Литературный портрет «Судьба и творчество» к 150-летию Т.Драйзера.

В этом году отмечается 150-летие со дня рождения Теодора Драйзера. Один из самых ярких представителей классической школы натурализма Теодор Драйзер пришел в литературу, когда читатели всего мира уже с головой были погружены в произведения Гэмлина Гарленда, Стивена Крейна и Фрэнка Норриса. Писатель, развивший в работах основные идеи творчества современников, на примере конкретной человеческой жизни изучал сплетение сил природы и социальных тенденций. Будучи романистом, Драйзер неизменно сострадал героям своих творений.

Теодор Герман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 года в расположенном на Среднем Западе городе Терре-Хот (штат Индиана). Жили Драйзеры бедно. Глава семейства брался за любую работу, но денег на содержание девятерых детей катастрофически не хватало. В связи с плачевностью материального положения будущий писатель по окончании школы покинул отчий дом и уехал в Чикаго на заработки. Там не боявшийся тяжелого труда парень успел поработать и уборщиком в ресторане, и разнорабочим в лавке, и даже грузчиком. Всего детей в семье было тринадцать, Теодор был двенадцатым и девятым из тех, кто пережил младенчество. В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.

В 1889 году амбициозный юноша успешно сдал вступительные экзамены в Индианский университет в Блумингтоне. Правда, по причине отсутствия денег окончить учебное заведение Герману так и не удалось. В поисках лучшей жизни Драйзер переезжал из города в город. За годы скитаний (с 1892 по 1894 гг.) Теодор успел побывать репортером в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго, Сент-Луиса и Нью-Йорка. Писал в этих газетах о преступлениях, политических событиях, о писателях, таких как Натаниэль Хортон и Уильям Дин Хауэллс. Кроме этого брал интервью у общественных деятелей: Эндрю Карнеги и Томаса Эдисона.

В 1898 году, Теодор женился на прекрасной Саре Уайт, с которой разошёлся в 1909 году. Тогда молодому репортеру сент-луисской газеты «Репаблик» Теодору Драйзеру поручили сопровождать победительниц конкурса «Лучший учитель» на Чикагскую всемирную выставку. Среди призерш была и его будущая супруга.

Сара Уайт, первая жена писателя.

С 1919 года Драйзер стал жить со своей двоюродной сестрой Хелен Ричардсон (1894—1955), на которой в конце концов женился в 1944 году.

Вторая жена писателя.

Судьба Теодора Драйзера была всегда насыщена событиями и людьми.

В начале 1930-х годов в горнорудных районах США – Харлане и Белле – произошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией комитета защиты политических заключённых Драйзер отправился на место событий. Его встретили угрозы физической расправы со стороны владельцев шахт и полиции. Против Драйзера возбудили судебный иск и предложили его отозвать при условии, что писатель прекратит освещение событий. Однако Драйзер продолжил выступления в газетах и на радио, сообщая о положении дел – избиениях членов профсоюза и полицейских расправах. В 1931 он издал книгу «Трагическая Америка». В нашей стране она известна с названием «Американская трагедия».

Драйзер, Теодор (1871-1945).Американская трагедия : роман : [16+] / Теодор Драйзер ; перевод с английского Н. Галь, З. Вершининой. — Москва : АСТ, cop. 2019. — 1021, [2] с.; 18 см. — (Эксклюзивная классика) (Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения).; ISBN 978-5-17-114759-4

В 1927 году  Драйзер принял приглашение посетить СССР и принять участие в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. В начале ноября он прибыл в Советский Союз и 7 ноября был на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других городах, встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. После поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию». У нас она издавалась под названием «Русский дневник».

Драйзер, Теодор (1871-1945).Русский дневник [Текст] : путешествие классика американской литературы по СССР : из личного архива : [16+] / Теодор Драйзер ; Рут Кеннел ; [пер. с англ. Е. Кручиной]. — Москва : Эксмо, 2019. — 430 с. : ил., портр., факс.; 22 см. — (Из личного архива).; ISBN 978-5-04-092425-7 

Драйзер — художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях: он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности, цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий. Теодор был пионером натуралистического направления в США, увлеченный романами Золя и Бальзака. Он часто обращался к проблеме социального неравенства. Драйзер оказал большое влияние на следующее поколение, хотя критики иногда обвиняют его в тяжелом стиле или вообще его отсутствии и длительной агонии.

Дебютный роман писателя «Сестра Керри» увидел свет в 1900 году. В основе сюжета – история провинциальной девушки Каролины (Керри) Мибер, которая в поисках лучшей жизни приехала в Чикаго. Там она становится служанкой, затем переезжает со своим любовником в Нью-Йорк и становится популярной актрисой В произведении отчетливо прослеживается традиционный для американского автора мотив денег. Писатель в красках описывает те низости, на которые способен пойти человек ради собственного благосостояния.

