Встреча с писателем «Знаток человеческих душ» (ко Дню рождения А. П. Чехова и в рамках Единого дня писателя «ЧЕХОВ. СЕГОДНЯ И ВСЕГДА»)

«Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…».

                                                                                                                                                                 Л. Н. Толстой

Здравствуйте, дорогие читатели!

29 января – день рождения великого писателя А.П. Чехова. Он прожил небольшую, но очень яркую и плодотворную творческую жизнь. За 25 лет творчества он создал около 500 произведений, которые переведены на 100 языков, написал 4500 писем, которые составили 12 томов в сборнике его произведений. Город Чехов стал носить имя писателя с 1954 года, заменив название Лопасня – старинного поселка Подмосковья, рядом с которым в усадьбе Мелихово Антон Павлович прожил 7 насыщенных профессиональной и общественной деятельностью лет, интерес к творчеству которого, так же, как и к его жизни, велик.

Однажды Чехов сказал писательнице Щепкиной-Куперник: «Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут». Но Чехов ошибся: уже после смерти, в 20-е годы прошлого века, к писателю пришла мировая слава — его стали читать, издавать, играть, о нем начали говорить. Имя его произносилось вслед за именем Льва Толстого, который называл Чехова «художником жизни» и писал о Чехове: «Он один из тех редких писателей, которых …можно много, много раз перечитывать…».  Творчество писателя высоко оценивали М. Горький, В. Маяковский, М. Пришвин, К. Станиславский и другие выдающиеся деятели.

Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в небольшом саманном домике на Полицейской улице (сейчас — улица Чехова), в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой. Антон был третьим ребёнком в семье, в которой было шесть детей. Своих детей Павел Егорович содержал в строгости. Они должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом же церковном хоре, при этом дети еще успевали учиться в гимназии и обучаться ремеслу. Антон Чехов учился на портного.

Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна была домохозяйкой. Ей удавалось смягчать строгость мужа по отношению к детям. Позже Антон Павлович говорил: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Детство А.П. Чехова прошло на углу Монастырской улицы и Ярмарочного переулка. Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге, а 23 августа 1868 года он поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии, бывшей старейшим учебным заведением на юге России. В гимназии формировалось его видение мира, любовь к книгам и театру; здесь он получил свой первый литературный псевдоним — «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Платонович Покровский; здесь начались его первые литературные и сценические опыты. Музыка и книги пробуждали в юном Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, в котором впервые Антон побывал в 13 лет; посмотрев оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена», он  стал страстным поклонником сценического искусства.   

В 1879 году А.П. Чехов покинул Таганрог и приехал в Москву: без нее он не мыслил своей жизни. Писатель говорил о Москве: «Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич».  Антон поступил в Московский университет на медицинский факультет и проучился там 5 лет.  24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати. В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки» или их вариантами, или совсем без подписи, — в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Чехов сотрудничал с «Петербургской газетой» (с 1884 года, с перерывами), с суворинской газетой «Новое время» (1886—1893) и с «Русскими ведомостями» (1893—1899). В 1884 году вышел сборник его рассказов «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»). В 1883 году стал одним из учредителей Русского гимнастического общества.

После окончания университета в 1884 году он стал заниматься медицинской практикой. Доктор Чехов многим людям оказал врачебную помощь, но известность во всем мире приобрел как писатель.

По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Вгоняя свои юмористические произведения в 100 строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. «Краткость — сестра таланта», — часто говорил Чехов. Чехов – мастер короткого рассказа, его умение — скрыть в небольшом коротком жанре яркий, содержательный смысл. В небольших прозаических формах автор закладывает глубокое философское значение. И ему это удается, ведь Антон Павлович — отличный знаток человеческих душ, тонкий психолог, доктор, в рецепте которого прописан путь созревания и формирования личности, ее духовных основ. Этим он и не похож на остальных писателей — в этом его индивидуальность, его визитная карточка.

