Здравствуйте, дорогие читатели!
Ежегодно 27 июля в России отмечается День памяти Михаила Юрьевича Лермонтова, выдающегося русского поэта, прозаика и драматурга, одного из самых талантливых представителей интеллигенции ХIХ века. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу тех, что принесли мировую славу русской литературе.
А он встаёт над волнами забвенья –
О, Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,
Ты был подобен молнии и тучам,
Бегущим по нетронутым путям…
К. Бальмонт
Памяти великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова мы посвящаем Литературное путешествие «А он встаёт над волнами забвенья».
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года. Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Михаил Юрьевич был необыкновенно одарённым человеком. Ему была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи. Он мог стать художником: его живописное наследие — работы маслом, акварели, рисунки. Он был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Писать он начал еще в отроческом возрасте. В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает склонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому и бурному. Лермонтов родился болезненным и все детские годы страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребёнке и необычайную нравственную энергию. В «Повести» признаётся влияние болезни на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой…». Когда Лермонтову было 10 лет, бабушка повезла его на Кавказ, на воды. Здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь; но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящая ему стихотворение «К Гению» (1829).
«Когда во тьме ночей мой, не смыкаясь, взор
Без цели бродит вкруг, прошедших дней укор
Когда зовет меня невольно к вспоминанью, —
Какому тяжкому я предаюсь мечтанью!..
О, сколько вдруг толпой теснится в грудь мою
И теней и любви свидетелей!.. Люблю!
Твержу, забывшись, им. Но, полный весь тоскою,
Неверной девы лик мелькает предо мною…
Так, счастье ведал я, и сладкий миг исчез,
Как гаснет блеск звезды падучей средь небес!
Но я тебя молю, мой неизменный Гений:
Дай раз еще любить! Дай жаром вдохновений
Согреться миг один, последний, и тогда
Пускай остынет пыл сердечный навсегда…»
Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями от Кавказа. «Горы кавказские для меня священны»,— писал Лермонтов. Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка.
Юношество поэта прошло в соседней, Саратовской губернии в селе Лесная Нееловка, где находилось поместье двоюродного деда М.Ю. Лермонтова, Афанасия Столыпина, видного участника Отечественной войны 1812 года. Исследователи полагают, что именно рассказы деда легли в основу известного стихотворения «Бородино». Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в начале 1837 года.
«Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой…»
Стихотворение посвящено 25-летию Бородинской битвы – крупнейшему сражению Отечественной войны 1812 года, в котором русская армия под командованием генерала Кутузова сражалась против французского войска во главе с Наполеоном I Бонапартом. «Бородино» стало одним из первых напечатанных произведений 23-летнего Лермонтова. Стихотворение было опубликовано в том же 1837 году в 6-м томе «Современника» – популярнейшего литературного журнала 30-60-х гг. XIX века.
Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 года. Природа щедро наделила его не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих коней, лица, пейзажи, скачку и кипение боя.
Стихотворения Лермонтова того времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. «Мой дух погас и состарился», — говорит он, и только «смутный памятник прошедших милых лет» ему «любезен». Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». Ему «мир земной тесен», порывы его «удручены ношей обманов», перед ним призрак преждевременной старости… В этих излияниях, конечно, много юношеской игры в страшные чувства и героические настроения, но в их основе лежат безусловно искренние огорчения юноши, несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью.
Многие из вас знают картину Ивана Шишкина «Одинокая сосна», написанная по мотивам стихотворения Лермонтова. Как и в стихотворении, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живёт.
«На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…»
Весь жизненный путь Лермонтова имел тесную связь с Кавказом. Поэт рано остался без матери, которую заменила бабушка. Она несколько раз возила болезненного мальчика на лечение в Кисловодск. Детские впечатление оставили очень яркие воспоминания в памяти Лермонтова. Под влиянием этих счастливых воспоминаний в 1830 г. поэт написал стихотворение «Кавказ». Лермонтову было все лишь 16 лет, но в нем уже проснулся незаурядный талант. Произведение поражает глубиной искреннего чувства. Поэт считает Кавказские горы своей второй родиной.
«Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ…»
Кавказу Лермонтов остался верен до конца дней. Поэт открывал его для русской литературы вслед за Пушкиным, Марлинским и другими.
Накануне вступления в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Лермонтов написал стихотворение «Парус»; «мятежный» парус, «просящий бури» в минуты невозмутимого покоя — это всё та же с детства неугомонная душа поэта.
«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
1832 г.
В детстве поэт не предполагал, что ему еще дважды предстоит посетить Кавказ, но уже не в качестве путешественника и гостя, а в роли осужденного преступника. Это наложит негативный отпечаток на его восприятие. В позднем творчестве Лермонтов уже не называет горы своей второй родиной. Они предстают далеким неведомым краем. Поэтому стихотворение «Кавказ» особенно ценно, так как отражает самые искренние и непосредственные впечатления поэта, не отягощенные страданиями и неудачами.
