Литературно-художественный вернисаж «Народный художник русского леса» (к 190-летию И.Шишкина).

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога!

25 января 1832 года родился русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин. В связи с этим знаменательным событием предлагаем вам совершить путешествие в мир удивительной красоты, выраженной в его картинах, а также узнать подробности жизни и творчества.

Портрет Ивана Ивановича Шишкина (1880г.)
Работа Крамского И.Н. Русский музей.

Будущий живописец родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина в городе Елабуга.  Живописные окрестности вдохновляли его с самого детства. В первую половину жизни единственной страстью Ивана Шишкина была живопись.
Отец будущего художника, будучи человеком разносторонним и прагматичным, пытался заинтересовать сына Ваню естественными науками, механикой, археологией, а когда мальчик подрос, отправил его в Первую Казанскую гимназию в надежде, что отпрыск получит блестящее образование. Однако юного Ивана Шишкина с детства больше привлекало искусство. Поэтому в учебном заведении быстро наскучило, и он бросил его, заявив, что превращаться в чиновника не желает. Возвращение домой сына расстраивало родителей, тем более отпрыск, как только покинул стены гимназии, принялся самозабвенно рисовать. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись. На листках бумаги появлялись зарисовки «Чертова городища», Камы, лесных берегов ее.

В 20 лет он отправился в Москву поступать в Училище живописи и ваяния. К своим занятиям он относился со всей серьезностью: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всем, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность… Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище».

Ранняя работа «Вид в окрестностях Петербурга». (1856г.) И.Шишкин.

До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С.М. Воробьева.

В 1858-1859 годах молодой художник упорно занимается рисунком с натуры, много работая в летние месяцы под Сестрорецком и на острове Валааме на Ладожском озере.

В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.

«Вид на острове Валааме». И.Шишкин. (1860г.)

После окончания академии Иван Иванович получил возможность усовершенствовать мастерство за границей. Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию, и Шишкин, не обремененный заботами зарабатывать на кусок хлеба, отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву и Дюссельдорф. Здесь художник пробовал силы в гравировке «царской водкой», много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Светлая, воздушная работа отправилась на родину – за нее Шишкин получил звание академика.

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа» И.Шишкин (1865г.) Русский музей

За рубежом Иван Шишкин активно увлекается рисованием пером. Для иностранцев такие работы были удивительны и некоторые из рисунков даже оказались в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками известных художников Европы. Академия была в восторге от творчества Шишкина, по его словам, работы «произвели страшный фурор, и Совет Академии торжественно объявил, что таких рисунков Академия еще не видела».

Вернувшись в Петербург в 1866 году, Шишкин начинает выставлять свои картины на различных экспозициях и вернисажах. В конце XIX века (и до 1923 года) образовалось объединение российских художников, называющих себя Передвижниками, или Товариществом передвижных художественных выставок. Передвижники ставили во главу угла идеи народничества и противопоставляли себя художникам-академистам. После учреждения Товарищества Шишкин начинает выставлять свои работы, в частности рисунки пером и графику.

«Лесное болото» И.Шишкин. (перо, тушь)
И.Шишкин «Лес» (графика)

В 1870 году Иван Шишкин интересуется петербургским кружком аквафортистов, становится членом кружка. Пробуя выполнять гравирование «царской водкой» (смесь концентрированных азотной и соляной кислот, способная растворять золото), Шишкин вошёл во вкус и уже не бросал этот вид творчества, уделяя равное внимание гравированию и живописи. Неустанное совершенствование, мастерство и разносторонность усиливали за Иваном Шишкиным славу одного из лучших русских живописцев и талантливого аквафортиста.

В 1873 году Шишкин получает от Академии Художеств профессорское звание за картину «Лесная глушь». 

«Лесная глушь» (1872г.) И.Шишкин

В 1867 г. Шишкин начал обучать молодого художника Федора Васильева, а вскоре познакомился и с его сестрой – Евгенией, которая в 1868 г. стала его женой. На тот момент Шишкину было уже 36 лет, а его избраннице – 21 год. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.