 В 1885 году состоялась первая поездка А.П. Чехова в Петербург. Там он впервые встретился с людьми «большой литературы» — писателями, публицистами А.С. Сувориным, Д.В. Григоровичем. Они его литературную деятельность восприняли всерьез. Д.В. Григорович в письме от 25 марта 1886 года признался А.П. Чехову в том, что видит у него «настоящий талант, — талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья». Это было первое признанье чеховского таланта.

Существенное место в раннем творчестве Чехова заняла комическая новелла: юмористический рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом. В ранних рассказах Чехова всё же больше юмора и иронии, чем сатиры. Самое большое место в юмористике Чехова занимают шуточные афоризмы, подписи к рисункам, пародийные календари и т.д. В основе юмора чеховских сценок лежит не просто наблюдательность, меткость деталей, живость языка и т.д. Искра смешного высекается, когда в густонаселенном мире Чехова сталкивается несовместимое – разные представления, застывшие формы поведения, системы понятий, правил, мнений. Смешное у Чехова часто соседствует с грустным. И весёлый, заразительный смех Чехова звучит и сейчас, через много лет, так же молодо, как и в годы его жизни.

Шедеврами комических новелл считаются такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия». По мнению писателя, заглавие — это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным. Например, «Хирургия», «Пересолил», «Налим». Поэтому у Чехова всегда простое, предельно краткое заглавие рассказов. Чехов рассказывает о каком-либо случае из жизни, на первый взгляд совсем заурядном: заболели зубы, забыл фамилию, поздняя и дальняя поездка. В основе сюжета лежит обычная бытовая ситуация, случай из жизни. Автор уделяет большое внимание диалогу, поэтому чеховские рассказы очень интересно инсценировать, в юмористических рассказах Чехова отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики. А как заканчиваются рассказы Чехова? Чаще всего неожиданно. Яркая, смешная, неожиданная развязка – еще одна особенность чеховских рассказов. Максим Горький говорил: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».  Другая особенность — короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях. Писатель Владимир Набоков говорил так об этой особенности: «Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает».

В мае 1886 года вышел сборник А. Чехонте «Пестрые рассказы». На титуле после псевдонима в скобках стояло настоящее имя автора. Сборник состоял из рассказов, напечатанных в юмористических журналах. Среди них «Хамелеон». «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Шведская спичка», «Брак по расчету». После выхода в свет «Пестрых рассказов» имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным. “Переворотом в литературе” называет рассказы Чехова Д.В. Григорович.

С середины 80-х годов в творчестве Чехова намечается перелом. Писатель начинает пристальнее вглядываться в жизнь, стараясь отобрать в ней главное. Он приходит к выводу, “что о серьезном нужно писать серьезно”. Литературные спутники Чехова этих лет также изображали “среднего человека” и обыденную жизнь. “Средний человек” у Чехова —  это инженер, врач, учитель, студент, офицер – понимается теперь как представитель массы, как всякий человек. В нем отсутствует какая-нибудь необычность, главное в нем – обыкновенность, распространенность. Такое понимание Чехова разделяет с писателями этой эпохи. Он вырабатывает и своеобразные способы исследования сознания, психики своих героев.