Жизнь Лермонтова круто изменилась в феврале 1837 года после гибели А.С. Пушкина. Поэту было всего 23 года, когда было написано стихотворение «Смерть поэта» — своеобразный «крик горя», «возмущения и совести».
«Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!..»
Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта, он стал одним из самых популярных писателей в России. «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова», — писал современник поэта. Но это стихотворение принесло Лермонтову горькую и непростую славу. Стихотворение «Смерть Поэта» (1837г.) оканчивалось сначала словами «И на устах его печать». Оно быстро распространилось «в списках», вызвало бурю в высшем обществе и новые похвалы Дантесу. Наконец, один из родственников Лермонтова, Н. Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому «джентльмену», как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк — «А вы, надменные потомки…». Последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам Император; за Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, близкий Императорской семье, кроме этого бабушка, имевшая светские связи, сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. 27 февраля 1837 г. корнет Лермонтов был переведён в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим вниманием: здесь были и страстное сочувствие, и затаённая вражда.
Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Поэт успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Кавказ обновил давнишние грёзы; создаются «Демон» и «Мцыри».
«Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры…»
И та, и другая поэма задуманы были давно. О «Демоне» поэт думал ещё в Москве, до поступления в университет, позже несколько раз начинал и переделывал поэму. В основе «Демона» лежит сознание одиночества среди всего мироздания. «Демон» — любимое создание поэта, и когда читаешь поэму, многое начинаешь понимать и в характере Лермонтова. Своего демона автор наделил собственным мироощущением, особенность лермонтовского «Демона» — глубокая внутренняя трагедия. Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете». Черты демонизма в творчестве Лермонтова: гордая душа, отчуждение от мира и презрение к мелким страстям и малодушию. Демону мир тесен и жалок; для Мцыри — мир ненавистен, потому что в нём нет воли, нет воплощения идеалов, воспитанных страстным воображением сына природы, нет исхода могучему пламени, с юных лет живущему в груди. «Мцыри» и «Демон» дополняют друг друга. Разница между ними — не психологическая, а внешняя, историческая. Демон богат опытом, он целые века наблюдал человечество — и научился презирать людей сознательно и равнодушно. Мцыри гибнет в цветущей молодости, в первом порыве к воле и счастью; но этот порыв до такой степени решителен и могуч, что юный узник успевает подняться до идеальной высоты демонизма. Несколько лет томительного рабства и одиночества, потом несколько часов восхищения свободой и величием природы подавили в нём голос человеческой слабости. Демоническое миросозерцание, стройное и логическое в речах Демона, у Мцыри — крик преждевременной агонии. Демонизм — общее поэтическое настроение, слагающееся из гнева и презрения; чем более зрелым становится талант поэта, тем реальнее выражается это настроение и аккорд разлагается на более частные, но зато и более определённые мотивы.
В основе «Думы» лежат те же лермонтовские чувства относительно «света» и «мира», но они направлены на осязательные, исторически точные общественные явления: «земля», столь надменно унижаемая Демоном, уступает место «нашему поколению», и мощные, но смутные картины и образы кавказской поэмы превращаются в жизненные типы и явления. Стихотворение «Дума» 1838 г. представляет собой суровый обличительный приговор поколению Лермонтова. В нем содержится скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели. После подавления восстания декабристов последовала незамедлительная реакция — небывалую власть и полномочия получила цензура, а все проявления независимости и самостоятельного мнения безжалостно искоренялись. Лермонтов считает, что такая ситуация самым пагубным образом отразилась на новом поколении, т.к. оно росло в условиях подавляющего личность гнета. Это воспитало в молодых людях постоянный страх за свое благополучие и задушило их возвышенные стремления.
«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…»
Очевидно, поэт быстро шёл к ясному реальному творчеству, задатки которого коренились в его поэтической природе; но не без влияния оставались и столкновения со всем окружающим. Именно они должны были намечать более определённые цели для гнева и сатиры поэта и постепенно превращать его в живописца общественных нравов.
В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!..»
Лермонтов часто высказывал в своих произведениях острые социальные и политические взгляды. Одним из наиболее сильных в этом плане является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Оно было создано поэтом в 1840 г., накануне поездки на Кавказ. Многие усматривают в нем предвидение Лермонтовым своей смерти, так как прощание с Родиной стало последним.
«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ…»
Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы роману «Герой нашего времени», в «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа и более полно описал ее в предисловии как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Лермонтов затрагивает и немало моральных проблем, что отражается в основной идее «Героя нашего времени». Через призму восприятия мира Печориным автор заостряет внимание читателей на понятиях добра и зла, ответственности, свободы выбора, места человека в жизни, любви и дружбы, поиск истинного себя и смысла жизни. Однако, двигаясь дальше, понимаем, что все в романе – и композиция, и несколько рассказчиков, знакомящих нас с главным героем, и отношения его с разными действующими лицами – часть замысла автора. Он стремится подвести нас к собственным выводам, где мы сможем глубже и вернее постичь суть произведения «Герой нашего времени».