Иван Шишкин и его жена Евгения

Для своих детей это был самый нежный, любящий отец. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и года ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе. И. Шишкин изобразил свою жену на двух картинах.

И.Шишкин «Дама с собачкой», 1868 и «Перед зеркалом. За чтением письма», 1870

Они прожили вместе всего 6 лет. В 1872 г. у художника началась черная полоса в жизни: сначала умер его отец, потом – маленький сын Владимир. От чахотки скончался брат жены Федор, с которым Шишкин был очень дружен. А на следующий год болезнь забрала и любимую жену, спустя еще год умер сын Константин. У художника осталась только дочь Лидия. О том периоде он вспоминал с ужасом: «Белый свет померк, все, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга». Живопись спасла его от отчаяния. В этот период художник создает картины, которые позже назовут его программными произведениями — жизнеутверждающими и прославляющими красоту русской природы.
Он снова начал работать в полную силу. И уже в 1875 году смог дать на 4-ю Передвижную выставку ряд картин.

«Родник в сосновом лесу» (1875г.) И.Шишкин. Картина собрала наиболее восторженные отзывы на 4-й Передвижной выставке.

Природа сохранила душевное здоровье художника. Шишкин был очень сильной личностю. Жизнелюбие и могучий дух не дали ему упасть в черную пропасть забытья.

«Дубовая роща» (1887г.) И.Шишкин

Но кто знает, о чем он думал, когда работал над картиной «Срубленное дерево»?

«Срубленное дерево» (1975г.) И.Шишкин

Заросшая поляна в брызгах солнечных пятен, свежая зелень молодых берез и елочек, а на первом плане закрывает дорогу поваленная ель с сухими сучьями и ободранной корой. Кто ее срубил? Зачем? И почему оставил умирать в лесной тишине? Не о себе ли думал художник? Не о своей ли судьбе? Вот , что писал критик о работах Шишкина : «Входите смело в его дебри и рощи, в большинстве случаев вы будете там одиноки. Объективное спокойствие их изображений охватит вас тишиной и миром, и вы забудете о всем живом в глуши и тени деревьев».

Особо знаменательной для художника стала 6-я выставка Передвижников. Незадолго до нее Иван Шишкин пребывал в весьма мрачном расположении духа. Последний месяц перед выставкой Иван Иванович работал днем и ночью. И даже спал в мастерской. К нему уже не раз приезжали и спрашивали, когда можно забрать картину. Он сердился, находил отговорки- то рама неправильно закреплена, то «надо бы пройтись еще вон в том углу…» Наконец картину увезли. Но беспокойство не покидало художника. Своим товарищам по цеху Маковскому и Крамскому на вопросы о его неважном расположении духа он отвечал деревянным голосом: «Ничего. Ровным счетом ничего не случилось. А что может случиться? Вот, картину отправил на выставку. Ты не представляешь, какая дрянь на этот раз получилась». И никто не мог убедить его, что он на себя наговаривает.

Наконец, выставка открылась. Иван Иванович выставил свою картину «Рожь». Народу на открытие всегда собирается много. Столько разных мнений, критических и едких замечаний, восхищенных откликов! Вокруг картины Шишкина толпится народ. Картина хороша! В.В. Стасов, уважаемый и известный критик, пишет в своем обзоре: » Первое место занимает «Рожь» господина Шишкина. Мотив им, кажется, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный.»

«Рожь» И.Шишкин (1878г)

Полотно Ивана Шишкина «Рожь» одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи. На эскизе картины художник сделал надпись: « Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство”. Тезисно перечислил все, что хотел передать своей картиной. И ему это отлично удалось. «Рожь» — одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», — писал И. Н. Крамской Илье Репину. Благодаря широкой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец достигает монументальности повествования. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины не случайно. Ему хотелось показать богатырей-долгожителей — вечнозеленые хвойные деревья, а не трепещущие на ветру березы. И композиционное, и чисто живописное решение картины подчинены одному — воспеванию силы и богатства родной природы. Дорога, популярный прежде символ скорбного пути русского народа, здесь кардинально переосмыслена, превратившись в дорогу к счастью.