В 1888 году Академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию за сборник “В сумерках”. Впервые в русской литературе ее был удостоен автор маленьких рассказов. Никто до Чехова не сознавал с такой ясностью трагизма мелочей жизни, никто до него не умел так правдиво показать людям тоскливую картину их бессмысленного существования. В лучших рассказах Чехов, изображая частное, поднимается до больших социальных обобщений. Так, унтер Пришибеев, герой одноименного рассказа, стал воплощением тупого самодовольства, невежества и грубого вмешательства в чужие дела. Образ Пришибеева стал символом реакционных сил того времени, стремящихся задушить все живое. В коротких рассказах писатель исследует человеческую душу, изучает глубинные мотивы психики личности, борется за сохранение красоты в мире, за свободного и счастливого человека. Несмотря на незамысловатое название «Крыжовник», в рассказе раскрывается глубокие психологические проблемы главного героя. Антон Павлович Чехов затрагивает актуальную тему — тему «футлярного образа жизни», какую ведет Николай Иванович Чимша-Гималайский, служащий казенной палаты. Чиновник мечтает обзавестись собственным имением с прудом, в котором будут плавать уточки, и садом, засаженным кустами крыжовника. Для достижения своей мечты он сковывает себя жесткими правилами. Николаю Ивановичу пришлось жить впроголодь, ходить в обносках, отказаться от всех радостей в жизни, а также жениться на небедной стареющей вдове и все копить и копить. В итоге он стал заложником своей мечты. По прошествии времени Николай Иванович добивается своей цели. Но только вместо чистого пруда — желтая речка, во дворе — толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка, а из скромного чиновника Чимша-Гималайский превратился в ленивого барина, на столе у которого кислые и невкусные ягоды крыжовника. Чехов, как тонкий психолог, не осуждает мечту Николая Ивановича, он критикует путь к мечте и ее последствия. Ведь после того, как чиновник осуществил свои грезы, он начинает вести бессмысленное существование, ведь стремиться больше не к чему. Такая позиция пугает, приводит в тупик. Доктор Чехов дает рекомендации: мечта должна завершаться новым желанием, а не приводить к опустошению человека.

Тему «футлярного» образа жизни можно наблюдать и в рассказе «Человек в футляре». Учитель греческого языка Беликов смешон своими странностями. Он носит темные очки, фуфайку, уши закладывает ватой. Его жизнь скована запретами, но для него это и есть идеальная жизнь. Беликов — «футлярный человек» и внешне и внутренне. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен. У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой. Даже свои мысли он старается держать в этом футляре. Чехов показывает нам человека, который полностью погружен в себя, но он не один такой. Автор, как настоящий лекарь души человеческой, призывает нас оглянуться и посмотреть, что жизнь в футляре, отстраненная от общества, бессмысленна. Доктор Чехов прописывает лекарство от «футлярности» — жить полноценной жизнью, иметь активную позицию и яркие эмоции. Но есть у Чехова-психолога и примеры независимых героев, имеющих критический взгляд на общепринятые стереотипы. Таков Иван Иванович Чимша-Гималайский, которому принадлежат бессмертные слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…».

Всем своим творчеством Чехов воспитывал в читателе чувство ответственности перед народом. Этим чувством было вызвано его решение поехать на Сахалин. К поездке писатель готовился тщательно. Читал книги по истории, этнографии, уголовному праву, метеорологии, изучал литературу о тюрьмах. Чехов прожил на Сахалине 2 месяца. Проехав через Сибирь и Дальний Восток, он попал на «каторжный остров». Без чьего-либо задания была им сделана и перепись сахалинского населения, которую он задумал и осуществил самостоятельно. Впечатления сахалинской поездки воплотились в рассказах «Бабы», «В ссылке», «Убийство», очерке «Из Сибири». После возвращения из этой поездки Чехов стал работать над книгой “Остров Сахалин”.

Ужасающая правда, которую рассказал писатель, взволновала читателей не только в России, но и за границей. По всей России был проведен сбор пожертвований на приюты, школы, библиотеки для сахалинских детей. Правительство было вынуждено командировать на Сахалин комиссию, чтобы проверить данные, сообщенные Чеховым. Следствием этого явилось улучшение жизни ссыльных, были отменены и телесные наказания. “Мой “Сахалин”- труд академический, писал Чехов. –Медицина не может теперь упрекать меня в измене… И я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий арестантский халат”. Что касается художественного творчества, путешествие на Сахалин, по собственному признанию Чехова, оказало огромное влияние на все его последующие произведения.

Чехов не очень высоко ценил своё творчество и считал, что его очень скоро забудут. Но почитатели его писательского таланта думали не так. В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах.

С 1890 по 1895 год, по возвращении в Москву из поездки на Сахалин, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом писателя.

