, СССР) — советская актриса театра и кино, певица, танцовщица; народная артистка СССР (1950). Член Союза кинематографистов СССР. Кавалер ордена Ленина (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).
Любовь Орлова родилась в самой что ни на есть знатной семье. Ее отец имел отношение к тверской ветви Рюриковичей, а мать, дворянского происхождения, состояла в родстве с писателем Львом Толстым. О своем детстве и юности сама Орлова вспоминать не любила. В графе «социальное происхождение» она всегда писала: «из служащих». На самом деле актриса, блистательно игравшая ткачих и домработниц, происходила из древнего дворянского рода, тех самых знаменитых графов Орловых, чей жизненный путь золотой строкой вошел в историю России. Любу и двух ее сестер воспитывали в лучших дворянских традициях. У девочек было все самое лучшее: и няни, и наряды, и учителя. А еще в имении Орловых часто устраивали домашние спектакли, на одном из которых выступление маленькой Любочки увидел знаменитый Шаляпин. Подняв ребенка на руки, растроганный певец произнес: «Это чудо станет великой актрисой!» и подарил свой портрет с надписью: «Моему дружку Любочке». Впоследствии это пожелание положит начало коллекции автографов великих людей, которой Любовь Петровна очень гордилась.
Родители будущей звезды мечтали, чтобы дочь стала пианисткой. В 1919—1922 годах Любовь Орлова училась в Московской консерватории по классу фортепиано. Но из-за трудного материального положения учеба в консерватории не была окончена. С 1922 года по 1925 году Любовь учится на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского, параллельно берёт уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра.
В 1926 году она вышла замуж за Андрея Гаспаровича Берзина, заместителя начальника Административно-финансового управлении Народного комиссариата земледелия (Наркомзема), но в 1930 году Берзин был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. И вскоре был сослан в Казахстан.
После окончания Московского театрального техникума в 1926 году Орлова была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе имени В. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Будучи артисткой хора и кордебалета, Орлова была занята в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях музыкальный и драматический талант её многим бросался в глаза. Только после того, как материальное положение её катастрофически ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Ж. Оффенбаха вывела её из состава хора и сделала солисткой.
В 1933 году состоялась судьбоносная встреча Любови Орловой с молодым начинающим режиссёром Григорием Васильевичем Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе. Александров пришёл на спектакль в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала Любовь Орлова, и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у Александрова не осталось.
Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Л. П. Орловой. Во многом благодаря высокому артистическому мастерству, чрезвычайно выигрышной внешности Орловой. Игра актрисы отличается реалистической простотой, жизнерадостностью, лирической непосредственностью, умелым использованием таких средств выразительности, как сатирический гротеск, музыкальная буффонада и пр. Орлова профессионально пела, играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки, ее роли в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью. После триумфальных фильмов сам Сталин выделяет актрису, благодаря которой в стране вспыхнул интерес к кинематографу.
Новая сторона дарования Орловой раскрылась в фильме «Цирк» (1936), где она создала драматический образ американской цирковой актрисы Марион Диксон, тонко передав психологию героини. В одном из номеров журнала «Советский экран» за 1960 год читаем: «В роли Марион Любовь Орлова поднимается до подлинной трагедийности, необычайно тонко раскрывая душу женщины, наполненную вначале страхом и страданием, а затем надеждой и радостью». Стремление занять высшую ступень олимпа славы у Орловой было безграничным. Ради успеха она была готова на все.
После «Цирка» следующей значимой работой Г. Александрова стала музыкальная кинокомедия «Волга-Волга», где Орлова сыграла письмоносицу (почтальона) по прозвищу «Стрелка». Чтобы вжиться в образ своей героини, она прочитала множество статей, посвящённых сельским почтальонам, со многими из них вела переписку и сама несколько раз ходила с почтовой сумкой по квартирам. В апрельском номере газеты «Правда» за 1938 год, автор статьи «Хороший смех» Д. Заславский пишет, что Орловой «удаётся создать полный обаяния образ простой и милой девушки».