В это время он стал много ездить, побывал в Париже на Всемирной выставке, потом отправился в Крым, откуда привез множество этюдов. В это же время в его жизни появилась женщина. Молодая художница Ольга Лагода завоевала сердце одинокого Ивана Ивановича. Они обвенчались и в доме Шишкина вновь зазвучали веселые голоса. Здесь принимали гостей, устраивали домашние спектакли, вечера с музыкой и танцами. Шишкин был счастлив-он снова обрел семью. Откровенно восхищался красавицей женой и с удовольствием принимал участие во всех милых развлечениях. Но судьба снова приготовила ему страшный удар.Всего через год, после родов, молодая женщина заболевает и скоропостижно умирает. На Шишкина было страшно смотреть. Ольга была для него и верным другом, и помощницей, понимала его с полуслова и поддерживала во всем. Она была очень талантливая художница, многому училась у своего мужа и Иван Иванович очень ею гордился. Пересматривая ее наброски, рисунки и этюды, художник задавался вопросом: «За что? За что так несправедливо обошлась с ней судьба?» Старался никому не показывать свое горе, но не мог сдержать слез.

Заботы о семье взяла на себя сестра Ольги Виктория. В семье наладился привычный порядок. Постепенно Шишкин взял себя в руки. Мужества этому человеку было не занимать. За детей Иван Иванович был спокоен и это дало ему возможность продолжать работать в полную силу. Его просто потрясающая сила духа, любовь к жизни, сильная воля не дали ему растерять талант. Из-под его пера каждый год выходят шедевры: «Туманное утро» (1885), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубовая роща» (1887), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Летний день» (1891), «На севере диком» (1891), «Валежник» (1893), «Цветы на опушке леса» (1893), «Полянка» (1897). Работал он много, занимался проблемами цвета. Писал воздух, изменчивые облака, прозрачные тени деревьев. В это время им был написан один из самых живописных этюдов- «Сосны , освещенные солнцем».

«Сосны, освещенные солнцем» И.Шишкин. 1886г. Государственная Третьяковская галерея.

Художник Верещагин, увидев этот этюд, сказал:»Да,вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».

Слава Шишкина росла с каждым днем. Критики наперебой расхваливали его работы. Любопытна история создания одной из самых известных картин И.И. Шишкина «Утро с в сосновом лесу». По результатам некоторых опросов картина «Утро в сосновом лесу» является одной из самых популярных в России, кто-то называет ее символом русского искусства. Даже если вы не видели эту картину в живую, вы точно могли с ней познакомиться, разворачивая популярную конфету «Мишка косолапый». Фабрика «Эйнемъ» (в будущем «Красный октябрь») заказала художнику Мануилу Андрееву разработать обертку для шоколадных конфет с миндальным пралине, М.Андреев взял за основу сюжет «Утра в сосновом лесу» и поместил его на бирюзовый фон в обрамлении еловых веток.

Одна из первых оберток знаменитых конфет.

После поездки в Вологодскую губернию Иван Иванович написал «Туман в сосновом лесу». Он стремился передать изменчивое состояние природы ранним утром. В картине «Утро в сосновом лесу» на переднем плане появилась медвежья семья.

» Утро в сосновом лесу» И.Шишкин. 1889г. Государственная Третьяковская галерея.

Мишек на картине написал передвижник Константин Савицкий, друг И.Шишкина. Предполагается, что Шишкин помог другу. Савицкому нужны были деньги, поэтому он попросил Шишкина написать совместную картину. «Утро в сосновом лесу» было впервые представлено на XVII Передвижной выставке 1889 года, и на картине стояли подписи обоих художников. Но Павел Третьяков, купивший эту работу снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина. Шишкин делал много набросков, этюдов к картине, да и медведей Савицкий изобразил по эскизам, предложенным Шишкиным, поэтому можно говорить о второстепенной роли «соавтора». Поэтому Третьяков и снял подпись Савицкого, объясняя это тем, что автором работы можно считать только Ивана Ивановича. «В этой работе все его-от замысла до исполнения».