С 1892 по 1899 год Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, неподалеку от города, названного его именем (г. Чехов), где сейчас работает один из главных его музеев. Имение было большое, усадьба состояла из запущенного сада, земли со множеством пустырей и неуютного дома. Через год усадьбу нельзя было узнать. Чехов посадил сотни фруктовых деревьев и розовых кустов.  Сам Антон Павлович очень любил сад и говорил, что мечта его жизни, когда он не сможет писать, — работать в саду. Все свободное от работы время писатель проводил в саду: сажал цветы, обмазывал яблони, подрезал розы. В своих рассказах и пьесах Чехов часто прибегает к образам цветов. Они помогают ему глубже раскрыть переживания героев. В одной из пьес героиня говорит: ”Цветы повторяются каждую весну, а радость нет…”

Музей-усадьба А. П. Чехова в Мелихово

Сразу по приезде в Мелихово Чехов начал заниматься врачебной практикой, вел регулярный прием больных и часто посещал своих больных на дому. В любую погоду он всегда спешил оказать помощь нуждающимся, не разделяя их на богатых и бедных. При этом он никогда не брал за работу денег. А также отказался от вознаграждения, какое получают участковые врачи.  Врачебная практика дала ему сюжеты для рассказов “Хирургия”, “Неприятность”, “Беглец” и другие.

Чехов верил в талантливость, трудолюбие, неисчерпаемые духовные силы народа, он понимал, что просвещение может пробудить эти силы, и мечтал о всеобщей грамотности, об университетах для народа. С этим периодом связана постройка Чеховым трех сельских школ для крестьянских детей – в Талеже, Новоселках и Мелихове.  Он занимался сбором денег – у земства, у частных благотворителей, искал подрядчиков, проверял счета, наблюдал за ходом работ. Все это тоже требовало много времени и сил. За общественную деятельность Чехову было пожаловано потомственное дворянство и орден Святого Станислава 3-й степени.

В Мелихове были написаны рассказы: «Палата №6», «Черный монах», «Дом с мезонином», «Мужики», «Ионыч», пьеса «Чайка» и многое другое. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Горький писал о Чехове: “ Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней… Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость,- искусством, которое доступно только человеку высоких требований к жизни, которое создается горячим желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными”.

По состоянию здоровья (он был болен туберкулезом) Чехов вынужден был продать имение Мелихово и купить участок земли в Ялте, где был построен дом, который получил название Белая дача и стал, по словам Куприна, «самым оригинальным зданием в Ялте».

Дом-музей Антона Павловича Чехова «Белая дача» в Ялте

Здесь также было очень много гостей. К Чехову приезжали писатели, в его доме пел Шаляпин, играл Рахманинов… Сразу по приезде в Ялту он начал принимать участие в устройстве больницы для туберкулезных больных. В эти годы были написаны рассказы: «В овраге», «Дама с собачкой», пьеса «Вишневый сад». Посаженный Чеховым сад в Ялте был предметом особой гордости и заботы. Он был посажен по принципу «вечная весна», то есть каждое растение цвело в определенное время. Растения цвели круглый год.

Большой радостью для Антона Павловича был приезд в Крым на гастроли Московского Художественного театра, на сцене которого уже два года шли его пьесы. В Ялте Художественный театр показал две пьесы Чехова- “Чайку” и “Дядю Ваню”. Успех был необыкновенный. Чехов стремился к тому, чтобы на сцене было “так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни”. Как говорил К.С. Станиславский, “для вскрытия внутренней сущности его произведений необходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин”.

С Чеховым в театр пришло понятие “подтекста”. В подтексте, т.е. в том, что выражено не в словах героев, а в общем настроении, скрыт внутренний смысл пьес Чехова. Его герои не произносят длинных эффектных монологов, они говорят простые, обыкновенные слова, потому что “вся драма человека внутри, а не во внешних проявлениях”, говорил сам писатель. Чехов-писатель всесторонне, последовательно и объективно, без каких бы то ни было иллюзий изучал жизнь и фиксировал “историю болезни” окружающего его общества. Чехов пишет о тех, кто засорял жизнь не только в его время, кто приспосабливался, кто хотел показаться деловым и благородно целеустремленным. В его пьесах много восклицаний и эмоций, но при этом часто герои, обращаясь к собеседнику, не слышат друг друга, понимая только свою позицию. В чеховских трудах отсутствует конфликт, нет положительных и отрицательных героев, автор просто показывает жизнь такой, какая она есть, предоставляя право читателю делать свой вывод самостоятельно. И в этом жанре Чехов выступает, как тонкий знаток человеческих душ, помогая читателю найти смысл своего бытия и пойти по пути нравственного совершенствования.