8 октября 1940 года на экран вышла комедия «Светлый путь», рассказывающая о жизненном пути рядовой советской девушки Тане Морозовой, которая проходит путь от домработницы до передовой ткачихи. Героини Орловой, ткачиха Таня Морозова и письмоносица Дуня — Стрелка из кинофильма «Волга-Волга» были как бы родными сёстрами домработницы Анюты из «Весёлых ребят». В каждой из этих ролей артистка нашла и донесла до зрителя характерные, индивидуальные черты своих героинь.
В кино в основном Любовь Петровна предпочитала сниматься у своего мужа. Однако несколько раз актриса снялась у других режиссёров. Так, например, Орлова снялась в трёх кинокартинах Григория Рошаля («Петербургская ночь», «Дело Артамоновых» и «Мусоргский»), снятых в 1934, 1941 и 1950 годах соответственно, а также в кинокомедии Бориса Юрцева «Любовь Алёны» (1934, фильм не сохранился) и в детективе Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина» (1939).
Кропотливо работая над своим имиджем, Орлова привыкла реагировать на любые события с поистине спартанским спокойствием. Она так же тщательно заботилась о своей внешности. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью. Создавая свой стиль и свою жизнь по кирпичику, Орлова всегда точно знала, как следует поступить. Главное — она не уставала быть истинной женщиной. Оставаться легендой нужно до конца, в этом Любовь Орлова была точно уверена!
В 1934−45 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1945−49 гг. — Театр-студия киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра), параллельно певица «Гастрольбюро». Во время Великой Отечественной войны актриса выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском.
В 1949−55 годах работала по договорам. 1 октября 1952 года на экран вышла очередная кинокартина Г. Александрова «Композитор Глинка», ставшая биографическим фильмом о композиторе. В этом кинофильме Орлова сыграла сестру композитора Людмилу Ивановну. С 1955 года — актриса Театра имени Моссовета. Согласно воспоминаниям Евгения Стеблова, «Любовь Петровну Орлову в Московском академическом театре имени Моссовета все ласково за глаза называли Любочкой. Потому что скромнее и добрее человека в театре не было». В 1974 году снят последний фильм с участием актрисы «Скворец и Лира».
Актриса умерла 26 января 1975 года, похоронена на Новодевичьем кладбище.
В Звенигороде, на родине артистки, открыт Культурный центр имени Любови Орловой, около которого установлен памятник. В Москве, на доме, где в 1966—1975 годы жила актриса (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
В 1972 году именем актрисы был назван астероид, в 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, названное «Любовь Орлова». В её честь в 1985 году назван кратер «Орлова» на Венере.
В 1989 году композитор и певец И. Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое название — «Любовь Орлова»). Эту песню он посвятил памяти актрисы. Авторы слов — Игорь Николаев и Игорь Кохановский.
В честь Любови Орловой были названы разновидности фиалки и флокса, выпущена почтовая марка России, выпущена памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения актрисы. О легенде советского кинематографа сняты телесериалы, документальные фильмы и телепередачи. Предлагаем вам посмотреть документальный фильм «Шипы и розы — Любовь Орлова» из серии «Тайны века с Сергеем Медведевым»
х/ф «Весна» (1947 г.) с неподражаемой Любовью Орловой. Приятного просмотра!
О знаменитой актрисе, легенде отечественного кино, написаны книги, которые представляем вашему вниманию:
Книга рассказывает о жизни и творческом пути знаменитой актрисы Любови Петровны Орловой. В издании представлены фотографии актрисы, кадры из кинофильмов, сценическая работа.
Романов, А. В. Любовь Орлова в искусстве и в жизни / А. В. Романов. — Москва : Искусство, 1988. — 241, [14] с. – 16+.
Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова — первая советская кинозвезда, любимица нескольких поколений зрителей. Она была наделена красотой и талантом, её обожала публика, ей поклонялись мужчины, и тем не менее ей не удалось избежать ни личных драм, ни творческих неудач. Актриса не любила говорить о своей жизни с журналистами, и потому данная биография, построенная как воспоминание близкого ей человека, особенно интересна.
Голикова, Н. Ю. Любовь Орлова / Н. Ю. Голикова ; [послесл. М. Куницына]. — Москва : Молодая гвардия, 2014. — 232, [2] с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 65). — 16+. — ISBN 978-5-235-03745-8.