В первоначальных эскизах присутствовало лишь два медведя, в конечном варианте их стало четыре, а картину некоторые ошибочно называют «Три медведя» (скорее всего из-за тех же конфет, которые в народе были известны как «Три медведя»). Также распространенным является и ошибочное название «Утро в сосновом бору», которое прижилось к популярным в одно время коврам с репродукцией картины.

В последнее лето 1897 года художник работал с какой то «жадностью». Его этюды точно выливались из-под кисти. Таких тонов, такой силы и правды красок, как в этом году будто бы еще не было. В 1898 году Иван Шишкин закончил работу над картиной «Корабельная роща».

«Корабельная роща» И.Шишкин. 1898г. Государственный Русский музей

«Корабельная роща» стала последней картиной И.И. Шишкина. Ее называют самой крупной по размеру среди всех полотен художника и говорят, что именно оно является символом богатырской силы русских просторов. Замысел этой картины – один из самых монументальных в отечественной живописи и, вместе с тем, самый многозначный. Это полотно – завершение всего творческого пути живописца, его прощальная песнь, где он в который раз обратился к излюбленной теме хвойных деревьев. Тонкая поросль молодых сосенок словно показывает, что на смену ему придут новые, но не менее талантливые мастера кисти. Он пропагандирует «Корабельной рощей» и мысль о круговороте и вечности жизни, в которой вековые сосны будут освещаться солнцем и скрываться в тени заката, давая возможность наслаждаться их созерцанием многим поколениям. Эта картина является и своеобразным гимном родной земле, ее вечной красоте и неиссякаемой силе. Каждый, кто хоть раз видел картину «Корабельная роща», непременно скажет, что ощутил запах сосны – такой терпкий и родной. Солнце на картине греет все. Его золотисто-желтые, охристые и даже ржавые оттенки наполняют ручей с небольшой кладкой через него. Присмотритесь к полотну повнимательней: оно настолько величаво и одновременно повседневно, что вполне может стать эталоном русской природы. Здесь абсолютно нет места низменным и мелким деталям – насыщено-зеленые сосны просто поглощают их своим могучим видом. Стволы сосен яркие, золотистые – от них веет теплотой, гармонию в которую вносят сизо-лиловые переливы коры. Сочная зелень сосен словно манит к себе охристыми, умбристыми и бирюзовыми тонами. А идеально чистый оттенок голубого неба! Он словно подталкивает к звучанию красновато-рыжие оттенки земли. Посмотрите на ручей: в нем нет отражения неба, что нисколько не является недостатком мастерства художника – это то, что сегодня называют трехмерным обзором.

И вот, «Корабельная роща» уже отправлена на выставку. Всегда недовольный своими работами, Иван Иванович чувствовал, что на этот раз получилось то, что задумано.  Картина вобрала в себя весь опыт и мастерство гениального живописца. 

Живописец ушел на 66 году жизни, работая за мольбертом в своей мастерской. В этот момент с ним находился его ученик, Григорий Гуркин. Но все произошло настолько мгновенно, что никто ничего не успел сделать. Сердце великого художника дало сбой. В мастерской остался чистый холст, приготовленный для новой картины, а на столе- старые бумаги, которые он не успел разобрать. Среди этих бумаг было письмо Виктора Васнецова: «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой родины-Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, задушевного облика, то пути эти лежат через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать.»

Иван Иванович Шишкин действительно стал народным художником русского леса. Он умел обходить требования академического пейзажа, где необходимыми были благородство живописи или отождествление ее с идеальным искусством. Если посмотреть на природу, которую изображают полотна Шишкина – это абсолютная природа. Его голос един с голосом соснового бора или одинокой сосны, или ржи. Кстати, о соснах. Они присутствуют в каждой картине, как, впрочем, и ели с вылезающими из-под земли корнями. А еще мир Шишкина наполнен камнями-валунами, обросшими мхом, кустами и валежником, травой и папоротниками с огромными листьями. Глядя на полотна этого художника, каждый из нас видит ту самую природу, о которой рассказывали русские сказки или которая представляется традиционной русской. При словосочетании «русский пейзаж» мы тут же представим именно эти хвойные леса с полотен Шишкина, с опушкой, залитой летним солнцем или утренний туман, окутавший еще спящий лес.