К лету 1904 года состояние здоровья Чехова ухудшилось настолько, что врачи потребовали немедленной поездки на немецкий горный курорт Шварцвальд, в городок Баденвейлер. Там 15 июля оборвалась жизнь А.П. Чехова. Но жизнь его произведений продолжается до сих пор.

«Он любил все простое, настоящее, искреннее ,- вспоминает Горький. — У него была своеобразная манера опрощать людей. Мне кажется, всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал желание быть проще, правдивее, быть более самим собой». «…В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости». —  И.А. Бунин.

Чехову было чуждо все мещанское, показное. Он писал: “Я хочу, чтобы наши дети, жены, ученики любили в нас не имя, не форму и не ярлык, а обыкновенных людей”. Антон Павлович считал, что пошлость мешает людям развиваться самостоятельно, убивает в них оригинальность.  Для Чехова не существует только внешней красоты, не озаренной красотой внутреннего содержания. Ценны его слова: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Ценность каждого человека, по мнению Чехова, определяется его отношением к труду. Лень, бездеятельность губительны для человека и несовместимы с красотой и правдой жизни.

Антон Павлович Чехов – один из самых читаемых прозаиков и самых репертуарных драматургов в мире, и вместе с именами Л. Толстого и Ф. Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества. По произведениям автора поставлены спектакли и сняты фильмы, и сейчас мы хотим предложить вашему вниманию х/ф «Свадьба» (1944 г.), снятому по одноименной пьесе Антона Павловича Чехова.

Ко Дню рождения А. П. Чехова в нашей библиотеке организована книжная выставка «А.П. Чехов — писатель на все времена».

Цитата к выставке: «Чехов — это Пушкин в прозе. Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова», — Л. Н. Толстой.

Выставка состоит из трех разделов:

Первый раздел «Знаток человеческих душ» посвящен жизни и творчеству А. П. Чехова.

Второй раздел выставки «Страницы Чехова листая…» погружает нас в мир творческих героев писателя. Вниманию читателей предлагаются разные издания произведений А. Чехова: сборники рассказов «Шуточка», «Вишневый сад», «Дама с собачкой», «Затмение луны».

Третий раздел  — «Чехов – детям»  —   представлен книгами: « Каштанка», «Белолобый», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия».

Представляем вашему вниманию обзор книжной выставки «Чехов — писатель на все времена».

О жизни и творчестве Чехова написано немало книг, один их список может составить целую брошюру. Но до сих пор не удается уловить суть этой неординарной личности, увидеть то, что скрывал он под своей невозмутимостью и напускным атеизмом. На вопросы о том, как Чехов понимал смысл бытия, какие требования он предъявлял к вере, служению, совести, что за правду он искал всю жизнь, — до сих пор не существует однозначных ответов. Эта книга должна помочь глубже узнать мировоззрение писателя, его отношение к религии, науке и культуре, понять особенности его философии и причины, по которым он называл себя атеистом. Автор надеется показать источники оптимизма Чехова — его преклонение перед возможностями человеческого духа и природой, которое скрывалось порой за реальностью его прозы. Не исключено, что ответы на некоторые вопросы будут найдены весьма неожиданными. Основанием для них стали произведения, письма и дневники писателя, а также воспоминания его современников.

Яковлева, А. В.  Кто Вы, доктор Чехов? : 100 лет спустя, или комментарии из будущего / А. В. Яковлева. — [Б. м. : б. и.], 2006 (Коломна : Коломенская  типография). — 193, [1] с. – 16+. —  ISBN 5-903073-03-4.