Драйзер, Теодор (1871-1945).Дженни Герхардт ; Сестра Керри : [романы : пер. с англ.] / Теодор Драйзер. — М. : РИПОЛ классик, 2004. — 765, [2] с. : портр.; 21 см. — (Бессмертная библиотека) (Библиотека мировой классики).; ISBN 5-7905-2788-4 

Ключевым персонажам романа – Керри и двоим мужчинам (Друэ и Герствуд), сыгравшим в ее жизни определяющую роль, – физиологически чужды привязанность, признательность, истинная благодарность, сострадание и любовь. Все трое заботятся лишь о собственной выгоде и в любой момент в угоду своим интересам готовы пойти по головам.

Вторая работа – «Дженни Герхардт» – была опубликована в 1911 году. В произведении речь идет о милой, но бедной как церковная мышь девушке с комплексом жертвы, которая ради благополучия близких переходит в статус содержанки. 

Драйзер, Теодор (1871-1945).Дженни Герхардт : роман, рассказы : [пер. с англ.] / Теодор Драйзер. — М. : Эксмо, 2005 (АООТ Твер. полигр. комб.). — 622, [1] c. : ил., портр.; 21 см. — (Зарубежная классика).; ISBN 5-699-12405-5 (в пер.)

«Дженни Герхардт» — одна из прекраснейших историй о любви. Критики называли ее «лучшим американским романом, который когда-либо читали». Печальная любовь романтичной Дженни и богача Лестера Кейна потрясла современников и будет трогать сердца читателей во все времена. Героиня романа- девушка из народа, которая, соприкоснувшись с миром капиталистических хищников, сумела все же сохранить высокую духовную чистоту, бескорыстную любовь к добру, стремление к самопожертвованию. Т.Драйзер противопоставляет мир простых людей и так называемое «высшее общество» Америки начала XX века, реалистическому показу которого посвящены многие страницы романа.

Если первые два романа изображают частную жизнь рядового американца, то в задуманной вслед за ними «Трилогии желания» писатель показал себя блестящим знатоком общественной жизни, мастером социального романа с широким охватом жизненных явлений. В первых двух романах были показаны последствия монополистического перерастания капитализма, отражающиеся на жизни отдельного человека. В «Трилогии желания» Драйзер показывает последствия хозяйничанья монополий для жизни всей нации, всей страны. Драйзер создает грандиозное эпическое полотно, эпос «большого бизнеса»; он проникает в «кухню бизнеса», он рисует разбойничий монополистический капитал за работой и показывает последствия разбоя — порабощение американского народа. Произведение Драйзера резко отличается от разновидностей буржуазной литературы, которые откровенно любовались «подвигами» монополистов, «финансовых гениев». В книгах «разгребателей грязи» хотя и осуждалась деятельность «баронов грабежа», но при этом проводилась мысль о том, что их можно остановить, обуздать, и Америка будет спасена. В «Трилогии желаний» писатель детально прослеживает грязный путь американского дельца Фрэнка Каупервуда к богатству и власти. Воплотив в образе Каупервуда типичные черты монополистического хищника, Драйзер уловил неизбежность монополистического перерождения Америки.

«Трилогия желания» состоит из романов «Финансист» (1912), «Титан» (1914) и «Стоик» (1947).

Действие «Финансиста» происходит в 60—70-х гг. XIX в. в Филадельфии. Здесь рассказывается о превращении сына банковского служащего Фрэнка Каупервуда в финансиста, биржевого спекулянта. В «Финансисте» первые шаги Каупервуда прослеживаются на фоне начавшейся Гражданской войны. На примере Каупервуда мы видим, как дельцы Севера использовали эту войну для грязных финансовых сделок, как они наживались на крови и лишениях американского народа. В то время как люди труда устремляются на поля сражений, уходят в армию прямо с работы, Каупервуд, наблюдая эти сцены, цинично высмеивает патриотизм народа: «Пусть воюют другие, на свете достаточно бедняков, простаков и недоумков, готовых подставить свою грудь под пули… Что касается его, то свою жизнь он считал священной и целиком принадлежащей семье и деловым интересам».

Драйзер, Теодор (1871-1945).Финансист [Текст] : роман / Теодор Драйзер ; [пер. с англ. М. Волосова]. — Санкт-Петербург : Азбука, 2013. — 606, [1] с.; 18 см. — (Азбука-классика).; ISBN 978-5-389-06175-0

С бальзаковской обстоятельностью писатель раскрывает частную и общественную жизнь дельцов Филадельфии, распутывает сложный клубок взаимоотношений между «демократическими» институтами города, — формальными представителями власти, — и шайкой крупных дельцов. Мы узнаем, что фактическими хозяевами города являются члены «триумвирата» — Молленхауэр, Батлер и Симпсон. Драйзер объясняет, каким образом эти дельцы захватили политический и экономический контроль в Филадельфии. В «Финансисте» Каупервуд не является еще крупной фигурой. Он выступает пока еще как маклер, как биржевой игрок, использующий городские средства. Вступив в единоборство с «триумвиратом» Филадельфии, он пытается захватить контроль над конками. Вероятно, он бы преуспел, но чикагский пожар 1871 г. и последовавшая вслед за ним финансовая паника разоряют его.