В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил 26 стихов и две поэмы — «Мцыри» и «Песню про купца Калашникова».
“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” – историческая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, написанная им в 1837 году в народном стиле. Именно это лирическое произведение открывало первый сборник поэта, изданный при жизни. Фольклорный материал, привлекший Лермонтова, подвергается творческой переработке: мотивы, образы народной поэзии показывают быт и психологию нравов. Создать достоверную картину прошлого автору помогает язык изобразительно-выразительных средств, похожих на русскую песню. Уникальность этой поэмы в том, что по своему художественному своеобразию она стала единственной в своем роде: ни у Лермонтова, ни у прочих русских поэтов ничего подобного больше не создавалось. Таким образом, «Песня про купца Калашникова…» тесно связана с народным творчеством. От него идёт и самая форма «Песни…», и фигура Кирибеевича, выразителя бесшабашной удали и силы, страсти и своеволия, и образа Калашникова – борца за человеческое достоинство, олицетворяющего протест против произвола и своеволия. Первым оценил «Песню…» В.Г. Белинский, писавший: «Это произведение сделало известным имя автора, хотя оно явилось и без подписи этого имени. Спрашивали: кто такой безымянный поэт? Кто такой Лермонтов? Писал ли он что-нибудь кроме этой поэмы?» «Поэма Лермонтова – создание мужественное, зрелое и столь же художественное, сколько и народное».
За несколько месяцев до смерти Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу», которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том, что какие-то очень важные и знаковые события не оставили в душе поэта следа.
«Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…»
В начале января 1841 года Лермонтову дали два месяца отпуска, и он отправился в Москву, а оттуда — в Петербург. Он просил об отставке, однако у властей были другие виды на поэта. Весной 1841 года Лермонтов был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым, за которой последовала дуэль. Жизнь Лермонтова трагически оборвалась 15 июля (27 июля) 1841 года. Похороны великого поэта состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Бабушка поэта, Е. А. Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы. 23 апреля (5 мая) 1842 в фамильной часовне-усыпальнице состоялось погребение Лермонтова, рядом с могилами матери и деда.
Творения великого поэта живут и поныне. Михаил Лермонтов прожил короткую и яркую жизнь, но вся его жизнь и творчество – проявление могучего таланта и его безмятежной души, которые «слышали» и «видели» мир динамично, объемно, красочно. «Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей…» (В. Г. Белинский).
Предлагаем вашему вниманию книгу Бондаренко, В. Г. «Лермонтов. Мистический гений»
Книга Владимира Бондаренко – вдумчивое литературоведческое исследование, затрагивающее многочисленные загадки судьбы поэта. Но это не просто исследование – это новая концепция биографии Лермонтова, в которой сделана смелая попытка найти ключ к внутренней тайне поэта. Каково происхождение этого гения? Какой поступок совершил молодой офицер, из-за которого случилась дуэль? Почему после его гибели современники откровенно писали об убийстве Лермонтова, до поединка заявившего, что он не будет стрелять? Почему почти через много лет многие упорно оправдывают Мартынова? Почему в России недооценивают своих национальных гениев? На эти вопросы Бондаренко пытается найти ответы через самые сложные и далеко не всем известные нюансы биографии Лермонтова. Многие слышали о шотландских предках Лермонтова, но немногие знают, что это был за род и чем он знаменит. А многие ли задумывались, что при всём своём бунтарстве и мятежной натуре Лермонтов – один из самых религиозных русских поэтов? В. Бондаренко удалось по-новому взглянуть на многие обстоятельства жизни поэта, а также на события, приведшие к его гибели. Книга, имеющая подзаголовок «Мистический гений», впервые за много лет содержит попытки ответов на самые неоднозначные вопросы. Бондаренко сумел так подать материал, что без нового – а для кого-то и первого – прочтения стихов гениального юноши, величайшего русского поэта, его короткая блистательная жизнь, его загадочная личность останутся непонятыми, какими и остались они для большинства современников Лермонтова.
Бондаренко, В. Г. Лермонтов. Мистический гений / В. Г. Бондаренко. — Москва : Молодая гвардия, 2013. — 571, [4] с., [16] л. ил., портр. : ил. — (Жизнь замечательных людей. Малая серия : серия биографий / основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким ; вып. 50). — 16+. — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03638-3.
Все произведения великого русского поэта, а также литературу о нем вы сможете найти в нашей библиотеке. Приглашаем всех, кому дорого творчество Михаила Юрьевича Лермонтова и других творцов художественного слова.
Спасибо за внимание!
Куликова Н.В.