Жизнь и творчество одного из самых таинственных русских писателей А. П. Чехова продолжают ставить все новые и новые вопросы перед его исследователями. Как получилось, что безвестный автор юмористических рассказов из провинциального Таганрога за несколько лет достиг литературного Олимпа? Почему он практически отказался от лечения своей чахотки? Как уживались в А. П. Чехове две таких диаметрально противоположных личности? В чем привлекательность художественных текстов Чехова и как они воздействуют на читателя?  Автор эссе С. Андреенко попытался дать ответы на эти вопросы, взглянув на жизнь и творчество Чехова под совершенно неожиданным углом. Книга читается как захватывающий роман и интересна всем, кто любит русскую литературу, творчество А. П. Чехова, а также любит разгадывать различные тайны.

Андреенко, С. А.  Четыре тайны Чехова : [эссе] / С. А. Андреенко. — Таганрог : ООО «Антон», 2015. — 79 с.  – 16+. —  ISBN 978-5-88040-072-0.

В альбоме «Мир Чехова» использованы коллекции музея-заповедника. Фотографии, документы, книги, живописные и графические работы помогают более зримо представить внутренний мир великого писателя с его оригинальным и неповторимым видением явлений, запечатленных словесно. В альбоме пять глав, более трехсот иллюстраций с комментариями. Книга представляет интерес как для специалистов и любителей творчества А.П. Чехова, так и для широкого круга читателей.

Мир Чехова : [альбом / авт. текстов, сост. Е. П. Коноплева и др.] ; М-во культуры Ростовской  обл., Таганрогский гос. лит. и ист.-архитектурный  музей-заповедник. — Таганрог : Омега-Принт, 2010.   — 247 с. : ил. – 12+. —   ISBN 978-5-91575-018-9.

В монографии «Чехов и «окрестности» представлен опыт культурологический интерпретации жизнетворчества А.П. Чехова в контексте костюмных, застольных текстов повседневной культуры. Книга подготовлена на основе анализа мемуарной и эпистолярной литературы и художественных произведений А.П. Чехова. Для культурологов, филологов, исследователей и почитателей русской классической литературы.

Манкевич, И. А. Чехов и «окрестности»: повседневность-литература-повседневность / И. А. Манкевич. —  Научное издание. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2019. — 162, [1] с. — 16+. — ISBN    978-5-906980-84-7.

Какой должна быть идеальная невеста? Не бледна, не красна, не худа, не полна, не высока, не низка, симпатична. Что она должна уметь? Петь, плясать, читать, писать, варить, жарить, поджаривать, нежничать, печь, со вкусом одеваться на собственные средства и жить в абсолютном послушании. И ни в коем случае не зудеть и не шипеть. И если вы желаете жениться, то стоит прислушаться к этому руководству. В сборник вошли юмористические рассказы и пьесы Антона Чехова о женитьбе и сватовстве. Веселые приключения влюбленных пар, искрометный юмор, такие знакомые житейские ситуации, женихи и невесты, одни из которых мечтают о браке, а другие — боятся его как огня. Короткие и легкие рассказы о семейной жизни поднимут настроение и заставят забыть о проблемах.

Чехов, А. П.  Руководство для желающих жениться : [рассказы, пьесы] / А. П. Чехов. — Санкт-Петербург : Азбука,  2020. — 284, [1] с.  — (Азбука-классика). — 12+. — ISBN 978-5-389-02620-9.

«Вишнёвый сад» — пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Одно из самых известных произведений Чехова и одна из самых известных русских пьес, написанных в то время. Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1903 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: отцов и детей, любви, будущего России. В последней пьесе Чехова один центральный образ, определяющий всю жизнь героев — вишневый сад. Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

Чехов, А. П.  Вишневый сад. Рассказы / А. П. Чехов. — Москва :   АСТ : Астрель, 2009. — 220, [2] с.  —  (Любимое чтение). – 12+. —  ISBN 978-5-271-24471-1.