В «Титане» Каупервуд уже не маклер. Он становится транспортным магнатом Чикаго, продолжая в то же время биржевые спекуляции. Показывая завоевание Чикаго Каупервудом, Драйзер снова погружается в дебри политического и финансового мира. Прибыв в Чикаго, Каупервуд обнаруживает, что город находится в крепких руках такой же шайки грабителей, как и Филадельфия. Драйзер создает портреты крупнейших заправил города — Шрайхарта, Эдиссона и Мерилла. Этот чикагский «триумвират» еще более могуществен, еще более непробиваем, чем филадельфийский. И все-таки Каупервуду удается одержать победу над шайкой Шрайхарта, ибо появилась новая сила в американском обществе и, использовав эту силу раньше своих противников, он становится одним из властелинов Чикаго.

Драйзер, Теодор (1871-1945).Титан [Текст] : роман / Теодор Драйзер ; [пер. с англ. В. Курелла, Т. Озерской]. — Санкт-Петербург : Азбука, 2013. — 606,[1] с.; 18 см. — (Азбука-классика).; ISBN 978-5-389-06174-3

в ходе борьбы со Шрайхартом Каупервуд обнаруживает нового, еще более могущественного врага, ставшего на его пути — разгневанный пролетариат, народные массы. Известно, что в 90-х гг. в США зародилось мощное движение, направленное против монополий, против создания трестов. Рабочие и фермеры в ходе этой борьбы выдвинули и другие требования — ликвидации земельной ренты, восьмичасового рабочего дня, передачи транспорта в руки государства и др. Магнаты Уолл-Стрита, почувствовав опасность в движении народных масс, объединили силы для его подавления. Шайка Шрайхарта, которая до сих пор вела разоблачительную кампанию против Каупервуда, теперь объединилась со своим противником перед лицом разгневанного народа.

Конфликт Каупервуда с антимонополистическим народным движением становится основным содержанием второй части «Титана», составляющим кульминацию всего романа. Каупервуд пытается подкупить весь муниципалитет Чикаго и сенат штата Иллинойс, он пытается купить губернатора штата, чтобы продлить концессию на городской транспорт еще на 50 лет. Но Каупервуд терпит поражение: в страхе перед народом большинство городского муниципалитета отклоняет законопроект, выдвинутый в пользу Каупервуда.

Роман «Титан» отмечен большей художественной зрелостью, чем «Финансист». Для него характерно более четкое деление на главы, более сложная композиция, в нем больше драматизма. Исследуя многообразные последствия власти монополий в Америке, Драйзер не обходит и проблему искусства. Вслед за Генри Фуллером и Джеком Лондоном он снова говорит о деградации искусства в буржуазном обществе, о гибели таланта, растлеваемого нравами и потребностями капиталистического общества.

Действия третьего, заключительного романа «Стоик» (издан уже после смерти писателя в 1947 году) разворачиваются в столице Франции. Там Каупервуд занимается строительством линии метрополитена. Несмотря на солидный возраст, баловень судьбы все так же пытается положить в свой карман все деньги мира. На этот раз в его планы вмешивается болезнь почек. После очередного обострения мужчина, чьи амбиции не позволили ему прожить счастливую и спокойную жизнь, умирает, успев перед кончиной исповедаться в грехах перед супругой и любовницей.

Драйзер, Теодор (1871-1945).Стоик [Текст] : роман : [16+] / Теодор Драйзер ; [перевод с английского М. Богословской, Т. Кудрявцевой]. — Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, cop. 2018. — 444, [1] с.; 18 см. — (Азбука-классика).; ISBN 978-5-389-14240-4

Драйзер после выхода романа «Титан» в 1914 году надолго отложил работу над третьей частью, вернувшись к ней в 1922 году. В 1926 году он посетил Лондон для сбора материалов о финансовой деятельности Чарльза Йеркса, прототипа героя. В 1932 году Драйзер интенсивно работал над романом, написав около двух третей произведения,но в результате закончил произведение только в 1945 году за несколько дней до своей смерти.