В следующем разделе вернисажа мы хотим предложить вам художественную и научно-популярную литературу, посвященную жизни и творчеству этого великого русского художника.

Евстратова, Елена Николаевна.
Иван Шишкин. Великий живописец леса : [альбом] / Е. Н. Евстратова. — Москва : БИНОМ. Лаб. знаний, 2020. — 141 с. : ил., цв. ил., портр., цв. портр.; 33 см. — (Серия. «Коллекция живописи»).; ISBN 978-5-9963-6090-1

Ивана Ивановича Шишкина по праву называют «великим живописцем леса», «лесным богатырем-художником»: на протяжении всего творчества он воспевал могучую, «богатырскую» родную природу. «Когда Шишкина не будет, тогда только поймут, что преемник ему не скоро сыщется…» — это признание Ивана Крамского оказалось пророческим. Для современного поколения художников наследие Шишкина остается непревзойденной школой, а для зрителя — родником чистой воды, из которого хочется пить бесконечно. Альбом рассказывает о жизни и творчестве Шишкина, включает как известные полотна, так и мало знакомые широкой публике картины, рисунки, гравюры, раскрывая все грани таланта этого великого живописца. Книга Елены Евстратовой предназначена для широкого круга читателей.

Анисов, Лев Михайлович.
Шишкин / Лев Анисов. — Москва : Молодая гвардия, 2007. — 292, [4] с., [8] л. портр., [8] л. цв. ил.; 21 см. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий).; ISBN 978-5-235-02959-0 

Автор книги писатель Л.М. Анисов посвятил свою книгу жизни и творчеству русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина, вдохновенного певца природы России, одного из крупнейших передвижников. Автору удалось найти и использовать множество ранее неизвестных биографических материалов и архивных сведений о художнике, проследить маршруты его путешествий по стране.

Китаева, Людмила Владимировна.
Иван Шишкин / Людмила Китаева. — Москва : Белый город, 2006. — 47, [1] с. : цв. ил., портр.; ISBN 978-5-7793-1269-1

Это художественное произведение о жизни знаменитого художника-пейзажиста. Описан его жизненный и творческий путь. Текст дополняют иллюстрации, репродукции картин самого Шишкина, портреты художника, выполненные другими авторами. Дополнено это великолепие стихами русских поэтов того времени.

Орлова, Елизавета.
Иван Иванович Шишкин / Орлова Елизавета. — Москва : РИПОЛ классик, 2018. — 37 с. : цв. ил., цв. портр.; 29 см. — (Великие русские живописцы).; ISBN 978-5-386-10457-3

Иван Шишкин — русский пейзажист, настоящий народный художник. Всю жизнь он изучал русский лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Никто до него с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей откровенностью не мог рассказать зрителю о любви к родному краю, в неброской прелести северной природы. На страницах книги собраны самые известные картины художника, рассказана история их создания.

В заключении предлагаем вам посмотреть документальный фильм о художнике. Он приоткроет для вас неизвестного Ивана Шишкина – человека с трагической судьбой, оставшегося верным своим художественным принципам.

https://www.youtube.com/watch?v=02Cd7bG0mFY


Иван Шишкин -основоположник русского эпического пейзажа, дающего широкое, обобщенное представление о величавой и вольной русской природе. В картинах Шишкина подкупает строгая правдивость изображения, спокойная широта и величавость образов, их естественная, ненавязчивая простота. Поэзия шишкинских пейзажей схожа с плавной мелодией народной песни, с течением широкой, полноводной реки. Художник Иван Шишкин оставил после себя богатое творческое наследие, находящееся ныне во многих крупнейших музеях мира. Его вклад в развитие национальной культуры России огромен, поскольку сегодня просто невозможно представить российскую живопись без полотен великого «певца русского леса».

«Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина». И.Крамской. 1873г. Государственная Третьяковская галерея.

«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.»
В. В. Стасов.

Спасибо за внимание! Мы всегда рады видеть вас в нашей библиотеке, где можно взять и прочитать замечательные книги о творчестве великих деятелей искусства.

Филатова Е.А.





.