Антон Павлович Чехов — классик отечественной литературы, писатель-реалист, замечательный мастер слова. В его рассказах показана жизнь различных слоёв общества — помещиков, купцов, чиновников, крестьян — Чехов никогда не был сторонним, бесстрастным наблюдателем их будней, он всегда живо и участливо изображал жизнь, не стремился выдумывать необыкновенное, напротив, писал о простом, насущном, будничном. Чехов словно проникал в душевный мир каждого и не только показывал, каким не должен быть человек, но и давал почувствовать, каким бы он хотел его видеть, а самое главное — учил уважать человеческое достоинство. В книгу «Шуточка» вошли наиболее известные повести и рассказы замечательного русского писателя А.П. Чехова — произведения забавные и трагические, порой прозрачно-поэтические, порой саркастично-едкие.

Чехов, А. П.  Шуточка / А. П. Чехов. — Москва : АСТ :  Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011. — 251, [2] с.  — (Мои любимые книжки). — 12+. — ISBN 978-5-271-33626-3.

Основу книги «Дама с собачкой» составляют рассказы, повести и пьесы, входящие в современные школьные программы по литературе. «Дама с собачкой» —  история курортного романа, или курортной измены. Гуров, пресыщенный женщинами, много и часто изменяющий своей жене, будучи на курорте, встречает очередную даму, привлекшую его внимание. Дама, Анна Сергеевна, еще не столь искушена и изменяет мужу только первый раз. С момента случайной встречи у них начинается ничего не значащее, как они думают, увлечение…

Чехов, А. П.  Дама с собачкой / А. П. Чехов. — Москва : Издательство «Э» , 2015. — 656  с. ; 17 см. — (Шедевры мировой классики). — 16+. — ISBN 978-5 699-73056-8.

В сборник «Затмение Луны»  вошли произведения А. П. Чехова, относящиеся к календарному циклу. Преимущественно это ранние рассказы писателя — рождественские, святочные, масленичные, пасхальные, просто зимние или летние и т. д. Среди них такие известные рассказы и юморески, как «Ванька», «Мальчики», «Шуточка», «Нервы», «Роман с контрабасом» и др. В молодые годы Чехов сотрудничал в различных периодических изданиях, которые были ориентированы на актуальные и в том числе «сезонные» темы. В произведениях Чехова зима, весна, лето, осень не только необходимый фон, но и разные по настроению периоды жизни. Чехов, как никто другой, мог лаконичными средствами описать и радостную атмосферу свежего морозного утра, и шум весеннего ледохода на реке, и томительную духоту знойного летнего полдня, и тоскливые осенние сумерки. В этой смене красок и настроений возникает удивительная гармония бытия, запечатленная Чеховым.

Чехов, А. П.  Затмение Луны  / Антон Чехов ; [коммент. А.Д. Степанова]. — Санкт-Петербург :    Азбука : Азбука-Аттикус, 2012. — 349, [1] с. —  (Азбука-классика). — 16+. — ISBN    978-5-389-02991-0.

Впервые рассказ «Белолобый» был опубликован в 1895 году. У главного героя есть прообраз в виде дворового пса А.П. Чехова, который жил с ним в Мелехово и звали пса одноименно с героем рассказа — Белолобый.  В рассказе говорится о старой волчице, которая отправилась на охоту, чтобы позаботиться о троих волчатах и накормить их вкусной едой. Ей надоело питаться падалью и холодной мартовской ночью волчица решила полакомиться сама и побаловать своих волчат ягненком. Былая ловкость ее уже покинула и в хлеву Игната она устроила большой переполох. Впопыхах мать-волчица схватила в зимовье вместо ягненка щенка и уворачиваясь от расторопной сторожевой собаки Арапки, спешно покинула место происшествия. Главный смысл рассказа «Белолобый» в том, что животные умеют испытывать чувства в зависимости от сложившихся обстоятельств: жалость, ненависть, заботу, любовь, стеснение, страх. Автор показывает детям, что нужно проявлять уважение и сопереживание к животным и быть более сострадательными и чуткими.

Чехов, А. П.  Белолобый : рассказы для детей / А. П.  Чехов — Ростов-на-Дону :  Проф-Пресс, 2017. — 126, [1] с.  — (Школьная библиотека). — 0+. — ISBN 978-5-378-26787-3.