Она была самой популярной женщиной в СССР и женой врага народа. Дворянка играла ткачих и крестьянок, ее карьера достигла пика в тревожные тридцатые годы. О ее личной жизни долго время не было известно ничего. Она невероятно много работала, а популярность не вскружила ей голову. О ней она говорила так: «Знаете, что в этом самое замечательное? То, что мое имя дает мне возможность очень многое сделать для других».
Любовь Орлова : [королева кино / авт.-сост.: Е. А. Мишаненкова]. — Москва : АСТ, 2015. — 318, [1] с. — (Эксклюзивные биографии). — 12+. — ISBN 978-5-17-091718-1.
Народной артистке СССР Любови Петровне Орловой (1902 — 1975) довелось стать первой советской кинозвездой, любимицей нескольких поколений зрителей. В избытке наделенная красотой, талантом, обожанием публики и вниманием мужчин, она, тем не менее, не смогла избежать ни житейских драм, ни творческих неудач. Актриса тщательно оберегала свою жизнь от вмешательства посторонних, поэтому ее биография по-прежнему хранит немало тайн. В своей книге писатель и журналист Александр Хорт рассказывает об Орловой без дешевой сенсационности, кропотливо составляя ее портрет из мозаики документов, ролей и воспоминаний множества знавших ее людей.
Хорт, А. Н. Любовь Орлова / А. Н. Хорт. — Москва : Молодая гвардия, 2018. — 355, [2] с. — 16+. — ISBN 978-5-235-04146-2.
«Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна» – эти фильмы, увиденные однажды, не забудутся никогда. Их главной героине, Любови Орловой, они обеспечили «пропуск в вечность». Но воплотился в них не только блистательный талант актрисы, но и талант ее супруга – выдающегося режиссера мирового кинематографа Григория Александрова. Вместе они прошли долгий, яркий путь длиною в сорок два года счастья. Книга написана человеком, близко знавшим Любовь Орлову, – ее внучатой племянницей, известным театроведом и драматургом Нонной Голиковой. Перед читателем проходят детские и юношеские годы актрисы, ее учеба в консерватории, начало театральной карьеры и наконец встреча с Г. Александровым, изменившая не только ее жизнь, но и внешний облик. И дальше повествование идет уже о сложившемся творческом союзе, благодаря которому появились фильмы, вошедшие в золотой фонд искусства кино. Автор рассказывает также и о встречах с Л. Утесовым, Ф. Раневской, Р. Зеленой, И. Дунаевским и многими другими. Особое место в книге занимают театральные роли Орловой, которые стали настоящим культурным явлением русского театра.
Голикова, Н. Ю. Любовь Орлова : годы счастья / Н. Ю. Голикова ; послесловие М. Ю. Куницына. — Москва : АСТ, 2020. — 268, [1] с. — (Зеркало памяти). — 12+. — ISBN 978-5-17-121549-1.
Любовь Орлова была первой советской актрисой, которую полюбили не только в СССР, но и за рубежом. Она представляла собой самое яркое олицетворение советской женщины, человека социалистической эпохи – красивого, активного, неунывающего, преодолевающего любые препятствия. Орлова стала звездой, эталоном советского экрана. В созданных ею образах было доступно все: владение словом, его эмоциональным звучанием, пение, танцы, пластика и акробатика, комичность и высокий драматизм. Всегда и везде ее ждали с нетерпением и принимали на ура. Ее знала вся страна, ее любили и восхищались ее красотой. Когда Любовь Орлова шла по улице, то встречные замедляли шаг, совершенно незнакомые мужчины снимали перед ней шляпы, и даже на самых суровых лицах появлялось выражение радости и счастья. Таким убедительным был ее талант. Даже сейчас она не перестает волновать души и умы своих поклонников. Любовь Орлова сыграла всего в 17 фильмах и 6 спектаклях, но эти картины, сводившие с ума все население огромной страны, смотрят и сегодня, а значит, магия Орловой по-прежнему действенна…
Спасибо за внимание!
Куликова Н.В.