«Стоик» – третий роман трилогии «Желание», посвященный последним годам жизни финансового магната Фрэнка Каупервуда. Если первую часть трилогии можно назвать «большие надежды», вторую – «расцвет и мощь», то третью – «спокойствие». Фрэнку перевалило за шестьдесят. Казалось бы, пора уйти на заслуженный покой, но Фрэнк заполучил любовь юной девушки (продолжая при этом причинять страдания жене) и начал новое дело.

Однако, счастью Каупервуда не суждено было длиться долго – через некоторое время он скончался. Рухнула большая финансовая империя, картины из великолепного дома-музея были пущены с молотка, завещание не было исполнено. Тут Драйзер позволяет себе куда больше сочувствия, нежели в предыдущих частях трилогии. Он искренне сопереживает Фрэнку и тому, что стало с его состоянием. Но вот у читателей первая книга вызывает большую симпатию к Фрэнку, а прочитав последнюю- видят равнодушного, эгоистичного человека, который принёс много горя другим людям, особенно, женщинам. Невозможно не рукоплескать его финансовому таланту, но невозможно спокойно относиться к его изменам. Френк не вызывает симпатии в конце. Более того, становится понятным вообще всё по значимость денег в жизни. Деньги – не самоцель. Это средство для достижения целей.

Творчество писателя было неразрывно связано с его мировоззрением. Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В 1932 году поддержал кандидата от американской компартии Уильяма Фостера в избирательной кампании. В том же году был членом всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.

В 1938 году Драйзер был делегирован на антивоенную конференцию в Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Летом посетил Барселону, где встречался с президентом и премьер-министром страны. На обратном пути посетил Англию, где надеялся встретиться с членами английского правительства. В США ему удалось добиться кратковременной встречи с Рузвельтом. После этого безуспешно пытался организовать комитет для поставки продовольствия в Испанию. В итоге в Испанию по указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.

В июле 1945 году Теодор Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.

Творчество Теодора Драйзера составляет вершину американского критического реализма. Жестокость и бесчеловечность капиталистического строя, трагизм бытия американского народа показаны в его романах и новеллах с поразительной художественной силой._Но величие этого писателя-гуманиста не только в этом. В его статьях, публицистике, новеллах, написанных под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции, появляется надежда на избавление от власти капитала, создается образ человека-борца. Прогрессивная критика справедливо называет Драйзера «величайшей литературной фигурой Америки» XX века.

Часто путешествуя по Америке, Драйзер интересовался «славными битвами между трудом и капиталом», сочувствовал бастующим рабочим США. Он предсказывал повторение новой войны за независимость, он был уверен, что когда-нибудь демократическая Америка прозреет и поднимется на борьбу против финансовых воротил: «Дорогая, милая страна Янки! Когда я думаю о тебе, о всех твоих бедах и мечтах, я вынужден оплакивать свою судьбу и ломать руки. Но вы, вы — изобретатели предательств, бесчестных налогов и обременении, . которые слишком тяжело сносить, — берегитесь! Мои сограждане — простые души. Они поют простые песни, лелея сладкие мечты о жизни, любви, надежде. Не пробуждайте их, не давайте им заподозрить, не давайте им увидеть хоть часть тех гигантских надувательств и уверток, с помощью которых вы ими управляете, одурачиваете и обманываете их. Пусть они не знают, что их вера — мираж, их надежда — мираж, их любовь — мираж. Или вы увидите зажженные костры гнева… лагерь голодных, поднявших роковые знамена… Они будут жечь и убивать, но в огне их старых мечтаний родятся другие мечты, которые заставят осуществиться их старые иллюзии».

Теодор Драйзер скончался в пригороде Лос-Анджелеса в Голливуде 28 декабря 1945 года на 75-м году жизни. После себя он оставил богатое и разнообразное литературное наследие- романы, рассказы, очерки и статьи, биографические произведения. Помимо этого, в 1931 и 1951 годах в США режиссерами Джозефом фон Штернбергом и Джорджем Стивенсом по мотивам романа прозаика «Американская трагедия» были сняли фильмы. Также были экранизированы произведения писателя «Дженни Герхардт» (1933 год) и «Сестра Кэрри» (1952 год).

Библиография писателя :

Романы:
1900 – Сестра Керри
1911 – Дженни Герхардт
1912 – Финансист
1914 – Титан
1915 – Гений
1925 – Американская трагедия
1946 – Оплот
1947 – Стоик

Сборники рассказов:
1918 – Освобождение
1919 – 12 мужчин
1923 – Краски большого города
1927 – Цепи
1929 – Галерея женщин

Автобиографии:
1929 – Газетные будни
1931 – Заря

Публицистика:
1920
 – Бей, барабан
1928 – Драйзер смотрит на Россию
1931 – Трагическая Америка
1941 – Америку стоит спасать

Спасибо за внимание! Произведения Теодора Драйзера занимают почетное место на полках нашей библиотеки и всегда ждут своих читателей!

Филатова Е.А.