Одним из самых известных произведений А.П. Чехова, повествующих о животных, является рассказ «Каштанка». Автор показывает нам целый мир глазами собачки, ее взаимодействие с людьми, и само отношение людей к животным. Смысл рассказа Чехова «Каштанка» заключается в важности преданности и любви во взаимоотношениях человека и животного. Каштанка — это олицетворение всего этого. Она попадает к дрессировщику, где ее хорошо кормят и где за ней ухаживают, но по-настоящему верной она остается прежнему хозяину, хотя он был полной противоположностью и не особо проявлял свою любовь. Люди, по мнению автора, должны стремиться к тому, чтобы стать достойными такого обожания. Главная мысль рассказа «Каштанка» — страстный призыв автора к гуманизму и уважению в отношениях людей и животных, людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их.

Чехов, А. П.  Каштанка : рассказы / А. П. Чехов. — Москва :    Э, 2016. — 188, [2] с. — (Внеклассное    чтение). —  12+. — ISBN 978-5-699-92846-0.

«Лошадиная фамилия» – юмористический рассказ А.П. Чехова, написанный и впервые опубликованный в 1885 году. По сути, это пересказ анекдота о недалеком человеке, который сбил всех с толку странной ассоциацией: для него Овсов – это что-то связанное с лошадьми. «Лошадиная фамилия» – истинно чеховская зарисовка из русской жизни. Герои забавны и просты, вызывают улыбку и сочувствие. Несколькими штрихами писатель создает образ загородного имения отставного генерала, его домочадцев и царящих в доме порядков. Избегая описаний, Чехов рисует психологические портреты персонажей с помощью коротких реплик. В книгу вошли юмористические рассказы и водевили Антона Павловича Чехова: «Каштанка», «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим», «Предложение», «Юбилей, «Беззащитное существо», «Жалобная книга» и другие. Для среднего школьного возраста.

Чехов, А. П.   Лошадиная фамилия / А. П.  Чехов ; худож. В. Бритвин. — Москва : Детская  лит., 2011. — 235 с. : — (Школьная  библиотека). — 12+. — ISBN 978-5-08-004695-7.

«Толстый и тонкий» — юмористический рассказ А.П. Чехова, написанный в 1883 году. В миниатюрной зарисовке высмеивается преклонение человека перед высокопоставленным другом. Тонкий начинает заискивать перед толстым приятелем, едва узнает, что тот сделал блестящую карьеру. Название рассказа символично. Это не столько история двух конкретных людей, сколько притча о большом и маленьком человеке, о толстом и тонком. По иронии, важный чиновник хочет простого человеческого общения, но его друг не способен общаться на равных и умеет лишь стелиться перед начальством. В сборник вошли и другие рассказы А. Чехова.

Чехов, А. П.  Толстый и тонкий : рассказы : / А. П. Чехов ; [вступ. ст. Н. Дровалёвой] — Москва [и др.] : Махаон [и др.], 2018.  — 125, [2] с. — (Чтение – лучшее  учение). – 0+. — ISBN 978-5-389-15292-2.

На выставке представлены книги любимого писателя, наполненные русской культурой, которой мы, несомненно, должны гордиться. За свою жизнь писатель создал около 900 различных произведений, многие из которых стали любимой классикой. Его творчество наполнено прозаическими и драматическими произведениями, оказавшими огромное влияние на развитие русской литературы. Чехов современен. Его произведения – это сатира на нас, на людей сегодняшнего дня. Чехов, как писатель, как человек, как творческая личность, актуален, ибо вся его жизнь – это вечная борьба за человека в человеке и нежелание быть рабом, каторжником собственной жизни. Чехов исцелял и продолжает исцелять сегодня своими произведениями и своей жизнью. Перед нами человек, которым двигает одна цель, — помочь людям. «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически», – писал Антон Павлович. Несомненно, все эти качества были присущи ему самому. Хотелось бы, чтобы рецепт счастья от доктора Чехова был для всей современных людей неоспоримым, неопровержимым девизом: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте же добро!».

Спасибо за внимание!

Куликова Н.В.